Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-STUDY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Трусов Сергей Викторович, Хусаенова Альбина Ауфатовна

Важный аспект образовательной составляющей Болонского процесса - внедрение в систему высшего образования самостоятельной работы студентов, которую можно трактовать как деятельность по рациональному усвоению и углублению знаний, развитию ключевых компетенций; а также как средство активизации обучающихся и их индивидуализации. Перечисленное имеет существенное значение тогда, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации как фактора поступательного развития личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Трусов Сергей Викторович, Хусаенова Альбина Ауфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING HEALTH EDUCATIONAL INSTITUTIONS HIGHER EDUCATION AS A STATE ACCREDITATION CRITERIA

An important aspect of the educational component of the Bologna process - the introduction of the higher education system of independent work of students, which can be regarded as an activity for the rational assimilation and deepening of knowledge, the development of key competencies; as well as means of activization of students and their individualization. The items listed are essential when it comes to the need to form a self-organizing skills as a factor in the progressive development of the whole person.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ»

А.Ф. Амиров, С.В. Трусов, А.А. Хусаенова ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Ключевые слова: образование, самостоятельная работа, образовательный процесс, аккредитация.

Аннотация: Важный аспект образовательной составляющей Болонского процесса - внедрение в систему высшего образования самостоятельной работы студентов, которую можно трактовать как деятельность по рациональному усвоению и углублению знаний, развитию ключевых компетенций; а также как средство активизации обучающихся и их индивидуализации. Перечисленное имеет существенное значение тогда, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации как фактора поступательного развития личности в целом.

В федеральных государственных образовательных стандартах, устанавливающих общие требования к основным профессиональным образовательным программам в высшей школе, впервые затронуто понятие «академические часы», в рамках которого раскрывается объем учебной нагрузки студентов, включающий аудиторные часы и часы, отведенные на выполнение самостоятельной работы. Получив легитимное основание для реализации самостоятельной работы, высшая школа поставила перед собой задачу повышения эффективности и увеличения продуктивности самостоятельной работы студентов. Современные представления и требования позволяют рассматривать ее как особую педагогическую конструкцию с учебно-познавательными задачами с конкретным содержанием форм, типов и видов самостоятельной работы. Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации и индивидуализации обучающихся, что важно в случае, если речь идет о формировании навыков самоорганизации (как фактора поступательного развития личности).

Рассматривая данный феномен как активный вид познавательной деятельности, напомним, что самостоятельная работа обладает такими признаками, как самостоятельный поиск, самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, анализ полученной информации, установление студентом ритма работы и бюджета времени на изучение выдвинутых вопросов и поставленных задач. Например, русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев, являясь сторонником развивающего обучения, считал, что повышение эффективности обучения состоит в саморазвитии личности ученика. Данное утверждение весьма актуально сегодня, так как профессиональное образование, начавшись в вузе, переходит в самообразование, а для некоторых выпускников вуза - и в фазу непрерывного образования [4].

Вместе с тем, учитывая, что одним из путей повышения качества подготовки специалистов является переориентация образовательного процесса с трансляции знаний и опыта на обучение студентов навыкам самостоятельного приобретения и преобразования знаний, основное внимание педагогов вуза в плане реализации ФГОС направлено на совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов [2]. Такая деятельность играет значительную роль в развитии познавательной активности, готовности к самообразованию в течение всей жизни; способствует развитию творческой мотивации, самоорганизации, инициативы.

Учитывая специфику медицинского вуза, полагаем, что подготовку будущего врача следует рассматривать как способ формирования его профессионального потенциала, включающего интеллектуальную мобильность, умение аналитически мыслить, интерпретировать полученную информацию и самостоятельно работать над совершенствованием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В том числе как важнейшее средство повышения профессионально-познавательной активности будущих врачей: именно в процессе самостоятельной работы проявляется творческая мотивация студента, целеполагание и целенаправленность, индивидуализация стиля учебной и учеб-

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(64), В016 ааааааё

но-исследовательской деятельности, самоактуализация, самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль, самоуправление, саморазвитие и другие важные личностные качества, то есть все те качества, которые необходимы для первоначального освоения практического опыта на этапе вузовского периода подготовки врача.

Заявленная в образовательных стандартах образования самостоятельная работа студентов, обязательная и обеспеченная определенным объемом учебной нагрузки, нуждается в соответствующем педагогическом сопровождении и методическом обеспечении. Таким образом, данный вид работы обучающихся необходимо соотносить с организующей ролью преподавателя, предполагающей постоянный мониторинг процесса самостоятельной деятельности студента. Правильно организованная самостоятельная работа непременно сопровождается усложнением и увеличением трудоемкости, что обеспечивает ее развивающий характер. Понимание сущности различных видов самостоятельной работы, в зависимости от функционального назначения, позволяет планировать и использовать самостоятельную деятельность студентов как оптимальное средство обучения и развития. Безусловно, при этом необходимо также учитывать и предпочтения студентов в плане организации и содержания работы.

С этой целью нами периодически проводится анкетирование студентов, первое из которых было организовано еще в 2010 году [3]. На основании результатов анкетирования трехсот старшекурсников лечебного и педиатрического факультетов выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами - 72,9 %; производственная практика - 60,2 %; непосредственное общение с больными - 49,5 %.

В университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы - так считают 61,8 % респондентов. По мнению студентов (54 %) в организации самообразовательной учебной деятельности большое внимание должно быть уделено совершенствованию форм и методов самостоятельной работы, более широкое использование компьютерных технологий - 31 %.

Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия: четкое планирование и контроль за данным видом деятельности - 52,2 %; повышение требования со стороны преподавателя за выполнением самостоятельной работы - 42,1 %; полное изложение преподавателем учебного материала - 38,1 %.

В понимании студентов самостоятельная работа может быть трех видов: выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию - 40 %; самостоятельно под контролем преподавателя - 31 % или как форма самостоятельной учебной деятельности без консультативной помощи преподавателя - 29 %.

Каждый из предложенных видов деятельности, по мнению студентов, является приемлемым, однако большинство из них - 66,4 % желают самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.

Для плодотворной самостоятельной работы студентов необходим контроль со стороны педагога как один из важных мотивирующих факторов - так считают 38 % респондентов.

Сложившийся традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, который реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, отвечает требованиям к уровню подготовки врачей. При этом 24 % студентов считают организацию эффективной самостоятельной работы значительным резервом повышения качества процесса обучения.

По мнению большинства респондентов - 54 % необходимо совершенствовать формы и методы обучения, более широко использовать на занятиях современные информационные технологии - 31 %.

Учебный процесс в университете достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы - так

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

считают 78,2 % студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний, такие как лекционные материалы - 69,5 %, рекомендуемые учебники - 72 % и методические разработки преподавателей - 47,8 %.

По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность -64,2%; выделять дополнительное время на ее проведение - 40,1 % и уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки - 41,8 %.

Важно отметить, что большинство опрошенных студентов - 68,7 % хотят постоянно пополнять свои знания, эффективно используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.

Как средству преодоления трудностей в самостоятельной работе большое значение студенты придают собственным усилиям и упорству - 70 % и помощи преподавателей -51 %. Чаще всего они обращаются к ней по следующим вопросам: как овладеть практическими навыками врачебной деятельности - 62,5 %, как успешно решать ситуационные задачи - 37,4 %, как планировать и организовывать самостоятельную работу - 14,3 %. Большинство студентов - 87,6 % считают, что самостоятельная работа является непременным условием будущей успешной профессиональной деятельности врача. Благодаря самостоятельной работе можно сформировать профессионально важные качества, а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности врача - так считают 83 % студентов.

Результаты проведенного анкетирования послужили важной основой для разработки эффективных форм и методов проведения и рационального планирования самостоятельной работы студентов. При выполнении исследовательской работы в рамках межвузовского сотрудничества с Самарским государственным медицинским университетом, нами совместно подготовлен и реализован в образовательном процессе двух медицинских вузов комплект учебных и методических пособий для преподавателей по вопросам организации самостоятельной работы [1].

Результаты опросов студентов подтвердили также, что стремление к самостоятельности - фундаментальная потребность личности в самообучении, самоуправлении, саморазвитии, так как самостоятельная работа студентов - это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными потребностями, уровнем базового образования, опытом и специально созданными организационными условиями. Исследование позволяет сделать вывод, что эффективность реализации самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации личности студента; самостоятельную же работу следует рассматривать как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную управляемую познавательную деятельность, средство ее психологической, педагогической и логической организации. В современных условиях самостоятельная работа определяется как особый вид познавательной деятельности студентов, осуществляемой под непосредственным педагогическим управлением (и контролем) преподавателя. В этом случае самостоятельная работа состоит в мотивации самого студента и активизации его познавательной деятельности, включает в себя мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, индивидуально-волевой, процессуально-деятельностный компоненты, позволяет сочетать когнитивный и компетентностный подходы. Последние, согласно существующим положениям, фактор личностного комплексного развития способностей будущего специалиста, дополняемый разработанными личностно развивающими компонентами, обеспечивающими высокую технологичность самостоятельной работы студентов.

В соответствии с разработанной концепцией, самостоятельная работа студентов инициируется дидактически значимыми факторами, отражаемыми в содержательном и организационно-процессуальном компонентах, обеспечивающих реализацию способностей студентов при решении учебно-профессиональных задач. Критериями их оценки выступают

педагогический журнпл спшкортостпнп м 3(64), sota sSsSaas

уровни проявления познавательных, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и специальных способностей студентов, а также уровни их самореализации в процессе самостоятельной работы.

С целью инициирования познавательной деятельности студентов преподаватель должен сформировать дидактические цели самостоятельной работы и подобрать систему познавательных задач (дидактическая цель и познавательные задачи, предлагаемые для каждого конкретного вида и типа самостоятельной работы, обеспечивают регуляцию познавательной активности студентов).

Для формирования мотивации необходимо создать следующие условия:

- познавательный интерес студентов (посредством соответствующего построения содержания заданий для самостоятельной работы);

- потребности студентов в самостоятельной работе (через осознание ее значимости;

- педагогические и методические требования к самостоятельной работе);

- учет уровня общего развития и индивидуальных особенностей.

При таком подходе, поначалу управляемая и направляемая, самостоятельная работа студентов способствует развитию готовности к постоянному самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию.

Повышение роли самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования при проведении различных видов учебных занятий предполагает: оптимизацию методов обучения, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения, активное использование информационных технологий; широкое внедрение тестирования; совершенствование методики проведения практических занятий и научно- исследовательской работы студентов.

Выполнение самостоятельной работы осуществляется с целью систематизации и закрепления теоретических знаний; совершенствования компетенций; активизации познавательной деятельности; саморазвития, самореализации. Правильно поставленная, хорошо организованная, эффективно контролируемая и управляемая самостоятельная работа достигает конечной цели - качественной подготовки специалистов, что является предметом государственной аккредитации образовательных программ.

Таким образом, понятие «самостоятельная работа» расширяется и может быть интерпретировано как многозначная открытая система осознанной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей психологическую самомотивацию и саморегуляцию, индивидуально-личностное развитие и саморазвитие студента.

1. Амиров, А.Ф., Аввакумова, Н.П., Гаранина, Р.М., Гаранин, А.А. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе : учебно-методическое пособие для преподавателей [Текст] / сост. А.Ф. Амиров, Р.М. Гаранина. -Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. - 44 с.

2. Башмакова, Н.И. Мировые тенденции высшего образования в XXI веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ [Текст] // Высшее образование сегодня. № 11. 2007. С.28-30.

3. Коновалова, С.В., Амиров, А.Ф., Коновалова, Г.М. Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах [Текст] // Медицинский вестник Башкортостана. 2010. - № 2. С.105-107.

4. Хусаенова, А.А., Амиров, А.Ф., Насретдинова, Л.М., Богданов, Р.Р. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО // Педагогика высшей школы. - 2015. - №1. - С. 28-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.