Хотя участники зачастую меняются, и в тоже время их деятельность может быть от полного участия до эпизодического вовлечения в волонтёрскую деятельность.
Поэтому исполнение гражданского долга через волонтёр-ство может превратиться в осознанную деятельность волонтёра через систему гражданских требований общества и государства.
Известно, что волонтёрская деятельность в России отстает от других стран. Объяснить это можно значительной степенью невысокой доли бюджетного государственного финансирования некоммерческих организаций (НКО).
Например, исследования, Boston Consulting Group, показали, что Россия финансирует НКО в 2-3 раза, чем финансируются они за рубежом.
При этом разработки программы поддержки Социально ориентированных НКО (СО НКО) показали, что снижение социальных напряженностей в обществе, обусловлено увеличением финансирования, так как прямой бюджетный вклад эффективен за счет увеличения числа волонтёров, а отсюда и суммарное увеличение вклада в ВВП.
Также увеличивается гражданская ответственность волонтёров, которая определяется органичным свойством личности. Развивается способность личности волонтёров к самоконтролю.
Проявление гражданской активности в волонтёрской деятельности у человека осуществляется решением общественно значимых задач, где основой будет являться уважение законов государства без ущемления чувства личной свободы [9;С. 120].
Поэтому государственные финансирования волонтёрских организаций могут являться материальной базой любых волонтёрских движений.
Библиографический список
Конечно это в большинстве случаев единовременные и однократные государственные выплаты.
Например, в России уже существует Благотворительный фонд помощи детям (онкогематологические и иные тяжелые заболевания «Подари жизнь»).
Хочется отметить, что деятельность этого фонда не финансируется государством постоянно. При этом существует он уже давно.
Также государством был выделен однократный грант на работу по добровольному безвозмездному донорству в 2010 году. Финансы выдавались Общественной палатой, в размере гранта, который составил 700 тыс. руб.
Хотя основное финансирование и другие нужды фонд покрывает своими силами, привлекая благотворителей и волонтёрскую помощь.
Таким образом, анализ представленных современных теорий волонтёрской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтёрских инициатив при эффективной организации волонтёрской деятельности.
Современные теории волонтёрской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтёрской деятельности сегодня.
Актуальность волонтёрской деятельности в современном мире очевидна. Её необходимо признать, не как составляющая гражданского общества, а как государственное необходимое сообщество, особенно в воспитании учащейся молодёжи.
1. Певная М.В. Значение волонтёрства в профессионализации социальной работы в идеологии гражданского общества. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2012; 2 (26).
2. Bochove van M. Reconstructing the professional domain: Boundary work of professionals and volunteers in the context of social service reform [Electronic resource]. Current Sociology. 2016; the 16-th of November.
3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ. Париж, 14 сентября 1990 года. (Декларация была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев).
4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Образовательная программа «Проектная деятельность добровольца» Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2014». Воспитание школьников. 2015; № 8: 48 - 57; № 9: 55.
5. Рябкова Н.И. Общероссийская конференция «Стратегия развития добровольчества в России-2020. Дорожная карта» о волонтёрском/добровольческом движении - одном из направлений социально-экономического развития России. Волонтёр. 2014; 1 (9).
6. Шапка Е.В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная работа? Волонтёр. 2012; 3-4.
7. Холина О.И. Институциализация волонтёрства в структуру российского гражданского общества: монография. О.И. Холина. Российский гос. социальный ун-т; Армавирский ин-т социального образования. Москва: ЦИУМиНЛ, 2013.
8. Институт волонтёрства: теоретические и практические аспекты организации в Российской Федерации: монография. Г.М. Романова и др. Под общей редакцией М.А. Мазниченко. Сочи: СГУ, 2013.
9. Курина В.А., Гацук С.Ю. Развитие волонтёрского движения в социальной работе: теория и практический опыт. Самара: Самарская гос. акад. культуры и искусств, 2014.
References
1. Pevnaya M.V. Znachenie volonterstva v professionalizacii social'noj raboty v ideologii grazhdanskogo obschestva. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Social'nye nauki». Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NNGU, 2012; 2 (26).
2. Bochove van M. Reconstructing the professional domain: Boundary work of professionals and volunteers in the context of social service reform [Electronic resource]. Current Sociology. 2016; the 16-th of November.
3. VSEOBSchAYa DEKLARACIYa DOBROVOL"CEV. Parizh, 14 sentyabrya 1990 goda. (Deklaraciya byla prinyata na 11-m Kongresse Mezhdunarodnoj Associacii Dobrovol'cev).
4. Popova S.Yu., Pronina E.V. Obrazovatel'naya programma «Proektnaya deyatel'nost' dobrovol'ca» Vserossijskogo molodezhnogo foruma «Seliger-2014». Vospitanie shkol'nikov. 2015; № 8: 48 - 57; № 9: 55.
5. Ryabkova N.I. Obscherossijskaya konferenciya «Strategiya razvitiya dobrovol'chestva v Rossii-2020. Dorozhnaya karta» o volonterskom/ dobrovol'cheskom dvizhenii - odnom iz napravlenij social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Volonter. 2014; 1 (9).
6. Shapka E.V. Volonterstvo segodnya: modnyj trend ili polnocennaya rabota? Volonter. 2012; 3-4.
7. Holina O.I. Institucializaciya volonterstva v strukturu rossijskogo grazhdanskogo obschestva: monografiya. O.I. Holina. Rossijskij gos. social'nyj un-t; Armavirskij in-t social'nogo obrazovaniya. Moskva: ClUMiNL, 2013.
8. Institut volonterstva: teoreticheskie iprakticheskie aspekty organizacii vRossijskojFederacii: monografiya. G.M. Romanova i dr. Pod obschej redakciej M.A. Maznichenko. Sochi: SGU, 2013.
9. Kurina V.A., Gacuk S.Yu. Razvitie volonterskogo dvizheniya vsocial'nojrabote: teoriya iprakticheskij opyt. Samara: Samarskaya gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.
Статья поступила в редакцию 13.07.17
УДК 378
Nad I.Yu., MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF BACHELERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article deals with teaching a discipline "Methods of educational and research activity of schoolchildren in the field of environmental safety". The tasks for independent work of students are offered. The possibilities of this discipline for the formation of professional competencies in bachelors of education in the field of life safety are shown. The paper describes sections of this discipline and the contents of
independent work of bachelors in the process of its studying. The author comes to the conclusion that the organization of independent work of bachelors contributes to the formation of readiness to carry out pedagogical activity.
Key words: possibility of a discipline to form professional competencies, tasks for independent work, willingness to design and organize extracurricular activities.
И.Ю. Надь, магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается реализация дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности». Предложены задания для самостоятельной работы студентов. Показаны возможности дисциплины для формирования профессиональных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. В работе описываются разделы дисциплины, содержание самостоятельной работы бакалавров в процессе ее изучения. Автор приходит к выводу, что организация самостоятельной работы бакалавров способствует формированию готовности осуществлять педагогическую деятельность.
Ключевые слова: возможности дисциплины для формирования профессиональных компетенций, задания для самостоятельной работы, готовность проектировать и организовывать внеурочную деятельность.
Развитие высшего педагогического образования на современном этапе, связанное с реализацией ФГОС высшего и общего образования определяет новые цели, ориентированные на применение эффективных технологий для развития и улучшения учебно-воспитательного процесса. Это не только усвоение знаний и умений из предметных областей, но и способность к приобретению и развитию профессиональных компетенций. Изучение работ [1; 2; 3; 4], посвящённых формированию и развитию предметных компетенций студентов активизирует проблему формирования профессиональных компетенций бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Направлением решения указанной проблемы является разработка и реализация дисциплин, способствующих развитию у студентов готовности проектировать и организовывать внеурочную деятельность школьников исследовательской направленности.
В связи с нарастающими экологическими проблемами в современном мире, особое место в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности занимают вопросы экологической безопасности [5, с. 84]. Реализация ФГОС общего образования в школах и усиление влияния экологических факторов на здоровье человека ставит задачу перед системой педагогического образования в проектирования и апробирования курса, изучение которого будет способствовать к готовности будущих педагогов организовывать и проводить учебно-исследовательскую работу школьников по экологической безопасности. В настоящее время на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им А.И. Герцена бакалавры профиля «Образования в области безопасности жизнедеятельности» изучают дисциплину «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности». Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов системы знаний, способов деятельности по методике организации исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности и готовности осуществлять исследовательскую деятельность школьников на урочных и внеклассных занятиях.
В содержании дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности» включены следующие разделы: «Концептуальные основы исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности», «Организация учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности на уроках», «Проектирование исследовательской работы школьников во внеклассной работе по экологической безопасности».
В разделе «Концептуальные основы исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности» раскрываются:
- особенности организации исследовательской работы как направление развития общего образования;
- цели и задачи исследовательской работы в области безопасности жизнедеятельности;
- этапы становления и развитие исследовательской работы в развитии отечественной и зарубежной школы;
- особенности нормативно-правовой базы обеспечения организации исследовательской работы в области безопасности жизнедеятельности.
В разделе «Организация учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности на уроках» изучаются:
- организация и проведение учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности;
- модели организации учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности;
- технологии организации учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности;
- особенности взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в организации учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности.
В последующем разделе программы «Проектирование исследовательской работы школьников во внеклассной работе по экологической безопасности» изучаются:
- этапы организации в школе исследовательской работы школьников во внеклассной работе по экологической безопасности;
- технологии информационного сопровождения учебно-исследовательской работы по экологической безопасности;
- разработка инструментария информационного сопровождения исследовательской работы по экологической безопасности (сайт, буклет и др.);
- проектирование информационной образовательной среды исследовательской работы в области экологической безопасности;
- содержание исследовательской работы школьников на внеклассных занятиях по экологической безопасности.
Достаточно большое значение в содержании курса уделяется:
- специфике содержания и организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях при изучении вопросов экологической безопасности;
- психофизиологическим особенностям обучающихся и методам осуществления педагогического взаимодействия;
- современному состоянию исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности;
- роли исследовательской работы в области безопасности жизнедеятельности в организации урочной и внеучебной деятельности школьников;
- требованиям к содержанию исследовательской работы по безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности;
- условиям применения образовательных технологий в исследовательской работе школьников в процессе урочных и внеклассных занятиях при рассмотрении вопросов экологической безопасности.
Необходимо отметить, что многие исследователи (С.В. Абрамова, Н.О. Верещагина, О.Г. Роговая, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Н.Л. Стефанова и другие) подчеркивают важность формирования предметных компетенций, как важную составляющую подготовки бакалавров и магистров, что позволяет нам конкретизировать компетенции, формируемые при изучении дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности»:
- готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- способность руководить исследовательской деятельности учащихся по различным вопросам экологической безопасности;
- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях получения научных знаний по экологической безопасности.
- способность нести ответственность за результаты своей педагогической, культурно-просветительской и проектной деятельности;
Важным направлением в процессе изучения дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности» является организация
Таблица 1
Содержание самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности»
Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Формируемые компетенции
Организация исследовательской работы школьников как направление развития общего образования. - составление аннотируемого каталога периодических изданий по исследовательской работе школьников по безопасности жизнедеятельности; - составление опорных конспектов по периодическим изданиям по организации исследовательской работы школьников; - подготовка эссе по выбранной теме; - готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
История становления и развития исследовательской работы школьников. Зарубежный и отечественный опыт - изучение Интернет-ресурсов с целью составления характеристики основных этапов становления и развития исследовательской работы школьников по безопасности жизнедеятельности; - подготовка теоретического обзора с презентацией по выбранному этапу методики; - подготовка сообщения, отражающего вопросы организации исследовательской работы школьников в мировой практике обучения; - подготовка сообщения об исследователе в области организации исследовательской работы школьников по безопасности жизнедеятельности - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
Организация и проведение учебно-исследовательской работы школьников в экологической безопасности подготовка сравнительного анализа программ по организации исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности в различных типах образовательных учреждений; - изучение содержания программ и учебников ОБЖ с целью определения возможностей использования образовательных технологий при организации учебно-исследовательской работы на уроках; - разработка содержания вариативных исследовательских заданий по выбранной теме и классификации; - проектирование конспектов учебных занятий с использованием образовательных технологий при организации учебно-исследовательской деятельности; - разработка эмпирического материала по исследуемой проблеме - способность руководить исследовательской деятельности учащихся по различным вопросам экологической безопасности;
Модели организации учебно-исследовательской работы школьников в области безопасности жизнедеятельности - изучение программ учреждений дополнительного образования с целью определения компонентов исследовательской работы по экологической безопасности; - составление сравнительного анализа планов организации учебно-исследовательской работы образовательных учреждений; - анализ опыта образовательных учреждений различных типов по исследуемой проблеме с использованием Интернет-ресурсов; - составление картотеки электронных ресурсов по выбранной теме; - способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях получения научных знаний по экологической безопасности.
Нормативно-правовая база обеспечения организации исследовательской работы школьников во внеучебной деятельности в области безопасности жизнедеятельности - изучение нормативных документов с составлением опорных конспектов; - изучение нормативных документов с целью составления аналитической справки; - изучение Интернет-ресурсов по выбранной теме и составление аннотированного каталога; - составление опорных конспектов по периодическим изданиям по выбранной тематике; - подготовка реферата по выбранной теме - способность нести ответственность за результаты своей педагогической, культурно-просветительской и проектной деятельности;
самостоятельной работы бакалавров. Содержание самостоятельной работы в процессе изучения указанной дисциплины включает следующие виды работ: выполнение индивидуальных заданий к практическим занятиям, изучение учебной и методической литературы, составление аннотаций и каталогов, анализ документов, регламентирующих новые направления в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности, проведение исследований в условиях образовательных учреждений различных видов. Содержание самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения дисциплины «Методика учебно-ис-
Библиографический список
следовательской деятельности школьников в области экологической безопасности» по отдельным темам представлено в таблице.
Следовательно, организация самостоятельной работы бакалавров при изучении дисциплины «Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности» способствует формированию готовности полноценно осуществлять педагогическую, проектную и культурно-просветительскую деятельности в образовательных учреждениях различных типов.
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н.. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности. Современные проблемы науки и образования. 2011; 6: 158.
2. Попова Р.И.. Формирование методических компетенций магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Научное мнение. 2012; 4:86 - 92.
3. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися. Мир науки, культуры, образования. 2011; 5: 63 - 66.
4. Станкевич П.В., Попова Р.И., Киселева Э.М. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; 11: 177 - 186.
5. Попова Р.И., Елизарова И.С., Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности. Высшее образование сегодня. 2011; 4: 83 - 86.
References
1. Abramova S.V., Boyarov E.N.. Metodologicheskie osnovy podgotovki specialista obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011; 6: 158.
2. Popova R.I.. Formirovanie metodicheskih kompetencij magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Nauchnoe mnenie. 2012; 4:86 - 92.
3. Popova R.I., Silakova O.V. Metodicheskaya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti k organizacii vneklassnoj raboty s uchaschimisya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 5: 63 - 66.
4. Stankevich P.V., Popova R.I., Kiseleva 'E.M. Strategiya formirovaniya specializirovannyh magisterskih programm v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; 11: 177 - 186.
5. Popova R.I., Elizarova I.S., Osobennosti metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneklassnoj raboty s uchaschimisya po 'ekologicheskoj bezopasnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011; 4: 83 - 86.
Статья поступила в редакцию 12.07.17
УДК 378
Nazarova O.V., senior teacher, Stavropol branch of Moscow State Pedagogical University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER. The article describes the main approaches to the study of professional activity of the designer. The research is based on the analysis that formulates the concept of "professional activity of the designer". Using the subjective approach to the analysis of professional activity of the designer, highlighted, grouped, and displayed the most important qualities of a designer for the successful implementation of professional activities. The paper discusses the place and role of the main approaches to the study of professional activity of the designer. The author concludes that the subject-activity approach characterizes the designer as a subject of professional activity. His subjectivity manifests a qualitatively defined way to self-organization, self-regulation, harmonization of internal and external conditions of activity.
Key words: professional activities of designers, approach, qualities of a designer.
О.В. Назарова, ст. преп., Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал,
г Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА
В статье рассмотрены основные подходы к исследованию профессиональной деятельности дизайнера. На основании анализа сформулировано понятие «профессиональная деятельность дизайнера». На основе субъектного подхода к анализу профессиональной деятельности дизайнера, выделены, сгруппированы и представлены наиболее значимые качества дизайнера для успешного осуществления профессиональной деятельности. В работе рассмотрено место и роль основных подходов к исследованию профессиональной деятельности дизайнера. Автор делает вывод о том, что субъектно-дея-тельностный подход характеризует дизайнера как субъекта профессиональной деятельности. При этом его субъектность проявляется как качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность дизайнера, подход, качества дизайнера.
Проблема деятельности человека уходит своими корнями к трудам представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Л. Фейербах и д.). В созданном ими учении феномен деятельности представлен как форма бытия и способ существования человека.
В современных философских источниках [1] деятельность рассматривается как способ существования человека и общества в целом, который обеспечивает удовлетворение естественных человеческих потребностей, выступает фактором духовного
развития человека, формой и условием реализации его культурных запросов, сферой реализации личностного потенциала, источником познания и преобразования окружающей действительности.
Наиболее глубоко сущность, значение и структура человеческой деятельности вскрыты в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).