Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / занятия / познавательная деятельность. / game / classes / cognitive activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильичева Светлана Анатольевна, Хохулина Нина Михайловна, Шаповалова Татьяна Ивановна, Русакова Наталья Сергеевна

в статье описаны возможности организации разновозрастного взаимодействия детей в процессе решения познавательных задач, рассмотрены ее практическое значение и возможные результаты реализации. Также особое внимание уделено роли воспитателя в координации разновозрастного объединения дошкольников, а также представлены примеры познавательных задач, которые могут быть предложены детям для совместного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильичева Светлана Анатольевна, Хохулина Нина Михайловна, Шаповалова Татьяна Ивановна, Русакова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DIFFERENT-AGE INTERACTION OF PRESCHOOLERS IN COGNITIVE ACTIVITY

the article describes the possibilities of organizing the interaction of children of different ages in the process of solving cognitive tasks, its practical significance and possible results of implementation are considered. Special attention is also paid to the role of the educator in coordinating the association of preschoolers of different ages, and examples of cognitive tasks that can be offered to children for joint solution are also presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ильичева С.А.1, Хохулина Н.М.2, Шаповалова Т.И.3, Русакова Н.С.4

1Ильичева Светлана Анатольевна - воспитатель, 2Хохулина Нина Михайловна - воспитатель, 3Шаповалова Татьяна Ивановна - старший воспитатель, 4Русакова Наталья Сергеевна - музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье описаны возможности организации разновозрастного взаимодействия детей в процессе решения познавательных задач, рассмотрены ее практическое значение и возможные результаты реализации. Также особое внимание уделено роли воспитателя в координации разновозрастного объединения дошкольников, а также представлены примеры познавательных задач, которые могут быть предложены детям для совместного решения.

Ключевые слова: игра, занятия, познавательная деятельность.

ORGANIZATION OF DIFFERENT-AGE INTERACTION OF PRESCHOOLERS IN

COGNITIVE ACTIVITY Ilyicheva S.A.1, Khokhulina N.M.2, Shapovalova T.I.3, Rusakova N.S.4

1 Ilyicheva Svetlana Anatolyevna - educator,

2 Khokhulina Nina Mikhailovna - educator, 3Shapovalova Tatiana Ivanovna - senior educator,

4Rusakova Natalia Sergeevna - music director, Municipal preschool educational institution "Kindergarten of general development type No. 27, Razumnoye settlement, Belgorod district, Belgorod region

Abstract: the article describes the possibilities of organizing the interaction of children of different ages in the process of solving cognitive tasks, its practical significance and possible results of implementation are considered. Special attention is also paid to the role of the educator in coordinating the association of preschoolers of different ages, and examples of cognitive tasks that can be offered to children for joint solution are also presented. Keywords: game, classes, cognitive activity.

В Концепции модернизации российского образования преобладает «ориентация не только на усвоение ребенком определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В частности, младшие школьники испытывают трудности при самостоятельном определении цели деятельности, путей ее достижения, последовательности действий для решения учебной задачи, а также при использовании имеющегося опыта познавательной деятельности в реальной жизни. В разновозрастной группе индивидуальное общение особенно важно. Если воспитатель обращает мало внимания на отношения в разновозрастной группе, то это приведет к негативным последствиям. Стремясь способствовать выработке партнерских отношений в деятельности, воспитатель должен принять во внимание: 1) объединяя детей для совместной деятельности ориентироваться, прежде всего, на их желание; 2) если подгруппа, состоящая из детей разного возраста, выполняет одну задачу, следует помогать определить вклад каждого в общее дело; 3) обсуждая результаты работы, стоит отметить, что успеха удалось добиться благодаря совместной работе всех членов команды; 4) подчеркивать, что чрезвычайно результативной является работа детей в парах: младший и старший ребенок. Таким образом, пытаясь организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, целесообразно учитывать прежде внутреннюю мотивацию каждого ребенка, его потребности, интересы, эмоции.

Итак, правильно организованное общение детей между собой оказывает большое влияние на их психическое развитие. Отношения старших детей с младшими способствуют формированию товарищеских взаимоотношений, взаимопомощи. Общение детей - важный фактор развития речи, мышления и т.д. Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Особое значение приобретает пример старших для младших. Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия. Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как

форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся. Желательно сотрудничество старших с младшими в вечерах загадок. Старшим доступны более сложные загадки, чем малышам. Наблюдение и посильное участие в этой деятельности создают благоприятную почву для дальнейшего развития всех детей. Всё это дает ожидаемые результаты. Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Однако следует сказать, что, хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие. В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Наиболее эффективным это сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях. Совместная деятельность детей разного возраста предоставляет им конкретные образцы поведения, возможность подражать этим образцам, что так- же способствует развитию осознания детьми своей деятельности. Таким образом, разновозрастное взаимодействие детей может стать основой такой развивающей работы с дошкольниками, которая оптимизирует становление предпосылок осознанности деятельности. Итогом реализации разновозрастного взаимодействия станет более качественная подготовка детей к школьному обучению, что способствует повышению продуктивности образовательного процесса в целом. В процессе организации познавательной деятельности детей разного возраста задачей воспитателя являются подбор проблемных задач для совместного решения, а также координация процесса взаимодействия. Следовательно, если педагог сумеет правильно установить отношения между детьми, организовать занятия и различные виды деятельности в разновозрастной группе, дошкольникам будет интереснее, чем среди сверстников. Главное, чтобы каждый член детской группы чувствовал себя на своем месте и понимал, что его любят, уважают, без него будут скучать, а он будет скучать без друзей. Разновозрастное взаимодействие также способствует развитию критической функции мышления, разносторонних представлений об окружающем мире, способностей к самостоятельному решению познавательных задач и нахождению путей преодоления возможных проблемных ситуаций. Таким образом, организация разновозрастного взаимодействия позволит в рамках дошкольных учреждений оптимизировать всестороннее развитие детей и повысить возможности их подготовки к школе.

Список литературы

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: Монография. Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев: Випол, 1993.

3. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 2013 №10.

4. Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.