Научная статья на тему 'Организация распределительной логистики на предприятии'

Организация распределительной логистики на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3031
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ / ОПЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ЦЕНТРЫ ТЯЖЕСТИ / МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗМЕЩЕНИЯ СКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова В.А.

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы организации распределительной логистики на предприятии. Также в данной статье рассмотрены методы решения задач размещения складов-распределителей, непосредственно способствующие рациональной организации распределительной логистики, деятельность компаний физического распределения и центры тяжести данного распределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация распределительной логистики на предприятии»

УДК 656

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ логистики на предприятии

Денисова В. А.

РУТ (МИИТ)

Б01: 10.31618/ЕБи.2413-9335.2019.9.61.75

АННОТАЦИЯ.

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы организации распределительной логистики на предприятии. Также в данной статье рассмотрены методы решения задач размещения складов-распределителей, непосредственно способствующие рациональной организации распределительной логистики, деятельность компаний физического распределения и центры тяжести данного распределения.

Ключевые слова: распределительная логистика, задачи распределительной логистики, операции физического распределения, центры тяжести, методы решения задач размещения складов.

Распределительная логистика представляет со- Широко применяются три метода решения за-

бой планирование и контроль над физическим пе- дач размещения ОСК:

ремещением материалов и готовых изделий от мест изготовления до мест потребления. Она связана с товародвижением в области распределения. Распределение одного предприятия находится в тесном взаимодействии с закупкой на другом предприятии. [2]

Основные этапы деятельности распределительной логистики состоят из:

1) дистрибуции заказов между поставщиками при покупке товаров;

2) размещения грузов непосредственно по местам их хранения при поступлении на предприятие;

3) фактическое распределение запасов между различными участками производства, материальных потоков в ходе продажи.

На макроуровне решаются следующие задачи: выбор каналов распределения, складского оператора или места расположения собственных складов, оптимального места распределительного центра на обслуживаемой территории, управление процессом прохождения материального потока.

На микроуровне решаются следующие задачи: анализ отчетов за предшествующий период продаж, планирование процесса реализации, организация получения и обработки заказа, выполнение операций, осуществляемых перед отгрузкой, организация самой отгрузки, доставка и контроль над перевозкой, послепродажное обслуживание. [5]

Распределительная логистика решает задачи, связанные с выбором схемы распределения материального потока в логистических каналах и способ осуществления перевозок между участниками указанного процесса. После принятия решения о структуре канала распределения необходимо провести фактические расчеты по выбору числа и месторасположения складов, суть которой состоит в рациональном использовании общих затрат на распределение. Увеличение количества складов приводит к увеличению эксплуатационных расходов, усложнению системы управления распределением и, следовательно, к увеличению управленческих расходов. [1] Стоимость доставки продукции существенно снижается с увеличением количества складов. Так как увеличение количества складов означает, что каждый склад приближен к своему потребителю и это приводит к значительному снижение пробега транспортных единиц.

1) полным перебором и оценкой всех возможных вариантов, которое практически осуществляется с помощью компьютеров. Этот метод приводит к оптимальным решениям, но из-за большого объема расчетов, он может быть недоступным даже в условиях полной компьютеризации;

2) эвристические методы, когда эксперт на основании своего опыта, исключает заведомо неперспективные варианты, и задача выбора числа расположения распределительных складов сводится к полному поиск из нескольких оставшихся вариантов;

3) метод определения центра тяжести, который аналогичен методу определения центра тяжести физической системы материальных точек. Эти материальные точки соответствуют потребителям и размещаются в местах их расположения, а вес (масса) этих точек соответствуют величине материального потока продукции, поступающей к потребителям. Склад, обслуживающий этот круг потребителей, должен размещаться в центре тяжести соответствующей системы материальных точек. [4]

После принятия решений о количестве складов-распределителей и их расположение, необходимо внести изменения, связанные с планами местной администрации и с особенностями местного законодательства. Следует иметь в виду, что при создании и эффективной эксплуатации складского комплекса необходимо учитывать ряд других составляющих, таких как организация подъездов и парковок, соответствие требованиям пожарной безопасности и т. д. После принятия решений, определяющих структуру канала распределения, следует перейти к использованию определенных тамо-женно-логистических операторов для тех или иных работ по фактической доставке продукции потребителям и организовать документирование процессов транспортировки. Наилучшей формой организации хозяйственных связей по выполнению операций распределения считаются договоры купли-продажи. Они предусматривают количество, ассортимент, сроки и порядок поставок, качество и комплектность, а также ответственность сторон, вступающих в договорные отношения. На основании этих соглашений возможно привлечение известных и проверенных компаний, специализирующихся на

транспортно-экспедиционных услугах. Фирмы, занимающиеся полным распределением, называются компаниями физического распределения материального потока.

Операции физического распределения осуществляются как структурными подразделениями по реализации продукции фирмы-производителя, так и многочисленные логистические посредники. Многие логистические посредники в дистрибь-юции объединяют свои логистические виды деятельности, такие как, перевозка, экспедирование, складирование и хранение груза, сортировку, гру-зопереработку и т.п. Широко известны в мировом бизнесе крупные транспортно-экспедиторские и логистические фирмы такие как "ASG АВ" и "Bilspedition" (Швеция), "Rydere", "Federal Express", "Leasnay", "American Express" (США), "Welchelt" (Германия), "TNT" (Дания/Голландия), "Sped-Bertraud Fauree", "Carlberson" (Франция), которые имеют крупнейшие грузовые терминалы и терминальные комплексы, интегрируя большинство логистической деятельности в физическом распределении, эффективно обслуживая потребности сбыта продукции сотен производителей. [1]

Особенностью деятельности таких компаний является то, что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область и т.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), или определенную группу клиентов. Компании физического распределения, как правило, заинтересованы как в транспортировке, так и других операциях физического распределения на протяжении возможно большей части логистических каналов фирм-производителей (владельцев) товаров в определенной территориальной зоне. Как правило, компании физического распределения работают с несколькими видами продукции или несколькими товарными складами по материальным потокам. Они являются менеджерами по запасам, консолидируют, распределяют продукцию, обеспечивая даже ее упаковку и предпродажное обслуживание.

Современные тенденции в развитии деятельности компаний физического распределения заключаются в попытках захватить как можно больший контроль над материальными потоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется, например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей распределительной сети по конкретному виду продукции или экспансии рынка транспортных услуг для продвижения определенного ассортимента грузов в территориальной зоне. При этом такие компании, как правило, не являясь собственниками товаров, принимают на себя только часть финансового риска, связанного с перемещением, хранением и обработкой товаров через канал распределения (или сеть). Если изготовитель заключает договор на перевозку или физическое распределение готовой продукции, то это должно быть сделано только после определения конечной отпускной цены и соответствующие расценки на каждом этапе движения товара.

В операциях физического распределения для каждого звена логистической сети в распределительном канале рассматриваются два так называемых центра тяжести: центр "Г№' (Вход); центр "ОиТ" (Выход).[3]

Деятельность центров "Г№' и "ОиТ" соединяется в поворотной точке, которая большую часть времени является точкой (линией) отбора, где различные виды товаров, обрабатываемых в этом звене логистической сети, должны консолидироваться или разукрупняться. В некоторых случаях эта операция отбора ограничивается обработкой груза или транзитом через склад, на котором консолидируется партия товара.

Изучение центра тяжести "Ш"" в дистрибьюции должно начинаться со звена логистической сети, конечного для производителя, причем некоторые компоненты (изделия) могут быть консолидированы во процессе производства. Центр тяжести "Г№' может не совпадать с центром "ОиТ", дислокация которого, например, определяется задачей распределения.

Метод определения центров тяжести должен основываться на экономических принципах, диктуемых стратегией интегрированной логистики. Такой подход предполагает определение уровня качества услуг, который всегда должен соблюдаться при физическом распределении.Когда продукт достигает конечной точки в цепочке внутрипроизводственной логистики, т.е. является пригодным для физического распределения в распределительной сети и конечного потребления, с этого момента продукт будет проходить через зону логистических интеграций.

Каждая область логистической интеграции может быть определена как центр, товары которого сгруппированы или разделены на части, или где выполняются операции, как группировки, так и разделения. Каждой передачей товаров будет осуществляться:

- либо группирование товаров для производства более крупных единиц с целью снижения затрат на хранение, погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку;

- либо операции разделения на части, так чтобы полученная единица продукта в конце цепочки поставок была пригодна для потребления.

Одно из основных правил логистики в дистри-бьюции заключается в транспортировке как можно дальше и как можно чаще, так как много производственных или транспортных единиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо "консолидировать", как можно больше, материальный поток, направляемый в конечную точку этой цепи.

Примерами такой консолидации являются сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы - в автомобильных. Во всей внешней или интегрированной логистической сети должна быть обеспечена связность и непрерывность материального потока независимо от единиц измерения продукта или транспортных единиц, участвующих в перемещении. [2]

Таким образом можно сделать вывод, что распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными покупателями. Она повышает эффективность, планирование и контроль материальных потоков на этапе движения от продавца к покупателю.

Список использованной литературы: 1. Багиновой В.В., Методические и практические аспекты эффективной работы логистики: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.В. Багиновой. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - 244 с.

2. Дыбская В.В., Логистика складирования: Учебник / В.В. Дыбская. - М.: ИНФРА-М, 2011. -559 с.

3. Ермакова М.В. Сферы применения распределительной логистики // Открытая наука. — 2017. — №28. — С. 179-183

4. Кротова М. К., Логистика распределения. Выбор стратегии управления материальными запасами // «Логистика сегодня», №3 - 2008 г». Режим доступа: https://grebennikon.rU/i оигла!-17.html

5. Суслов Д.Н., Сетевые методы в логистике: Учебное пособие / Суслов Д.Н. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 88 с.

УДК 656

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ_

Денисова В. А.

студент группы ЭМЛ-211 РУТ (МИИТ) Б01: 10.31618/Б8и.2413-9335.2019.9.61.76

АННОТАЦИЯ.

В данной работе будут рассмотрены актуальные вопросы методов совершенствования транспортно-распределительной логистической деятельности компании, внедрение которых будет способствовать улучшению качества предоставляемых услуг.

Ключевые слова: логистическая деятельность, распределительная логистика, технология, автоматизация, управление.

Процессы поставок в компаниях характеризуются нестабильным положением на локальных рынках, неоднозначными условиями среди потребителей. Поэтому наряду с усовершенствованием транспортно-распределительной логистической сети в компаниях, необходимо проводить маркетинговые исследования. Транспортно-распредели-тельная логистика является главным показателем повышения конкурентоспособности любого предприятия. Анализ транспортно-распределительной логистической сети в компаниях обуславливает необходимость внедрения новых методов для компаний. Базируясь на мировом опыте, смело будет предположить, что необходимо внедрять новейшие в своём роде технологии, использовать передовые методы современной логистики, чтобы максимально совершенствовать систему грузоперевозок.

В условиях современных рыночных отношениях для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо максимально снижать любые затраты, в частности это относится к затратам на производстве и логистическую деятельность. [3]

К логистической деятельность организации относится:

- Планирование и закупка материальных ресурсов;

- Транспортировка и складирование материальных ресурсов;

- Обработка заказов и контроль запасов;

- Организация финансовой деятельности;

- Создание систем связи и обработки данных;

- Организация защитной упаковки и потребительского сервиса;

- Вывоз и переработка отходов;

- Организация производства и распределения готовой продукции.

А. М. Гаджинский писал, что распределительная логистика является транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения до потребителя готовой продукции согласно его интересам и требованиям [1]

При планировании транспортных процессов используются математические методы, однако их использование требует значительных финансовых затрат на обучение персонала и внедрение в организацию. Таким образом, их реализация оправдана только в случае окупаемости данных логистических затрат.

Поэтому поиск новых методов управления движением в условиях целевого конфликта и необходимость быстрого поиска решений, повышающих эффективность управления за счет снижения общих затрат, является актуальной проблемой в современных рыночных условиях предприятий. Для начала было бы правильно изменить к лучшему две основные составляющие этой сферы: законодательную и нормативную базу. Изменение их положительно скажется на скорости таможенного оформления, а также на возможном оптимальном обеспечении тарифных ставок грузоперевозок. [2]

Следующим, но не менее важным шагом является кардинальное изменение технической базы транспорта, а также терминальных технологий. Органы, контролирующие логистические процессы, должны предоставлять всю важную информацию о движении транспорта в режиме онлайн, уведомлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.