Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В ЛЯОНИНСКОМ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В КИТАЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В ЛЯОНИНСКОМ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЯОНИНСКИЙ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ДЕТСКАЯ МУЗЕЙНАЯ АУДИТОРИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Тэнфэй, Черняк Эдуард Исаакович

Впервые в музееведческой литературе раскрывается опыт работы Ляонинского палеонтологического музея с посетителями дошкольного и школьного возраста. Освещается разработка и реализация плана трех цветов - плана RGB (Red. Green. Blue) как основы музейной коммуникации с детьми и поДростками в возрасте от 3 До 17 лет. Охарактеризованы формы работы с детской аудиторией: выступления музейных специалистов в школах, использование языка игр, доступного маленьким детям, посещение подростками музейных выставок и научных лекций, участие школьников в полевых экскурсиях музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN'S AUDIENCE IN THE LIAONING PALEONTOLOGICAL MUSEUM IN CHINA

This article is the first knowledge in the museum study to examine the work with the children's audience carried out by the staff of the Liaoning Paleontological Museum in China. An appeal to the history of the Museum, created in 2011, allows the authors to say that the Museum actively cooperates with schools throughout the decade of its activities. They point to a cooperation agreement the Museum has signed with 96 primary and secondary schools in China. According to this agreement, museum staff bring fossils to schools and show them to schoolchildren. The demonstration of fossils receives special attention in remote rural schools, as teachers and students cannot visit the museums regularly. Employees of the Liaoning Museum use a special large car, which loads fossils, models, billboards and equipment for film screenings and drives them to remote areas. The Liaoning Museum uses a book by Chinese professor Wang Dinghua “American Basic Education: Observation and Research”, published in 2015. Based on this book, the museum specialists developed a plan of three colors - the RGB plan (Red. Green. Blue). The implementation of this plan allows employees to form three age groups of the children's audience. The Red Group includes preschoolers and elementary school students aged 3-7 years. The Green Group unites schoolchildren aged 8-11. In addition, the Blue Group includes high school students aged 12-17 years. Interesting and informative museum programs are designed for each of these groups. The Red Group do games, participation in which allows children to be acquainted with the museum. Children from the Green Group attend exhibitions, participate in conversations with museum' guides and enthusiastically engage in manual labor. The most complex and rich program is offered in the Blue Group. Members of this group conduct real scientific research, visit scientific laboratories and perform some experiments using an electron microscope. The Blue Group practices “Telling stories about 100 scientists at home and abroad”. Thus, high school students adopt the experience of paleontological research in China and throughout the world. The most popular activity of high school students is field scientific excursions. Often these excursions are one- or two-day trips over short distances. At the same time, during the winter or summer holidays, members of the Blue Group can go on expeditions for a term of 7 to 14 days. It is important to emphasize that such long expeditions are designed for the participation of children and their parents. Moreover, this undoubtedly brings the family closer. Specialists of the Liaoning Museum lead the Blue Group during a long trip. They acquaint schoolchildren with geological profiles; give tasks to paint paleontological fossils. Expedition leaders encourage the scientific creativity of adolescents, approve of their independent attempts to extract scientific information from fossils. Therefore, the authors of this article can say that working with children and adolescents in the Liaoning Museum has great prospects.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В ЛЯОНИНСКОМ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В КИТАЕ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 44

УДК 069:(093)(510)

DOI: 10.17223/22220836/44/21

Т. Лю, Э.И. Черняк

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В ЛЯОНИНСКОМ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В КИТАЕ

Впервые в музееведческой литературе раскрывается опыт работы Ляонинского палеонтологического музея с посетителями дошкольного и школьного возраста. Освещается разработка и реализация плана трех цветов - плана RGB (Red. Green. Blue) как основы музейной коммуникации с детьми и подростками в возрасте от 3 до 17лет. Охарактеризованы формы работы с детской аудиторией: выступления музейных специалистов в школах, использование языка игр, доступного маленьким детям, посещение подростками музейных выставок и научных лекций, участие школьников в полевых экскурсиях музея.

Ключевые слова: Ляонинский палеонтологический музей, детская музейная аудитория, культурно-образовательная деятельность музея

Вопросам взаимодействия музеев с посетителями, которое первоначально обозначалось как культурно-просветительная работа, или внешкольное образование, а ныне именуется как культурно-образовательная деятельность, посвящены исследования Т.А. Пархоменко, М.Ю. Юхневич, Т.Ю. Юреневой и др. В них даются основные понятия, характеризуются формы и содержание одного из ведущих направлений музейной деятельности, изучаются сами посетители музеев [1-4]. В ряде статей раскрывается опыт работы с музейной аудиторией в отдельных музеях России и других стран. Особое значение для нас имеют публикации, характеризующие работу музеев с детской аудиторией [5-13]. Начатое, по нашему мнению, требуется продолжить и детально осветить работу с китайскими школьниками в Ляонинском палеонтологическом музее.

Как уже отмечалось в наших исследованиях, в Ляонинском палеонтологическом музее, созданном в 2011 г. при Шеньянском педагогическом университете, работе с посетителями, особенно со школьниками, уделяется большое внимание. И дети, и их учителя в ответ проявляют большой интерес к музейным фондам и выставкам. Для укрепления связей музея со школами руководство Ляонинского музея подписало «Соглашение о сотрудничестве» с 96 начальными и средними школами и выдало им таблички с надписью: «Школа научного сотрудничества» [14]. Специалисты музея приносят в школы окаменелости, модели и копии ископаемых, хранящихся в музее, и такие показы очень привлекательны для школьников. Как сказала учительница Чжэн Чэнь, окаменелости можно сравнить с реквизитом фокусников-волшебников, и, когда их демонстрируют в классе, дети наделяются магическими способностями, и никто не может нарушить их внимание и интерес.

Следует отметить, что выступления музейных специалистов имеют особое значение для учителей и учащихся в школах, расположенных в отдаленных районах, где нет возможности регулярно посещать музеи. Как следствие, поездки в сельские школы составляют важную задачу культурно-

образовательной деятельности музея. Секретарь Ляонинского музея Ян Цзяньцзе предложила организовывать небольшие временные выставки в школах и выразила это решение так: «Пусть красота ворвется в детские глаза, пусть наука проникнет в детские уши и умы». Выполняя поставленную задачу, сотрудники Ляонинского музея стали ездить в отдаленные школы на большом автомобиле, в который были загружены окаменелости, модели, копии, рекламные щиты и другие материалы, а также оборудование для демонстрации фильмов. Названный как автомобиль для популяризации науки, он обслуживал одиннадцать сельских районов. Местные учителя и учащиеся были чрезвычайно взволнованы и тронуты, 7-летняя Лян Ихуэй сказала: «Я никогда не видела настоящих ископаемых динозавров. Это похоже на сон, прекрасный и счастливый сон. Я тоже хочу стать палеонтологом...» [15].

Стремясь удовлетворить запросы детской аудитории, учесть возрастные и психологические особенности детей, сотрудники музея обратились к опыту образовательной деятельности в США. Они использовали книгу профессора Ван Динхуа «Американское базовое образование: наблюдение и исследование», вышедшую в 2015 г. в китайском издательстве «People's Education Press» [16].

С опорой на это издание специалисты Ляонинского музея разработали план трех цветов - план RGB (Red. Green. Blue). Согласно плану, вся детская аудитория подразделяется на три возрастные группы, каждая из которых обозначается своим цветом. Группа Red - Красный сад, это дошкольники и школьники младших классов начальной школы, 3-7 лет. В группу Green -Зеленый сад — входят школьники средних и старших классов начальной школы, 8-11 лет. И наконец группу Blue - Синий сад — формируют учащиеся средней школы, 12-17 лет.

Работая в Красном саду, специалисты Ляонинского музея, вполне осознали, что в самом раннем возрасте, как это отмечали российские музееведы, «познание детьми окружающей действительности осуществляется путем накопления чувственных впечатлений, получаемых ребенком в результате его контактов с составляющими эту действительность предметами» [17. С. 361]. Ляонинские музейщики используют модели, фотографии, дубликаты и копии музейных предметов и внедряют в образовательную деятельность язык игры, доступный маленьким детям. С помощью игр дети могут лучше сосредоточиться, больше запоминать и развивать воображение и творческие способности. Вместе с тем сотрудники музея должны внимательно отслеживать психологическое состояние участников Красного сада, а тексты, которые используются в игре, должны быть четкими и понятными. Опыт Ляонин-ского музея показывает, что для любой сессии вопросов и ответов в игре не следует указывать единственный ответ, а лучше давать детям возможность выбора. Кроме того, нужно учитывать, что маленьким детям трудно поддерживать высокую степень концентрации в течение длительного времени, следовательно, один вид игровых занятий не может длиться дольше 5-10 минут.

Зеленый сад - самая информационно насыщенная и разнообразная часть плана RGB. Со времени открытия в 2011 г. специалисты Ляонинского музея разработали более 50 видов культурно-образовательной работы с детьми в возрасте 8-11 лет, чаще всего это посещение выставок, беседы и лекции, занятия ручным трудом. Авторы наиболее проработанных проектов Зеленого

сада были удостоены наград в области музейной деятельности КНР: Science and Technology Week (2015), China Association for Science and Technology (2016), Chinese Association of Natural Science Museums (2017) [18-20].

В общении со школьниками средних и старших классов требуется учитывать их познавательные потребности, возросшие способности к усвоению новых знаний, формирующуюся самостоятельность. Музей все больше перестает быть для подростков парком развлечений, они постепенно теряют интерес к обычным экскурсиям и играм и предпочитают исследовать музей самостоятельно. По собранным в китайских музеях сведениям, старшеклассники все чаще избегают сопровождения родителей и предпочитают ходить по музеям одни или со своими сверстниками. Учитывая все сказанное, Ляонинский музей предлагает участникам Синего сада научные исследования, посещение научных лабораторий, общение с профессиональными экспериментаторами и выполнение экспериментальных заданий с использованием электронного микроскопа. В Синем саду практикуются научные лекции, которые более других форм работы способствуют формированию мировоззрения музееведов и палеонтологов. Одним из самых распространенных в Синем саду выступает «Рассказывание историй о 100 ученых в стране и за рубежом». Опираясь на собранные материалы, специалисты Ляонинского музея планируют выпустить серию фильмов, рассказывающих о самых видных музееведах и палеонтологах Китая и всего мира.

Организация полевых научных экскурсий представляет другое очень популярное занятие для старшеклассников. Как правило, в музее проводятся одно-двухдневные поездки на короткие расстояния и достаточно длительные экспедиции сроком от 7 до 14 дней. Например, экскурсанты совершают 7-дневную поездку в города Чаоян и Бэньси в провинции Ляонин или двухнедельное путешествие на самолете в провинцию Шаньдун. Длительные поездки обычно проходят во время каникул в форме летних или зимних лагерей, в них участвуют не только дети, но и их родители или другие родственники. Сотрудники музея отмечают, что такие экскурсии позволяют их участникам - и детям, и взрослым - почувствовать сплоченность семьи. Под руководством музейных специалистов экскурсанты рассматривают и анализируют геологические профили, зарисовывают палеонтологические окаменелости. При этом специалисты музея избегают прямых указаний и поощряют подростков использовать их творческие способности и воображение, одобряют попытки самостоятельно извлекать научную информацию из ока-менелостей и находить ответы на возникающие вопросы [21].

Как видно, работа с детской аудиторией в Ляонинском палеонтологическом музее, включающая разнообразные виды и формы, привлекает детей и подростков к посещению музея, обеспечивает интеграцию музейно-образовательных программ и учебно-воспитательного процесса общеобразовательных школ.

Литература

1. Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина XIX - начало XX в.) // Музей и власть. Ч. 2: Из жизни музеев. М., 1991. С. 27-43.

2. Юхневич М.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 311-312.

3. ЮхневичМ. Посетитель глазами музея // Музей и личность. М., 2007. С. 45-66.

4. Юренева Т.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М., 2020. С. 380-401.

5. Зайцева Т.М. Аспекты развития научно-просветительной работы музеев Москвы // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры / отв. ред. В.Л. Егоров. М., 2002. С. 311-317.

6. Березовская С.В. О роли музейной экспозиции в поиске новых форм взаимодействия музея и школы: экспонат - игра - театр // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 39-44.

7. Федосеева Н.А. Работа с подростками в детском музейном центре Омского государственного историко-краеведческого музея // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 150-156.

8. Сидорова О.В. В поисках гармонии: ребенок до рождения (из опыта работы с семейной аудиторией в Государственном художественном музее Алтайского края) // Музей и современные технологии: материалы всероссийских научных конференций / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2006. С. 287-290.

9. Кацаника Э., Кацариду И. Ролевые игры как форма культурно-образовательной деятельности музея (на примере Музея византийской культуры в Салониках) // Музеология - музееведение в XXI веке проблемы изучения и преподавания: материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 404-411.

10. Лю Т. Научная база культурно-образовательной деятельности в Ляонинском палеонтологическом музее в Китае // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 236-241.

11. Duan Y. Modern American Museums. Beijing: Science Press, 2003. 167 p.

12. Su K., Zhang Y.H. Discussion on museum exhibition centered on young audience // Popular literature. Hebei, 2014. № 11. P. 83.

13. Zhou J.J., Lu J.S. A preliminary exploration of the museum's educational guidelines for children aged 6, 7-11, 12 // Chinese Museum. Beijing. 2015. № 1. P. 33-40.

14. Science popularization cooperation agreement // Соглашение о сотрудничестве. № PMOL-KP-KPHZX. Shenyang, 2021.

15. Rural Science // Популяризация науки идет в сельской местности. № PMOL-KP-KPJXC. Shenyang, 2021.

16. Wang Ding Hua Zhu. American basic education: observation and study. People's Education Press, 2015. URL: https://www.amazon.com/American-Basic-Education-Obsrvation-Chinese/dp/7107308564.

17. Основы музееведения: учеб. пособие для вузов по специальности «музейное дело и охрана памятников» / отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2005. 504 с.

18. Science and Technology Week // Outstanding Organization Award. № PMOL-KP-KJZ-HJ. Shenyang, 2015.

19. China Association for Science and Technology// Excellent base for popular science informatization work. № PMOL-KP-HJ. Shenyang, 2016.

20. Chinese Association of Natural Science Museums // CANSM-Advanced collective. № PMOL-KP-CANSM-HJ. Shenyang, 2017.

21. Полевая научная практика : практическое руководство. № PMOL-KP-YWKK. Shenyang,

2013.

Liu Tengfei, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: liutengfei@pmol.org.cn

Eduard I Chernyak, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: ed.i.chernyak@gmail.com

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 44, pp. 280-285.

DOI: 10.17223/2220836/44/21

ORGANIZATION OF WORK WITH CHILDREN'S AUDIENCE IN THE LIAONING PALEONTOLOGICAL MUSEUM IN CHINA

Keywords: Liaoning Paleontological Museum; children's museum audience; cultural and educational activities of the museum

This article is the first knowledge in the museum study to examine the work with the children's audience carried out by the staff of the Liaoning Paleontological Museum in China. An appeal to the history of the Museum, created in 2011, allows the authors to say that the Museum actively cooperates with schools throughout the decade of its activities. They point to a cooperation agreement the Museum has signed with 96 primary and secondary schools in China. According to this agreement, museum staff bring fossils to schools and show them to schoolchildren. The demonstration of fossils receives special attention in remote rural schools, as teachers and students cannot visit the museums regularly. Employees of the Liaoning Museum use a special large car, which loads fossils, models, billboards and equipment for film screenings and drives them to remote areas. The Liaoning Museum uses a book by Chinese professor Wang Dinghua "American Basic Education: Observation and Research", published in 2015. Based on this book, the museum specialists developed a plan of three colors - the RGB plan (Red. Green. Blue). The implementation of this plan allows employees to form three age groups of the children's audience. The Red Group includes preschoolers and elementary school students aged 3-7 years. The Green Group unites schoolchildren aged 8-11. In addition, the Blue Group includes high school students aged 12-17 years. Interesting and informative museum programs are designed for each of these groups. The Red Group do games, participation in which allows children to be acquainted with the museum. Children from the Green Group attend exhibitions, participate in conversations with museum' guides and enthusiastically engage in manual labor. The most complex and rich program is offered in the Blue Group. Members of this group conduct real scientific research, visit scientific laboratories and perform some experiments using an electron microscope. The Blue Group practices "Telling stories about 100 scientists at home and abroad". Thus, high school students adopt the experience of paleontological research in China and throughout the world. The most popular activity of high school students is field scientific excursions. Often these excursions are one- or two-day trips over short distances. At the same time, during the winter or summer holidays, members of the Blue Group can go on expeditions for a term of 7 to 14 days. It is important to emphasize that such long expeditions are designed for the participation of children and their parents. Moreover, this undoubtedly brings the family closer. Specialists of the Liaoning Museum lead the Blue Group during a long trip. They acquaint schoolchildren with geological profiles; give tasks to paint paleontological fossils. Expedition leaders encourage the scientific creativity of adolescents, approve of their independent attempts to extract scientific information from fossils. Therefore, the authors of this article can say that working with children and adolescents in the Liaoning Museum has great prospects.

References

1. Parkhomenko, T.A. (1991) Muzei dorevolyutsionnoy Rossii vo vneshkol'nom obrazovanii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Museums of pre-revolutionary Russia in out-of-school education (the second half of the 19th - early 20th centuries)]. In: Kasparinskaya, S.A. (ed.) Muzey i vlast' [Museum and Power]. Vol. 2. Moscow: NIIK. pp. 27-43.

2. Yukhnevich, M.Yu. (2001) Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev [Museum cultural and educational activities]. In: Sundieva, A.A. et al. (eds) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya: v 2 t. [Russian Museum Encyclopedia: in 2 vols]. Vol. 1. Moscow: Progress, Ripol-Klassik. pp. 311-312.

3. Yukhnevich, M. (2007) Posetitel' glazami muzeya [A visitor through the eyes of the museum]. In: Lebedev, A.V. (ed.)Muzey i lichnost' [Museum and Personality]. Moscow: [s.n.]. pp. 45-66.

4. Yureneva, T.Yu. (2020) Muzeevedenie: uchebnik dlyapodgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii [Museology: a textbook for training highly qualified personnel]. Moscow: Institut Naslediya. pp. 380401.

5. Zaytseva, T.M. (2002) Aspekty razvitiya nauchno-prosvetitel'noy raboty muzeev Moskvy [The development of scientific and educational work of Moscow museums]. In: Egorov, V.L. (ed.) Istoricheskiy muzey - entsiklopediya otechestvennoy istorii i kul'tury [The Historical Museum - an encyclopedia of Russian history and culture]. Moscow: [s.n.]. pp. 311-317.

6. Berezovskaya, S.V. (2002) O roli muzeynoy ekspozitsii v poiske novykh form vzaimodeystvi-ya muzeya i shkoly: eksponat - igra - teatr [On the role of the museum exposition in the search for new forms of interaction between the museum and the school: exhibit -game - theater]. In: Chernyak, E.I. (ed.) Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and expositions in the scientific and educational process]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 39-44.

7. Fedoseeva, N.A. (2002) Rabota s podrostkami v detskom muzeynom tsentre Omskogo gosu-darstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Working with adolescents in the children's museum center of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. In: Chernyak, E.I. (ed.) Muzeynye fondy

i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and expositions in the scientific and educational process]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 150-156.

8. Sidorova, O.V. (2006) V poiskakh garmonii: rebenok do rozhdeniya (iz opyta raboty s semey-noy auditoriey v Gosudarstvennom khudozhestvennom muzee Altayskogo kraya) [In search of harmony: a child before birth (from the experience of working with a family audience in the State Art Museum of the Altai Territory)]. In: Chernyak, E.I. (ed.) Muzey i sovremennye tekhnologii [Museum and Modern Technologies]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 287-290.

9. Katsanika, E. & Katsaridu, I. (2009) Rolevye igry kak forma kul'turno-obrazovatel'noy deya-tel'nosti muzeya (na primere Muzeya vizantiyskoy kul'tury proc. v Salonikakh) [Role plays as a form of cultural and educational activities of the museum (a case study of the Museum of Byzantine Culture in Thessaloniki)]. Muzeologiya - muzeevedenie v XXI veke problemy izucheniya i prepodavaniya [Museology - Museum Studies in the 21st century: problems of study and teaching]. Proc. of the Conference. St. Petersburg. pp. 404-411.

10. Liu, T. (2020) Scientific base of cultural and educational activities in the Paleontological Museum of Liaoning in China. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 40. pp. 236241. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/40/21

11. Duan, Y. (2003) Modern American Museums. Beijing: Science Press.

12. Su, K. & Zhang, Y.H. (2014) Discussion on museum exhibition centered on young audience. Popular Literature. 11. p. 83.

13. Zhou, J.J. & Lu, J.S. (2015) A preliminary exploration of the museum's educational guidelines for children aged 6, 7-11, 12. Chinese Museum. 1. pp. 33-40.

14. China. (2021) Science popularization cooperation agreement. № PMOL-KP-KPHZX. Shenyang.

15. China. (2021) Rural Science. In: Populyarizatsiya nauki idet v sel'skoy mestnosti [Popularization of science is in the countryside]. № PMOL-KP- KPJXC. Shenyang.

16. Wang Ding Hua Zhu. (2015) American basic education: observation and study. [Online] Available from: https://www.amazon.com/American-Basic-Education-0bsrvation-Chinese/dp/7107308564.

17. Shulepova, E.A. (ed.) (2005) Osnovy muzeevedeniya [Fundamentals of Museology]. Moscow: [s.n.].

18. China. (2015) Science and Technology Week. Outstanding Organization Award. № PMOL-KP-KJZ-HJ. Shenyang.

19. China. (2016) China Association for Science and Technology. Excellent base for popular science informatization work. № PMOL-KP-HJ. Shenyang.

20. China. (2017) Chinese Association of Natural Science Museums. CANSM-Advanced collective. № PMOL-KP-CANSM-HJ. Shenyang.

21. China. (2013) Polevaya nauchnaya praktika [Field scientific practice]. № PMOL-KP-YWKK. Shenyang.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.