Научная статья на тему 'Организация работы по определению значения и смысла высказываний и текста с целью анализа адекватности коммуникативных ситуаций'

Организация работы по определению значения и смысла высказываний и текста с целью анализа адекватности коммуникативных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
502
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ / СМЫСЛ / ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / MEANING / SENSE / INFORMATION / ANALYSIS / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цупикова Елена Викторовна

Автор посвящает статью вопросам определения адекватности коммуникативных ситуаций через анализ значений составляющих текста и синтезирование его общего смысла. Описанные этапы понимания информации, механизм определения истинности получаемых сообщений, предложены задания для формирования навыков анализа и синтеза информации и развития умений переработки информационных структур в оперативно применимые структуры собственного опыта обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of work to determine the value and meaning of text and utterances in order to analyze the adequacy of communicative situations

The author devotes the article to determining the adequacy of communicative situations through the analysis of meanings of text components and the synthesis of its general sense. The author describes the stages of understanding the information and the mechanism of determining the verity of received messages. The author also puts forward the tasks to develop the skills of analysis and synthesis of information as well as the skills for processing the information structures into the applicable operative structures in learners' own experience.

Текст научной работы на тему «Организация работы по определению значения и смысла высказываний и текста с целью анализа адекватности коммуникативных ситуаций»

УДК 378.147: 811.161.1

Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ТЕКСТА С ЦЕЛЬЮ АНАЛИЗА АДЕКВАТНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

Автор посвящает статью вопросам определения адекватности коммуникативных ситуаций через анализ значений составляющих текста и синтезирование его общего смысла. Описанные этапы понимания информации, механизм определения истинности получаемых сообщений, предложены задания для формирования навыков анализа и синтеза информации и развития умений переработки информационных структур в оперативно применимые структуры собственного опыта обучающихся. Ключевые слова: значение, смысл, информация, анализ, синтез.

Проблема адекватности в коммуникации волнует лингвистов, переводчиков, литераторов и политиков. Практически каждый из нас сталкивался с проблемой правильности понимания сообщений собеседника или собеседником ваших сообщений. Курт Воннегут, которого также беспокоила обозначенная проблема, в романе «Завтрак для чемпионов» приводит сюжет рассказа своего героя — сумасшедшего писателя-фантаста: «Существо по имени Зог прибыло на летающем, блюдце на нашу Землю, чтобы, объяснить, как предотвращать войны, и лечить рак. Принес он эту информацию с планеты Марго, где язык обитателей состоит из пуканья и отбивания чечетки. Зог приземлился ночью в штате Коннектикут.. И только он вышел на землю, как увидел горящий дом.. Он ворвался в дом., попукивая и отбивая чечетку, то есть предупреждая жильцов на своем языке о страшной опасности, грозящей им всем.. И хозяин дома клюшкой от. гольфа вышиб Зогу мозги».

Многие жесты и действия, которые нам кажутся естественными и однозначными, в действительности являются порождением культуры. Это значит, что другая культура может воспринять их неадекватно. Например, поцелуй японцам кажется противным. Найти в незнакомой культуре важный жест, который был бы правильно понят, — большое искусство. Миклухо-Маклай отправился один в воинственное племя папуасов. Придя в деревню, все жители которой тут же попрятались, он сел, разулся и заснул. Этот жест убедительно выразил его миролюбивые намерения.

Не менее сложным представляется достижение адекватности в деятельности понимания (интерпретации) текстовых сообщений. В попытках установления четких критериев адекватности интерпретации текста наиболее последовательные шаги были предприняты Нельсоном Гудменом.

Согласно Н. Гудмену, адекватность описания ни в каком случае не может быть вопросом истинности. Утверждение истинно, а описание или представление правильно для мира, которому оно соответствует (fit). Вымышленная версия, словесная или об-

разная, может при метафорическом истолковании соответствовать некоторому миру и быть для него верной [1, а 131].

Вопрос задается скорее не о том, правильно ли представление или нет, а о том, в какой системе координат или категорий, в каком контексте оно правильно. В этой связи Н. Гудмен проводит довольно тонкое различие между двумя смыслами, в которых употребляется слово «реалистичный» [1, а 126]. С одной стороны, «реалистичный» означает «соответствующий обыденным суждениям о правдоподобии»: картины. Дюрера реалистичнее картин Сезанна. Но «реалистичный» может означать «вновь обнаруженный с некоторой достоверностью». Речь здесь идет не об узнавании привычного объекта, но об открытии, раскрытии вновь встреченного.

Работы Н. Гудмена свидетельствуют о том, что актуальность вопроса, поставленного Кантом (Каким. образом, возможно, возникает и организуется наше знание?), возрастает. Актуальность этого вопроса определила целое направление научных исследований.

Однако, по мнению Н. Гудмена, мы продолжаем сталкиваться с новой проблемой, а именно: каковы те подтверждающие процессы, на которые опираются эти повседневное мышление и научное исследование? Данные процессы видятся исследователем таким образом (представим их в виде схем 1, 2).

При этом «совместимость» является родовым понятием к «тождеству», которое являет собой полную совместимость, в отличие от частичной.

Правильность некоторого речевого конструкта обнаруживается, с такой точки зрения, минимум в двух аспектах — правильность его построения как наличие некоторых соответствий во множестве речевых конструктов этого языка и правильность его оформления в соответствии с языковыми правилами как результат их действия. Проблема, с такой точки зрения, заключается в выяснении того, как лучше может быть понято то или иное явление: в терминах непроцедурной характеристики его результатов или же в терминах процедурной характеристики связанных с ним процессов [2, ^ 151].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

Рис. 1. Этапы понимания информации

Рис. 2. Процесс определения истинности информации

Рис. 3. Компоненты адекватности

Правильная организация композиционных элементов описания зависит от лежащего в его основе композиционного плана, а также в известной степени от коммуникативного намерения, реализации которого служит данный текст. Получатель сообщения

должен реконструировать композиционный план отправителя и, насколько это возможно, его коммуникативные интенции. Получатель обычно способен восстановить композиционный план описания, но он лишь частично может обнаружить полное ком-

муникативное намерение, «подлинные» мотивы отправителя сообщения.

Языковые выражения сообщают гораздо больше того, что можно объяснить через экспликацию правильной построенности. В них, например, может содержаться косвенная информация, которую отправитель сознательно не вкладывал в композиционный план.

Вслед за И. В. Арнольд мы предлагаем классификацию причин и характера непонимания или недопонимания текстовой информации:

1. Недостаточный общий кругозор, тезаурус.

2. Атомарный подход, не учитывающий контекст и структуру целого текста. Анализ без синтеза.

3. Неумение установить собственную норму произведения (термин Б. А. Ларина) и заметить отклонения от этой или общеязыковой нормы, которые всегда релевантны.

4. Пренебрежение коннотативными значениями. Буквализм в понимании. Невнимание к подтексту.

5. Неумение восполнить пропущенное, то есть непонимание квантования.

6. Предвзятость толкования [3].

Адекватное восприятие текста становится возможным вследствие наличия ожидаемых (прогнозируемых) инвариантов речевого поведения, в том числе культурно обусловленного [4]:

— канон — закрепленные правила и предписания коммуникативного поведения (уместность текста в данной ситуации): в деловом письме не говорят о любимой собаке (данный инвариант позволяет предугадать тематическую область текста по его стилистической отнесенности);

— конвенция — нормативные типы и модели речевого поведения: Ему следовало бы. извиниться! (осуществляется прогноз относительно дальнейших прагматических действий собеседника);

— норма — узуально закрепленные принципы отбора языковых форм в соответствии с принятыми правилами их употребления в типизированных речевых ситуациях (далее — РС): Человек предполагает: Бог располагает, (то есть человек в курсе этого); Человек предполагает. — Бог располагает, (на все воля Божья) (инвариант осуществляет прогноз содержания последующей информации на основании знания системы языка, речевого употребления слов и конструкций в типизированных РС, стратегий построения текстов разных типов — убеждения, описания, повествования и т.д. — типы пропозиций и способы их связи, совокупности характеристик, определяющих психологический тип собеседника и варианты его коммуникативных намерений);

— стереотип — социокультурная единица лингвоментального характера, реализуемая в общении в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры РС: Со следующей недели я еду руководить филиалом. — Кто он?!

— эталон — «характерологически образная подмена свойства человека или предмета какой-либо реалией-персоной, натуральным предметом, вещью, которые становятся знаком доминирующего в них, с точки зрения обиходно-культурного опыта, свойства; реалия, выступающая в функции «эталона», становится таксоном культуры, поскольку она говорит не о мире, но об окультуренном мировидении» [5, с. 240 — 242] (схема 3).

Таким образом, в процессе обучения интерпретации текстовых сообщений необходимо рассматривать текстовую реализацию следующих

лингвистических явлений: слово, его сочетаемость, эмоционально-экспрессивные и коннотативные компоненты значения, образные значения, символические значения, концепты культуры автора текста. Конечным этапом работы по интерпретации текста выступает выражение собственного мнения о прочитанном в виде вывода-предположения о том, какое воздействие хотел произвести автор текста на читателя, какие скрытые смыслы или подтекст имеет данное речевое произведение.

Следующим выводом послужат утверждения, сделанные на основе представленной в параграфе информации:

1. Любой предмет может быть категоризован с одинаковым успехом многими способами, которые отличаются по существу в онтологическом наполнении и являются в этих систематизациях взаимно несовместимыми (плюрализм, вариативность).

2. Из-за множественности версий мира в различных знаковых системах бесполезно искать полное описание действительности (сущностная незавер-шаемость, наличие пресуппозиции).

3. Онтологические предложения имеют истинностное значение только относительно «истолкования» или «трактовки» объектов, мира, действительности, и т.д.; в целом, отсылка к «миру» имеет смысл только в том случае, если она релятивизуется к системе описания (онтологический релятивизм, прагматический аспект коммуникации) [4].

Поставленные вопросы об адекватности в коммуникации в конечном итоге сводятся к вопросу разграничения в текстовом сообщении значения и смысла.

Проблемой соотношения смысла и значения знака занимается уже не первое поколение лингвистов и психологов [6—12].

В зарубежной психолингвистике Халлидей (1970, 1973) и Ромметвейт (1968, 1972) различали два аспекта понятия значения слова: «референтное» значение, вводящее слово в определенную логическую категорию (потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной), и «социально-коммуникативное» значение (основная единица коммуникации).

Различие между смыслом слова и его значением впервые ввел Ф. Полан в связи с психологическим анализом речи. Смысл слова — совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Смысл, таким образом, всегда динамичен, а значение — только одна из зон того смысла, который приобретает слово в контексте какой-либо речи. Слово в контексте легко изменяет свой смысл, а значение — неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях смысла слова в различном контексте.

Основной закон динамики значений — обогащение слова смыслом, который оно вбирает из всего контекста. Из контекста слово впитывает в себя интеллектуальные и аффективные содержания и начинает значить и больше, и меньше, чем заключено в его значении, когда мы рассматриваем его изолированно и вне контекста: больше — потому что круг его значений расширяется, приобретая еще целый ряд зон, наполненных новым содержанием; меньше — потому что общее (обобщенное) значение слова ограничивается и сужается тем, что означает слово только в данном контексте [13].

А. В. Бондарко [14] представляет некоторые выводы по данному рассматриваемому вопросу, кото-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

Таблица 1

Значение и смысл в исследованиях отечественных ученых

Автор Смысл Значение

Н. А. Слюсарева (1963) Тип отношения между понятиями (связь и совокупности связей между ними), имеющий экстралингвистическую природу Репрезентант смысла

В. А. Звегинцев (1973) Семантика слова в предложении Семантика изолированного слова

Г. П. Щедровицкий (1995) Конфигурация связей и отношений между разными элементами ситуации деятельности и коммуникации, которая создается или воссоздается человеком, понимающим текст сообщения Семантика изолированного слова

В. М. Солнцев (1974) Порождается с помощью значений, но не сводится ни к отдельным значениям, ни к их сумме; это выделение из значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта Константы сознания, закрепленные общественной практикой за определенными звуковыми комплексами и тем самым являющиеся не только фактами сознания, но и фактами языка

В. З. Панфилов (1987) Содержательная сторона речи и содержание сознания

А. Р. Лурия (1979) Индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей; привнесение субъективных аспектов значения в определенной речевой ситуации Объективное отражение системы связей и отношений

Л. С. Выготский (2003) То внутреннее содержание, которое имеет слово для говорящего и которое составляет подтекст высказывания; «смысловой строй внутренней речи» («смысловое синтаксирование») Сложившаяся на определенном этапе развития система наглядных — ситуационных — или абстрактных — категориальных связей, выполняющих функцию обобщения и делающих тем самым возможным общение людей друг с другом; «значения внешних слов» («фазическое синтак-сирование»)

Н. И. Жинкин (1998: 114) Л. С. Цветкова (1995) Неформальное сочетание двух конкретных слов данного языка, «такой информационный ряд, который может быть преобразован в последовательность синонимически заменяемых слов, но сам не является рядом слов, и такой, который ограничивает информацию определенными рамками, в пределах которых начатый ряд может быть продолжен»

рые вытекают из языковедческой традиции в целом:

1. Значение — это содержательная сторона определенной единицы языка, а смысл (один и тот же) может быть передан разными единицами в данном языке и единицами разных языков, кроме того, он может быть выражен неязыковыми средствами.

2. Значение — элемент языковой системы, конкретный смысл — это ситуативно обусловленное явление речи.

3. Значения языковых единиц разных языков могут не совпадать по своей содержательной характеристике, по объему, по месту в системе. Смысл не зависит от различий между языками, по своей природе он универсален.

4. Состав значений языковых единиц ограничен при неограниченности выражаемых в речи конкретных смыслов.

5. Возможность выражения в актах речи бесконечного количества новых смыслов связана с такими факторами, как нетождественность содержания сочетаний языковых единиц сумме значений их составляющих, ситуативная обусловленность смыслов, участие не только языкового, но и неязыкового значения в формировании смысла.

6. Во взаимосвязи значения и смысла существенны отношения средства и цели: языковые значения служат одним из средств для выражения смысла в том или ином конкретном высказывании.

7. Значения языковых единиц в акте речи и передаваемый смысл находятся в отношении перекодирования. Направление перекодирования зависит от позиции говорящего и слушающего: говорящий перекодирует передаваемый смысл в значения, а слушающий перекодирует значения воспринимаемых им знаков в смысл.

Представим размышления некоторых других ученых о сущности значения и смысла в виде таблицы (табл. 1):

По Н. И. Жинкину, все слова могут быть преобразованы в смысл и наоборот, то есть смысл — это код: минимальная единица смысла перекодируется в два слова. При этом контекст задает различие прямых и переносных значений, а смысл определяется пресуппозицией. Текстовый смысл идентифицируется во внутренней речи.

Внутренняя речь является механизмом перево-димости как свойства человеческого языка, но не только при переводе с одного языка на другой: принимаемый текст всегда переводится на внутреннюю речь, что необходимо для идентификации денотата [15, с. 80-92].

«Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» [16]; язык же, по В. фон Гумбольдту, — средство преобразования субъективного в объективное. Субъективность речи проявляется в том, что речь

имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.

Для закрепления полученной теоретической информации студентам предлагаются такие, например, задания [17]:

Задание 1. Подберите небольшой связный текст и на его примере покажите механизм понимания смысла, описанный в данном ниже тексте. Согласны ли вы с предложенной схемой? Можете ли вы иначе объяснить, как происходит выявление смысла реципиентом?

Задание 2. Заполните пропуски в тексте наиболее подходящим словом из предлагаемых. Обоснуйте свой выбор.

а) народных; б) национальных; в) индивидуальных; г) этнографических;

а) народа; б) нации; в) национальности; г) коллектива;

Задание 3. Определите причины неясности или двусмысленности в понимании текста, обусловленные неправильным употреблением местоимений (отдаленность личного местоимения от слова, с которым оно синонимически связано; возможность соотнесения местоимения с любым из слов, одинаково грамматически оформленным в предшествующем контексте; употребление притяжательного местоимения вместо личного и др.). Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Образ Макара Нагульнова противоречив. С одной стороны, он жесток, груб, а с другой — добр, порою по-детски наивен. 2. Федор Капитонович стремится угодить начальству, чтобы его слушали и уважали. И т.д.

Таким образом, за основу нашей методики мы берем взгляды Н. И. Жинкина. Его работы ясно показывают механизмы переработки информации в мышлении (внутренней речи) и предоставляют методике огромные возможности в работе по развитию навыков обеспечения безопасности коммуникации. Разграничение значения и смысла позволяет адекватно воспринимать поступающую информацию, что, в свою очередь, является необходимым условием распознавания и нейтрализации манипуля-тивных воздействий.

Библиографический список

1. Goodman N. Ways of Worldmaking, Indianapolis, 1978.

2. Winograd, T. Language as a cognitive process. V. I. Syntax. В. : Reading, 1983.

3. Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И. В. Арнольд : сб. ст. ; науч. ред. П. Е. Бухаркин. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. — 444 с.

4. Лебедев, М. В. Неокантианские истоки конструктивистской онтологии Н. Гудмена /М. В. Лебедев // Логическое кан-товедение IV. — Калининград, 1997. — 112 с.

5. Телия, В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. — 288 с.

6. Новиков, Л. А. Избранные труды. Эстетические аспекты языка. В 2 т. Т. 2 / Л. А. Новиков. — М., 2005. — 842 с.

7. Павиленис, Р. И. Понимание речи и философия языка / Р. И. Павиленис // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. ХYП. — М. : Прогресс, 1986. — 264 с.

8. Фреге, Г. Смысл и значение / Г. Фреге // Фреге, Г. Избранные работы. — М. : Изд-во ДИК, 1997. — С. 25 — 49.

9. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика : учеб. пособие / А. А. Брудный. — М., 1998. — 332 с.

10. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика : учебник для вузов / И. М. Кобозева. — М. : Изд-во УРСС, 2000. — 350 с.

11. Бондарко, А. В. Текст. Структура и семантика. В 2 т. Т. 1 / А. В. Бондарко. — М., 2001. — 540 с.

12. Леонтьев, А. А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность) / А. А. Леонтьев. — М., 2001. — 392 с.

13. Панфилов, В. З. Философские проблемы языкознания / В. З. Панфилов. — М., 1987. — 360 с.

14. Бондарко, А. В. Грамматическое значение и смысл /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. В. Бондарко. — Л., 1978. — 190 с.

15. Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество : избранные труды / Н. И. Жинкин. — М. : Лабиринт, 1998. — 368 с.

16. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию /

B. Гумбольдт. — М. : Прогресс, 1984. — 397 с.

17. Цупикова, Е. В. Актуальные вопросы семасиологии в вузе: организация самостоятельной и аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов : учебное пособие / Е. В. Цупикова. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2010. — 319 с.

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии; доцент по кафедре лингводи-дактики и исторического языкознания Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: сhisel43@yandex.ш

Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г.

© Е. В. Цупикова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.