Научная статья на тему 'Организация работы на уроке иностранного языка'

Организация работы на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация работы / время говорения / четкие инструкции / поведение и дисциплина / виды учебной деятельности / мотивация / иностранный язык / organization of work / speaking time / clear instructions / behavior and discipline / types of learning activities / motivation / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маскалан Ольга Анатольевна

Фокус внимания статьи сосредоточен на рассмотрении основ правильной и эффективной организации работы на уроке иностранного языка. Целью статьи является обобщение опыта и научных знаний о способах построения продуктивной учебной деятельности. В первой части представлены причины, объясняющие необходимость формировать у учителя умение организовывать урок, способствуя созданию успешной и продуктивной образовательной среды. Автор уделяет большое внимание основным постулатам эффективного менеджмента при подготовке к урокам иностранного языка. В статье представлены примеры из собственного опыта педагогической деятельности, которые помогут значительно облегчить работу молодых и более опытных педагогов. Рассматривается одно из главных препятствий для выполнения задания (слабая инструкция); представлены примеры, как сделать ее точной и понятной обучающимся. Предложенный метод помогает педагогу научиться четко и максимально понятно инструктировать обучающихся. Еще один аспект продуктивного урока — это организация разных видов деятельности, которые способствуют раскрытию потенциала каждого ученика. Показаны преимущества использования разных форм работы в педагогической деятельности. В статье делается вывод о необходимости тщательно готовить урок на этапе планирования, уделяя особое внимание способам организации учебной деятельности и профессиональному управлению классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маскалан Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of work in a foreign language class

The focus of the article is on the consideration of the basics of proper and effective organization of work in a foreign language class. The aim is to generalize own experience and scientific knowledge about the ways of building successful learning activities. The first part presents the reasons that explain the needs for teachers to form skills of classroom management, forming a successful and productive educational environment. The author also pays great attention to the basic postulates of effective management in preparation for a foreign language class. The article presents examples from own experience of pedagogical activity, which will help to greatly facilitate the work of young and more experienced teachers. One of the main difficulties for completing tasks is presented. The examples how to make the instruction exact and clear for students are presented. The proposed method helps the teacher to learn how to instruct students clearly and precisely. Another aspect of the productive lesson is the organization of different activities that contribute to the development of each student’s potential. The advantages of using different forms of work in pedagogical practice are shown. The article makes a conclusion about the necessity to prepare a lesson carefully at the stage of planning, paying special attention to the methods of organization of learning activities and professional classroom management.

Текст научной работы на тему «Организация работы на уроке иностранного языка»

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo208/

Маскалан Ольга Анатольевна | olgamaskalan33@gmail.com

Учитель английского языка

МБОУ гимназия им. Героя РФ А. В. Катериничева Гурьевск, Россия

Организация работы на уроке иностранного языка

Аннотация. Фокус внимания статьи сосредоточен на рассмотрении основ правильной и эффективной организации работы на уроке иностранного языка. Целью статьи является обобщение опыта и научных знаний о способах построения продуктивной учебной деятельности. В первой части представлены причины, объясняющие необходимость формировать у учителя умение организовывать урок, способствуя созданию успешной и продуктивной образовательной среды. Автор уделяет большое внимание основным постулатам эффективного менеджмента при подготовке к урокам иностранного языка. В статье представлены примеры из собственного опыта педагогической деятельности, которые помогут значительно облегчить работу молодых и более опытных педагогов. Рассматривается одно из главных препятствий для выполнения задания (слабая инструкция); представлены примеры, как сделать ее точной и понятной обучающимся. Предложенный метод помогает педагогу научиться четко и максимально понятно инструктировать обучающихся. Еще один аспект продуктивного урока — это организация разных видов деятельности, которые способствуют раскрытию

потенциала каждого ученика. Показаны преимущества использования разных форм работы в педагогической деятельности. В статье делается вывод о необходимости тщательно готовить урок на этапе планирования, уделяя особое внимание способам организации учебной деятельности и профессиональному управлению классом.

Ключевые слова: организация работы, время говорения, четкие инструкции, поведение и дисциплина, виды учебной деятельности, мотивация, иностранный язык.

Введение

За последние десятилетия образование сильно изменилось: технологические достижения, изобилие доступных материалов, акцент на самостоятельном обучении, практическое применение полученных теоретических знаний. Но одна вещь в работе учителя остается неизменной — необходимость управлять классом. Правильная и эффективная организация работы на уроке — это залог успешного обучения и достижения высоких результатов. Необходимо понимать, что фокус внимания при проведении урока

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo208/

должен быть сосредоточен не только на том, чему преподаватель учит, но и как он это делает, и насколько продуктивен его урок.

Образовательный процесс невозможен без качественной работы по управлению классом. Приведем несколько причин, в связи с которыми учителю важно сосредоточиться на способах и методах подачи учебного материала при подготовке к уроку. Так, четко структурированный урок

- обеспечивает эффективную образовательную среду (эффективное управление классом создает благоприятную обучающую атмосферу, помогает держать фокус внимания учеников на выполнении заданий);

- развивает универсальные коммуникативные действия — навыки общения и совместной деятельности;

- улучшает психологический климат в классе (способствует поддержанию этических норм коммуникации и развивает взаимное уважение);

- помогает повышать мотивацию обучающихся, так как формирует ситуацию успеха.

При подготовке к уроку иностранного языка учителю необходимо учитывать следующие моменты:

1) время говорения учителя и ученика;

2) четкие и понятные инструкции;

3) вовлечение всех обучающихся в урок;

4) организация разных видов работы;

5) управление поведением и сохранение дисциплины;

6) возможные проблемы и способы их решения.

Время говорения учителя и ученика

Дебаты о том, сколько должен говорить учитель во время урока иностранного языка, не стихают и по сей день. Чем больше учитель говорит на уроке сам, тем меньше времени остается у учеников на развите продуктивных навыков. Важно учитывать тот факт, что современный урок строится на постановке проблемной задачи, решение которой и является главной целью урока. Учитель не передает свои знания классу, а помогает и направляет обучающихся, создает условия для их продуктивной коммуникации. Он может выступать в качестве собеседника, чтобы представить правильную языковую модель. В этом и заключаются положительные моменты в использовании речи учителя на уроке. Учитель иностранного языка является источником грамотной речи, которую обучающиеся, возможно, знают и понимают, но не используют в своей устной и письменной речи. Лексические и грамматические структуры в речи учителя обеспечивают погружение в языковую среду и помогают овладеть речевой грамотностью. Но необходимо тщательно следить за балансом распределения времени говорения учителя и ученика на уроке.

Один из способов увеличить время говорения ученика на уроке — это групповая и парная работа. Организуя самостоятельное выполнение задания, важно сначала позволить обучающимся сравнить и обсудить свои ответы, а потом представить правильный вариант. Это, с одной стороны, позволяет школьникам учиться защищать свою точку зрения; с другой

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo208/

- минимизирует время говорения учителя на уроке. Также урок может быть организован с помощью плана работы, представленного на доске, где прописываются все основные этапы, задания и инструкции для обучающихся. Задания выполняются в мини-группах, поэтому у всех участников будет возможность использовать иностранный язык. Ответы также представляются каждой группе индивидуально, поэтому учитель может сосредоточиться только на объяснении сложных и непонятных аспектов.

Четкие и понятные инструкции

Один из самых важных навыков, которыми должен владеть учитель, — умение четко и понятно дать инструкцию при организации групповой работы, при объяснении правил игры и постановке проблемной ситуации. «Простота и логичность — это залог успеха» [Цит. по: 3, с. 37], — пишет Д. Хармер в своей книге «Как обучать английскому». Любое задание может быть пустой тратой времени, если обучающиеся не поняли, как его выполнять. Поэтому на этапе приготовления урока необходимо сфокусировать свое внимание на способе, который поможет детям успешно справиться с заданием. Вот вопросы, которые могут помочь:

- Что должен знать ученик, чтобы выполнить задание успешно?

- Поэтапно ли дано объяснение, структурирована ли инструкция (сложная — разбита на несколько простых)?

- Не содержит ли инструкция большое количество лишней информации?

- Какие инструкции понадобятся в первую очередь, а какие — потом?

- Как можно проверить, понятны ли были инструкции обучающимся?

- Включено ли в инструкцию время на выполнение задания?

- Необходимо ли предоставить образец выполнения задания?

На каких аспектах выполнения задания необходимо сосредоточить внимание учащихся при выполнении задания? Например, на грамотном использовании грамматических конструкций при обучении иностранному языку.

При обучении иностранному языку можно, а иногда и вовсе необходимо, использование родного языка. Это касается прежде всего обучения в начальной школе. Представляется, будто такой подход нарушает языковое погружение. Но надо учитывать тот факт, что некоторые инструкции требуют более высокого уровня владения иностранным языком для понимания [2, с. 170]. В этом случае использование родного языка оправдано.

Существует несколько методов, которые помогут учителю избежать использования родного языка. Во-первых, более сильные ученики могут перевести задание одноклассникам (peer-to-peer Learning). Во-вторых, можно выполнить первое задание под руководством учителя (демонстрация). В-третьих, большое количество фраз для инструкций — это часто используемые образцы речи,

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo208/

которые необходимо пошагово вводить в лексический запас обучающихся. Учителю важно понимать, готовы ли ученики приступить к выполнению задания, получили ли они необходимую информацию для его выполнения. Так, Д. Скривнер предлагает задавать наводящие вопросы как один из лучших способов проверить понимание [4, с. 65-66]. Также учитель может прервать выполнение задания на любом этапе и спросить, например, что должен делать ответственный за творческий компонент при выполнении проекта на уроке.

Пример инструкции:организовать работу в группах из трех человек. (учитель распределяет команды и называет порядковые номера обучающихся в пределах одной команды). Предложить 10 минут на выполнение задания.

Первый этап: первый ученик выписывает из текста «Современные технологии в России» на странице 65 информацию о важности современных технологий. Второй член группы — информацию о современных профессиях в сфере информационных технологий. Третий участник — о развитии сферы 1Т в России.

Второй этап: представить полученную информацию другим участникам группы.

Вопросы для проверки понимания:

- Сколько человек будет работать в одной группе? (Ответ: три.)

- Сколько времени отводится на выполнение задания? (Ответ: 10 минут.)

- Откуда получить информацию? (Ответ: из текста на странице 65.)

- Обучающиеся с порядковым номером один, поднимите руку, пожалуйста. Какую информацию вам необходимо найти? (Повторить то же самое для номеров 2 и 3.) (Ответ: информацию о важности современных технологий.)

- Надо ли выписывать информацию в тетрадь? (Ответ: да, нужно.)

- Какова цель второго этапа? (Ответ: представить результаты своей работы другим участникам группы.)

Данный метод с использованием вопросов помогает не только ученикам, но и учителю, избавляя его от необходимости повторять задание много раз и хаотично отвечать на вопросы, задаваемые перед выполнением задания.

Вовлечение всех обучающихся в урок

Одними из главных задач обучения являются развитие у обучающихся интереса к предмету и мотивирование их на самостоятельное обучение. Данные задачи очень ответственны и сложны, так как современные дети имеют достаточно много развлечений в Интернете, играют в компьютерные игры. Их бывает трудно заинтересовать предметом, прибегая только к учебнику и рабочей тетради. Поэтому важно использовать цифровой образовательный контент для объяснения или закрепления темы, так как работа на компьютере или управление телефоном является неотъемлемой частью жизни подростка. В современной школе дети с удовольствием поддерживают идею

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo208/

сделать видеоролик или онлайн-опрос-ник в качестве домашней работы вместо выполнения привычных упражнений. Также хочется отметить, что обучающиеся получают больше пользы от заданий, где им приходится самим искать ответы на вопросы, создавать что-то новое или объяснять материал друг другу.

Использование системно-деятельност-ного подхода в образовании необходимо. Как отмечает О. С. Тоистева, «основной задачей педагога при таком подходе является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала и способности к этому с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Учителю важно в процессе обучения создать такую учебную ситуацию, попав в которую ребенок бы хотел делать открытия и получать новые знания» [Цит. по: 1, с. 201]. Например, при изучении косвенной речи в вопросительных предложениях можно разыграть ситуацию, при которой учащимся необходимо узнать, где находится определенная достопримечательность их города, задав вопрос прохожему. Но сделать это можно только вежливо. Следовательно, детям придется определиться с выбором достопримечательности, сформулировать вежливый вопрос в косвенной речи и грамотно применить его на практике. Учитель может выступать в роли прохожего, оценивающего правильность выполнения задания (если прохожий не понимает вопрос, значит, задание выполнено неправильно).

Организация разных видов работы

Традиционный урок проходит в следующей обстановке: ребята сидят за партами, слушают учителя и выполняют задания. Это очень подходящий способ работы при объяснении нового материала, демонстрации образца выполнения задания, просмотра обучающего видеоролика. Но есть и другие способы организовать работу на уроке. При составлении плана урока важно помнить, что желательно организовать урок, используя разные формы работы. Во-первых, это помогает вовлечь всех детей в работу. Во-вторых, стимулирует мыслительную деятельность. В-третьих, помогает сделать урок интересным и продуктивным.

Обучающиеся могут работать индивидуально или в группах и парах. Фронтальная работа с целым классом поддерживает дух единения и дает ощущение вовлеченности в общее дело. Хорошо подходит для проведения лекций, при объяснении нового материала и применении заданий типа «сделаем это вместе». Однако многие учащиеся не любят выступать или говорить перед целым классом. Когда учитель предлагает обучающимся индивидуальные формы работы, им предоставляется возможность ходить по классу и помогать обучающимся, которым разрешается работать в своем темпе. Парная работа увеличивает количество времени говорения или продуктивной работы всех учеников, способствует развитию навыка самостоятельной работы (работает пара, а не учитель). Такие виды работы хорошо подходят для сравнения ответов, практики диалогов, составлении

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo208/

основных тезисов, ответа на проблемный вопрос, работы с текстом и при поиске идей для самых разных задач.

Однако иногда бывает шумно, ученики могут отвлекаться от задания. Поэтому важно определить лимит времени и сообщить об этом ученикам. Ограничение времени выполнения задания способствует большей сосредоточенности. Групповая работа также содействует кооперации и позволяет работать над разными видами заданий в форматах дискуссии, ответа на вопрос по кругу, установления хронологического порядка текста, составления плана. При организации групповой работы важно продумать задания для каждого члена группы, чтобы не получилась ситуация, когда один ученик в группе сделал всю работу, а остальные списали. При распределении учащихся в пары или группы важно менять участников постоянно, чтобы учащиеся привыкали работать с разными сверстниками.

Управление поведением и сохранение дисциплины

Сохранение дисциплины в классе является одним из необходимых условий для проведения урока. Подготовка презентации с картинками и правилами, которым должны следовать ученики, помогает организовать класс и настроить всех на работу. Например, правило № 1 — руки на парту; правило № 2 — поднимаем руку; правило № 3 — слушаем учителя; правило № 4 — смотрим на доску; правило № 5 — слушаем друг друга; правило № 6 — используем на уроке только иностранный язык. Сопровождаем демонстрацию

слайдов движениями. Если в классе шумно, то можно сделать разминку и повторить эти правила. Большинство проблем с дисциплиной исчезает, когда учитель показывает, что такое поведение недопустимо. Можно невербально показать недовольство или подойти к нарушающему дисциплину [2, с. 58]. Поощрение может быть помощником в установлении дисциплины, так как ее нарушение часто связано с мотивацией. Например, при выполнении задания по словообразованию на уроке иностранного языка очень воодушевляет учеников сообщение учителя о том, что в рамках экзамена правильно использованная форма слова оценивается в один балл.

Возможные проблемы и способы их решения

Одним из главных аспектов успешности урока является прогнозирование проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в разных классах. Продумывание способов их решения помогает эффективно организовывать учебную деятельность. Например, работа с поиском информации в тексте будет успешной, если уровень подготовки обучающихся высок, большинство ребят мотивированы и имеют хорошие успехи в обучении. Следовательно, можно продумать дополнительные задания для развития способностей и умений (олимпиадная подготовка). Но в классе может быть группа учеников, которым тяжело работать с текстом и обрабатывать большое количество информации. Таким обучающимся надо помочь, дать подсказки, как выполнить задание (наводящие вопросы,

УДК 372.881.1 + 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo208/

номера параграфов и т. п.). При выполнении письменной работы «Написание письма другу» можно раздать словосочетания, которые ученикам необходимо использовать для построения предложений. Некоторым обучающимся трудно выступать перед всем классом. Решением может стать организация парной работы со сверстником и взаимная оценка работы друг друга.

Заключение

Успешное проведение урока иностранного языка зависит от качественной подготовки к нему. Учителю следует сосредоточить внимание не только на содержании урока, но и на способах подачи информации и аспектах управления классом. Роль учителя велика, так как он является главным координатором обучения. Учитель — это организатор, контролер, образец для подражания, источник грамотной речи, вдохновитель, подсказчик. Это значит, что учителю необходимо стараться делать все, чтобы обучение было эффективным, понятным, доступным для всех, но не слишком легким. Способы и методы, представленные в настоящей статье, помогут учителю организовать учебную деятельность и эффективно управлять классом.

Список литературы

1. Тоистева, О. С. Системно-деятель-ностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 2. — С. 198-202.

2. Harmer, J. Essential Teacher Knowledge: Core Concepts in English Language Teaching / J. Harmer. — London: Pearson Longman, 2012. — 287 p.

3. Harmer, J. How to Teach English / J. Harmer. — London: Pearson Longman, 2007. — 288 p.

4. Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching / J. Scrivener. — London: Macmillan Education, 2011. — 416 p.

Olga M. Maskalan

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gymnasium named after the Hero of the Russian Federation A.V. Katerinichev Guryevsk, Russia

Organization of work in a foreign language class

Abstract. The focus of the article is on the consideration of the basics of proper and effective organization of work in a foreign language class. The aim is to generalize own experience and scientific knowledge about the ways of building successful learning activities. The first part presents the reasons that explain the needs for teachers to form skills of classroom management, forming a successful and productive educational environment. The author also pays great attention to the basic postulates of effective management in preparation for a foreign language class. The article presents examples from own experience of pedagogical activity, which will help to

Научно-методический электронный журнал

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Маскалан О. А. Организация работы на уроке иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 76-83. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo208/

greatly facilitate the work of young and of work in pedagogical practice are shown.

more experienced teachers. One of the The article makes a conclusion about the

main difficulties for completing tasks is necessity to prepare a lesson carefully

presented. The examples how to make the at the stage of planning, paying special

instruction exact and clear for students are attention to the methods of organiza-

presented. The proposed method helps the tion of learning activities and professional

teacher to learn how to instruct students classroom management. clearly and precisely. Another aspect of

the productive lesson is the organization Keywords: organization of work, speaking

of different activities that contribute to the time, clear instructions, behavior and disci-

development of each student's potential. pline, types of learning activities, motiva-

The advantages of using different forms tion, foreign language.

Статья поступила в редакцию 02.06.2024;The article was submitted 02.06.2024; одобрена после рецензирования 25.06.2024;approved after reviewing 25.06.2024;

принята к публикации 05.07.2024. accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.