Научная статья на тему 'Организация работы Интернет-магазина'

Организация работы Интернет-магазина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошенко О. В.

Сегодня покупка продукции через Интернет становится распространенным явлением. При этом формой сбыта все чаще выступает не объявление о намерении продать товар или услугу, а организация электронного магазина. Электронный магазин представляет собой реализованное в сети Интернет представительство путем создания Web-сервера для продажи товаров и услуг другим пользователям сети Интернет. При этом сотрудники и покупатели магазина могут быть территориально удалены друг от друга и могут общаться и обмениваться информацией друг с другом через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии личного прямого контакта. По-другому электронный магазин называют Интернет-магазином.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы Интернет-магазина»

тивность функционирования не только в целом предприятия, но и его подразделений, отделов, выявить влияние различных факторов на его работу и развитие. Рассмотрев систему аналитических показатели ресурсного потенциала предприятия, можно присоединиться к мнению тех экономистов, которые утверждают, что основой повышения эффективности работы предприятия является качественно возрастающий уровень их ресурсного потенциала.

Обобщая сказанное выше, можно считать, что ресурсный потенциал и его эффективное комплексное использование - залог успешного развития предприятия. В ходе исследования было выявлено, что ресурсный потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и возможностей предприятия, для достижения поставленных целей. Категория ресурсного потенциала необходима для оценки возможностей будущего развития предприятия, поскольку учитывает направления расширения, пополнения и воспроизводства источников ресурсов. Следует отметить, что для эффективности анализа ресурсного потенциала предприятия необходима система показателей, позволяющая исследовать и оценить необходимые направления, выделяемые в процессе его осуществления.

Список литературы:

1. Варламова З.Н. Ключевые компетенции фирмы в системе ресурсно-ориентированного стратегического менеджмента. Препринт. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. - 48 с.

2. Ковалев А.Н. Ресурсный потенциал торговых организаций и эффективность его использования: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Белгород, 2004. - 192 с.

3. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 4. -С. 83-86.

4. Усанов Г.И. Рыночный потенциал предприятия: диагностика состояния, стратегия адаптации и развития: моногр. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2002. - 250 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

© Дорошенко О.В.*

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,

г. Кемерово

Сегодня покупка продукции через Интернет становится распространенным явлением. При этом формой сбыта все чаще выступает не объ-

* Студент. Научный руководитель: Середкина И.М., старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

явление о намерении продать товар или услугу, а организация электронного магазина.

Электронный магазин представляет собой реализованное в сети Интернет представительство путем создания Web-сервера для продажи товаров и услуг другим пользователям сети Интернет. При этом сотрудники и покупатели магазина могут быть территориально удалены друг от друга и могут общаться и обмениваться информацией друг с другом через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии личного прямого контакта.

По-другому электронный магазин называют Интернет-магазином.

Число Интернет-магазинов стремительно растет, а покупатели все чаще пользуются ими.

Сама суть торговли остается традиционной. Покупатель выбирает товар и платит, а продавец получает за свой товар деньги. Традиционными остаются и обязательства продавца перед покупателем. Как и в обычном магазине, продавец обязан предоставить покупателю товарный и кассовый чеки, а при необходимости лицензии и сертификаты [2].

Преимущества Интернет-магазина можно определить в следующем:

1. экономия времени. Интернет-магазин позволяет сделать покупку, не выходя из дома в любое время, а выбор и заказ товара займет у покупателя несколько минут, если он точно знает, что хочет купить -достаточно указать параметры поиска и система выдаст список товаров с необходимыми характеристиками. В сети несколько проще перейти из одного магазина в другой. Кроме этого, Служба доставки Интернет-магазина доставит выбранный товар покупателю в удобно время и место;

2. неограниченный ассортимент и информативность. Ассортимент Интернет-магазина ничем не ограничен (как, например, ассортимент обычного магазина ограничен торговой площадью). Ни один менеджер по продажам не в состоянии помнить столько информации о товаре, сколько может предоставить потребителю Интернет-магазин. Кроме того, Интернет-магазин в состоянии выдать такую информацию, как покупательский рейтинг, советы и отзывы о товаре, статьи о товаре, которые могут предопределить выбор покупателя. Покупатель делает свой выбор более осознанно, без давления продавца;

3. экономия на затратах. Затраты на организацию работы, включая доставку, содержание персонала Интернет-магазина существенно ниже, чем у обычного. В отличие от обычного магазина Интернет-магазин способен обслужить несколько сотен клиентов одновременно.

Однако у Интернет-магазина есть и существенные недостатки - кроме отсутствия непосредственного контакта между покупателем и продавцом можно также назвать следующие:

1. нельзя «пощупать» товар, нельзя узнать больше, чем написано. Не всегда товар, заказанный по фотографиям, в действительности выглядит так же, как на картинке;

2. проблемы гарантии, ремонта изделия;

3. при возврате товара могут возникнуть сложности, особенно в том случае, если доставку осуществляет сторонняя организация;

4. в случае возврата товара деньги за товар вернут, но издержки по доставке возвращаемого товара несет покупатель;

5. долгая доставка (до 6 недель), особенно из-за рубежа;

6. высок риск приобрести поддельный товар;

7. продавец также рискует, организовывая доставку - он не может быть полностью уверен, что товар покупателю подойдет [1, 2].

Взаимодействие покупателя с виртуальным магазином происходит по следующей схеме:

1. Нахождение и посещение ресурса Интернет-магазина;

2. Покупатель проходит процедуру регистрации на сайте магазина -публикует свои данные (фамилию и имя, электронную почту, телефон, адрес);

3. Выбор товара: покупатель «складывает» понравившийся в «виртуальную корзину»;

4. Менеджер связывается с покупателем посредством телефона или электронной почты, подтверждает заказ, уточняет адрес и время доставки, способ оплаты;

5. После уточнения информации у клиента, она передается на склад и в службу доставки;

6. Товар доставляется по указанному адресу в оговоренное время, покупатель оплачивает товар. В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1. Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан в момент доставки товара в письменной форме представить покупателю информацию о товаре и о порядке и сроках возврата товаров.

Организация работы Интернет-магазина предполагает определенные расходы:

1. прежде всего, необходим минимальный запас товара, которым магазин будет торговать. Сумма на обеспечение, пополнение и хранение товара на складе - первая статья расходов;

2. заработная плата персонала - на начальных этапах это оператор, который получает заказы от покупателей, общается с ними и координирует доставку, и кладовщик, который ведет учет товара и отпускает его службе доставки. Еще два человека - курьер и системный администратор - будут необходимы, если доставку и компьютерную поддержку планируется осуществлять собственными силами [2];

3. доставка и, если Интернет-продавец сам ее организует, транспортные расходы;

4. компьютерное и программное обеспечение работы Интернет-магазина, аренда высокоскоростного канала связи. Можно снять готовую площадку у провайдеров, многие из которых предоставляют подобные услуги, но это повлечет дополнительные расходы;

5. продвижение Интернет-магазина - создание сайта, реклама сайта и продукции.

При этом в общих расходах Интернет-магазина отсутствуют расходы на аренду торговых площадей, оплату труда продавцов-консультантов торгового зала, в отличие от обычных магазинов.

Для Интернет-магазина обеспечение доставки товара является одной из основополагающих организационных подсистем. Доставку можно организовать двумя путями:

- создать собственную (что связано с дополнительными расходами на транспорт, оплату труда представителей, курьеров);

- заключить договор с фирмой, которая оказывает такие услуги. Однако при такой схеме у Интернет-магазина могут возникнуть сложности с возвратом денег курьером. Курьер де-факто является инкассатором и к концу дня у него в руках может оказаться значительная сумма денег. На сегодняшний день известны случаи, когда курьер просто не возвращался в магазин и дальнейшая связь с ним была нарушена. Поэтому многие транспортные компании берут на себя этот риск и оценивают его в 2 % от стоимости суммы, которую курьер должен привезти. Соответственно стоимость доставки одного заказа при такой организации может быть выше в три-четыре раза, нежели при использовании собственной службы [2].

Поскольку у Интернет-магазина в наличии имеются незначительные складские площади, которые обеспечивают лишь минимальный объем запасов продукции, то организация подсистемы снабжения также играет важную роль в работе магазина. Необходимо заранее определиться с поставщиками и заключить договоры на поставку продукции с четким указанием условий, сроков, периодичности, стоимости и пункта доставки.

Что касается оплаты товара, приобретаемого в виртуальном магазине, то она может быть произведена несколькими способами: наличным платежом, банковским или почтовым переводом, с помощью пластиковой карты или электронных денег одной из платежных систем Интернета [3].

Оплата наличными курьеру. Курьер привозит товары по указанному покупателем адресу и получает деньги. Преимуществами этого способа являются:

- 99,9 %-ая гарантия получения товара покупателем и денег продавцом;

- возможность проверить товар сразу и вернуть его, отказавшись от покупки;

- получить все необходимые документы: гарантийный талон, товарный чек, и т.д.

Недостатки также очевидны:

- не всегда приятно видеть у себя дома (или в офисе) незнакомого человека (курьера);

- часто ожидание курьера превращается в пытку, и отбивает всякое желание что-либо покупать.

Оплата и получение ранее заказанного товара в магазине. Этот способ оплаты по надежности ничем не отличается от простой покупки в оффлайновом магазине. Покупатель выбирает товар в Интернет-магазина, размещает заказ и на следующий день идет по указанному на сайте адресу, где вносит деньги в кассу, получает товар и чек. Преимущества для покупателя те же, что и в варианте с курьерской доставкой, плюс:

- посмотрев на магазин, можно сделать вывод о надежности фирмы-продавца;

- в случае каких-либо проблем разбираться с реально существующим магазином все же проще, чем с виртуальной лавкой.

Недостаток для продавца при такой форме работы - дополнительные расходы на открытие салона «вдобавок» к Интернет-магазина

Наложенный платеж. После оформления заказа товар высылается покупателю по почте. Оплата производится в почтовом отделении, непосредственно перед получением. Преимуществом является то, что товар доставят даже в самый отдаленный уголок России.

Недостатков несколько:

- проверить, что именно выслал Интернет-магазин можно только после оплаты покупки;

- товар может испортиться в процессе транспортировки;

- стоимость заказа будет включать в себя стоимость товара и пересылки, а также страховой сбор, оплаченный отправителем.

Оплата банковским переводом. После размещения заказа покупателю выставляется счет, который может быть оплачен через кассу любого банка (физические лица) или с расчетного счета (юридические лица). Товар доставляется по почте или любым из перечисленных выше вариантов. Недостатком выступает комиссия, взимаемая банком, за осуществление платежа.

Оплата при помощи пластиковой карты. Чтобы в расчетах за приобретаемый товар участвовали пластиковые карты, виртуальный магазин должен зарегистрироваться в платежной системе. Заключение с банком договора на Интернет-эквайринг позволит принимать к оплате пластиковые карты различных платежных систем [3].

Здесь существуют два принципиально разных варианта:

1. покупатель выбирает товар, размещает заказ, и сразу же на сайте магазина вводит номер пластиковой карты в специальное поле. По-

сле этого выводится извещение о списании со счета соответствующей суммы. Преимущества - простота процесса оплаты. При этом в настоящее время существует ряд безопасных способов онлайновой оплаты товаров при помощи пластиковой карты, которые не позволяют третьим лицам перехватывать данные банковской карты, чтобы украсть средства клиента с его банковского счета.

2. по указанному в форме заказа адресу приезжает курьер с товаром, и «прокатывает» (эмбоссирует) пластиковую карту в специальном устройстве (импринтере). На чеке остается оттиск с номером карты, подписью плательщика и суммой за покупку. Украсть номер карты в Интернете уже нельзя, - его там просто нигде нет.

Электронные деньги. Для расчетов в Интернет-магазине можно использовать электронную наличность. Речь в данном случае идет о расчетах с использованием одной из платежных систем, таких как Webmoney Transfer, Яндекс.Деньги и E-Gold. Чтобы стать участником расчетов Интернет-магазину и покупателю необходимо зарегистрироваться в системе. Регистрация производится по заявке, направляемой администратору системы. Как правило, за регистрацию в платежной системе плата не взимается. На сайте Интернет-магазина размещается информация о платежной системе, которая используется для расчетов за покупки. Покупатель удобным для себя способом пополняет свой электронный «кошелек». Оформив заказ, Интернет-магазин обращается к администратору системы с просьбой о перечислении денег из «кошелька» покупателя на счет магазина. Для магазина эта услуга платная [3].

Преимуще ства:

- высокая степень безопасности;

- простота процесса оплаты.

Недостатками выступает сложная процедура создания кошелька и за каждую транзакцию взимается процент за пользование кошельком. Тем, кто совершает разовую покупку, обращаться к новой системе просто не имеет смысла.

Оплата бартером. Если у покупателя есть что-то, что нужно продавцу (например, баннерные показы), то эти «ценности» могут быть обменены на товары Интернет-магазина. Впрочем, большинство крупных магазинов в лучшем случае откажутся от столь заманчивого предложения, а в худшем -просто проигнорируют его.

Таким образом, Интернет-магазин становится удобным и быстрым способом совершения покупок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и существующие преимущества организации торговли, от продавца все же требуются усилия по поддержанию обратной связи с клиентами, разрешению конфликтных ситуаций, исследованию рынка и заботе о репутации магазина.

Список литературы:

1. http://e-comerce.narod.ru/e_market.html.

2. Как открыть виртуальный магазин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1-delo.ru.

3. Петрова Е. К. Бухгалтер в сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tby.ru.

4. http://www. oborot.ru/article/192/16.

ОТ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ К ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Карпухина Н.Н.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

Модели бизнес-процессов служат основой принятия ключевых решений, в том числе при формировании организационной структуры. В работе рассмотрены принципиальные отличия типов организационных структур и выделены преимущества процессно-ориентированной организации.

В науке об организации предприятия выделяют организационную структуру и организацию бизнес-процессов.

Объединение сотрудников по признаку принадлежности к бизнес-процессам предприятия производит на основе штатного расписания и регламентов деятельности.

Структурные подразделения предприятия объединены в систему управления организацией. Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что нет возможности при выборе наилучшего варианта использовать четко сформулированный, однозначный, математически выраженный критерий оптимальности. Проектирование организационной структуры - это проблема, имеющая количественно-качественные и многокритериальные характеристики, решаемая на основе сочетания методов анализа, оценки, моделирования организационных систем.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, при этом методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

* Доцент кафедры «Коммерция и маркетинговые исследования», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.