Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ УЧАСТНИКОВ СВО'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ УЧАСТНИКОВ СВО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
560
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
семья участника СВО / мобилизация / трудная жизненная ситуация / социальная поддержка

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонова Л. В.

Статья посвящена особенностям работы дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организации работы по патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ УЧАСТНИКОВ СВО»

психологического состояния учащихся, можно считать неотъемлемой частью коммуникативных качеств личности педагога. Обязательным условием для этого является понимание к студентам. Ведь третьей составляющей коммуникативных качеств личности педагога является стремление к социальному взаимодействию, которое проявляется в стремлении передавать знания, общаться с студентами, организовывать жизнь и работу детского коллектива. Успешная реализация стремления к социальному взаимодействию зависит от педагогического такта - компетентности преподавателя.

Теперь рассмотрим некоторые вспомогательные качества и характеристики личности, входящие в структуру педагогического мастерства. Это прежде всего качества интеллекта: красноречие, критичность, последовательность и ряд других качеств. Важна также речь преподавателя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т. д. Артистизм внешнего поведения (активное воображение, способность творить фантазию) играет ключевую роль в успехе педагогической работы.

Педагогическое мастерство является не только условием эффективности педагогической работы, но и в значительной степени результатом успешной работы преподавателя. Педагогические умения появляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических качеств, отношений и действий педагога. Согласно опыту и специальным исследованиям, преподавателю под силу целенаправленно развивать педагогические навыки. Например, наблюдательность, являющаяся важным элементом познавательных качеств личности, развивается и совершенствуется в процессе приобретения педагогического опыта и в результате собственных особых усилий преподавателя. Он способен развивать свою социально-психологическую наблюдательность, иными словами, он не только замечает различные особенности и тенденции поведения учащихся, но и понимает причины их возникновения. Таким же образом могут целенаправленно формироваться многие вспомогательные качества, такие как правильное употребление слова, воображение и фантазия, которые входят в структуру педагогических умений личности.

Список использованной литературы:

1. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

2. Богданова Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.

3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.

4. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.

5. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.

© Сарыев Н.Г., Реджепов Н.М., Сатлыков К.Ч., 2023

УДК 373.24

Филимонова Л.В.,

Заведующий, МБДОУ «Детский сад № 125» г. Чебоксары, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С СЕМЬЯМИ УЧАСТНИКОВ СВО

Аннотация

Статья посвящена особенностям работы дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организации работы по патриотическому воспитанию.

Ключевые слова:

семья участника СВО, мобилизация, трудная жизненная ситуация, социальная поддержка.

В соответствии с определением «трудная жизненная ситуация» — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина. В статье 1 ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» четко сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка. Среди прочих к данной формулировке относятся и дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Причиной, вызывающей дисфункцию семейных отношений, в данном случае можно считать призыв на военную службу по мобилизации для участия в специальной военной операции на Украине, так как она самым серьезным образом меняет весь уклад жизни семьи.

Предоставление помощи и льгот детям участников СВО является важной этической задачей для российского государства и общества. Об этом свидетельствуют принятые документы на уровне государства и правительства, региональные и локальные акты. Но семьи участников СВО нуждаются не только в государственной помощи, а также и в поддержке образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

В связи с тем, что наш детский сад посещают дети из семей, призванных на военную службу по частичной мобилизации, в 2022 году в дошкольном учреждении создан ресурсный центр по оказанию помощи семьям мобилизованных граждан «Вместе - мы сила!». На этапе изучения социального заказа, был проведен опрос родителей, который помог выявить основные проблемы данной категории семей. Наиболее частыми среди них были

- желание в организации досуга детей, оставшихся без отцовского внимания,

- проблемы в психологической поддержке и консультациях юридического и социального характера,

- желание семей иметь отдых в летний период,

- возможность дополнительного образования детей.

Данные проблемы не могли остаться незамеченными нашими специалистами. В рамках работы ресурсного центра были запланированы мероприятия, направленные на решение этих проблем, а также на оказание адресной социальной и психологической помощи семьям участников СВО. В план работы были включены мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственных и патриотических ценностей подрастающего поколения на примере подвига русского народа в годы ВОВ.

Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации из-за мобилизации членов семьи на СВО осуществляется поэтапно.

Первоначально происходит выявление таких семей. В начале учебного года проводим анкетирование и мониторинг семей, по результатам которого составляем социальный паспорт семей ДОУ.

Далее происходит установление контакта с семьями участников СВО. Наиболее трудным для нас в работе с данной категорией семей стало неприятие семьями любого вида помощи со стороны образовательного учреждения и их нежелание идти на контакт. Для того, чтобы установить доверительные отношения с детьми и их родителями, понадобилось время и педагогическое мастерство наших специалистов, а именно воспитателей и педагога-психолога, которые находятся в более тесном контакте с ребенком и его семьей, и могут определить дальнейшую работу с этой семьей. С целью предоставления в дальнейшем адресной помощи, проводим социально-педагогическую и психологическую диагностику детей, изучаем семейный микроклимат, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль семейного воспитания.

После анализа полученных данных составляем социальные паспорта семей, психолого-педагогические характеристики на ребенка, разрабатываем план индивидуального психолого-

педагогического сопровождения семей, подбираем формы и методы работы с семьями в зависимости от возникших тяжелых ситуаций и имеющихся проблем.

Ресурсным центром «Вместе - мы сила!» оказывается:

- психологическая помощь, включающая в себя просветительскую и коррекционную работу, консультирование, психологическую поддержку, разработку и раздачу памяток о местах оказания психологической помощи детям, с контактными номерами телефонов доверия и «горячих линий»,

- социальная помощь, предполагающая патронаж семьи, оказание помощи при адаптации к новым социальным условиям,

- педагогическая помощь, которая состоит из повышения педагогического потенциала родителей, а также оказания помощи ребенку в освоении основной и дополнительной программы дошкольного образования,

- правовая помощь, имеющая своей составной частью повышение правового потенциала родителей, соблюдение законодательства РФ о несовершеннолетних, соблюдение их прав и законных интересов.

За время существования ресурсного центра «Вместе - мы сила!» была оказана разнообразная адресная помощь семьям участников СВО: индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми и родителями в рамках Клуба общения «Поговорим», предоставление возможности посещения воспитанниками из семей мобилизованных детского сада и дополнительных услуг на бесплатной основе, организация детского досуга через раздачу пригласительных билетов в театры и на концерты, а также бесплатного досуга и отдыха по календарным праздникам, важным для семьи событиям, таких, как Новый Год, день Матери, 8 марта, День отца, день рождения ребенка.

С целью решения задач патриотического и духовно- нравственного воспитания были организованы встречи с ветеранами боевых действий, «горячих точек», участников СВО, занятия дискуссионного киноклуба, включающие в себя просмотр фильмов и мультфильмов патриотического содержания с последующим их обсуждением, мероприятия патриотической направленности, такие, как марафон «Нам нужен МИР», конкурс чтецов «Подвиг Сталинграда», Акция <^а мир», квест - игра «Путешествие в страну Дружба», познавательный час «Пусть всегда будет мир» и др.), выставка рисунков «Солдатам Отечества -слава!», фотосушка «Я и мой папа», флешмоб «Армейская зарядка», посещение храмов, музеев воинской славы.

Педагоги образовательного учреждения приняли активное участие в акции «Письмо победителю», где писали письма военнослужащим в зону СВО и госпитали с поздравлениями в честь праздника 23 февраля, адресуя им добрые слова поддержки, благодарности за их подвиги; в акции «Тепло родного дома», организованной Союзом женщин Чувашии по сбору чая и кофе, бакалейных и сладких продуктов; в благотворительной акции «Посылка солдату» и в благотворительной акции «Елка желаний» по сбору игрушек для детей из семей мобилизованных.

За время работы ресурсного центра «Вместе - мы сила!» произошла активизация работы Совета отцов образовательного учреждения через организацию мастер-классов, творческих мастерских, флешмобов, акций, таких, как «Скворечники и кормушки», «Все на футбол», весенняя посадка деревьев.

Т.о., благодаря привлечению общественных ресурсов, использованию инновационных форм работы ресурсному центру «Вместе - мы сила!» удалось оказать адресную поддержку семьям участников СВО, повысить качество их жизни для того, чтобы те, кого призвали по частичной военной мобилизации могли быть спокойны за свои семьи и все силы могли отдать на решение поставленных задач.

Список использованной литературы: 1. Сборник лучших практик поддержки детей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, «Практики, меняющие мир детей!».-М.: Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.-М.:издат «Перо», 2020.- 96 с.

© Филимонова Л.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.