Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / РЕПЕРТУАР ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHIC GROUP / CHILDREN'' S GROUP REPERTOIRE / TEACHER-CHOREOGRAPHER / CHILDREN''S GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанова Мария Александровна, Шевченко Елена Петровна

В данной статье говорится о деятельности педагога, его роли в коллективе. Важное место в хореографическом коллективе занимает репертуар, концертная деятельность. Работа педагога-хореографа многогранна и имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

«

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Лифанова Мария Александровна, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

E-mail: lifanova.maria@yandex.ru

Шевченко Елена Петровна СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

E-mail: elenabushmina@yandex.ru

Lifanova M. А.,

Saratov State University of N.G. Chernyshevsky, Saratov

E-mail: lifanova.maria@yandex.ru

Shevchenko E.P.,

Saratov State University of N.G. Chernyshevsky, Saratov

E-mail: elenabushmina@yandex.ru

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE CHILDREN'S COLLECTIVE

Аннотация. В данной статье говорится о деятельности педагога, его роли в коллективе. Важное место в хореографическом коллективе занимает репертуар, концертная деятельность. Работа педагога-хореографа многогранна и имеет свои особенности.

Ключевые слова: хореография, хореографический коллектив, репертуар детского коллектива, педагог-хореограф, детский коллектив.

Abstract. This article describes the activities of the teacher, his role in the team. The repertoire and concert activity occupies an important place in the choreographic group. The work of the teacher-choreographer is multifaceted and has its own characteristics.

Key words: choreography, choreographic group, children's group repertoire, teacher-choreographer, children's group.

На современном этапе развития общества залогом процветания детского хореографического коллектива становится правильная организация работы с его участниками. В области психологии хореографической деятельности интерес, на наш взгляд, представляют труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина; которые, опираясь на экспериментальные исследования, убедительно доказали, что эффективность движений существенно зависит от характера педагогических задач, решаемых личностью при достижении поставленной цели. В педагогической науке относительно нашей проблемы интересны теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, А.К. Марковой, Н.Н. Нечаева, А.А. Вербицкого.

Работа с детским хореографическим коллективом многогранна, она делится на несколько этапов: учебно-воспитательный, постановочно-творческий и фестивально-конкурсный.

Важное значение в детском хореографическом коллективе должно отводиться воспитательному процессу, а не просто развитию танцевальных способностей, важно чтобы дети имели возможность к творческой самореализации, становились лучше. На наш взгляд, систематические хореографические занятия играют здесь важную роль. Но мы прекрасно понимаем, что главенствует в этом процессе руководитель коллектива, планирующий свою деятельность, опираясь на изучение индивидуальных особенностей участников коллектива, их характеров, склонностей, поведения; продумывая воспитательные мероприятия он предусматривает привлечение детей к различным видам деятельности, побуждает их к самостоятельной хореографической работе.

Воспитательно-педагогический процесс в детском хореографическом коллективе направлен на развитие у детей качеств, связанных со сферой чувств: моральных (отзывчивость, доброжелательность, сдержанность, эмпатия, справедливость), эстетических (чувство красоты, стиля, гармонии), художественных (художественный вкус, ощущение композиционного совершенства хореографических произведений). Педагогический процесс в коллективе опирается на полученные хореографических знаний, умений и навыков. Они являются основой развития ребенка, определяют результат воспитания через обучение [4].

Учебно-воспитательный этап работы детского хореографического коллектива структурируется таким образом: организация учебного процесса, репетиционная и репертуарный деятельность. Организационная деятельность осуществляется постепенно и целенаправленно и выделяет набор руководителем детей, оформление документации, определение времени и дней занятий, назначение старост ансамбля и выбор родительского актива.

Формирование основ хореографической подготовки оказывается в процессе разучивания упражнений, движений, которые предоставляются в

»

40

небольшом объеме, поэтому нужно изымать более необходимые, первостепенные, способствующие четкому и выразительному выполнению того или иного танца. Существенную роль при этом имеет подбор музыкального сопровождения. Главное, чтобы его элементы были достаточно выражены в соответствующем музыкальном фрагменте, который составляет основу упражнений [1, с. 94].

Репетиционная деятельность строится на взаимодействии руководителя с воспитанниками. После развернутого объяснения и показа движения или упражнения педагог останавливает свое внимание на том, как дети выполняют поставленную задачу, насколько они активны, как дети преодолевают трудности при изучении нового материала [2].

Работа хореографических коллективов проводится по учебным планам, программам, которые предусматривают год, полугодие и четверть. В них освещается цель и задачи коллектива, определяются упражнения и методика их усвоения, планируется репетиционная работа над текущим материалом и подготовкой новых танцев, устанавливается срок их усвоения и показа.

В детском хореографическом коллективе репертуар чаще создается самим руководителем, который является не только преподавателем и постановщиком, но и автором. Ему приходится создавать хореографическое произведение, то есть находить и его идею, и драматическую построение, и рисунок, и хореографическую лексику. Даже в тех случаях, когда постановщик пользуется сюжетом, заимствованным из литературного произведения, он должен творчески подойти к работе над постановкой, чтобы каждая мысль нашла хореографическое воплощение через танцевальные движения, характеризующие образ [3].

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке танцев, что оказывает большую помощь педагогам-хореографам, работающим с детьми. Среди них следует назвать работы Б.Т. Абирова, Л.А. Адеевой, А. Азимовой, Г.Ф. Богданова, В.И. Геращенко, С.М. Гребенщикова, К.Я. Голейзовского, А.А. Климова, В.Н. Нилова, О.Н. Ниязовой, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой и других.

Репертуар детских хореографических коллективов должны составлять постановки, соответствующие трем основным правилам: смысловой наполненности, высокой художественной ценности и доступности. Они взаимосвязаны между собой. При отсутствии по крайней мере одной из них, танец не может считаться полноценным.

Постановочно-творческий этап работы в детском хореографическом коллективе начинается с разработки композиции. Руководитель, который создает хореографическое произведение или концертный номер, подбирает музыку и четко продумывает драматургию будущего номера, после чего он знакомит с ним коллектив. Большое внимание необходимо уделять танцевальному тексту и

»

41

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

работе над актерским мастерством детей. Деятельность руководителя заключается в том, что он обязан не только отработать с воспитанниками движения, но и раскрыть образы и характеры, передать стиль произведения. Наличие сюжетной линии также позволяет создавать в танцевальном номере как положительные, так и отрицательные образы, тем самым расширяя перспективы воспитательной работы с детьми.

В деятельности детского хореографического коллектива большое значение приобретает фестивально-конкурсный этап, который предусматривает: выступления с самостоятельными танцами в совместных концертах, независимые выступления коллектива при наличии программы или отчеты коллектива в конце учебного года, участие в конкурсах и фестивалях [3]. Этот этап работы дает возможность раскрыть слаженность детского ансамбля, культуру поведения исполнителей и их совместную танцевальную подготовленно сть.

На начальном этапе работы с детским коллективом руководителю необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Выбор эстрадной танцевальной композиции.

2. Поиск оригинального музыкального сопровождения, который будет соответствовать содержанию танцевальной композиции.

3. Разработка мысли, идеи, образа танцевальной композиции.

4. Музыка и идея танца должны соответствовать возрастным особенностям детского коллектива.

5. Необходимо точно распределить время для постановки танца и работы с солистами.

6. Подбор упражнений в избранном танце должен соответствовать возрасту воспитанников и их способностям.

7. Большое внимание необходимо уделить разучиванию отдельных упражнений и связок танцевальных движений.

8. Руководитель должен постоянно следить за правильностью постановки движений ног, рук, головы и жестикуляцией, мимикой в танце.

9. Большое внимание в постановке танца необходимо уделить созданию рисунка и перемещению танцоров по залу, учитывая различные ракурсы.

10. Руководитель должен четко уяснить для себя и донести до воспитанников, каким должно быть эмоциональное состояние при сценическом воплощении танца.

11. При постановке эстрадной танцевальной композиции, необходимо разделить ее на следующие основные части:

а) экспозиция (начало танца, который вводит зрителя в действие)

б) завязка танца;

в) развитие действия по нарастающей, движение к кульминации;

г) кульминация;

д) развязка (завершение замысла хореографической композиции).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

12. Музыка и танцевальная язык (жесты, мимика) должны быть понятными зрителю - это одно из условий успеха коллектива и его руководителя.

13. Эстетическим и культурным завершением танца является поклон детского коллектива перед зрительской аудиторией.

14. Важной частью работы в постановке танца является подбор подходящего костюма. Для этого необходимо разработать эскизы детской сценической одежды с учетом сюжета и замысла танца. После изучения движений и завершения постановки танца воспитанниками, целесообразно проводить репетиции в сценических костюмах, это очень нравится детям, позволяет им в полной мере войти в сценический образ и танцевать с большим удовольствием. Дети во время таких репетиций видят и чувствуют сценический замысел и собственных танцевальных персонажей. Не нужно делать сценическую одежду сложной, перегруженной большим количеством деталей. Иногда для выражения образа достаточно одного предмета одежды или аксессуара (например, лента, венчик, шляпка и т.д.). Все детали и аксессуары одежды должны быть четко зафиксированы, чтобы при движении не отвлекать детское внимание на них.

15. Воспитанники хореографических коллективов при выступлении должны иметь соответствующую танцевальную обувь (чешки сапоги, классические тапочки, хореографические туфли и пр.).

Работа с детским эстрадным хореографическим коллективом имеет свои особенности. В обязательном порядке должны иметь место отдельные занятия с девочками и мальчиками. На следующем этапе необходимо практиковать смешанные занятия. Только после этого ставить детей в пары. Обязательно должна учитываться психология ребенка (наблюдать некоторое время - кто кому нравится?). Эти первые шаги особенно важны: дети сами прекрасно работают, но если их поставить в пары (без учета детских симпатий) - работать не хотят.

Педагог - это психолог, он должен формировать отношения в паре. Необходим определенный промежуток времени (возможно, даже месяцы), пока дети привыкнут друг к другу, и только потом можно потихоньку менять пары, чтобы танцоры могли привыкнуть друг к другу в разных составах. В ходе постановки танцевальной композиции исполнители сами находят свою пару, удобную для выполнения той или иной роли. Но если у какой-то пары что-то не получается, много негативных реакций, можно поменять партнеров. Бывают и другие варианты сопряжения. Например, мальчик на голову ниже девочки, или очень отличается вес детей (толстый - худой). В таком случае руководитель обязан прекратить любые насмешки и исключить возможные моральные травмы. Все дети должны быть в равных условиях для своего творческого развития. То есть, при подборе детских танцевальных пар надо быть очень чутким и внимательным, чтобы не наделать ошибок и не нанести ребенку моральную травму.

У профессионалов часто применяется система жесткой тренировки. Этот метод нельзя применить в детских коллективах. За каждый успех, хотя бы самый

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

маленький, необходимо ребенка обязательно похвалить и поощрить к следующим достижениям.

Детский танец отличается от взрослого тем, что не должен содержать ярко выраженной кульминации со сложными движениями. Поэтому необходимо обращать внимание на выход детей и финал танца. Если дети начнут допускать ошибки в начале танца, то, скорее всего, уже не смогут «собраться» и выполнить номер до конца успешно. Маленькие артисты до конца танца уже устают и начинают путаться в движениях. Поэтому не нужно ставить слишком длинный танец - это не под силу детям младшего школьного возраста.

Часто бывает так, что поведение или слова партнера создают стрессовую ситуацию не только на концертах, но и в репетиционном зале. Негативно влияют на выступление следующие факторы: страх перед последствиями неудачного выступления; страх того, что не будут достигнуты желаемые результаты.

В каждом конкретном случае руководитель коллектива обязан найти причины, проанализировать их, помочь исполнителям избежать таких опасений.

В течение учебного года работу детского танцевального коллектива необходимо представлять на всех школьных, городских праздниках и на районных фестивалях-конкурсах, это стимулирует работу детей. После каждого выступления и конкурсного мероприятия, обязательно нужно подводить итоги работы детей на сцене. Активных участников следует поощрять и награждать.

Литература:

1. Горина Л.В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста / Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко // Вестник БГУ - 2015. - № 1. - С. 105-109.

2. Дюжева М.Б. Инновационные и нетрадиционные педагогические технологии в обучении школьников хореографии / М.Б. Дюжева // СТЭЖ. - 2011. - № 14. - С. 19-24.

3. Карпенко В.Н. Специфика танцевальных композиций для детей дошкольного возраста / В.Н. Карпенко, А.В. Скоморохова, И.А. Карпенко // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 3-1 (20). - С. 76-78.

4. Янковская О.В. К вопросу о возможностях детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании дошкольников / О.В. Янковская, Н.Б. Ламанская // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 4 (28). - С. 52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.