С.П. Жаров, Д.В. Найданов
Курганский государственный университет
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ В ДИЛЕРСКОМ ЦЕНТРЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Главная цель оптимизации бизнес-процесса материально-технического обеспечения на дилерских станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА) -снабжение необходимыми запчастями в нужные сроки, нужного качества, в нужном месте, с наименьшими трудовыми, временными и материальными затратами.
Игнорирование управления снабжением обычно приводит к увеличению налоговых платежей за имущество дилерской компании, замораживанию денежных средств в невостребованных запасах, затовариванию складских помещений, что в совокупности приводит к увеличению расходов и снижению эффективности деятельности СТОА.
Основными направлениями материально-технического обеспечения, на которых следует сконцентрировать управленческие усилия, являются [1]: нормирование и планирование закупок, складского хранения и распределения запасных частей; управление закупками запасных частей; хранение запасных частей; распределение, потребление запасных частей. На рисунке 1 изображена схема организации материально-технического обеспечения автодилерского предприятия.
Цель нормирования и планирования закупок, хранения и распределения запасных частей - снижение затоваривания складов, отвлечения оборотного капитала в нерентабельные и неликвидные запасы, его направление на более эффективное использование в активах, приносящих большую прибыль. С другой стороны, установление нормативов закупок и расходования материалов, запчастей и прочих запасов направлено на усиление контроля и прозрачности расходов, а следовательно, на контроль себестоимости.
Одной из важных задач автодилера является обеспечение автовладельцев, предприятий автосервиса и автотранспортные предприятия запчастями. Так как потребности каждого отдельно взятого предприятия в запасных частях незначительны, обеспечение через дилерские центры наиболее целесообразно.
Автодилер является официальным производителем, и должен разбираться со всеми рекламационными случаями. Поэтому контроль качества запчастей - необходимая функция в работе дилерского центра. Это осуществляется путем подробного рассмотрения рекламаций клиентов. Для облегчения анализа подобных спорных ситуаций предлагается программное обеспечение «Учет и контроль системы качества работ по ТО и ремонту автомобилей» [2]. Алгоритм представленной программы представлен на рисунке 2.
Наработка на отказ отдельной детали автомобиля является величиной случайной [3], и описываются соответствующей функцией F(x). Случай поступления рекламации от потребителя в гарантийный период, можно характеризовать вероятностью отказа, для оценки которой используется выражение:
F(x) =
1
сг
л/2
7Г
X
I
(х-х)
dx
(1)
где F(x) - вероятность отказа детали;
х- пробег автомобиля в гарантийный период, км;
Х~ заданная наработка на отказ детали автомобиля, км;
сг - среднеквадратичное отклонение, км. Для определения потребности в запчастях можно использовать ведущую функцию потока отказов (функцию восстановления):
ооо
(2)
k=1
а а □ (х) - ведущая функция потока отказов по пробегу; х- пробег автомобиля с начала эксплуатации, км; Рк(х)- вероятность выхода из строя (отказа) детали автомобиля;
к - количество отказов.
Для нормального закона распределения:
z =
x-kxr/xxl
ax
4k
(3)
где к-число замен деталей;
<Т- среднеквадратичное отклонение случайной величины пробега до замены, км;
Г)' - коэффициент полноты восстановления ресурса после замены детали;
Х1 - наработка до первой замены, км.
Значение нормированной функции нормального распределения принимается по таблице, для различных значений Ъ. Ведущая функция потока отказов определяется выражением:
с
k=1
к=1
X ■
■kxr/xx^
V
сгх
4к
(4)
У
где Ф(г) -нормированная функция.
Каждый случай отказа по причине некачественной запасной части вводится в базу данных по поставщикам. Если более чем на 5% заявок выполненных с использованием запчастей из данной партии, имеют рекламации по качеству запасных частей, менеджер по запасным частям должен рассмотреть вопрос о смене поставщика данной товарной группы.
Таким образом, на основе постоянного регламентированного и структурированного по срокам и результату взаимодействия менеджера с поставщиками обеспечивается качественная поставка запчастей для автодилерской компании, а следовательно и меньшее количество выплат производителя по рекламационным случаям.
Список литературы
1.Иванов В.В., Богаченко П.В. Автомобильный менеджмент,- М.: ИНФРА-М, 2007. -430с.
2. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки. Учет и
контроль системы качества работ по ТО и ремонту автомобилей /С.П. Жаров, Ю.В. Мамонова, №7581: дата регистрации 25.01.2007; дата выдачи 13.02.2007.
3. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки. Расчет
потребности предприятий автотранспорта (ПАТ) в запасных частях/С.П. Жаров, Ю.В. Мамонова, Д.В.Найданов, №7580: дата регистрации 25.01.2007; дата выдачи 13.02.2007.
Рис. 1. Схема организации материально-технического обеспечения автодилерского предприятия
20
ВЕСТНИК КГУ, 2008. №3
Рис. 2. Алгоритм принятия решения о качестве запасных частей