УДК 376.3 7-953 "465.00/. 07"
ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.03; 19.00.10
С. Е. Иневаткина S. E. Inevatkina Е. М. Каризина E. M Karizina Саранск, Россия Saransk, Russia
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье приводится анализ работ, в которых трактуются понятия «сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение». Рассматриваются особенности организации процесса психолого-педагогического сопровождения. Приводится мнение авторов относительно целей и субъектов указанного процесса. Особое внимание уделено специальной литературе, в которой дается характеристика общего недоразвития речи и описываются особенности речевого и познавательного развития у дошкольников указанной категории. Приводится точка зрения исследователей, согласно которой отклонения в речевом развитии затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами; ограничивают формирование представлений, понятий; затрудняют усвоение навыков. Неполноценность и ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, приводит к формированию психических наслоений, специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, к развитию нежелательных качеств харак-
ORGANIZATION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article analyzes the works which interpret the concepts "support" and "psycho-pedagogical support". It dwells on the peculiarities of organization of the process of psycho-pedagogical support and considers the authors' opinions about the goals and subjects of the process. Particular attention is paid to special literary sources, which describe general speech underdevelopment and characterize the peculiarities of speech and cognitive development in preschool children of this category. The article highlights the researchers' point of view that deviations in speech development hamper communication with others and often prevent successful acquisition of cognitive processes; limit the formation of ideas and concepts; and make learning difficult. Deficiency and the limited nature of verbal communication adversely affect the formation of the child's personality, bring about mental disabilities and specific features of the emotional-volitional sphere, and lead to the development of undesirable personal traits: shyness, indecisiveness, isolation, and negativism. The results of the theoretical analysis are confirmed by the outcomes of the research undertaken, which was
тера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Данные теоретического анализа подтверждаются результатами проведенного исследования, целью которого бышо выыснение уровня сформированности познавательного и речевого развития, а также выывление особенностей эмоционально-волевой сферы испытуемых. Основными методами на этапе констатирующего эксперимента выступили эксперимент и наблюдение. По результатам исследования быши обозначены основные направления работы, предусмотренные при проектировании программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. Полученные данные могут быть полезны педагогам, осуществляющим процесс обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дети с нарушениями речи; нарушения речи; дошкольная логопедия; дошкольники.
Сведения об авторе: Иневаткина Светлана Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», Саранск, Россия.
Сведения об авторе: Каризина Екатерина Михайловна, магистрант направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
aimed at detecting the level of formation of cognitive and speech development, as well as revealing the specificity of the emotional-volitional sphere of those tested. At the stage of summative experiment, experiment and observation were the main methods. On the basis of research outcomes, the authors outlined the main areas of work, which were taken into account while designing the program of psycho-pedagogical support for preschool children with general speech underdevelopment. The data obtained can be used by the pedagogues taking part in the process of education and upbringing of preschool children with general speech underdevelopment.
Keywords: psycho-pedagogical support; children with speech disorders; speech disorders; preschool logopedics; preschool children.
About the author: Inevatkina Svet-lana Evgen'yevna, Candidate of Psychology, Associate Professor.
Place of employment: Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Medical Foundations of Defectology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseyev, Saransk, Russia.
About the author: Karizina Ekateri-na Mikhaylovna, Master's Degree Student in Special (Defectological) Education.
Место работы: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Ев-севьева», г. Саранск, Россия.
Контактная информация: 430007, д. 11 А.
E-mail: general@mordgpi.ru.
В настоящее время в работах отечественных исследователей все чаще поднимаются вопросы, связанные с процессом психолого-педагогического сопровождения субъектов образования. Так, В. С. Басюк, М. Р. Битянова, А. Р. Джиоева, С. Е. Иневаткина, Е. И. Казакова, Н. В. Лазарева, Л. И. Рагимова, Т. А. Сергеева, Е. Е. Форкина раскрывают проблемы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения [1; 2; 4; 6; 7; 8; 10].
Как правило, в понятии «сопровождение» на передний план выдвигается аспект оказания помощи и поддержки. Достаточно часто в современной специальной литературе рассматривается процесс психолого-педагогического сопровождения, который подразумевает оказание особого вида помощи, связанного с обеспечением определенных ус-
Place of employment: Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseyev, Saransk, Russia.
Россия, г. Саранск, ул. Студенческая,
ловии для всестороннего развития индивида.
Термин «психолого-педагогическое сопровождение» сегодня все чаще возникает в контексте проблем обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
М. М. Ишбаев и Ю. М. Юсупова психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как педагогически управляемую деятельность, которая имеет цикличную структуру и включает чегаре этапа: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный и аналитический. По мнению авторов, каждый цикл складывается из последовательно вышолняемык действий. Основной целью такого сопровождения становится непрерывная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья силами всех специалистов [9, с. 232].
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов — партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Ев-севьева) по теме «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями речи».
© Иневаткина С. Е., Каризина Е. М., 2018
Г. Ф. Даниловская и Е. С. Сем-кина под психолого-педагогическим сопровождением в соответствии с технологией индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки понимают комплексную систему, особую культуру помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации. Целью такого сопровождения становится непрерывная поддержка ребенка силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития таких детей [3, с. 414].
В аспекте заявленной в заглавии данной работы темы особый интерес представляют вопросы, связанные с деталями организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи диагностируется в случае, если при нормальном слухе и сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковой, и смысловой стороны. Так, при указанном состоянии отмечается недоразвитие фонематического слуха, нарушения звукопроизношения, малый словарный запас, нарушения грамматического строя речи, ритмико-слоговой структуры речи и связной речи.
Структура дефекта при общем недоразвитии речи и особенности речевого созревания представлены в работах Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, С. Н. Сазоновой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чир-киной [5; 11; 13; 15].
Анализ работ исследователей (Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Г. А. Мишиной, Е. А. Стребе-левой, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Ра-зенковой, Т. Б. Филичевой) позволяет утверждать, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается не только снижение уровня речевого развития, но и снижение уровня развития познавательной сферы. Так, внимание детей указанной категории характеризуется неустойчивостью; заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Кроме того, у детей указанной категории часто обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений; отмечается низкий уровень сформи-рованности внимания и мышления [5; 12; 14].
Указанные данные также подтвердились в рамках констатирующего эксперимента, проведенного на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» городского округа Саранск. В исследовании приняли участие
12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5—6 лет. Диагностический инструментарий был представлен следующими методиками: «Корректурная проба», «Запомни пять картинок», «Заборчик», «Четвертый лишний», «Сюжет».
Методика «Корректурная проба» (детский вариант) проводилась с целью исследования уровня сформированности внимания. В качестве стимульного материала предлагалась карточка с изображением предметов. Инструкция: «Посмотри, на этой карточке изображены предметы, тебе необходимо зачеркнуть все елочки».
Целью проведения занятия по методике «Запомни пять картинок» было выявление уровня сформированности кратковременной зрительной памяти. Сти-мульный материал — это 5 простых предметных картинок. В ходе обследования педагог предлагал запомнить картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки и запомни, что на них изображено. Я сейчас уберу картинки, а ты будешь мне их называть».
С помощью методики «Заборчик» был исследован уровень сформированности внимания и мышления. Стимульный материал: счетные палочки двух цветов. Ход обследования: педагог предлагает ребенку образец заборчика, который ему необходимо про-
должить. Инструкция: «Построй заборчик по образцу».
Использование методики «Четвертый лишний» позволило исследовать уровень сформиро-ванности мышления. В качестве стимульного материала предлагалась карточка, на которой один предмет лишний. Инструкция: «Покажи лишний предмет и объясни свой выбор».
Упражнение по методике «Сюжет» проводилось с целью исследования уровня сформиро-ванности связной речи. Стимуль-ный материал — это 4 картинки, объединенные одним сюжетом. Педагог предлагал ребенку разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.
При обработке результатов применялись следующие критерии: выполнил задание самостоятельно без помощи педагога, не допустив ни одной ошибки (высокий уровень); задание выполнил самостоятельно, но допустил несколько ошибок либо понадобилась незначительная помощь педагога (средний уровень); пытался выполнить задание, но не смог даже с помощью педагога либо отказался выполнять задание (низкий уровень).
Также с целью исследования особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников с общим недоразвитием речи был использован метод наблюдения. Педагог
наблюдал за поведением испытуемого в группе (в свободной деятельности, при общении со сверстниками и взрослым, на занятиях).
Обработка результатов. При обработке результатов принимались во внимание следующие показатели: эмоциональные, поведенческие, вербальные и невербальные реакции.
Рассмотрим полученные результаты. У большинства дошкольников с нарушениями речи низкий уровень сформированно-сти внимания (66,7 %) и памяти (66,7 %). Дошкольники отвлекались при выполнении заданий по методике «Корректурная проба», не могли сосредоточиться. При запоминании картинок смогли запомнить только одну. Отрадно, что в группе испытуемых имеются дошкольники со средним уровнем сформированности внимания (43,3 %) и памяти (43,3 %). Испытуемые при выполнении заданий допустили незначительные ошибки, для исправления которых понадобилась направляющая помощь педагога. Уровень сформированности мышления у большинства испытуемых средний (75 %) — дошкольники выполнили задания с незначительной направляющей помощью педагога; у 25 % группы низкий уровень сформированности изучаемого познавательного процесса. Наблюдение в процессе вы-
полнения испытуемыми заданий позволяет констатировать, что большая часть ошибок возникла из-за невнимательности и забывчивости. Что касается уровня сформированности связной речи, то у большинства испытуемых (58,3 %) он низкий: не смогли разложить картинки в правильной последовательности, при этом смогли исправить ошибки только с участием педагога; рассказ составить также не смогли, использовали лишь глаголы. У 41,7 % дошкольников уровень связной речи на среднем уровне, т. е. испытуемые разложили самостоятельно картинки и смогли составить рассказ, но с незначительной помощью педагога.
Далее были подробно изучены результаты наблюдения за поведением испытуемых. Анализ данных позволил разделить испытуемых на три группы: 1) «агрессивные»; 2) «активные»; 3) «тревожные». К первой группе относится 16,7 % испытуемых, поведение которых характеризуется тем, что они часто толкают сверстников, щипают, замахиваются, обзывают других. В разговоре со взрослым грубят, не выполняют просьбы. Испытуемые второй группы (25 %) демонстрировали социально одобряемые реакции. Так, дошкольники всегда реагировали на просьбу взрослого, не ссорились со сверстниками, боялись кого-либо обидеть. В обще-
нии проявляли активность и желание помочь сверстнику справиться с заданием. Испытуемые третьей группы (58,3 %) демонстрировали застенчивость и тревожность, не проявляли инициативы ни на занятиях, ни во взаимодействии со сверстниками. От взрослых часто сторонились, боясь привлечь к себе внимание. Очень часто выказывали тревогу по поводу допущенной при выполнении задания ошибки.
По результатам констатирующего эксперимента был спроектирован формирующий эксперимент, целью которого стала разработка программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. В процессе проектирования программы было выделено три основных направления работы: повышение уровня сформированности познавательного, речевого развития и коррекция эмоционально-волевой сферы. Составленная программа предполагала проведение комплексных груп-повык занятий 3 раза в неделю.
Таким образом, в рамках данной работы психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания специальных условий дошкольнику с общим недоразвитием речи, которые позволяют минимизировать имеющиеся дефициты развития ребенка и способствуют его дальнейшему всесто-
роннему развитию и успешной адаптации в обществе. Особое внимание было уделено вопросам исследования особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Полученные результаты показали, что у большинства испытуемых низкий уровень сформированности внимания и памяти, связной речи; средний уровень сформированно-сти мышления; повышенный уровень тревожности. Указанные результаты позволяют утверждать о необходимости программы комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников указанной категории.
Литература
1. Басюк, В. С. Психологическое сопровождение детей в условиях образовательного учреждения / В. С. Басюк // Развитие личности. — 2007. — №> 3. — С. 160—165.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие / М. Р. Битянова. — М. : Эксмо-пресс, 2001. — 576 с.
3. Даниловская, Г. Ф. О психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного инклюзивного центра / Г. Ф. Даниловская, Е. С. Семки-на // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования : материалы Третьей междунар. науч.-практ. кон-фи. — Казань : Познание, 2015. — С. 414—417.
4. Джиоева, А. Р. О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника / А. Р. Джиоева, Л. И. Рагимова // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. — 2015. — №> 4. — С. 38—40.
5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фи-личева. — М. : Просвещение, 2009. — 320 с.
6. Иневаткина, С. Е. Особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития / С. Е. Иневаткина, Т. А. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта : РИО ГПА, 2018. — Вып. 58 (2). — С. 103—107.
7. Иневаткина, С. Е. К вопросу организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра / С. Е. Иневаткина, Н. В. Лазарева // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта : РИО ГПА, 2018. — Вып. 58 (4). — С. 104—107.
8. Иневаткина, С. Е. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями речи / С. Е. Иневаткина, Е. Е. Форкина // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта : РИО ГПА, 2018. — Вып. 59 (1). — С. 259—262.
9. Ишбаев, М. М. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования (из опыта Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы) / М. М. Ишбаев, Ю. М. Юсупова // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования : материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. — Казань : Познание, 2015. — С. 230—233.
10. Казакова, Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. — 2009. — № 1. — С. 36—46.
11. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина // Дефектология. — 1975. — № 2. - С. 12—16.
12. Рубинштейн, С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания. — № 2. — С. 42—48. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/post/7679/ (дата обращения: 10.02.2018).
13. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. — М. : Академия, 2005. — 144 с.
14. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
15. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки-на. — 5-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
References
1. Basyuk, V. S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie detey v usloviyakh obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya / V. S. Basyuk // Razvitie lichnosti. — 2007. — № 3. — S. 160—165.
2. Bityanova, M. R. Sotsial'naya psikho-logiya: nauka, praktika i obraz mysley : ucheb. posobie / M. R. Bityanova. — M. : Eksmo-press, 2001. — 576 s.
3. Danilovskaya, G. F. O psikhologo-peda-gogicheskom soprovozhdenii detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v us-loviyakh doshkol'nogo inklyuzivnogo tsen-tra / G. F. Danilovskaya, E. S. Semkina // Pedagogika, psikhologiya i tekhnologii ink-lyuzivnogo obrazovaniya : materialy Tret'ey mezhdunar. nauch.-prakt. konfi. — Kazan' : Poznanie, 2015. — S. 414—417.
4. Dzhioeva, A. R. O psikhologo-pedagogi-cheskom soprovozhdenii poznavatel'nogo razvitiya doshkol'nika / A. R. Dzhioeva, L. I. Ra-gimova // Izv. Dagestan. gos. ped. un-ta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. — 2015. — № 4. — S. 38—40.
5. Zhukova, N. S. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov / N. S. Zhu-kova, E. M. Mastyukova, T. B. Filicheva. — M. : Prosveshchenie, 2009. — 320 s.
6. Inevatkina, S. E. Osobennosti psikho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya dosh-kol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya / S. E. Inevatkina, T. A. Sergeeva //
Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Ser.: Pedago-gika i psikhologiya. — Yalta : RIO GPA, 2018. — Vyp. 58 (2). — S. 103—107.
7. Inevatkina, S. E. K voprosu organizatsii psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhde-niya doshkol'nikov s rasstroystvami autisti-cheskogo spektra / S. E. Inevatkina, N. V. La-zareva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. — Yalta : RIO GPA, 2018. — Vyp. 58 (4). — S. 104—107.
8. Inevatkina, S. E. Psikhologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie doshkol'nikov s narushe-niyami rechi / S. E. Inevatkina, E. E. Forkina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Ser.: Pedagogi-ka i psikhologiya. — Yalta : RIO GPA, 2018. — Vyp. 59 (1). — S. 259—262.
9. Ishbaev, M. M. Psikhologo-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya (iz opyta Nizhnevartovskoy obshcheobrazovatel'noy sanatornoy shkoly) / M. M. Ishbaev, Yu. M. Yusupova // Pedago-gika, psikhologiya i tekhnologii inklyuziv-nogo obrazovaniya : materialy Tret'ey mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Kazan' : Poznanie, 2015. — S. 230—233.
10. Kazakova, E. I. Protsess psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya / E. I. Ka-zakova // Na putyakh k novoy shkole. — 2009. — № 1. — S. 36—46.
11. Levina, R. E. Razgranichenie anomaliy rechevogo razvitiya u detey / R. E. Levina // Defektologiya. — 1975. — № 2. - S. 12— 16.
12. Rubinshteyn, S. L. K voprosu o yazyke, rechi i myshlenii [Elektronnyy resurs] / S. L. Rubinshteyn // Voprosy yazykoznaniya. — № 2. — S. 42—48. — Rezhim dostupa: http://www.twirpx.com/post/7679/ (data ob-rashcheniya: 10.02.2018).
13. Sazonova, S. N. Razvitie rechi doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / S. N. Sazonova. — M. : Akademiya, 2005. — 144 s.
14. Strebeleva, E. A. Psikhologo-pedagogi-cheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta : metod. posobie s pril. al'boma «Naglyad. material dlya obsledovaniya detey» / [E. A. Strebeleva, G. A. Mishina, Yu. A. Razenkova] ; pod red. E. A. Strebelevoy. — M. : Prosveshchenie, 2004. — 164 s.
15. Ustranenie obshchego nedorazvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta : prakt. posobie / T. B. Filicheva, G. V. Chirkina. — 5-e izd. — M. : Ayris-press, 2008. — 224 s.
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2018. № 3
59