Научная статья на тему 'Организация психологического тренинга стрессоустойчивости'

Организация психологического тренинга стрессоустойчивости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1016
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация психологического тренинга стрессоустойчивости»

3. Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3. -С.22-35

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Л.А. Русских

ИЛПИНТЦ «Техноцентр» ТРТУ, тел.311-143

В настоящее время очевидным фактом является рост числа психосоматических заболеваний, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов.

Согласно данным современных исследований к основным стресс-факторам можно отнести такие как: психологическое перенапряжение, информационная перегрузка в условиях дефицита времени переутомление, внезапность происходящих событий, дефицит времени и т. д.

Проблема информационных перегрузок, являясь неотъемлемой частью жизни современного человека, оказывается особенно острой в образовательном процессе. Источником психотравмирующих факторов у учащихся также часто является неадекватное отношение к ситуации, в которую они попадают.

Вместе с тем стресс (и психосоматическое заболевание как его последствие) является причиной нарушения саморегуляции организма и сбоя его адаптивных механизмов.

В силу чего особенно актуальной становится проблема повышения стрессоустойчивости учащихся за счет формирования адекватных механизмов реагирования на стрессогенную ситуацию, т. е. освоение методики саморегуляции.

Вместе с тем организация психологического тренинга стрессоустойчивости сопряжена с рядом трудностей (этические аспекты организации тренинга, сложности моделирования стрессогенных ситуаций, необходимость активной позиции обучаемого в освоении методики саморегуляции - т.е. наличие высокого уровня мотивации).

Нами разрабатывается аппаратно-программный комплекс, позволяющий восстанавливать саморегуляцию учащихся путём объективизации их психофизиологической реакции на ситуацию и индивидуального подбора эффективных методов саморегуляции.

Разрабатываемый нами тренинг повышения стрессоустойчивости включает в себя несколько основных этапов.

Вводный (мотивационный) этап предполагает выявление и усиление мотивации участия испытуемого в освоении методики саморегуляции, а также объективацию наличного функционального состояния испытуемого. Для усиления мотивации участия испытуемого в тренинге применяется блок психологических методик, позволяющих выявить так называемые проблемные области - т. е. сделать предположения о характерных неадекватных стилях реагирования обучаемого на воздействие стресс - факторов. Обращение в ходе тренинга к личному опыту обучаемого позволяет ему осознавать возможности применения получаемых навыков на конкретных ситуациях в собственной жизни.

Задачей следующего этапа (работа с моделью деятельности) является выведение испытуемого на условную границу его возможностей (что выражается в отказе от деятельности либо ее внешней и внутренней неэффективности), а также выявление характерных неадекватных реакций на стресс - факторы в конкретной деятельности.

МИС-2004

Информационно-психологическая безопасность человека

Используемая нами модель деятельности позволяет воссоздать ситуацию постепенного возрастания информационной нагрузки на человека (от комфортного до условно «предельного» уровня, приводящего к срыву деятельности). Процесс увеличения информационной нагрузки моделируется при помощи программы, обучающей панорамному чтению («BookReader»).

Порядок работы на данном этапе состоит в следующем. Обучаемому предлагается подобрать комфортную для него скорость предъявления текстового материала, цвет и размера шрифта, цвет фона. Затем ему предлагается прочитать на выбранной скорости текст, эффективность усвоения которого затем проверяется при помощи контрольных вопросов. Вопросы к тексту составлены таким образом, что позволяют оценить особенности усвоения текста (что именно усвоил обучаемый -основной смысл и идею текста либо только отдельные факты). Далее проводится несколько проб с постепенным повышением скорости подачи материала. После каждой пробы обучаемый дает отчет о собственном состоянии (при помощи процедуры шкалирования), проходит экспресс диагностику состояния при помощи метода Люшера. Результаты этих процедур, эффективность ответов на контрольные вопросы, а также объективация при помощи психофизиологических показателей позволяет определить предельный уровень нагрузки, вызывающий неадекватные способы реагирования.

Задачей следующего этапа является наработка навыков саморегуляции у обучаемого. В начале ему предлагается выполнить ряд упражнений, позволяющих развить навыки самонаблюдения, освоить приемы мышечного расслабления и «успокаивающего», релаксационного дыхания, а также сформировать объемное восприятие.

Освоение непосредственно методики саморегуляции состоит из нескольких

этапов.

1. Моделирование проблемной ситуации, осознание возникающих паттернов напряжений, эмоциональных переживаний, собственных способов реагирования на возникающую проблему.

2. Идеомоторное проигрывание ситуации, в которой обучаемому удалось справиться с аналогичной проблемой. Осознание собственного состояния, позволяющего адекватно разрешить проблему (по всем модальностям).

3. Нахождение индивидуального пускового механизма перехода в это состояние (наработка «ключа доступа» в ресурсное состояние).

4. Идеомоторное проигрывание проблемной ситуации, наработка навыка перехода в ресурсное состояние при помощи «ключа доступа».

Контрольный этап предполагает выявления уровня овладения обучаемым методикой саморегуляции. Ему вновь предлагается прочитать текст при помощи программы обучающей панорамному чтению и ответить на контрольные вопросы. В процессе чтения текста (который подается на высокой скорости, ранее вызывавшей срыв деятельности и неадекватный способ реагирования обучаемого) обучаемый при помощи наработанного «пускового механизма» адекватного реагирования должен перейти в наработанное состояние адекватной мобилизации. Эффективность освоения методики оценивается по успешности ответов на контрольные вопросы, данным психофизиологических показателей и результатам диагностики при помощи психологических методик.

На последующих этапах работы предполагается дополнительная проработка модели деятельности и введение объективирующего стенда - стабилоплатформы с целью получения дополнительной информации о процессе освоения методики саморегуляции.

Таким образом, основные результаты проведенного этапа работы состоят в следующем.

Разработаны принципы построения аппаратно-программного комплекса, позволяющего проводить профилактику действия стрессирующих факторов на

организацию внимания, восприятия, понимания, систему саморегуляции и адаптационный ресурс у учащихся и преподавателей учебных заведений.

Разработана программно-аппаратная модель экспериментальной ситуации по выявлению характера действия стрессирующих факторов на психофизиологическое состояние в стрессогенной ситуации на модели деятельности.

УДК 658.382.3

МЕТОД ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

В.И. Божич, В. С. Компаниец

С вводом в действие закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [1] появился термин профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им профессиональных обязанностей. Профессиональный риск определяется по величине интегрального показателя, полученной из отношения суммарных затрат в отрасли экономики в истекшем календарном году на возмещение вреда к размеру фонда оплаты труда в этой отрасли. Для отраслей экономики введена шкала классов профессионального риска и установлен дифференцированный размер страховых тарифов, уплачиваемых работодателями в Фонд социального страхования.

Несовершенство используемой методики расчета оценки профессионального риска приводит к возможности необъективного определения класса профессионального риска. Этому есть ряд причин: экономическая

заинтересованность работодателя в сокрытии фактов повреждения здоровья работников, в искажении отчетности о размере фонда оплаты труда, а также в связи с проблемой внутриклассовой солидарной ответственности, когда отрасли с меньшими показателями травматизма и профзаболеваний вынуждены платить за худших в классе [2]. В новой редакции положения о порядке отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска более детально разработан перечень отраслей, увеличено (с 14 до 22) число классов профессионального риска [3], однако общий принцип оценки профессионального риска остался прежним. Дальнейшее совершенствование такой методики расчета оценки профессионального риска может развиваться в направлении расширения шкалы классов профессионального риска по мере накопления статистических данных о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

В данной работе предлагается иной подход решения проблемы социального и медицинского страхования, основанный на оценке индивидуального профессионального риска для каждого работника с учетом наиболее значимых в конкретной профессиональной деятельности его свойств и/или характеристик. Отметим, что измерение величины индивидуального профессионального риска может использоваться также при решении задач профотбора и профпригодности, личной профилактики состояний переутомления, определения индивидуальных тарифов и индивидуального стажа для льготного пенсионного обеспечения и других задач.

Заметим, что в существующих методах оценки профессионального риска учет индивидуальных свойств и/или характеристик работника в полной мере не реализован. Например, при расчете величины снижения продолжительности жизни учитывается физическое и психоэмоциональное состояние работника, но только для чрезвычайно опасных и экстремальных условий труда. В целом, в известных методах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.