Научная статья на тему 'Организация проведения прокурором проверок на стадии возбуждения уголовного дела'

Организация проведения прокурором проверок на стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / PROSECUTOR / PROSECUTOR SUPERVISION / PUBLIC PROSECUTOR''S CHECK / THE STAGE OF INI -A ON OF CRIMINAL PROCEEDINGS / CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачёва О.А.

Основным способом обеспечения законности выступают прокурорские проверки. Однако отсутствие должного правового регулирования процедуры надзора препят-ствует повышению его эффективности. Делается вывод о необходимости внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the prosecutor''s conduct of inspections at the stage of initiation of criminal proceedings

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС·2017·№ 4УДК 343О. А. Грачёва ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОК НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛАОсновным способом обеспечения законности выступают прокурорские проверки. Однако отсутствие должного правового регулирования процедуры надзора препят-ствует повышению его эффективности. Делается вывод о необходимости внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства.К л ю ч е в ы е с л о в а: прокурор, прокурорский надзор, прокурорская проверка, стадия возбуждения уголовного дела, уголовный процесс.ORGANIZATION OF THE PROSECUTOR'S CONDUCT OF INSPECTIONS AT THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Текст научной работы на тему «Организация проведения прокурором проверок на стадии возбуждения уголовного дела»

НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

УДК 343

О. А. Грачёва

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОК НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Основным способом обеспечения законности выступают прокурорские проверки. Однако отсутствие должного правового регулирования процедуры надзора препятствует повышению его эффективности. Делается вывод о необходимости внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства. К л ю ч е в ы е с л о в а: прокурор, прокурорский надзор, прокурорская проверка, стадия возбуждения уголовного дела, уголовный процесс.

ORGANIZATION OF THE PROSECUTOR'S CONDUCT OF INSPECTIONS AT THE STAGE OF INITIATION

OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The primary method of enforcing the law are the Prosecutor's investigation. However, the lack of legal regulation of procedure of supervision preventing the increase of its efficiency. The conclusion about the need to make proposals for improving existing legislation. K e y w o r d s: Prosecutor, Prosecutor supervision, public Prosecutor's check, the stage of initiation of criminal proceedings, criminal proceedings.

Поступила в редакцию 6 сентября 2017 г.

Согласно принципам построения правового государства права и свободы человека признаны наивысшей ценностью. Требование ст. 52 Конституции РФ, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечивающей им доступ к правосудию, отражено в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где впервые закрепилось правозащитное направление уголовного процесса. Исходя из этого должностные лица государственных органов обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с ожидаемыми от нее результатами, указанными в ч. 1 ст. 6 УПК РФ.

Реализация целей, указанных в данной статье, начинается уже на одном из первых этапов уголовного процесса - в стадии возбуждения уголовного дела. Для этого необходима правильная организация работы всех правоохранительных органов и должностных лиц, построенная согласно букве закона. Это существенно повлияет на раскрытие преступлений, обеспечит неотвратимость ответственности. Причиной совершения новых преступлений является безнаказанность за прежние деяния. Нарушение прав граждан, ущемление интересов человечества происходит из-за отсутствия надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении.

Уровень правозащитного потенциала первой стадии уголовного процесса существенно определяет возможность достижения в последующих стадиях процесса общего назначения уголовного производства. Стадия возбуждения уголовного дела должна служить своеобразным барьером, призванным оградить лицо от необоснованного уголовного преследования и привлечения к ответственности, и, следовательно, существенно повышать значение надзорной деятельности за законностью,

© Грачёва О. А., 2017

О. А. Грачёва

обоснованностью и своевременностью принятия и разрешения заявлений и сообщений о преступлении.

Еще со времен Уголовно-процессуального кодекса РСФСР принято считать, что задача прокурора в этой стадии - являться гарантом соблюдения законности при возбуждении уголовного дела и отказе в его возбуждении (ст. 25). Нельзя не согласиться с мнением А. Б. Ломидзе, что «роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела состоит в осуществлении надзора за деятельностью следователя и органа дознания по рассмотрению и проверке поступающих сообщений с целью выяснения наличия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных предпосылок для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела»1.

Прокурорский надзор в первой стадии уголовного процесса представляет собой деятельность прокурора по проверке законности действий (бездействия) и решений следователя и дознавателя по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях, включающую право требовать устранения выявленных нарушений (в том числе путем отмены итоговых решений, принимаемых на данной стадии).

Об этом говорится в ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, определяющей правовой статус прокурора в уголовном процессе. В статье указывается, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37), а также истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 5.1 ч. 2 ст. 37).

Однако порядок и формы реализации данных проверок законом не установлены. Фактическое отсутствие порядка осуществления прокурором проверок в стадии возбуждения уголовного дела пытаются компенсировать за счет инструкций, приказов и указаний, что влияет на частое изменение по своему усмотрению сроков и порядка проведения проверок, которые в этих приказах и указаниях содержатся. Отсутствие системности в регулировании прокурорских проверок, существующие законодательные пробелы и коллизии приводят к существенному снижению эффективности надзора.

Генеральный прокурор, выделяя данное направление надзора как одно из приоритетных, сосредоточивает внимание на непосредственной связи эффективности надзорной деятельности, повышения качества следствия и предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства с совершенствованием методов и форм прокурорского надзора, оптимизацией взаимодействия прокуроров и следователей следственных органов2. Соответственно, постоянное совершенствование методов осуществления прокурорской деятельности в стадии возбуждения уголовного дела является одной из первостепенных задач.

Результаты прошедших лет свидетельствуют об отрицательной динамике в данном направлении. Большинство нарушений закона (76 %) органами следствия и дознания допускается в стадии возбуждения уголовного дела. Так, за 2016 г. только органами прокуратуры выявлено более 3,7 млн нарушений, допущенных на этапе

1 Ломидзе А. Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователем процессуальных решений. М., 2000. С. 61.

2 Например: Указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 ; Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 г. и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка : решение коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25 февраля 2009 г.

Нравственные начала предварительного расследования

приема, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, из них 2698 связаны с необоснованным отказом в приеме или оставлением без регистрации сообщений о преступлениях. Поставлено на учет почти 154 тыс. ранее известных, но по разным причинам неучтенных преступлений. Отменено 19 543 постановления о возбуждении уголовного дела3.

Большинство исследователей4 данного вопроса самым распространенным нарушением на этапе приема сообщений о преступлениях считают сокрытие преступлений от учета путем фальсификации заявлений и сообщений о совершенном преступлении. Причиной является не только некорректное применение закона, но и несовершенство нормативно-правовой базы. Верным считается высказывание А. Ю. Чуриковой о том, что «пока решения о возбуждении уголовных дел будут приниматься лицами прямо либо косвенно заинтересованными в укрывательстве уголовных дел в погоне за «легкой раскрываемостью», ситуация в корне измениться не может»5.

По итогам деятельности органов прокуратуры РФ в досудебном производстве за январь-декабрь 2016 г. прокурорами было отменено около 2,5 млн незаконно вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел6. Это свидетельствует о том, что проведение прокурором проверок на данном этапе имеет особое значение, так как именно в уголовном процессе происходит наиболее острое вторжение в различные области жизни человека. Быстрое реагирование на любое сообщение о совершенном либо готовящемся преступлении, своевременное, всестороннее и полное расследование уголовного дела являются залогом защиты прав потерпевших и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. В таких условиях деятельность прокурора, направленная на оперативное выявление и пресечение нарушений действующего законодательства, играет важную роль в борьбе с преступностью и защите прав граждан.

3 См.: Генеральная прокуратура РФ. Сводный отчет по Российской Федерации по форме НСиД за январь-декабрь 2011 г. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 21.02.2016) ; Генеральная прокуратура РФ. Сводный отчет по Российской федерации по форме НСиД за январь-декабрь 2016 г. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 21.02.2016).

4 См.: Ломовский В. Д. Прокурорская проверка и вопросы повышения ее эффективности // Вопросы повышения эффективности правосудия по уголовным делам : межвуз. сборник. Калининград, 1981. Вып. 9. С. 63-75 ; Его же. Прокурорская проверка исполнения законов : учеб. пособие. Тверь, 1993 ; Чурикова А. Ю. О деятельности прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве // Судебная система и гражданское общество в России : сб. науч. статей. Саратов, 2015. С. 76-79.

5 Чурикова А. Ю. Пути совершенствования досудебного производства по уголовным делам // Современное общество и власть : электронный научный журнал. 2015. № 4. С. 128-134. URL: http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/06-2015r/272-vasilchikov-52035

6 Генеральная прокуратура РФ. Сводный отчет по Российской Федерации по форме НСиД за январь-декабрь 2016 г. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 21.02.2016).

Саратовская государственная юридическая академия

Грачёва О. А., преподаватель кафедры прокурорского надзора

и криминологии

Saratov State Law Academy

Gracheva O. A., Lecturer of the Prosecutorial Supervision and Criminology Department E-mail: Letsik91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.