Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИ / ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина И.К.

Статья посвящена изучению организации проведения аттестации персонала на примере Амгинской средней общеобразовательной школы № 1 им. В.Г. Короленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

поддержки «Развитие» СВФУ по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, кабинет 143.

Мы выяснили, что нужно только управлять конфликтами и стрессами. Управление конфликтами - целенаправленное воздействие по устранению причин или по коррекции поведения участников конфликта. Управление стрессом - способность контролировать ситуацию, когда люди и события предъявляют завышенные требования.

По результатам проведенного исследования можно мы разработали рекомендации, которые помогут коллективу Сунтарской молодежной общественной организации «ТУМЭН» предотвратить конфликтные ситуации. А если они произошли, то они помогут решить проблему и найти оптимальный выход из конфликтной ситуации, повысить уровень стрессоустойчиво-сти и уверенности в себе, снять эмоциональное напряжение, освоить алгоритм поведения в стрессовой ситуации, регулировать эмоциональное состояние, освоить методы управления конфликтами и стрессами.

Список литературы:

1. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2015. - С. 184.

2. Байтасов Р.Р. Управление персоналом: конспект лекций / Р.Р. Байта-сов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - С. 165.

3. Борисова УС., Данилов А.А. Цель и миссия организаций // Экономика и социум. - 2013. - № 2-1 (7). - С. 464-467.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

© Кузьмина И.К.1

Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Статья посвящена изучению организации проведения аттестации персонала на примере Амгинской средней общеобразовательной школы № 1 им. В.Г. Короленко.

Ключевые слова аттестация персонала, менеджмент, педагоги, оценка персонала.

Сегодня трудно представить эффективную модель управления персоналом без института аттестации. Аттестация персонала - кадровые мероприя-

1 Студент 2 курса кафедры Социологии и управления персоналом.

тия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности [1].

Аттестация персонала проводится для того, чтобы определить уровень их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой ими должности, а также решить вопрос о присвоении им квалификационного разряда [2].

Объектом нашей статьи является персонал Амгинкой средней общеобразовательной школы № 1 им. В.Г. Короленко. Предметом выступает организация проведения аттестации персонала. Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию проведения аттестации персонала.

Характеристика организации: Официальное полное наименование Амгин-ской СОШ № 1: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амгинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.Г. Короленко с углубленным изучением отдельных предметов муниципального района «Амгинский улус (район)». Амгинская СОШ № 1 была основана в 1868 году. Амгинская средняя школа - одна из старейших школ республики. Накопленный ею опыт обучения и воспитания подрастающего поколения уходит корнями в XIX век [6].

Таблица 1

Педагогический состав АСОШ№1 2015-2016

Всего педработников 85

Образование высшее 80

Среднее специальное 5

Ученая степень соискатель 2

Кандидат наук 2

Уровень профессионального мастерства

Заслуженный учитель РФ 1

Заслуженный учитель РС (Я) 2

Отличник образования РФ 2

Почетный работник общего образования 7

Отличник образования РС(Я) 32

Учитель учителей 4

Обладатели Гранта Президента РФ 6

Обладатели Гранта Президента РС(Я) 4

Обладатели ведомственного знака «Надежда Якутии» 4

Учителя высшей КК 33

первок КК 27

второй КК 6

не имеют КК 16

Квалификация педагогических кадров является важным фактором, от которого во многом зависит качество образования Амгинской СОШ № 1. Поэтому квалификационный уровень педагогов должен постоянно поддерживаться на необходимом уровне. Для педагогов важным элементом повы-

шения профессионального уровня является самообразование и помощь опытных педагогов, когда молодые сотрудники могут учиться на практическом примере более квалифицированных педагогов.

Помимо предоставляемых учреждением возможностей в профессиональном росте, педагоги могут повышать свой уровень самостоятельно, с помощью специальных журналов, газет, Интернет-сети.

Каждый педагог имеет право на повышение квалификационного разряда на основе личного заявления и заключения квалификационной комиссии. Для контроля и поддержания квалификационного уровня проводятся аттестации педагогических работников. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Основными задачами аттестации в Амгинской СОШ № 1 являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

- обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

В Амгинской СОШ № 1 проводятся следующие виды аттестации:

- аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

- аттестация педагогов для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

- аттестация на соответствие занимаемой должности представляет собой квалификационные испытания в форме тестирования, в процессе которого аттестуемый работник отвечает письменно на тестовые вопросы, предлагаемые аттестационной комиссией в рамках программы квалификационных испытаний.

Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории представляет собой экспертную оценку уровня их квалификации (экспертизу), которая состоит из двух этапов, которые проводятся в один аттестационный день [1].

Проведение исследования

Идеальный вариант аттестации с позиции психолога состоит в том, что она помогает школе и людям, которые в ней работают. Психологи давно обнаружили, что отношение человека во многом создает его мир: «Жизнь -это то, что мы о ней думаем». Попробуйте найти в аттестационных мероприятиях собственные ориентиры. Способов здесь немало, и они наверняка содержатся в багаже вашего жизненного и профессионального опыта. Внут-

ренне собраться, провести методическую «инвентаризацию», подумать, что нового добавилось к вашему педагогическому багажу за последнее время, кто этого не знает? Все это можно назвать профессиональной самооценкой. Дело не в том, сколько баллов вы себе поставите или какой ярлычок наклеите на свои результаты. Результат самооценки важен для ориентации в том, что вы уже сделали, что еще не сделали и что находится в пределах досягаемого, возможного. Аттестация дает возможность в нашем суматошном мире остановиться, оглянуться, посмотреть со стороны, а, возможно, произвести переоценку ценностей [4].

Именно поэтому, мы решили провести исследование в виде теста - опроса. Мы опросили 8 педагогов (все женщины). Средний возраст респондентов 35 лет. Результаты исследования таковы:

б

Педагог 1 Педагог 2 Педагог 3 Педагог 4 Педагог 5 Педагог 6 Педагог 7 Педагог 8

■ сумма баллов

Рис. 1. Результаты опроса

Испытуемые, получившие оценку 4 (педагог 1 и педагог 7), относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5 (педагог 2, 3, 4, 5, 6 и 8), обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, от-

стаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей [2].

Как мы видим, коммуникативные и организаторские склонности большинства опрошенных педагогов весьма высокие и мы бы порекомендовали руководителю ОУ следующее:

- назначить лицо, ответственное в ОУ за подготовку к прохождению аттестации педагогических работников;

- создать благоприятные условия для проведения экспертизы педагогического работника, для работы экспертов в рамках аттестации на квалификационную категорию [4].

Заключение

Итак, подводя итоги нашей работы, необходимо сказать, что аттестация представляет собой важный организационно-экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание их организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда на предприятии, в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами. Руководитель обязан знать правила и порядок аттестации, и естественно, следить за появлением новых современных методов оценок трудовой деятельности.

Формализованная система позволяет повысить эффективность самой системы оценки. Кроме того, она подходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в целом. Аттестация позволяет:

- определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки;

- провести диагностику персонала;

- выявить «болевые точки»;

- определить ценность сотрудников не только для подразделения / группы, но и для организации;

- обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений [3].

Список литературы:

1. Абрамова В.И. Менеджмент и маркетинг: учебное пособие. - М.: РИОР, 2011. - С. 176.

2. Бабосов Е. М. Управление персоналом. - Мн.: ТетраСистемс, 2012. -288 с.

3. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов. - М., 2013. -560 с.

4. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. - СПб.: Питер, 2012. -345 с.

5. Борисова УС., Азарова Р.Р. Совершенствование кадровой политики организации // Новое слово в науке: перспективы развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2014. - С. 339-340.

6. Главная: МБОУ «АСОШ № 1» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amga-sch1.ucoz.ru/ (дата обращения: 18.04.2016).

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ

© Лавернова А.Н.1

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассмотрена роль руководителя в управлении конфликтами. Цель управления конфликтами заключается не в том, чтобы непременно воспрепятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло.

Ключевые слова: управления конфликтами, руководитель, роль руководителя в управлении конфликтами.

Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Организация - это такая совокупность людей, в которой они объединены определенными связами и отношениями. Конфликт в организации -это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

Актуальность темы заключается в том, что практически каждый человек, работает в коллективе и соприкасается с проблематикой конфликтов в

1 Студент кафедры Социологии и управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.