Научная статья на тему 'Организация процесса закупок на предприятии'

Организация процесса закупок на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3221
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / СНАБЖЕНИЕ / PROCUREMENT / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинова Юлия Александровна

Кризисное положение предприятий в современных условиях вынуждает менеджмент изменять закупочную политику, искать новых надежных поставщиков, предлагающих более дешевые, но при этом качественные материалы, изучать вопросы эффективности их использования. В данной публикации рассматривается организация процесса закупок на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса закупок на предприятии»

The organization of the procurement process at the enterprise Zinova Ju. (Russian Federation) Организация процесса закупок на предприятии Зинова Ю. А. (Российская Федерация)

Зинова Юлия Александровна / Zinova Julia - студент, кафедра экономики, учета и финансовых рынков, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: кризисное положение предприятий в современных условиях вынуждает менеджмент изменять закупочную политику, искать новых надежных поставщиков, предлагающих более дешевые, но при этом качественные материалы, изучать вопросы эффективности их использования [1]. В данной публикации рассматривается организация процесса закупок на предприятии.

Abstract: the critical situation of the enterprises in modern conditions is forcing the management to change the purchasing policy, look for new reliable suppliers that offer cheaper, but quality materials, study questions the effectiveness of their use [1]. This publication examines the organization of the procurement process in the enterprise.

Ключевые слова: закупки, ресурсы, снабжение, логистика. Keywords: procurement, resources, procurement, logistics.

Управление закупками — область деятельности, направленная на приобретение организацией необходимых услуг и товаров. Службы закупок на предприятии могут быть построены децентрализованно и централизованно. Если предприятие подходит к процессу с позиции децентрализации, тогда работники отделов и служб самостоятельно осуществляют закупки для своего подразделения, исходя из собственных потребностей.

Большинство компаний, за исключением самых маленьких, используют централизованный подход к совершению закупок, при котором назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех структурных подразделений. Преимущества централизованных закупок [2]: простота стандартизации закупаемой продукции; нет административного дублирования; возможность получения скидки, за размещение большого объема заказа; все обязательства по закупкам строго контролируются; развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам за счет специализации, лучшего использования времени и профессионального принятия решений. Вариант структуры службы закупок предприятия, предполагает сосредоточение всех функций закупок предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально -техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Для организации процесса закупок менеджеры материально-технического снабжения должны [3]: определить потребность в материальных ресурсах; определить необходимое количество товаров и услуг, с определенными характеристиками; определить и анализировать возможные источники снабжения; определить цены и условия закупок; подготовить и разместить заказ на закупку; контролировать и/или экспедировать выполнение заказов; получить и проверить весь товар; обработать счета и оплатить их; производить учет материальных ресурсов.

Для того чтобы совершить любую закупку, необходимо определить общую потребность предприятия и индивидуальную потребность каждого его подразделения. При наличии такой информации можно получить материальные ресурсы со склада, переместить избыток товара из другого подразделения или купить новые товары. Кроме того, правильное планирование производственных запасов материальных ресурсов

предприятий позволит менеджменту не допускать перепроизводства и излишних трат, сократить производственные и сбытовые затраты [4].

Для приобретения товара необходимо знать точное описание потребности, артикула товара или услуги. Поэтому в отделе закупок является необходимым ведение списка (каталога) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению верного бухгалтерского учета и соблюдается процедура хранения предметов на складе.

Также одной из важнейших функций закупок является выбор поставщика, включающий поиск источников снабжения и возможность своевременных поставок и предоставление необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Правильно сделанный анализ и выбор поставщика способствуют размещению заказа.

Для размещения заказа на закупку товара необходимо правильное заполнение формы заказа. В качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара. Важнейшими требованиями любой формы заказа на закупку являются: дата заполнения, наличие серийного номера, количество и описание заказанного товара, название и адрес поставщика, требуемая дата доставки, указания по отгрузке, условия оплаты.

На отдел контроля экспедирования возложены функции контроля выполнения заказа, то есть, как только заказ на закупку отправляется поставщику, покупатель всегда может проконтролировать ход его выполнения. Покупатель имеет право ускорить выполнение заказа, оказав давление на поставщика, с целью сокращения сроков доставки. Функция контроля выполнения заказа - стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения.

Важный этап - оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Счет на оплату налагает обязательства на покупателя, обычно выписывается в двух экземплярах и включает номер заказа, стоимость изделия, общую сумму к оплате по каждому виду.

После получения заказа необходимо ввести новые сведения в учет отдела закупок. Эта операция включает в себя ведение файлов документов, которые относятся к заказу и необходимы отделу закупок.

Договор поставки - это основной документ, который регулирует взаимоотношение по закупкам и поставкам материальных ресурсов. Он является соглашением, в котором поставщик товаров или услуг (посредник, изготовитель) обязан сформировать и направить необходимый материальный поток (предоставить потребителю продукцию необходимого ассортимента и качества в оговоренные сроки и в необходимом количестве). Потребитель в свою очередь должен принять и оплатить предоставленную поставщиком продукцию.

Размещение заказов, удовлетворяющее потребности логистической системы, непосредственно влияет на уровень логистических затрат [5], эффективность всего процесса логистики, так как заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям, совершенствовать которые менеджеры организации могут на основе использования логистических информационных систем [6].

Литература

1. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Оптимизация закупочной

деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства, 2015.

№ 4 (67). С. 35-43.

2. Logistic club. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http (Russian Federation)://www.logists.by/library/view/ypravleniye-zakypkami/ (дата обращения: 13.12.2016).

3. Аникин Б. А. Логистика: учебник / Б. А. Аникин. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 368 с.

4. Кушнеров Ю. П., Нифонтов А. И., Черникова О. П. Планирование производственных запасов предприятий по добыче угля // NovaInfo.Ru, 2016. Т. 1. № 50. С. 119-125.

5. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Управление логическими издержками угледобывающих предприятий // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов, 2016. № 3. С. 224-227.

6. Папшева Я. П., Черникова О. П. Логистические информационные системы предприятий // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 33 (75). С. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.