БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Методика расчета тарифа за сбор твердых бытовых отходов: Методические указа-ния/Вайсман Я.И., Коротаев В.Н., Стафейчук И.Б., Чечекин С.В.; Пермский Государственный Технический Университет. Пермь, 2003.-С.26.
2. Методика расчета тарифа на обезвреживание ТБО: Методические указания/ Вайс-ман Я.И., Коротаев В.Н., Стафейчук И.Б., Чечекин С.В.; Пермский Государственный Технический Университет. Пермь, 2003. -С.41.
3. Лихачев Ю.М. и др. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге за 1980 - 1999 годы. СПб, 2000. -С.516.
В. П. Воробьева
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ РЕФОРМЕННЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Местное самоуправление стоит на пороге крупномасштабной перестройки организационно-административной системы управления в целом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает радикальные изменения в действующей системе управления местного самоуправления. Ключевая идея закона - формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления. При этом выделяют три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение. Важно, однако, подчеркнуть, что само по себе формирование муниципальных образований на всех возможных уровнях территориальной организации местного самоуправления - далеко не конечный смысл муниципальной реформы. Каждый тип муниципального образования наделяется собственным кругом полномочий и отвечает за определенный круг вопросов местного значения [1. С. 62].
В ратифицированном официальном русском переводе Европейской хартии понятие местного самоуправления дано в следующей редакции: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [2]. Такой же формулировки местного самоуправления придерживаются и российские законодатели в Федеральном законе №131 ст.1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», некоторые положения которого вступают силу уже с 1 января 2006г. «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” содержится определение понятия “вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации” [3].
В связи с этим целесообразно, не меняя в целом круг вопросов, решение которых отнесено к компетенции муниципальных образований, конкретизировать
функции органов местного самоуправления, в том числе с учетом возможности их финансового обеспечения, а также разграничить полномочия по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления поселений различных категорий муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделение и организация новых муниципальных образований происходила по территориальному признаку. Территорию муниципальных образований составили: исторически сложившиеся поселения и прилегающие к ним земли общего пользования вне зависимости от форм собственности и целевого назначения, причем законом определены единые правила установления границ на всей территории Российской Федерации. Так же при определении статуса муниципального образования учитывалось и количество населения, проживающего на территории. Законом введены ограничения по численности населения, так, сельским поселением может являться один населенный пункт с численностью населения более 1000 человек.
В итоге мы получили огромное количество вновь образованных муниципальных образований, сформированных по одному принципу и наделенных равными правами и полномочиями, но имеющих разные социальные и экономические возможности для решения вопросов местного значения. На территории одних муниципальных образований имеются уже созданные и эффективно работающие муниципальные или другие формы предприятий, отвечающие за социальное жизнеобеспечение муниципалитетов. Другие имеют крупные налогообразующие предприятия, часть прибыли от которых будут поступать в местный бюджет и это тоже немаловажно, т.к. вопросы местного значения по обеспечению социальных и экономических вопросов жизнедеятельности населения, будет решаться именно из местного бюджета. А в большинстве своем вновь образованные муниципальные образования, как правило, не имеют на своей территории объектов социальной инфраструктуры. На стадии реформы по образованию муниципальных образований получились категории муниципальных образований, которые можно охарактеризовать следующими определениями: муниципальные образования
высшего иерархического уровня (крупные города, районы) и муниципальные образования низшего иерархического уровня (сельские поселения).
За более крупными или менее крупными муниципальными образованиями возможно закрепить обязательный объем полномочий, направленных прежде всего на предоставление коммунальных услуг населению, благоустройство и развитие территорий поселений организацию электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей поселения, водоотведения, строительства и обслуживания инженерных коммуникаций; содержание и строительство дорог; организацию транспортного обслуживания населения общественным пассажирским транспортом; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, обустройство мест для отдыха жителей, организацию сбора и вывоза бытовых отходов, мусора; благоустройство и озеленение территории и т.п.
За муниципальными образованиями, в состав территории которых входят городские и сельские поселения, полномочия по решению хозяйственных вопросов меж-муниципального характера возможно разделить. Так, в муниципальных образованиях городского типа, а также сельских поселений расположенных вокруг городских муниципалитетов, попытаться произвести раздел полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, при этом не ущемляя интересов обеих сторон. За городскими муниципалитетами, на базе которых уже имеется, как правило, почти вся инфраструктура, оставить организацию пассажирских перевозок между населенными пунктами; организацию электро-, газоснабжения населенных пунктов (в большинстве случаев эти сети связаны между собой), утилизация бытовых и промышленных отхо-
дов, обеспечение противопожарной безопасности и охраны общественного порядка, создание и содержание соответствующих муниципальных служб, содержание социальной инфраструктуры, учреждений дошкольного и общего образования, здравоохранения.
Весьма перспективным является развитие отраслей предпринимательства в сфере жизнеобеспечения населения муниципального образования. Особой поддержки требует предпринимательство в сфере производственной деятельности, обеспечивающей запросы градообразующих предприятий. Как для устранения монополизма в коммунальном хозяйстве, для создания в этой сфере конкуренции, так и для более полного удовлетворения потребностей граждан в жилищно-коммунальных услугах и повышения их качества, местные власти должны быть заинтересованы в создании частных предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство[4].
Сельским муниципалитетам, количество вопросов местного уровня у которых такой же, как и городских, и у всех остальных муниципальных образований, в рамках действующего законодательства необходимо попытаться решить ряд сложных (для уровня села) вопросов местного значения возможно новыми для них способами. Федеральным Законом № 131 ч. 4 ст. 51 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами местного самоуправления закрепляется право органов местного самоуправления создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Для организации муниципальных предприятий, задачей которых являлось решение социальных вопросов местного значения, в бюджетах сельских поселений также нет финансов. А таких вопросов много, и их нужно решать в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочий. Многие решения этих вопросов для сельских поселений порой не под силу.
Решить эти вопросы возможно с помощью привлечения коммерческих организаций, занимающихся этими вопросами, и заключения между ними и муниципальным образованием двухстороннего договора на взаимовыгодных для обеих сторон условиях. Не каждое вновь образованное муниципальное образование сможет подойти под общую организационно-административную систему управления и не каждый орган местного самоуправления сможет после наделения ему правовых полномочий справиться с поставленной задачей. Поэтому на местах необходимо подойти к вопросам местного самоуправления более «гибко», при этом не нарушая основных положений органов местного самоуправления закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также выполняя основные полномочия возложенные на них Федеральным Законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Возникает закономерный вопрос о целесообразности и границах хозяйственной деятельности органов местного самоуправления. Последние предстают в трех измерениях: как носители властных и самоуправленческих полномочий; как субъекты коммунальной (муниципальной) собственности и как субъекты хозяйствования (предпринимательской деятельности). Самоуправление большей частью касается социальной сферы, поэтому экономические функции территориального самоуправления немногочисленны и ограниченны в своем применении по сравнению с масштабами и разнообразием механизма государственного регулирования экономики.
Но не все вопросы местного значения могут решаться органами местного самоуправления. Примером здесь могут являться такие вопросы, как основное общее образование и здравоохранение. К полномочиям органов местного самоуправления в этой сфере отнесены организация, содержание и развитие соответствующих муниципальных учреждений. Имеется в виду содержание объектов собственности, строительство, ремонт, текущее поддержание в нормальном состоянии муни-
ципальных объектов. В компетенции же государственной власти, как написано в ст. Конституции РФ 41,43, остаются такие вопросы, как выработка государственной политики в сферах образования и здравоохранения, установление государственных стандартов образования и оказания медицинской помощи, контроль за их соблюдением [5].
Одним из важных направлений обеспечивающим процесс развития управленческой системы местного самоуправления, муниципальной демократии, является формирование территориального общественного самоуправления. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, местное самоуправление предполагает инициативу, самоорганизацию граждан. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление может и должно выступать необходимой частью муниципальной деятельности, направленной прежде всего на создание благоприятной среды обитания, жизнедеятельности населения муниципальных образований. В Новом законе о местном самоуправлении впервые предусмотрена возможность привлечения граждан для выполнения работ на добровольной основе. Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) является одной из форм самоорганизации населения на территориальном микроуровне и ориентировано на создание устойчивых обществ граждан, учрежденных по территориальному уровню. Основная цель ТОСов заключается в объединении населения совместно проживающего на определенной территории, для защиты его прав и интересов. Основные направления работы ТОСов: привлечение населения, к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилегающей территории, охране общественного порядка; проведение общественных работ на самоуправляемой территории; организация досуга населения и молодежи; защита всеми доступными средствами конституционных прав и свобод граждан, оказание помощи социально незащищенным слоям населения [6].
Развитие местного самоуправления одновременно означает и развитие гражданского общества, а также государства, его демократических начал. Именно в тесном взаимодействии с ними местное самоуправления может осуществлять свое социальное предназначение: эффективно решать вопросы местной жизни, представлять и защищать интересы территориальных самоуправляющихся коллективов, развивать системы самоорганизации и самоуправления населения, его инициативу в различных сферах местной жизни.
На сегодняшний день в плане реформирования местного самоуправления сделано много: созданы муниципальные образования, располагающие своими муниципальными органами, собственностью, бюджетами, имеется правовая основа деятельности местного самоуправления и т.д. Однако до конца не проработаны системы налоговых поступлений в бюджеты органов местного самоуправления. По новому закону в Федеральный бюджет будут продолжать идти более доходные части налоговых поступлений, в то время как местные бюджеты будут формироваться в основном из менее доходных налогов - это земельный налог, налог на имущество, часть единого сельскохозяйственного налога и часть налога на доходы физических лиц. Таким образом, в современной России на муниципальном уровне складывается парадоксальная ситуация: провозгласив органы местного самоуправления автономными ( организационно обособленными от государства структурами власти), государство тем не менее не позаботилось о создании базовых экономических предпосылок обеспечения их самостоятельности. Наоборот, ссылаясь на положение ст.12 Конституции РФ, государственные органы все чаще игнорируют проблемы местного самоуправления, фактически «бросают его на самотек в трудном водовороте рыночной экономики, не помогают создавать экономические основы местного самоуправления, укреплять муниципальную собственность» [7].
Проблема нормативно-правовой базы при осуществлении местного самоуправления, конечно же, является сдерживающим фактором для его развития, но немаловажную роль в осуществлении права местного самоуправления на местах играет наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения в создаваемых им органах. Таким образом, наличие экономических проблем на сегодняшний день является одним из главных сдерживающих факторов развития местного самоуправления независимо от государственной политики региональных и федеральных властей. От результата поиска эффективных методов экономических путей развития местного самоуправления напрямую зависит, состоится реформа местного самоуправления или нет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Игнатов В. Г. Становление местного самоуправления в современной России 2004.
2. Европейская Хартия местного самоуправления П.1 ст. 3 от 15.10.1985г.
3. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14 от 6 октября 2003г.
4. Алтынбаев Р.З Основные направления повышения эффективности местного самоуправления http://www.municipal.akad.ru/main (Материал опубликован в сборнике статей "Местное самоуправление в России").
5. Конституция РФ ст. 41,7643.
6. РойМ.О. Система государственного и муниципального управления 2004.
7. Рудой В.В., Игнатов В.Г. Местное самоуправление 2001.
Я.А.Лунева
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРОЙ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКОКОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БАЗИС
В контексте глобальных трансформаций, наблюдаемых во всех сферах и отраслях российской экономики, расширения и углубления процессов регионализации и стратификации народного хозяйства, усиления конкуренции на внутренних и мировых рынках, принципиально важным является акцентирование внимания и концентрация усилий и воздействий органов управления разных уровней иерархии на инновационных факторах и параметрах экономической динамики, обретении нового качества воспроизводственной структуры, что может стать одним из способов обеспечения устойчивого сбалансированного роста экономики России.
Во второй половине XX века отчетливо обозначились пределы роста традиционных индустриальных моделей развития, опирающихся на экстенсивные методы использования природных ресурсов, территории и человеческого потенциала. На фоне снижения рентабельности и роста издержек в традиционных индустриальных отраслях возник и стал быстро расширяться сектор инновационной экономики, ориентированный на производство новых технологий, от научного открытия и изобретения до создания моды, стилей жизни и систем управления процессами расширенного использования нововведений. Поменялись не только технологии и материально-предметная среда жизни, но и культурные парадигмы, которым следовали люди в своей деятельности [1].
Однако из-за системного спада и отсутствия в стране эффективного инновационного механизма слабо используется и в целом деградирует доставшийся «в наследство» от СССР достаточно мощный научно-технический потенциал, а в сопряжении с тем, что значительная часть ученых и программистов мигрируют из России и других стран с переходной экономикой и стран с низким уровнем доходов в США и другие стран с высоким доходом, это в ещё большей степени усили-