Научная статья на тему 'Организация процесса интеллектуальной адаптации учащихся к деятельности в образовательном пространстве школы'

Организация процесса интеллектуальной адаптации учащихся к деятельности в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дендебер Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса интеллектуальной адаптации учащихся к деятельности в образовательном пространстве школы»

характеристики как «низкая возможность угадывания и запоминания правильных ответов» позволяют повысить объективность контролю знаний.

Библиографическии список

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. -240 с.

2 .Аванесов B.C. Основы научной организации педагогическою контроля в высшей школе. - М.: Изд во МИСиС, 1989. - 167 с.

3. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. - М.: Народное образование, 2001. -432 с.

4.Майоров А Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001. - 296 с.

5. Станкевич Т.Г., Дерябина А.Г. О необходимости разработки многовариантных

тестовых 'зданий с выбором нескольких правильных ответов // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества специалистов: Материалы междунар. науч.-метод, конф. - Ижевск: Изд. дом Учм. университета. 2005. -С. 218-220.

6. Станкевич Т.Г. Об особенностях различных гипов многовариантных тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов // Инновационные процессы в сфере образованиг и проблемы повышения качества специалистов: Материалы междунар, науч.-метод, конф. - Ижевск: Изд.домУдм.ун-т,2005 -С. 195-199.

7, Станкевич Т.Г., Камашев Г.Я. Новый подход к обработке многовариантных тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов // Вопросы тестирования в образовании. — 2005. -№4(16).-С. 32-43.

И.А.Дендебер

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Когда речь идет о проблемах адаптации, то сразу возникает вопрос: «Адаптации к чему?»

Данный вопрос правомерен тогда, когда мы говорим об определенном виде адаптации. Но кроме определенного вида адаптации существует общее понятие "адаптация». В рамках данного понятия мы можем говорить о ее сущности, процессуальности, механизме и т.д.

Данный подход позволяет рассматривать проблему адаптации с позиции выявления общих ее закономерностей. И тогда частность, на основе общего, становится понятной и сложность организации процесса адаптации снижается.

Сущность адаптации в энциклопедической, психолого-педагогической литературе

рассматривается с двух позиций:

1. Биологической (физиологической). Здесь адаптация рассматривается как приспособление организма к изменениям окружающей среды.

2. Социальной (профессиональной). Здесь адаптация рассматривается как процесс активного вхождения индивида в новые условия среды.

Цель такого вида адаптации:

облегчить переход субъекта из одних условий жизнедеятельности в другие;

• созидательное напряжение с целью успешного преодоления объективных и субъективных трудностей, когда самопостижение и мобилизация скрытых интеллектуальных, психологических возможностей и резервов человека позволяют ему по новому понять самого себя, поверить в свои способности, добиться радостных и вдохновляющих результатов (С.М. Годник).

Так, например, процесс адаптации учащихся к школе состоит из следующих этапов:

1. Ориентировочного (напряжение всех систем организма на воздействия, связанные с началом систематического обучения).

2. Неустойчивого приспособления (попытка организма найти возможности адекватного реагирования на воздействия).

3. Относительно устойчивого приспособления (нахождение организмом наиболее подходящих вариантов реагирования на нагрузку). (Безруких М.М.)

Несколько иные по содержанию этапы профессиональной адаптации:

1 Ознакомительный - осмысливание своей новой роли в окружающей среде.

2. Подготовительный - освоение профессии.

3. Основной - включение молодого человека в рабочую среду предприятия (К.К. Платонов).

Как видно, организация процесса адаптации также имеет два направления - ярко выраженную биологическую и социальную направленности. Их знание учителем ьажно, но ...?

Образовательный процесс школы имеет свою специфику. В его ходе происходит постоянное изменение информации двух видов знаниевой и умениевой, меняются содержание и формы представления информации и т.д.

Решать даже учебные задачи в таких условиях непросто, и к деятельности в них необходимо адаптироваться. Иначе решать их будет крайне проблематично.

Второй вопрос, а какой вид адаптации для этого необходим? Ведь специфика образовательного процесса очевидна.

Данный вид адаптации был назван еще Ж.Ж Пиаже - интеллектуальная адаптация. Термин был обозначен, но не определено его содержание, структура, механизм.

Под интеллектуальной адаптацией мы понимаем процесс активного вхождения индивида в новое информационно-функциональное

пространство образовательного процесса школы, где под информационно-интеллектуальным

пространством понимается сфера мыслительной деятельности учащихся по решению различного вида образовательных задач.

Анализ структуры различных видов адаптации позволяет выявить и структуру интеллектуальной адаптации. Это этапы:

1. Восприятие - знакомство с новым информационно-функциональным пространством учебного процесса

2. Оценка - анализ как нового информационно-функционального пространства, гак и собственных возможностей деятельности в данном пространстве.

3. Ориентация - выбор вариантов решения поставленной задачи. На основе собственного опыта определяются варианты использования нового.

4. Принятие решения - постановка некоторого промежуточного вывода по деятельности в новом информационно-функциональном пространстве. Это тот момент, когда определено, что пространство знакомо с точки зрения функциональности и в нем можнс действовать. Немаловажное значение имеет и предварительная подготовка к процессу адаптации. Для этого необходимо (и это показывает практика деятельности в школе) ввести некоторый мотивационный аспект, который бы позволил облегчить предстоящую деятельность. Другими словами, ввести предварительный этап. Он состоит из трех действий:

1. Привлечь внимание. И в тгом его основная

цель.

2. Заострить внимание. Цель данного действия - обратить внимание ученика на особенность, привлекательность предлагаемого действия.

3. Ввести в информационно-функциональную среду. То есть обрисовать рамки функционального пространства, в котором предстоит действовать.

Анализируя процессуальность хода адаптации, можно отметить, что она схожа с этапами процесса решения задачи. Но у этих процессов разные цели. Цель процесса решения задачи - достичь запланированного результата.

Цель интеллектуальной адаптации - сделать незнакомое информационно-функциональное пространство знакомым. И данная цель достигнута тогда, когда человек начал действовать самостоятельно. Пусть медленно, осторожно, но без посторонней помощи.

Существенно снизить проблемы организации процесса интеллектуальной адаптации может знание ее механизма.

Механизм приспособления для работы в новом интеллектуальном пространстве можно условно изобразить следующим образом:

Как видно, он построен на содержательной сущности преемственности.

Преемственность это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет его положительные качества. Преемственность работает в двух режимах: конструктивного отрицания и удержание с последующим обогащением положительного (С.М. Годник).

Конструктивное отрицание показывает, что между прошлым и настоящим существует взаимосвязь; из прошлого в настоящем используются обретенные ранее знания и умения. Все «ненужное» несмотря на то, что не используется, сохраняется в памяти.

Режим удержания и обогащения положительного показывает, что знания, особенно умения, обретенные в прошлом, не просто удерживаются, а активно используются. При этом умения, обретенные ранее, совершенствуются и обогащаются не только «техническим исполнением», но и универсальностью действия.

Как сказанное относится к адаптации?

На этапе «оценка» идет анализ двух позиций:

1. Знакомо ли новшество и насколько?

2. Какие знания ч умения нужны для раооты в новом информационно-функциональном пространстве?

То есть, адаптация работает в режиме конструктивного отрицания.

На этапе «ориентация» определяется, где и какие именно умения можно применять в новых условиях: что и как в обретенных ранее умениях необходимо изменить, откорректировать, усовершенствовать.

Следовательно, адаптация переходит в режим удержания и обогащения положительного.

Адаптировать - не значит просто рассказать о новом информационно-функциональном

пространстве, но и показать взаимосвязи прошлого с новым. Это означает определение взаимосвязей между прошлым и новым на различных этапах учебной деятельности (объяснения темы, затруднений при закреплении изученного, переходе к самостоятельному решению задач)

Немаловажное значение в организации процесса адаптации имеет возможность измерения. Только измерение позволяет осуществить обратную связь, провести корректировку процесса. Один из

возможных вариантов измерения - критерии адаптированности к интеллектуальной деятельности в процессе обучения (по деятельности):

1. Имеют общие представления о деятельности, но могут действовать только под руководством руководителя (учителя).

2. Имеют представление о деятельности (алгоритмах). Консультации необходимы в случае изменения условий в пределах использования одного алгоритма.

3. Знают, как действовать в знакомых условиях. Консультации требуются при решении задач с применением знакомого алгоритма ь субъективно незнакомых условиях.

4. Знают, как действовать в различных условиях. Консультации не требуются.

Но это теоретические выкладки организации процесса адаптации. Гораздо более важно понять, как организовать данный процесса в рамках профессиональной деятельности учителя-практика.

Базовыми компонентами при организации процесса интеллектуальной адаптации учащихся являются:

- процессуальный подход;

- реализация принципа преемственности между этапами адаптивного процесса;

- адаптивный стиль организации учебного процесса;

- диагностирование хода процесса адаптации.

Это означает:

]) цель процесса адаптации - дать понять ученику, что информационное пространство (как содержательное, так и функциональное) знакомо и в нем можно действовать,

2) ход интеллектуальной адаптации необходимо разбить на определенные части (этапы, фазы);

3) этапы во взаимосвязи с фазами развития учащихся должны быть преемственны (т.е. взаимосвязаны между собой);

4) на каждом этапе должны быть использованы возможности адаптивного хода обучения;

5) после выполнения каждого из этапов должен проводиться контроль: достигнут ли результат с последующей рефлексией (определением: как он достигнут (не достигнут); почему, как добиться улучшения и т.д.),

Процесс адаптации, как и любой иной процесс., имеет свою структуру, форму, содержание.

Интересующий нас процесс - процесс интеллектуальной адаптации учащихся имеет следующий вид.

Концептуальная модель организации процесса интеллектуальной адаптации учащихся к оеятелыюсти в новом

информационно-функциональном пространстве школы

Цель

Результат

^тапы

Предварительный —

Восприятия

Оценки -4-

Ориектацни

Принятия решения •+-

ПРОЦЕСС

Совместная деятельность учителя и учащихся

Фазы Развития уч-ся

->■ Объектная

Субъектно-функциональная

-> Субъектная

Преобразования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель построена на основе

процессуального подхода и включает в себя:

1) этапы — деятельность учителя;

2) фаз развития учащихся

Этапы - действия учителя по организации процесса: предварительный, знакомство, оценка, ориентация, принятие решения.

Фазы - та информация (предметная, функциональная) и тот уровень, которым овладел ученик.

Преемственные связи ( ^ ^ ) - отражение взаимосвязей между этапами и фазами развития учащихся.

Концептуальная модель организации процесса интеллектуальной адаптации учащихся построена с учетом идей философского «Закона развития систем», закона «Отрицания отрицания» и его категории — преемственности и «объектно-субъектном» преобразовании личности учащихся (С.М. Годник).

Суть в том, что именно данные законы

позволяют:

1) организовать понятный учителю процесс вообще и процесса интеллектуальной адаптации, в частности;

2) видеть и прогнозировать, что на каждом из этапов обретает ученик;

3) Видеть и учитывать взаимосвязи между этапами, фазами развития учащихся, конкретными действиями в хозе занятия.

4) видеть, достигнут ли результат, так как в содержании этапа (фазы) заложены четкие критерии достижения цели: объектная - учащийся ознаком ен с ...; суоъектно-функциональная - учащийся может действовать под руководством руководителя; субъектная - учащихся может действовать самостоятельно по наработанным алгоритмам; преобразования - ученик может самостоятельно использовать обретенные умения при выполнении заданий как раз личного уровня сложности, так и различных видов.

Более конкретно работу можно рассмотреть в табл.1

Таблица 1

Название этапа Действие Конкретизация действия

11редьарительный 1. Привлечение внимания. 2. Введение в курс дела. 3. Удержание внимания Любым способом ооратить внимание: - хлопнуть в ладони; - окликнуть и т.д. Сообщается общая информация, рассчитанная на эмоциональное восприятие, с последующими действиями в зависимости от ситуации: - нейтрализация негативного отношения' - «подвижка» к положительному эмоциональному «сдвигу» отношения в случае нейтрального отношения; - усиление положительного эмоционального отношения. Способ: сообщение о «нужности» нового с вариантами применения Не «отбивать рук» негативным отношением, безразличием, целенаправленным неприятием; искренне поддерживачь-выдвигать перспектив" рячвития (альтернативные вапианты)

Знакомство Сообщение новой интеллектуальной информации Сообщить учащимся два вида информации. - содержательную (изложить содержание темы); - функциональную (показать, как можн" использовать ишЬоомаиикО

Оценка Анализ новшества Организация деятельности на понимание содержательной части -гшформации. Информация рассматривается с позиций: - эмоциональной; -! соотношения: опыт — новая информационно-функциональная часть; - сопротивления: затраты прибыль - достаточность

Ориентация Рассмотрение возможностей использования нового Ор1 ашиация деятельности по определению возможностей использования полученной информации как минимум в 3-х направлениях: - предметной; - практикоориентированной; -эмоционально-направленной

Принятие решения Постановка вывода Организация деятельности по оценке всех (по возможности) «за» и «против» при принятии решения: - знакомо ли информационно-интеллектуальное прг-странство; - можно ли в нем самостоятельно действовать; - нужна ни при -том чья-либо помощь

При организации процесса адаптации могут можно при изучении свойств углерода. Всем возникнуть «риски», затрудняющие данный процесс известное вещество. Практически нет человека, (табл. 2).

Таблица 2

Риски и пути их преодоления

Риски Пути преодоления рисков

1. Эмоциональное, гегагивное восприятие нового Представление альтернативных вариантов использования нового

2. Столкновение «новшества» с опытом 1. Осознание необходимости нового. 2. Последовательность и систематичность при обрегении навыка. 3. Учет индивидуальности ученика и временной фактор. 4. «Слежение» за обретением учащимися новых умений при анализе результатов. Говорить только о положительной динамике

Знание структуры данного процесса - первый шаг к организации деятельности в новых условиях. Следующий шаг - оценить ее.

1. Организация процесса адаптации к новому содержанию.

Учитель-практик знает, что информация, изучаемая в школе, воспринимается и понимается учащимися по-разному: в зависимости от уровня сложности и доступности ее изложения. Так, например, традиционно сложны для восприятия темы: химические уравнения, окисчительно-восстановительные реакции, гидролиз солей, закон «Авогадро» и т.д. Как же адаптировать учащихс» к подобным темам? Рассмотреть подобный пример

который бы с ним не сталкивался'

- уголь;

- грифель в простом карандаше;

- активированный уголь (в таблетках);

- «алмаз» для резки стекла.

Как их применять, знают практически все. А так ли понятно изложено в учебниках химии и так ли понятно проходит объяснение учителя? Можно «не напрягаясь» рассказать тему, оперируя абстрактными символами, а на следующий урок попросить учащихся пересказать информацию и воспроизвести уравнения. А можно провести (организовать) ад ттированный ход занятия (табл. 3)

Таблица 3

Этап Содержание

Предварительный Обозначить, что сегодня будем изучать известное всем вещество. Ввести интригующий элемент, позволяющий усомниться, что он неинтересен

Знакомство Выяснить, что учашиеся знают о «С» и оассказать о «С» в обшем

Оценка (учащиеся умеют решать простые уравнения) Написать на ",оске несколько простых уравнений. Строение атома углерода. С - линия карандашом С -г 02 = СО-С -г Ре = Ре4С3 Попросить учащихся соотнести с общими сведениями. Ввести счедующую информацию.

Ориентация 1 С + 02 -►хва гает 02 = СО: Н ¡достаточно 02 = СО, а если представить иной процесс горение серы. 8тОг -^О

Принятие решения Свойства С - знакомы. Использовать «С» можно в зависимости от ***

Многие могут сказать: «Да, я делаю также (или еще лучше). Так суть адаптации и заключается в следующем: увидеть в новом знакомое и далее, со знание дела в нем (новом) действовать

2. Организация процесса адаптации к новой форме представления материала.

Новая форма представления нового материала может представлять следующие виды:

- регистрационный бланк,

- тест (возможность исправления ответа);

- запись ответа (возможность исправления ответа);

- развернутая форма решения задания.

Адаптация перчым трем видам представления

заданий (бланк, тест, запись ответа), как правило, не имеет существенных трудностей (табл. 4).

Данные исследований лаборатории пробгем общего образования ВОИПКРО показывают, что при первом заполнении бланков 53% учащихся задают вопросы и ошибаются. К четвертой попытке этот % сводится практически к нулю.

То есть, если провести три тренировочных заполнения бланков (или работы с ними) учащиеся чувствуют себя уверенно и не допускают ошибок. После трех попыток проведения контрольных работ с использованием КИМов учащиеся обрабатывают опыт распределения своих сил и времени. Намного сложнее правильно представить развернутый ответ. Он предполагает показ не только хода решения, но и объяснение причинно-следственных связей, показ выбора альтернативных вариантов, доказательства и др. Представление развернутого задания предполагаем сформированность основных общеучебных умений. Представляем пример доказательства, используя программу математики 5-го класса.

Выберите из предложенных геометрических фигур треугольник. Поясните, как сделали этот выбор (Табл. 5).

3. Организация процесса адаптации к новым

условиям.

Требует пояснения понятие «новые условия». Это тот случай, когда инвариантным (неизменным^ остаются содержание: предметное или функциональное, но вариативным (изменчивым) является постановка задачи: учебная - лабораторная - практическая - практико-ориентированная и т.д.

Необходимо так же отметить, что предоставление возможности использовать умение в различных условиях сокращает до минимума предварительный этап Это и есть возможность оценить действие с позиции необходимости. Например, продолжение темы: «Свойства углерода» (Табл. 6).

Обобщая излом -нное можно сделать следующие выводы:

1. Адаптация - процесс активного вхождения индивида в новые условия среды.

2. Под интеллектуальной адаптацией мы понимаем процесс активного вхождения индивида в новое информационно-функциональное пространство образовательного процесса школы.

3. Цель интеллектуальной адаптации -сделать незнакомое информационно-функциональное пространство знакомым. И данная цель достигнута тогда, когда человек начал действовать самостоятельно. Другими словами, человек адаптирован тогда, ко1да он уяснил: информационное пространство (содержательное и функциональное) знакомо и в нем можно самостоятельно действовать.

4. Процесс адаптации состоит из следующих этапов: восприятия, оценки , ориентации и принятия решения.

5. Знание того, как построить процесс адаптации - основополагающий фактор достижения успеха.

Таблица 4

^тапы Содержание деятельности

Предварительный Направлен на снижение негативного восприятия нововведения

Знакомство Пояснение правил: 1) заполнение бланка; 2) сЬоома №1

Оценка Отоаоотка правил заполнения оланков №1 и 2.

Ориентация Работа с бланками 1 разные предметы)

Принятие решения Уверенные действия учащихся при оаооте с бланками ЕГЭ

Таблица 5

Этапы Содержание

Предварительный Пояснение, что есть способы, позволяющие восполнять различные задания

Знакомство Показ учащимся структуры доказательства Доказательство

Выбор Формулировка Сравнение Вывод предмета определения предмета с цоказате льства определением 1. Необходимо выбрать треугольник. 2. Дать определения треугольника. 3. Сравнить геометрические фигуры с определением. 4. Сделать вывод

Оценка: дать возможность учащимся апробировать структуру доказательства на практике

Ориентация Выверите из грех предложенных слов прилагательное. Обращайте внимание, что предмет дру гой, но задачи носит подобные. Выявление знакомых черт в задании. Выявление знакомых черт в действиях 1 Выбор определения - прилагательное. 2. Fro содержание - часть речи, отвечающая на вопрос «какой?» Сравнение слов с определением. 3. Первый с определением - нет. Второй с определением - прилагательное. Третий с определением - нет. 4. Вывод - второе слово - прилагательное.

Принятие решения Несмотря на различные задания, форма и ход доказательства ярпяется одинаковым, ь. значит и знакомым. Стоит обратить внимание и на то, что во время организации процесса адаптации внимание следует обращать не на содержание предмета, а на умениевую сферу

Таблииа 6

Этап Содержание деятельности

Восприятие Знакомство учащихся со свойствами «С». 1. С + 02 = СО? | + 0 (т.е. выделение тепла). 2. Показ алгоритма решения задачи на расчет выделения тепла

Оценка Решение незнакомыу яадач на показанный алгоритм

Ориентация Введение мотивирующего фактора: связь нового способа решения задачи с использованием жизненного примера: Сколько нужно «С» для отопления помещения в сутки до 20°? А в месяц, а в отопительный сезон?

Принятие решения 1. Дакный способ решения задач необходим. 2. Он используется в следующих вариантах...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.