недостаточная осведомленность, имеет решающее значение для содействия инклюзивности.
Применяя инновационные и привлекательные стратегии, мы можем превратить физическую активность из рутинной работы в увлечение учащихся. Давайте выйдем за пределы ограничений традиционных подходов и воспользуемся захватывающими возможностями, которые ждут нас впереди в развитии движения, воспитании любви к физической активности и воспитании более здорового поколения. Помните, физическая активность - это не только создание сильного тела; речь идет о формировании сильного ума, уверенного духа и поколения, которое процветает как физически, так и умственно.
Список использованной литературы:
1. Armstrong, N. J., & Scott, R. L. (2016). Participation, performance, and potential: A review of recent literature on physical activity, fitness, and sport for children and youth. Children and Youth Services Review, 68, 104-111.
2. Biddle, S. J. H., Gorely, T., & Cable, N. (2015). Physical activity and health: A systematic review of international physical activity prevalence studies. Journal of Science and Medicine in Sport, 18(3), 241-248.
3. Duda, J. L., & Crouter, S. C. (2017). Sport participation and physical activity among youth: A review. Journal of Sport and Exercise Psychology, 39(1), 1-16.
© Мухаммедова Г., Гараев К., Аннаев А., 2024
УДК 004
Султамуратова Арзайым Коблан кызы,
Студентка 1 курса факультета «Информационные системы и технологии»,
Салимов Сухробжон Собирович,
Преподаватель, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Узбекистан
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается определение путей формирования информационно-цифровой компетентности участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода к обучению.
Ключевые слова
Цифровые технологии, ИКТ, сетевое образовательное пространство, информационно-цифровая
компетентность, компетентность^ подход.
Sultamuratova Arzayim Koblan kyzy,
1st year student of the Faculty of Information Systems and Technologies,
Salimov Sukhrobzhon Sobirovich,
Teacher, Bukhara State University, Bukhara, Uzbekistan
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
ORGANIZATION OF THE PROCESS OF DIGITAL COMPETENCE FORMATION IN THE DISTANCE EDUCATION SYSTEM
Abstract
The article discusses the determination of ways to form information and digital competence of participants in the educational process based on a competence-based approach to learning.
Keywords
Digital technologies, ICT, network educational space, information and digital competence,
competency-based approach.
В связи с широким внедрением цифровых технологий во все сферы деятельности человека формирование цифровых навыков считается необходимым в нашем веке. Это обуславливает необходимость модернизации современного образования, что, в свою очередь, привело к тому, что информационно-цифровая компетентность является одной из ключевых компетентностей образовательного учреждения [1]. Вместе с тем, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс обуславливает необходимость создания и эффективного функционирования информационно-образовательной среды учебного заведения, обеспечивающего благоприятные условия для формирования информационно-цифровых компетентностей всех участников образовательного процесса.
Сегодня в образовании наблюдается смещение акцентов от "ИКТ в образовании" к новой парадигме "образование в облако-ориентированной учебной среде". Облако-ориентированные системы обучения позволяют создать информационно-образовательную среду и учебно-методическое пространство в учебных заведениях, в результате чего происходит трансформация личного-информационного пространства участников образовательного процесса и информационно-образовательного пространства учебного заведения в сетевое образовательное пространство [2].
Все больше появляется научных исследований в направлении анализа компетентностного подхода к обучению как в целом, так и изучению отдельных дисциплин в частности.
Однако цифровую компетентность следует рассматривать не только в контексте изучения информатики, эта компетентность более широка и становится требованием не только к ученикам или педагогам, но и ко всем участникам образовательного процесса.
Одними из основных факторов обеспечения качества образования, заложенных в образовательном учреждении, является внедрение методики личностного и компетентно-ориентированного обучения. Новое содержание образования базируется на формировании компетентностей, необходимые для развития творческой личности и ее успешной самореализации в обществе.
«Компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, что определяет способность личности успешно социализироваться, проводить профессиональную и дальнейшую учебную деятельность».
Таким образом, содержание современного образования трансформируется из необходимости накопления теоретических знаний и умений и навыков их применения на практике преимущественно в типичных ситуациях, в необходимость формирования умения действовать в проблемных ситуациях, часто в условиях неполной определенности и динамической гибкости постановки задач.
Государственные стандарты и обучающие программы должны обеспечивать «формирование личности, которая осознает свою принадлежность к народу, цивилизации, ориентируется в реалиях и
перспективах социокультурной динамики, подготовлена к жизни в постоянно меняющемся, конкурентном, взаимосвязанном мире».
В них должны быть заложены новейшие достижения науки, технологий, педагогической мысли, новое образовательное содержание. Только при условии, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении будет «направлен на развитие активности, самостоятельности, творческих способностей каждого учащегося, поскольку общество нуждается в личностях, способных сознательно действовать, принимать собственные решения, быстро адаптироваться к изменениям» можно реализовать задачи, указанные в образовательных стандартах.
Компетентностный подход во главу угла ставит не осведомленность студента, а умение на основе приобретенных знаний решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Специфика данного обучения состоит в том, чтобы усваивались не готовые знания, предложенные кем-то, а полученные самими студентами.
В современных государственных образовательных стандартах компетентность - это интегрированная способность личности, охватывающая знания, умения, навыки, опыт, ценности и отношения, которые могут целостно реализоваться на практике.
Можно привести примеры ключевых компетентностей, которые должны формироваться на всех этапах обучения в образовательном учреждении независимо от предмета или курса: общение на государственном языке, общение на иностранном языке, математическая компетентность, основные компетентности в естественных науках и технологиях, информационно-цифровая компетентность, умение учиться на протяжении жизни, инициативность и предприимчивость, социальная и гражданская компетентность, осведомленность и самовыражение в сфере культуры, экологическая грамотность и здоровая жизнь.
Эти компетентности тесно взаимосвязаны с ключевыми компетентностями, необходимыми для обучения в течение жизни. Заметим, что перечень компетентностей, которые необходимо формировать при обучении в высших учебных заведениях, находятся в стадии разработки. Однако, очевидно, они должны являться логическим расширением ключевых компетентностей, сформированных за время обучения в учебных заведениях.
Выводы. Благодаря вовлечению в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий, можно создать благоприятные условия для формирования информационно-цифровой компетентности как важной составляющей развития инновационной личности всех участников образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе. Новосибирск, 2012. 58 с.
2. Сейдаметова З.С. Облачные технологии и образование. Симферополь, 2012. 204 с.
© Султамуратова А.К., Салимов С.С., 2024