Научная статья на тему 'Организация процесса бизнес-санации на промышленном предприятии'

Организация процесса бизнес-санации на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ САНАЦИИ / PREVENTIVE MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL MECHANISM OF SANITATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянников С.В.

В статье рассмотрены особенности организационного механизма санации промышленных предприятий. Автором исследованы факторы устойчивого развития и сформированы направления санации предприятия. Рассмотрены особенности превентивных мер санации промышленных предприятийI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article, consider the features of the organizational mechanism of sanitation are considered by the industrial enterprises. The author investigates the factors of a sustainable development and directions of the sanitation measures are created. The considered features of preventive measures of sanitation the industrial enterprises

Текст научной работы на тему «Организация процесса бизнес-санации на промышленном предприятии»

Территория науки. - 2014. - № 1.

организационных или иных задач, на которые авторские права не распространяются, а результат их решения будет являться продуктом инновационной деятельности (неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности);

® Сформировать специальный самостоятельный Фонд

объектов инновационной деятельности (ФОИД).

Список литературы

1. Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. №4. С. 144 - 155.

2. Ефимцева Т.В. Инновационная деятельность как объект правового регулирования. - М.: Типография «Документ системы», 2008.

3. Звездкина А.С. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 76.

4. Лопатин В.Н. Проблемы управления при реализации инновационной стратегии в РФ // Право интеллектуальной собственности. 2008. № 2.

5. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. 129 с.

6. Худокормова О.И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2010. № 2. С. 39 - 41.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем. В.С. Автономова и др. М., 1982.

Овсянников С.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА БИЗНЕС-САНАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: превентивное управление, устойчивое

развитие, организационный механизм санации.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности

организационного механизма санации промышленных предприятий. Автором исследованы факторы устойчивого развития и сформированы

97

Территория науки. - 2014. - № 1.

направления санации предприятия. Рассмотрены особенности превентивных мер санации промышленных предприятий.

Keywords: preventive management, sustainable development, organizational mechanism of sanitation.

Abstract: In article, consider the features of the organizational mechanism of sanitation are considered by the industrial enterprises. The author investigates the factors of a sustainable development and directions of the sanitation measures are created. The considered features of preventive measures of sanitation the industrial enterprises.

В течение последнего десятилетие более 450 тысяч действующих предприятий были признаны банкротами и ликвидированы. К настоящему времени более трети промышленных предприятий являются потенциальными банкротами. В условиях высокой вероятности кризисных явлений на промышленных предприятиях возникает необходимость в их бизнес-санации. Задачами, такого управления является отслеживание первых сигналов кризиса для своевременного обнаружения и устранения факторов кризиса. Решение данных задач производится поэтапно в рамках процесса бизнес-санации предприятия.

Процесс бизнес-санации предприятия состоит из следующих этапов: организационно-целевого, параметрического,

организационно-планового, информационного, методического обеспечения, диагностико-результирующего и реструктуризации. Каждый из представленных этапов имеет свои особенности.

На организационно-целевом этапе формируются цели, определяются субъекты и объекты управления. В качестве важнейших целей выступают: идентификация реального состояния объекта; исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или нормативами; выявление изменений в состоянии объекта; установление факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта [2]. Выбранные цели должны отражать специфику объекта и субъекта превентивного управления предприятием.

Объектами бизнес-санации могут быть: экономические

системы; элементы сложных систем и отдельные функции, выполняемые системой. Данные объекты управления на наш взгляд следует рассматривать с позиции носителей риска. В качестве носителей риска для проблемного предприятия могут выступать: конкуренты, менеджмент, кредиторы, органы страхования, налоговые органы, средства массовой информации, антикризисные управляющие

98

Территория науки. - 2014. - № 1.

предприятия [3]. Представленные носители риска оказывают значительное влияние на цели управления и средства их достижения.

Другой важной характеристикой бизнес-санации являются ее субъекты. В качестве основных субъектов могут выступать менеджеры, кредиторы и собственники. Однако непосредственная работа по управлению проводиться экономическими службами предприятия. Если же внутренние аналитики предприятий, не обладают достаточными знаниями и навыками могут привлекаться внешние компетенции. В рамках бизнез-санации привлечение внешних компетенций предполагает использование услуг аудита и консалтинга. Вместе с тем, в большинстве случаев услуги высококвалифицированных консультантов по антикризисному управлению могут быть не доступны для предприятий из-за высокой стоимости таких услуг. В целом же от уровня компетенций сформированных на первом этапе зависят результаты получаемые на последующих этапах управления бизнес-санацией предприятий.

На очередном этапе формируется система показателей, и устанавливаются взаимосвязи между параметрами. Построение системы показателей выступает ключевым блоком превентивного управления, который должен обеспечить своевременное получение информации об угрозах, возникающих на предприятии. Для формирования системы диагностики необходимо создание системы критериев и классификации отклонений параметров от их нормативных значений, определение характера отклонений и вызвавших их причин [1]. Базовые параметры диагностики связываются с системой критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учётом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Такая система критериев позволяет организовать диагностику для оценки состояния объектов, разработки качественных и количественных параметров, шкал для измерения значений. Выбранные параметры находят дальнейшее применение на организационно-плановом этапе.

В ходе организационно-планового этапа разрабатываются различные виды планов. Сначала формируются тематические планы, которые обеспечивают проведение анализа по проблемам, определяют объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнителей, формы отчета и др. Рассмотренные элементы обобщаются в комплексном плане. В состав комплексного плана входит общий перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. В обязательном порядке в плане предусматривается периодичность проведения анализа по каждому

99

Территория науки. - 2014. - № 1.

объекту, сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей анализа по каждому вопросу, а также указываются источники информационного и методического обеспечения диагностики.

Для информационного обеспечения бизнес-санации определяется порядок сбора и обобщения информации различного характера для диагностики. По наблюдениям экспертов результаты диагностики в значительной степени зависят от качества информационного обеспечения. Зачастую в кризисных условиях на предприятии снижается качество информации необходимой для управления. Нередко в таких условиях, информация поступает поздно, необоснованно обширна, обращена в прошлое; недостоверна или недостаточна. С учётом данных особенностей далее проводится этап методического обеспечения превентивного управления.

Для методического обеспечения бизнес-санации предприятий выбираются методики, инструкции и единые критерии для диагностики, а также осуществляется выбор и доработка методов, на основе которых рассчитываются параметры диагностики. Как показывает практика слабые результаты управления во многом связаны с низким качеством информационного и методического обеспечения диагностики. По наблюдениям экспертов [3] к факторам, снижающим качество управления относятся: неверно поставленные цели и выбран объект диагностики, не адаптированные методики диагностики к специфике предприятия, преимущественное использование методов статической оценки деятельности, недостаточное внимание раскрытию причин кризиса, не достаточный учёт влияния носителей риска на предприятие. Применяемый набор методов должен обеспечить комплексную оценку проблем, в контексте сильных и слабых сторон диагностируемого объекта. При этом результаты использования перечисленных методов находят отражение на следующем этапе превентивного управления предприятием.

В рамках результирующего этапа проводится обобщение результатов диагностики деятельности предприятия в целом или его сегментов. Результативность диагностики во многом зависит от правильной её организации, которая должна соответствовать ряду требований. Полученные результаты превентивной диагностики оформляются в виде отчёта или заключения. В данных документах даётся интерпретация результатов диагностики, раскрываются рекомендации для решения текущих проблем и выбора превентивных мер. С учётом результатов диагностики формируется антикризисная программа, которая включает совокупность взаимосогласованных,

100

Территория науки. - 2014. - № 1.

управленческих мер по основным направлениям деятельности предприятия. Антикризисная программа разрабатывается, в контексте условий внешней среды, специфики предприятия, структуры и бизнеспроцессов.

На заключительном этапе бизнес-санации проводится реструктуризация предприятия. В процессе реструктуризации необходимо обеспечить планомерную реализацию комплекса превентивных антикризисных мер. Такие меры целесообразно разделить на модули ориентированные на решение узловых проблем [2]. При этом можно выделить типовые проблемы, которые предприятие может разрешить собственными силами и не типовых проблем требующие внешней финансовой, кадровой или консультационной поддержки. Внешняя поддержка зачастую необходима для предупреждения банкротства и ликвидации причин, приведших к кризису ликвидности и усилению конкурентоспособности предприятия.

В качестве обязательных условий успешной реализации антикризисных мер, по мнению экспертов [3], относятся: наличие качественного менеджмента, сотрудничества и поддержки, правильное размещение ресурсов, наличие общекорпоративной поддержки и оперативной информации. Все это в целом требует умения организовать превентивные антикризисные меры таким образом, чтобы мотивировать работников, развивать ключевые компетенции, непрерывно улучшать бизнес-процессы и достигать поставленные цели.

Таким образом, бизнес-санация промышленных предприятий является специфическим видом управления способным предупреждать кризисные явления, а так же удерживать предприятие в режиме выживания. Такая система управления должна базироваться на планомерной и систематической работе по диагностике промышленного предприятия. На основе системы упреждающей диагностики предприятие должно не только реализовать накопленные возможности, но и устранить угрозы, тем самым обеспечить превентивное антикризисное управление.

Список литературы

1.Антикризисное управление: Учебник / [под ред. Э.М. Короткова].- М.: ИНФРА-М, 2012. - 620 с.

2.Организация системы диагностики для обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий / Овсянников С.В. // Экономические науки, 2012.- №3 (88) - с. 104 - 109

101

Территория науки. - 2014. - № 1.

3. Предотвращение банкротства градообразующих организаций монопрофильных городов: монография / [под ред. А.Н. Ряховской]. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.

4. Управление в условиях неустойчивой финансовоэкономической системы: монография / [под ред. А.З. Бобылевой]. -М.: МГУ, 2011 - 224 с.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.