Научная статья на тему 'Организация проповеднических отрядов в сибирской армии адмирала А. В. Колчака временным высшим церковным управлением Сибири'

Организация проповеднических отрядов в сибирской армии адмирала А. В. Колчака временным высшим церковным управлением Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОПОВЕДНИКИ / ВОЕННОЕ / ДУХОВЕНСТВО / ОТРЯД / МИССИЯ / БОРЬБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олихов Дмитрий Владимирович

В статье отмечается, что деятельность проповеднических отрядов священников в армии А.В. Колчака обусловливалась задачей идеологической поддержки борьбы с большевизмом. Несколько подобных отрядов было сформировано и послано на фронт в течение 1919 г. Деятельность проповедников вызвала положительные отзывы на передовой, однако не явилась определяющей в вооруженной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проповеднических отрядов в сибирской армии адмирала А. В. Колчака временным высшим церковным управлением Сибири»

Олихов Дмитрий Владимирович Старший преподаватель кафедры истории и теории религии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

оНкЬоуё@тЬох. гц

Организация проповеднических отрядов в Сибирской армии адмирала А.В. Колчака временным высшим церковным управлением Сибири

Одним из основных направлений деятельности Временного высшего церковного управления Сибири по развитию духовного просвещения в армии было создание отрядов проповедников, состоящих из наиболее подготовленных представителей священства и мирян. Еще в Первую мировую войну церковь активно применяла практику посылки на фронт проповедников

[1]. Тем более в условиях гражданской войны, необходимо было разъяснять воинам цели и задачи вооруженной борьбы.

А.Н. Кашеваров отмечает, что из 3,5 тысяч священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А.В. Колчака, около 2х тысяч человек составляло военное духовенство, бывшее в армии «сибирского правителя» [2]. Эта цифра представляется ошибочной, тем более что в структурах военного духовенства и ВВЦУ активно обсуждался вопрос о мобилизации даже приходских священников в действующую армию, вплоть до временного закрытия некоторых приходов [3].

ВВЦУ Сибири приняло решение начать формирование проповеднических отрядов, составленных из наиболее грамотных священников и направить их на фронт, причем работу таких отрядов сделать постоянной. Сам отряд имел в своем распоряжении один из вагонов-церквей Омской железной дороги [4]. Таким образом, можно предположить, что формирование проповеднических отрядов осуществлялось в дополнение недостаточной миссионерской деятельности войсковых священников.

Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал-майор Лебедев 23 декабря 1918 г. разослал телеграммы генералу М.К. Дитерихсу, командующему Западной армии, и генералу А.И. Дутову, командующему

Юго-Западной армии, с просьбой сообщить, желательно ли направление проповеднических отрядов в части войск Западного фронта с целью поднятия религиозного чувства. При этом предлагалось сообщить, в какие именно части желательно направить отряды в первую очередь [5].

Не удалось найти точных сведений о количестве проповеднических отрядов, однако известно, что их деятельность осуществлялась регулярно, вплоть до поздней осени 1919 г. По-видимому, первый подобный отряд был отправлен на фронт 8 января 1919 г. С благословения Высшего церковного управления на фронт выехало Омское проповедническое формирование из трех священников, одного диакона и трех мирян. Задача отряда - подъем религиозно-нравственного духа и содействие укреплению начал государственности в сознании воинов [6]. Еще одна группа духовенства в составе протоиереев Леонида Покровского, Петра Рождественского, Михаила Орлова, диакона Федора Третьякова и мирян Ф.В. Качеровского, К.А. Болдакова и Б.Д. Сезеневского отправилась на Западный фронт 20 января 1919 г [7].

Согласно отчету благочинного 12-й Уральской стрелковой дивизии священника Безсонова, все проповедники в своих речах призывали воинов к сохранению веры Христовой, любви к родине и защите государства, к соблюдению строгой дисциплины в армии и к защите правительства в лице адмирала Колчака, ведущего к созыву Учредительного собрания, предупреждая воинов не верить льстивым и обманчивым речам «большевиков-предателей» [8]. 7 февраля в расположении 45-го полка в д. Тикеевка ораторы подверглись артиллерийскому обстрелу, несколько снарядов разорвались вблизи места беседы. Каждое собеседование сопровождалось общим пением и молитвой и оканчивалось кратким молением с провозглашением многолетия Верховному правителю. Благочинный в своем рапорте приветствовал начинание и благодарил самоотверженных проповедников [9].

24 июля 1919 г. было принято решение о создании проповеднических отрядов для всех фронтов. В войсках действовали такие отряды, сформированные из духовенства Тобольска, Омска, Томска, Иркутска [10]. Еще один отряд из Омска, состоящий из протоиерея Николая Ивановича Знаменского и миссионера Димитрия Архиповича Несмеянова, был командирован на фронт 19 сентября 1919 г [11].

Несмотря на то, что каждое посещение фронта проповедническими отрядами сопровождалось благодарственными письмами, у самой идеи их организации нашелся неожиданный противник в лице Главного священника армии и флота. Еще 14 ноября 1918 г., на стадии обсуждения, протоиерей А. Касаткин, в то время священник штаба 1 -й Армии, в докладе на имя Верховного главнокомандующего подверг сомнению целесообразность приглашения приходских священников и тем более мирян в действующую армию. По его мнению, приглашение городского духовенства для совершения богослужений и проповеди в казармы может принести вместо пользы только вред: «Для произнесения хорошей проповеди, могущей захватить слушателей и повлиять на них, мало одного желания, надо иметь достаточные силы к этому - это, во-первых, а во-вторых, необходимо, чтобы проповедник знал развитие, быт, условия жизни солдата и его запросы (ума и сердца). Кто же об этом может лучше знать, как ни полковой священник? [12]. То же самое, по его мнению, относится и к организации проповеднических отрядов [13].

Тем не менее, ВВЦУ не только не прекратило формирование проповеднических отрядов, но и планировало открыть в июле 1919 г. совместно с руководством штаба Верховного Главнокомандующего в Омске курсы для подготовки лиц, предназначенных для агитационной работы среди войск и населения. При этом организацию курсов (время, лекторов и оплату труда лиц, желающих отправиться на фронт для агитационных целей) брало на себя военное начальство. Высшее церковное управление, в свою очередь, обязывалось предоставить слушателей [14]. Согласие изъявили 14 человек (из

Омска - 5 и других городов - 9). По неизвестной причине эти курсы не состоялись [15].

На наш взгляд, проповеднические отряды как форма миссионерской работы вполне заслужили право на жизнь и явились значительным подспорьем для военного духовенства. Солдаты действующей армии через проповедников ощущали заботу о себе со стороны тыла. Кроме того, объектом проповеди назначались не только воины действующей армии, но и тыловые формирования, призывные пункты и поселения прифронтовой полосы. Таким образом, проповедники выполняли миссионерскую работу во всей полноте, не суживая её рамками передовой. Высшее церковное управление, развивая проповедническое движение, поступало весьма справедливо, полагая, что именно в сфере проповеди и разъяснения задач государственного строительства нужно искать залог победы в Гражданской войне. Однако проводимые мероприятия и в силу недостаточной организованности, и в силу общих военных неудач не привели к достижению поставленной цели.

Список литературы

[1] РГВА. - Ф. 40253. - Д. 1. - Л. 345.

[2] Кашеваров А.Н. Временные церковные управления на территориях, занятых белыми // История Русской Православной Церкви в ХХ веке (19171933): материалы конференции. - Ч. 1. - Мюнхен, 2002. - С. 74.

[3] Русская армия. - 1919. - 11 июля.

[4] РГВА. - Ф. 40253. - Д. 1. - Л. 69.

[5] Там же. - Л. 74.

[6] Русская армия. - 1919. - 25 января.

[7] РГВА. - Ф. 40253 - Д. 1. - Л. 69.

[8] Там же. - Л. 342-342 об.

[9] Там же. - Л. 342-342 об.

[10] Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (19171937 гг.). - Томск: Изд-во Томского университета, 1982. - С. 75.

[11] Русская армия. - 1919. - 19 сентября.

[12] РГВА. - Ф. 40253. - Д. 1. - Л. 344-346.

[13] Там же. - Л. 346-348.

[14] Там же. - Д. 2. - Л. 221-221 об.

[15] Там же. - Л. 470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.