Научная статья на тему 'Организация прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков'

Организация прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2597
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОЗНАНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ / PROSECUTOR / PROSECUTOR'S SUPERVISION / DRUG TRAFFICKING / PRELIMINARY INVESTIGATION / INQUIRY / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / CRIMES IN SPHERE OF DRUG TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серова Елена Борисовна, Душкин Сергей Васильевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации деятельности прокурора, осуществляющего надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков в прокуратуре районного звена и прокуратуре субъекта Российской Федерации. Авторы обращают внимание на вопросы организации надзора за соблюдением законов при разрешении заявления (сообщения) о преступлении в сфере незаконного оборота наркотиков, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам о преступлениях анализируемого вида, при осуществлении процессуальной деятельности следователя на различных этапах расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Обращается внимание на типичные проблемы и недостатки в деятельности органов, осуществляющих как производство предварительного расследования, так и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Рассматриваются особенности делопроизводства при осуществлении прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Со ссылкой на действующее законодательство и ведомственные нормативные акты предлагается комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности прокурора на различных стадиях уголовного процесса. Авторы отмечают, что прокурор не может ограничиваться текущим надзором за расследованием отдельных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Необходимо систематическое проведение обобщений судебноследственной и прокурорско-надзорной практики по делам о незаконном обороте наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серова Елена Борисовна, Душкин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organisation of Prosecutor''s supervision over the legality of the inquiry and preliminary investigation in criminal cases involving drug trafficking

The article concerns topical problems of organisation of activity of the Prosecutor’s supervising the legality of the inquiry and preliminary investigation on criminal cases about drug trafficking, the Prosecutor's office of the district link and office of public Prosecutor of the Russian Federation. The authors draw attention to the organisation of supervision of observance of laws in the resolution of statements (messages) about the crime in the sphere of drug trafficking, the implementation of operative-search activity in cases of crimes of analysed species, with the implementation of the procedural activities of the investigator at various stages of investigation of crimes in sphere of drug trafficking. Draws attention to common problems and shortcomings in the activities of the authorities conducting the preliminary investigation and the bodies performing operatively-search activity. Discusses the features of records management in the implementation of prosecutorial supervision over the legality of the inquiry and preliminary investigation on affairs about the crimes connected with a drug trafficking. Proposed a set of practical recommendations on increase of efficiency of activity of the Prosecutor at various stages of the criminal process with reference to current legislation and departmental normative acts. In addition, the authors note that the Prosecutor cannot be limited to the current supervision of investigation of separate crimes in the sphere of drug trafficking. There need systematic syntheses of judicial-investigatory and public Prosecutor's supervision practice in cases of drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Организация прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков»

Организация прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия...

УДК 343.163

Серова Елена Борисовна

кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский юридический институт, филиал Академии Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации

serowa@yandex.ru

Душкин Сергей Васильевич

кандидат юридических наук Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

dushkin-sv@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации деятельности прокурора, осуществляющего надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков в прокуратуре районного звена и прокуратуре субъекта Российской Федерации. Авторы обращают внимание на вопросы организации надзора за соблюдением законов при разрешении заявления (сообщения) о преступлении в сфере незаконного оборота наркотиков, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам о преступлениях анализируемого вида, при осуществлении процессуальной деятельности следователя на различных этапах расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Обращается внимание на типичные проблемы и недостатки в деятельности органов, осуществляющих как производство предварительного расследования, так и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Рассматриваются особенности делопроизводства при осуществлении прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Со ссылкой на действующее законодательство и ведомственные нормативные акты предлагается комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности прокурора на различных стадиях уголовного процесса. Авторы отмечают, что прокурор не может ограничиваться текущим надзором за расследованием отдельных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Необходимо систематическое проведение обобщений су-дебно-следственной и прокурорско-надзорной практики по делам о незаконном обороте наркотиков.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, незаконный оборот наркотиков, предварительное расследование, дознание, оперативно-розыскная деятельность, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Эффективная реализация стоящих перед органами прокуратуры задач в области противодействия незаконному обороту наркотиков возможна только при соблюдении требований системного подхода к организации деятельности прокурора, начиная со стадии возбуждения уголовного дела.

В соответствии с УПК РФ, сразу после возбуждения уголовного дела копия соответствующего постановления направляется прокурору, который вправе признать данное процессуальное решение органов предварительного расследования незаконным или необоснованным и отменить соответствующее постановление. Тем самым обеспечивается незамедлительная оценка материалов проверки заявления (сообщения) о преступлении, признание законности решения о возбуждении уголовного дела и оперативное осуществление расследования. Этой задаче необходимо подчинить всю организацию прокурорского надзора, на что обращено внимание в Приказе Генерального прокурора России от 02.06.2011 .№162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Оценивая деятельность органов предварительного следствия и дознания на стадии возбуждения уголовного дела о незаконном обороте наркотиков,

прокурор должен учитывать, что в отдельных случаях органы ФСКН стремятся к получению высоких показателей при создании искусственных условий для совершения преступлений, их необоснованного дробления по направленности умысла преступников. Прежде всего, речь идёт о непринятии своевременных мер к задержанию лиц, о которых правоохранительным органам известно как о сбытчиках наркотиков, необоснованном дроблении массы обнаруженных наркотиков с последующим возбуждением нескольких уголовных дел и т.д. Такой подход, в частности, характерен для противодействия распространению наркотиков растительного происхождения [3, с. 39-40]. Несомненно, данная практика должна быть своевременно выявлена прокурором, который обязан принять меры по её пресечению и недопущению подобных нарушений в последующем.

Все поступившие в прокуратуру копии постановлений о возбуждении уголовного дела и материалы к ним подлежат учёту в соответствующих книгах (приложение № 2 к указанному выше Приказу), которые должны вестись раздельно по ведомствам. Следовательно, основная информация об уголовных делах, возбуждённых в связи с совершением преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, будет сгруппирована в кни-

© Серова Е.Б., Душкин С.В., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016

245

гах учёта постановлений, потупивших из органов ФСКН и МВД России. Учитывая значительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и большой объем поступающей информации, по нашему мнению, прокурору целесообразно вести отдельный журнал учета таких уголовных дел (в том числе в электронном виде), что позволяет быстро ориентироваться в следственной ситуации, помогает организовывать надзор, выделять дела, требующие повышенного внимания. Представляется целесообразным активнее внедрять в практику прокурорско-над-зорной деятельности компьютерные программы, позволяющие не только оперативно учитывать поступающую информацию, но и отслеживать весь путь движения сначала материалов проверки, а затем и материалов уголовного дела.

Важное организационное значение имеет надзорное производство, которое содержит копии основных процессуальных документов и актов прокурорского реагирования. Для надлежащей организации надзора необходимо добиваться своевременности поступления в прокуратуру копий основных процессуальных документов и уведомлений по делам о незаконном обороте наркотиков, что позволяет прокурору быть в курсе хода расследования, дает основания решать вопрос об истребовании уголовного дела для проверки законности расследования и применения мер прокурорского реагирования. Проведённое нами изучение надзорных производств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков показало, что прокуроры часто не требуют представления копий таких процессуальных документов, как поручения следователя о проведении оперативно-розыскной деятельности, постановлений о назначении экспертизы, справки следователя о реагировании на его представление и т.п. Характерно, что отсутствие копий данных документов одновременно отражает недостатки и в осуществлении прокурорского надзора, когда не проверяется исполнение поручений следователя органами, осуществляющими ОРД, остается без внимания неполнота и хаотичность следствия (дознания) и т.д.

Вместе с тем, прокурор не должен ограничиваться только лишь изучением поступающих к нему копий документов. Важное место в его деятельности должно занимать непосредственное изучение материалов уголовных дел о незаконном обороте наркотиков, которое позволяет выявить не только процессуальные нарушения, но и пробелы в доказательственной базе, ошибки в формировании системы доказательств, их проверке и оценке. При этом первоочередными задачами прокурорского надзора при изучении материалов уголовного дела является определение того, имело ли место в действительности совершение незаконного оборота наркотиков; нет ли признаков, указывающих

на совершение действий с наркотиками в результате провокации сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [6, с. 9].

Прокурор, осуществляющий надзор, должен знать наиболее типичные недостатки предварительного расследования по делам о незаконном обороте наркотиков, например:

- неправильное определение предмета следственных действий, нарушения требований уголовно-процессуального закона при их производстве, ошибки в фиксации полученной информации;

- нарушение требований закона при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего, «проверочной закупки», в ходе которой допускается провокация, в том числе связанная с формированием умысла на сбыт наркотиков у лица, его совершившего, не самостоятельно, а под влиянием сотрудников оперативных органов;

- отсутствие надлежащего анализа сведений, полученных оперативных путём, в том числе в ходе оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, низкий уровень работы с полученными результатами, неиспользование их при осуществлении уголовного преследования;

- ошибки в определении круга обстоятельств, подлежащих доказыванию, неполное исследование отдельных обстоятельств. Так, по многим уголовным делам о незаконном обороте наркотиков не устанавливается точный момент времени (временной период) совершения преступления; не проводятся идентификационные исследования для установления тождества наркотического средства, выданного приобретателем (или изъятого у него), и обнаруженного (в ходе досмотра или обыска) у лица, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков, и т.п.;

- ошибки в квалификации действий лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, когда, например, единое по своей природе преступление ошибочно квалифицируется как неоднократный сбыт наркотиков [1, с. 39-47; 4, с. 52].

Особое место в деятельности надзирающего прокурора должен занимать надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Мы разделяем высказанное в литературе мнение о том, что при осуществлении надзора по этому направлению необходимо изучать материалы дел оперативного учёта и вносить требования об активизации оперативно-розыскных мероприятий, о принятии мер по реализации результатов оперативно-розыскной деятельности и передаче материалов следователю для организации расследования, а также организовать комплексное изучение дела оперативного учёта и уголовного дела с последующей отменой (при необходимости) незаконного постановления о приостановлении производства по делу [7, с. 152-158].

Организация прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия..

Изучая дела оперативного учёта, прокурор должен знать наиболее типичные нарушения, допускаемые оперативными работниками при производстве оперативно-розыскных мероприятий, такие как:

1) нарушения, связанные с ненадлежащим статусом субъекта, осуществляющего ОРД, утвердившего постановление о производстве ОРМ либо представляющего результаты ОРД для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу;

2) умышленное искажение сведений о дате и месте проведения оперативно-розыскного мероприятия, участвующих в нём лицах, проведение оперативно-розыскных мероприятий без надлежащего документального оформления с последующим оформлением постановления о предоставлении результатов ОРД органу следствию «задним числом». Для выявления подобных нарушений необходимо сопоставлять содержание указанного постановления с содержанием документов, приложенных к постановлению, обращая особое внимание на даты их составления и наличие противоречий в содержании;

3) ошибки в организации отдельных ОРМ, в том числе неиспользование или неправильное использование технических средств, включая средства аудио и видео фиксации хода и результатов ОРД;

4) ошибки в организации оперативно-розыскной деятельности в целом, выражающиеся в нарушениях при заведении и прекращении дел оперативного учёта, формальном планировании ОРМ без реальной реализации запланированных мероприятий, сведение всей оперативной работы к приобщению копий материалов уголовного дела;

5) ошибки технического характера (небрежность оформления материалов, неверное указание даты проведения проверочной закупки и даты вынесения постановления о представлении её результатов органу следствия; отсутствие перечня прилагаемых к постановлению документов и т.п.). [5, с. 92-98].

Касаясь данного вопроса, отметим, что под пристальным вниманием прокурора должны находиться также вопросы использования требований ведомственного законодательства, законность изданных на местном уровне правовых актов (например, приказов о допуске сотрудников к оперативно-розыскной деятельности) [3, с. 43]

Прокурору необходимо проверять все уголовные дела о незаконном обороте наркотиков. Однако особого внимания заслуживают уголовные дела о сложных в расследовании преступлениях (многоэпизод-ных, совершенных организованной группой и т.п.), а также дела, получившие общественную огласку.

Не реже одного раза в месяц прокурором должно проверяться исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, причастных к неза-

конному обороту наркотиков, по уголовным делам, приостановленным по пп. 1, 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. В ходе такой проверки помимо прочего анализируются причины и условия, способствовавшие уклонению обвиняемого (подозреваемого) от следствия, принимаются необходимые меры к их устранению и предупреждению.

Результатом надлежащей организации прокурорского надзора за расследованием незаконного оборота наркотиков должно стать увеличение направленных в суд дел о преступлениях данной группы. В то же время может быть отмечен рост числа дел, возвращённых прокурором для производства дополнительного расследования, требований прокурора об устранении нарушений закона, постановлений о признании доказательств недопустимыми.

Прокурор не может ограничиваться текущим надзором за расследованием отдельных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Необходимо систематическое проведение обобщений судебно-следственной и прокурорско-надзорной практики по делам о незаконном обороте наркотиков, которые позволяют выявить характерные для данного региона проблемы (в расследовании и доказывании вины субъектов преступления, типичные нарушения в ходе проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, типичные недостатки в осуществлении прокурорского надзора) и выработать предложения по их устранению. Прокуроры должны принимать меры к улучшению информационно-аналитической и методической работы, в том числе не реже двух раз в год проводить анализ состояния преступности, ее причин и условий, ей способствующих. Для этого они могут использовать статистические и иные данные органов ФСКН России, материалы уголовных дел, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации. На это прокуроров ориентирует приказ Генерального прокурора РФ № 7 от 16.01.2012 г. «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности».

Организацию прокурорского надзора в прокуратуре субъекта Федерации целесообразно регламентировать приказами прокурора данного субъекта, где может найти отражение местная специфика. Так, для регионов с большим уровнем незаконного оборота наркотиков можно предусмотреть составление периодических обобщений и направление справок и спецдонесений по этим уголовным делам. Для повышения эффективности организации надзора целесообразно заводить контрольные производства, в которых аккумулируются документы, касающиеся расследования незаконного оборота наркотиков или результатов проверки заявлений (сообщений) о данных преступлениях. Периодиче-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016

247

ское обращение к такому контрольному производству способствует тому, что из поля зрения зонального прокурора не выпадают вопросы контроля исполнения нижестоящими прокуратурами решений прокуратуры субъекта Федерации, устранения недостатков, выявленных в ходе проверки или изучения конкретного дела.

На заседаниях коллегий и оперативных совещаниях необходимо регулярно заслушивать отчеты прокуроров, их заместителей, начальников отделов и управлений прокуратуры субъекта Федерации по надзору за законностью расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Мы разделяем высказанное в литературе мнение о том, что положительный эффект может дать проведение межведомственных совещаний с прокурорами городов и районов с обсуждением хода расследования наиболее общественно опасных преступлений с целью пресечения волокиты, устранения возможного коррупционного противодействия расследованию, решения вопросов квалификации действий обвиняемых, выполнения следственных действий и т.д. Здесь же следует упомянуть и координационные совещания по вопросам противодействия наркопреступности, в рамках которых могут быть рассмотрены вопросы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, преодоления ведомственной разобщённости, снижения формализма в их работе [2, с. 21; 4, с. 43-53]. Подобного рода совещания, несомненно, способствуют эффективной организации прокурорского надзора за расследованием преступлений прокуратурой субъекта Федерации.

В случае прекращения уголовного дела о незаконном обороте наркотиков или постановления оправдательного приговора прокурор должен проверить законность принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого и избрания в отношении него меры пресечения. В составленном по результатам такой проверки заключении анализируются имеющиеся в материалах уголовного дела доказательства, указываются меры для предупреждения выявленных нарушений и реагирования на недостатки прокурорского надзора и следствия. При этом, по нашему мнению, прокурор должен руководствоваться положениями Приказа Генерального прокурора РФ № 162 от 02.06.2011 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Хотя данный приказ и регламентирует сроки и процедуру проверки в случае реабилитации лиц, находившихся под стражей, по нашему мнению, по делам о незаконном обороте наркотиков в виду их особой значимости такая проверка должна проводиться вне зависимости от вида избранной в отношении реабилитированного лица меры пресечения.

Сведения о нарушениях законности при расследовании незаконного оборота наркотиков могут быть получены прокурором при рассмотрении жалоб граждан. Поэтому важно обеспечить их своевременную регистрацию и незамедлительное поступление из отдела по приему писем и обращений граждан к руководящему работнику прокуратуры, а от него к исполнителям. Важная информация может быть получена при рассмотрении ходатайств следователя (дознавателя) и жалоб граждан судом. Именно поэтому необходимо обеспечивать участие прокурора в каждом таком процессе как для объективного рассмотрения ходатайства и жалобы, так и для получения информации о необходимости проведения прокурорской проверки и принятия мер прокурорского реагирования. Существенную помощь надзирающему прокурору оказывает взаимодействие с прокурорами, поддерживающими обвинение в судах, которое позволяет выявить недочеты и следствия и прокурорского надзора.

Хорошая работа невозможна без соответствующего высокого уровня профессионализма прокурорских работников. В связи с этим большое значение имеет подбор кадров, их расстановка, обучение и повышение квалификации в области прокурорского надзора, уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Библиографический список

1. Вакаева С.С. Проблемы, возникающие в практике рассмотрения судами уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Следственная практика: научно-практический сборник. - М., 2012. - № 186. - С. 39-47.

2. Воронин А.Б. Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия прокуратурой субъекта Российской Федерации // Прокурорский надзор за производством дознания и предварительным следствием в органах внутренних дел: сборник материалов семинара по обмену опытом / под общ. ред. А.Ю. Некрасова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - С. 18-25.

3. Гурин А.Д. Прокурорский надзор за соблюдением оперативно-розыскного законодательства при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов семинара по обмену опытом: [в 2 ч.] / под общ. ред. С.В. Иванова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - Ч. 1. - С. 39-40.

4. Демешин Д.В. Прокурорский надзор за выявлением и расследованием преступлений, связанных со сбытом крупных партий наркотических средств и психотропных веществ // Прокурорский надзор за производством дознания и предварительным следствием в органах внутренних дел: сбор-

Отдельные вопросы деятельности юридических клиник в России

ник материалов семинара по обмену опытом / под общ. ред. А.Ю. Некрасова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - С. 43-53

5. Киричков И. Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах ФСКН России // Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов семинара по обмену опытом: [в 2 ч.] / под общ. ред. С.В. Иванова. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - Ч. 1. - С. 92-98.

6. КурдюковА.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений в сере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: лекция. - М.: Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. - 40 с.

7. Шибков В.Г., Бородулин Д.В. О практике прокурорского надзора за исполнением законов при раскрытии преступлении и расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Следственная практика: научно-практический сборник. - М., 2012. - № 186. - С. 152-158.

УДК 347

Артюшина Ольга Николаевна

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

PeOlN@yandex.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ

На основе изучения и анализа правовых основ деятельности юридических клиник и практики их реализации в статье рассматривается значение юридического клинического образования как основы формирования будущего юриста-профессионала. С каждым годом количество пунктов оказания бесплатной юридической помощи посредством деятельности юридических клиник возрастает. При этом различны условия деятельности таких клиник, качество оказываемых консультаций, а также заинтересованность руководства ВУЗов в обеспечении необходимых условий для достижения основных целей столь значимого направления. На сегодняшний день сложно переоценить значимость практики в юридической клинике для будущих юристов. При этом до сих пор существуют определённые проблемы реализации целей клинического образования, определённых законом.

Ключевые слова: юридическая клиника, практика, бесплатная помощь, консультация, образование.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8] законодатель отдельную норму посвящает юридическим клиникам. В том числе законодателем определены цели юридических клиник, а именно:

- правовое просвещение населения;

- формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи;

- оказание бесплатной юридической помощи.

Отметим, что в дореволюционной России основой деятельности подобных клиник выступала именно образовательная цель. Представляется, что данная цель должна быть основной среди прочих и на сегодняшний день.

Кроме того, основным отличием деятельности юридических клиник от деятельности различного рода общественных приёмных выступает именно цель, направленная на обучение студентов навыкам практической деятельности. Поэтому и используется название «клиника» вслед за медицинскими клиниками, в которых студенты-медики приобретают практические навыки оказания медицинской помощи [4].

В.А. Дёмин, В.В. Гущин и В.С. Никольский справедливо отмечают, что одной из основных проблем качества юридического образования выступает неготовность выпускников юридических вузов и факультетов к практической работе. Зачастую они не умеют составлять юридические

документы, не владеют навыками опроса, выступления в суде и т.д. При этом, довольно часто владея хорошими знаниями законов, теоретических положений, не могут проанализировать, сопоставить и применить их. Учебная и производственная практика, особенно в последнее время, не позволяет в полной мере применить полученные знания в период её прохождения и носит скорее «наблюдательный» характер [2].

И.Н. Лукьянова отмечает, что большинство современных российских юридических клиник выдвигает в качестве основной цели социально значимую деятельность - оказание бесплатной юридической помощи. При этом для полноценной образовательной работы по развитию у студентов умений и практических навыков у клиник, как правило, недостаточно ни преподавательских, ни методических, ни финансовых ресурсов. Во многих клиниках отсутствует учебный курс, предваряющий работу с реальными посетителями. Для контролирующих деятельность клиник органов в большинстве своём единственным критерием работы является количество проконсультированных посетителей. В рамках практики в клиниках, как правило, не подвергается оценке качество образовательной деятельности [4].

С.В. Нарутто верно отмечает, что клиническое образование хорошо вписывается в концепцию модернизации высшего профессионального юридического образования, которая предполагает компетентностный подход к обучению и воспита-

© Артюшина О.Н., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.