Научная статья на тему 'Организация производственных процессов в топливно-энергетическом комплексе с использованием авиации (на примере беспилотных летательных аппаратов)'

Организация производственных процессов в топливно-энергетическом комплексе с использованием авиации (на примере беспилотных летательных аппаратов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ВОЗДУШНОЕ ПАТРУЛИРОВАНИЕ / HIGH-END PRODUCTS / UNMANNED AIRCRAFT VEHICLES / AIR SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитова Анна Константиновна

В статье анализируется актуальная для отечественной экономики проблема организации производства наукоемкой продукции на примере использования беспилотных летательных аппаратов при мониторинге магистральных нефтеи газопроводов, обеспечения эффективного функционирования предприятий авиационной промышленности в современных финансово-экономических условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитова Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE PRODUCTION PROCESS IN A FUEL AND ENERGY COMPLEX WITH AIRCRAFT USE (BY THE EXAMPLE OF UAV)

The domestic economics problem of current importance of the organization of the production of high-end products by the example of unmanned aircraft vehicles usage for oil and gas pipeline surveillance and effective functioning under modern financial and economic conditions is analyzed in the article

Текст научной работы на тему «Организация производственных процессов в топливно-энергетическом комплексе с использованием авиации (на примере беспилотных летательных аппаратов)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ) А.К. Никитова, ассистент

Московский авиационный институт, г. Москва

В статье анализируется актуальная для отечественной экономики проблема организации производства наукоемкой продукции на примере использования беспилотных летательных аппаратов при мониторинге магистральных нефте- и газопроводов, обеспечения эффективного функционирования предприятий авиационной промышленности в современных финансовоэкономических условиях

В современной экономике конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в значительной степени определяется их способностью к инновационной деятельности. Это особенно относится к рынкам наукоемкой продукции, положение на которых сегодня в существенной мере определяет статус страны и ее способность получать интеллектуальную ренту. Однако отечественная экономика, некогда бывшая одной из ведущих в создании передовых техники и технологий, в последние десятилетия стремительно теряет свои позиции в производстве инновационной продукции.

Будущее России и ее экономики будет зависеть от того, насколько она сможет вернуть себе передовые позиции в современном научнотехнологическом прогрессе. К сожалению,

инновационная восприимчивость отечественной экономики в последние годы недопустимо низка: доля инновационно-активных предприятий в ней составляет менее 10 %, тогда как в развитых странах она в 5-6 раз выше.

Как уже отмечалось, еще одним показателем неудовлетворительного положения экономики России является потеря ею позиций на рынках наукоемкой продукции. Это актуализирует проблему поиска путей эффективной организации производства новой техники и разработки новых технологий.

Одной из наиболее успешно развивающихся отраслей современной российской экономики является нефтегазовая отрасль, хотя уровень инновационности ее предприятий сегодня низок даже по сравнению с другими отраслями. Согласно статистическим данным [1] уровень инновационной активности предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) не только ниже, чем в таких наукоемких отраслях как связь и обрабатывающие производства, а также промышленное производство в целом, но и не достигает среднего по экономике России уровня. Еще хуже дело обстоит с затратами на инновации в ТЭК.

Таким образом, доля затрат на технологические инновации в объеме продукции ТЭК сегодня одна из самых низких в нашей экономике. Задача повышения уровня инновационности предприятий нефтегазового комплекса определяет требования к развитию отраслей, обеспечивающих ее эффективное функционирование и, фактически, являющихся для нее источником инновационных технологий.

Потребности ТЭК в услугах авиации вызваны в том числе большой протяженностью нефте- и газопроводов и необходимостью постоянного контроля за их состоянием и бесперебойным функционированием. Общая протяженность трасс магистральных газопроводов на территории России составляет порядка 150000 км, причем, значительная их часть проложена в сложных природноклиматических условиях. Сами трубопроводы находятся в различной, в т. ч., и значительной степени изношенности. Кроме того, активная хозяйственная деятельность в районах расположения трасс может представлять угрозу для работы трубопроводного транспорта.

Инновационные технологии в этой сфере связаны с использованием авиации, прежде всего беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), позволяющих обеспечить более рациональное с экономической точки зрения обслуживание магистральных трубопроводов, в частности их патрулирование. Это предопределило интерес нефтегазовых компаний к сотрудничеству с разработчиками беспилотных комплексов.

БПЛА - разновидность летательного аппарата, управление которым не осуществляется пилотом на борту.

Различают беспилотные летательные аппараты:

- беспилотные неуправляемые;

- беспилотные автоматические;

- беспилотные дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА).

Чаще всего под БПЛА понимают именно дистанционно управляемые летательные аппараты.

Беспилотные летательные аппараты принято делить по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полёта. Выделяют следующие классы аппаратов:

- «микро» массой до 10 килограммов, временем полёта около 1 часа и высотой до 1 километра;

- «мини» — массой до 50 килограммов,

временем полёта несколько часов и высотой до 3 — 5 километров;

- средние («миди») — до 1 000 килограммов, временем 10—12 часов и высотой до 9—10 километров;

- тяжёлые — с высотами полёта до 20 километров и временем полёта 24 часа и более.

К сожалению, в области распространения беспилотной авиации России сильно отстает. Причем

не только от США, но и от Израиля, Италии, Индии, Китая.

Задачи, решаемые в настоящее время с помощью БПЛА, требуют их полноценного приборного оснащения. Современный беспилотный аппарат по уровню технического оснащения зачастую превосходит пилотируемый самолет.

Большая масса допустимой полезной нагрузки позволяет установить на БПЛА не только более тяжелую, но и более чувствительную аппаратуру, расширить спектр диапазонов, в которых ведется наблюдение (например, кроме видимого диапазона, вести наблюдение в инфракрасном, и т.п.).

БПЛА, предназначенные для патрулирования различных объектов, различаются по многим параметрам. Так, обнаружение утечек на газопроводах требует облета последних на предельно малых высотах, поскольку обнаружение происходит, в основном, с помощью газоанализаторов. Локализация неисправности трубопровода и уточнение ее характера могут потребовать приблизиться к вероятному месту неисправности и зависнуть вблизи него, что подразумевает применение БПЛА вертолетного, а не самолетного типа. Поэтому возможна унификация летательных аппаратов, предназначенных для выполнения однородных задач. Они могут различаться радиусом действия, скоростью полета, взлетно-посадочными характеристиками и т. д.

Актуальность использования БПЛА также связана с возникающими при эксплуатации магистральных газо- и нефтепроводов экологическими проблемами: утечки и аварии на трубопроводах наносят ущерб окружающей среде и могут представлять собой опасность для жизни и здоровья населения. Также велик риск

несанкционированного отбора продукта или умышленного повреждения трубопровода.

Компании-операторы трубопроводов

заинтересованы в комплексном решении задач

патрулирования трасс в интересах экологического мониторинга, контроля технического состояния и обеспечения безопасности объектов. С этой целью создаются специализированные подразделения,

осуществляющие патрулирование трасс

трубопроводов (в настоящее время - с помощью пилотируемых вертолетов или самолетов), проводятся прикладные исследования.

О значительном интересе к применению БПЛА в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует тот факт, что в начале 2009 г. в Москве в третий раз прошла специализированная выставка “Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК”.

Со своей стороны, авиастроительные

предприятия рассматривают топливно-

энергетический комплекс в качестве важнейшего потенциального заказчика БПЛА, не в последнюю очередь, в силу высокой платежеспособности этого ведущего сектора отечественной экономики.

Предъявляя спрос на новые виды летательных аппаратов, новые средства мониторинга,

информационно-управляющие системы, и т.д., российский ТЭК, с одной стороны, повышает экономическую эффективность и безопасность своего функционирования, а с другой стороны - в определенной мере способствует развитию наукоемких отраслей и диверсификации российской экономики.

Отечественный нефтегазовый комплекс проявляет значительный интерес к использованию БПЛА при мониторинге нефтегазовых объектов и, соответственно, к сотрудничеству с

авиастроительными компаниями. Так, компания «Беспилотные системы» участвовала в различных программах ОАО «Газпром» - мониторинг

нефтегазовых объектов ООО «Пермтрансгаз» и ООО «Тюментрансгаз», после чего ОАО «Газпром» продолжил совместные с ней работы (БПЛА ZALA 421-08).

При этом авиационная промышленность России относится к консервативным отраслям ее экономики, в настоящее время пока еще не достаточно хорошо приспособившейся к рыночным условиям, в которых возникает ряд новых проблем обеспечения экономической эффективности продукции авиационной промышленности. Ей еще предстоит обеспечить свою эффективную работу в современных финансово-экономических условиях, т. к.

экономическая эффективность авиатехники становится индивидуальной для каждого потенциального заказчика.

Более того, в состав упомянутой системы следует включить и объект, в интересах которого применяются БПЛА. Таким образом, анализ экономической эффективности БПЛА,

предназначенных для патрулирования трубопроводов, необходимо проводить в рамках системы “парк БПЛА

- наземная инфраструктура - трубопроводный транспорт”.

Проведенный анализ показал, что рациональное использование новых возможностей,

предоставляемых БПЛА, позволяет экономить ТЭК России более 200 млн. долл. в год за счет замены парка используемых вертолетов и сокращения ущерба от аварий [5].

В настоящее время меняются критерии оценки экономической эффективности и методы ее расчета [4]. Не только в России, но и во всем мире изменяется сама парадигма анализа экономической эффективности продукции авиационной

промышленности. В современных условиях авиационная промышленность, как правило, не только производит авиатехнику, но также осуществляет ее послепродажное обслуживание до окончания жизненного цикла. Поэтому корректнее говорить не об эффективности изделий как таковых, а об эффективности целостной системы, включающей в себя парк летательных аппаратов (ЛА),

принадлежащий определенной эксплуатирующей организации, и сервисную инфраструктуру.

В современных условиях даже на рынках транспортной авиатехники от производителя требуется не только поставить изделие с необходимыми характеристиками, но и сопровождать его на протяжении всего периода эксплуатации. Современные авиакомпании (за исключением нескольких крупнейших) не имеют возможности или не заинтересованы в выполнении ТОиР своими силами. Они лишь эксплуатируют авиатехнику, перевозя пассажиров и грузы. Но на рынках БПЛА, возможно, сфера ответственности авиационной промышленности будет еще более обширной. Весьма вероятно, что заказчики будут предъявлять спрос не на БПЛА как таковые, а именно на патрульные работы, предпочитая аутсорсинг выполнению этих работ своими силами, как более эффективную форму организации патрулирования объектов. В пользу такого решения можно привести следующие соображения:

1) Снижение затрат. Заказчику не придется отягощать свой бизнес непрофильными подразделениями и активами. Выполнение патрульных работ, эксплуатация БПЛА сами по себе могут быть весьма сложными, и ключевыми компетенциями в этой сфере может обладать именно разработчик и производитель БПЛА. Работая в интересах многих заказчиков, он может содержать большой парк БПЛА, достигая значительной экономии на масштабах.

2) Улучшение рыночных позиций и стимулов. Наличие нескольких специализированных компаний, предоставляющих услуги по патрулированию объектов, позволит заказчику пользоваться преимуществами конкуренции между ними. Кроме того, на примере пассажирских и грузовых самолетов известно, что, когда производитель продает не изделия, а летные часы, у него автоматически появляется заинтересованность в повышении надежности и экономичности своих изделий, поскольку все эксплуатационные затраты он несет сам.

Однако на пути внедрения такой формы организации бизнеса существует ряд препятствий, для устранения которых требуются дальнейшие исследования. Во-первых, требования некоторых заказчиков к составу бортового оборудования БПЛА и режимам патрульных полетов могут быть столь специфичными, что для каждого заказчика все равно придется содержать отдельный парк, и преимущества, описанные в п. (1), теряются. Если такие заказчики являются достаточно крупными, вероятно, им выгоднее содержать соответствующие

авиаподразделения в своем составе. Во-вторых, если производитель продает услуги по патрулированию, необходимо проработать организационноэкономический механизм распределения

ответственности за необнаруженную вовремя аварию,

возмещения соответствующего ущерба. Этот механизм должен способствовать оптимизации интенсивности патрульных полетов по комплексному критерию, включающему в себя как затраты на патрулирование, так и ущерб от аварий.

Несмотря на описанные проблемы, предлагаемые мероприятия представляются весьма перспективными. Перечисленные факторы требуют обеспечения экономически эффективной организации производства услуг компаний эксплуатирующих авиационную технику, в том числе БПЛА. Это, в свою очередь, предполагает создание эффективного организационно-экономического механизма создания соответствующих услуг, цепочки ценностей по их формированию, выявление всех резервов снижения их себестоимости.

Поскольку сами рынки БПЛА гражданского назначения находятся на стадии становления, оптимальные формы применения БПЛА в гражданской сфере еще не определены окончательно, и российские предприятия пока имеют все шансы оказаться в числе лидеров применения новых форм организации бизнеса в этой инновационной сфере.

Литература

1. Наука, технологии и инновации: кратк.стат.сб. М.: ИПРАН РАН, 2007 г.

2. Гаврилова А.Н. Экономические аспекты

организации производства дистанционно

пилотируемых летательных аппаратов / А.Н. Гаврилова // в кн.: “Экономические методы

организации производства в обороннопромышленном комплексе России”. М.: МАИ, 2004, с. 24-35.

3. Калачанов В.Д. Организация производства наукоёмкой продукции / В. Д. Калачанов, М. А. Турищева. М.: «Росавиакосмос», 2004.

4. Клочков В. В. Критерии

конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения / В.В. Клочков // Полет, № 12, 2005, с. 54-60.

5. Клочков В.В. Методы прогнозирования

спроса на беспилотные летательные аппараты и работы по воздушному патрулированию В. В. Клочков, А. К. Никитова // Проблемы

прогнозирования, №6, 2007. С. 144-151.

® 8-916-060-15-85

Ключевые слова: производства наукоемкой

продукции, беспилотные летательные аппараты, воздушное патрулирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.