Научная статья на тему 'Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности'

Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INTERNSHIP / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / SPECIALIZATION / ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TARGET COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард Мартин Х.

Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является академическая мобильность студентов. Академическая мобильность студентов это процесс интеграции вузов России в международное образовательное пространство. В XXI в. российские вузы активно включились в процесс обмена студентами и преподавателями, что сделало данный вопрос одним из ведущих в развитии высшего образования страны. Академическая мобильность позволяет формировать единое Европейское пространство высшего образования, т. е. сделать так, чтобы студент из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами. В статье рассматривается сущность понятия «академическая мобильность», представлен опыт проведения практики студентов Университетского колледжа Южной Дании, которая организуется преподавателями факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в рамках академической мобильности обучающихся на базе образовательных организаций г. Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО Югры. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям, позволяющим студентам успешно пройти практику, описать результаты и проанализировать полученный в ходе нее опыт. Материалы могут представлять интерес для организации практики в рамках академической мобильности студентов, получающих педагогическое образование и планирующих работу в дошкольном, дополнительном образовании и в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард Мартин Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENT INTERNSHIP IN UNIVERSITY COLLEGE SOUTH DENMARK WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC MOBILITY

Academic mobility of students is one of the issues of modern professional education. It is a process of integration of Russian universities into the International educational space. In the 21st century Russian universities have become actively involved in students and teachers exchange, which made this issue one of the most relevant in the development of national education. Academic mobility makes it possible to create a common European area of higher education, that is to make it possible for a student from any European university to get a job in his/her profession both in their homeland and abroad. The article considers the nature of the concept «academic mobility»; it also presents some internship experience of the University College South Denmark students, which is organised by the teachers of the Department of Pedagogy and Psychology, Nizhnevartovsk State University, within the framework of academic mobility of students at educational institutions in Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsky District, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Particular attention is paid to the methodical recommendations, which help students accomplish their internship successfully, describe their results and analyze gained experience. This work may be of interest when organizing internship in the framework of academic mobility for students who are subject to teacher training and are planning to work in pre-school, supplementary and school education.

Текст научной работы на тему «Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности»

Filosofskij entsiklopedicheskij slovar'. [Encyclopedic Dictionaiy of Philosophy] Ed. by S. S. Averintsev, E. A. Arab-Ogly, L. F. Il'ichev. 2llcl ed. Moskva: Sovetskaya entsiklopediya, 1989. (In Russian).

Chekmcirev V. V. Ekonomicheskoe prostranstvo i ego sotovo-setevaya organizatsiya [Economic space and its cellular-network organization], Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2002. (In Russian).

Severen Kobena Gboko

The Republic Of Côte d'Ivoire N. N. Surtaeva

St. Petersburg, Russia

FIELDS OF RESEARCH PROBLEMS IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES IN THE REPUBLIC OF CÔTE D'IVOIRE

Abstract. This article discusses theoretical issues of understanding the terms «problem», «field» and «field of research problems». The aim of this work was to identify and describe the fields of research problems related to the development of university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The subject of this research was the development of university education in modern conditions. Various ways of formulating problems in scientific research are analyzed. Different points of view on the typology of fields of research problems are studied. The article analyses a cluster of fields of research problems emerging in the process of innovative development of university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The authors focused on some fundamental fields of research problems in the innovative development of university education in the Republic, i.e. regulatory, methodological, socially determined, conceptual, subject oriented and pedagogical fields. These fields cover all possible changes taking place in the sociocul-tural space of the Republic, in the requirements for the teaching staff following the signing of the Bologna agreement, in the behavior and social interaction as well as in the intersubjective nature of this interaction, etc. Considering the fields of research problems in university education in the context of innovations implementation, it becomes possible to compare these processes with those in other countries where higher education is not novel which helps to understand general patterns for the fields of research problems to emerge.

Key words: problem; field; field of research problems; innovative development of university education.

About the authors: Severen Kobena Gboko1, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of Sociology and Pedagogy; Nadezhda Nikolaevna Surtaeva2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Education and Socialisation.

Place of employment: Université Alassane Ouattara1, The Herzen State Pedagogical University Russia2.

Гбоко Северен Кобена, Суртаева Н.Н. Проблемные поля инновационного развития университетов в республике Кот-д'Ивуар // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 16-21.

Gboko Severen Kobena, Surtaeva N.N. Fields of research problems in the innovative development of universities in the republic of Cote d'lvoire // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 16-21.

УДК 378.4 Н. Л. Жмакина, И. С.Телегина

Нижневартовск, Россия

Мартин X. Брунсгаард

Обенро, Дания

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА ЮЖНОЙ ДАНИИ (ДАНИЯ) В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация. Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является академическая мобильность студентов. Академическая мобильность студентов - это процесс интеграции вузов России в международное образовательное пространство. В XXI в. российские вузы активно включились в процесс обмена студентами и преподавателями, что сделало данный вопрос одним из ведущих в развитии высшего образования страны.

Академическая мобильность позволяет формировать единое Европейское пространство высшего образования, т. е. сделать так, чтобы студент из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами.

В статье рассматривается сущность понятия «академическая мобильность», представлен опыт проведения практики студентов Университетского колледжа Южной Дании, которая организуется преподавателями факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в рамках академической мобильности обучающихся на базе образовательных организаций г. Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО - Югры.

Особое внимание уделяется методическим рекомендациям, позволяющим студентам успешно пройти практику, описать результаты и проанализировать полученный в ходе нее опыт. Материалы могут представлять интерес для организации практики в рамках академической мобильности студентов, получающих педагогическое образование и планирующих работу в дошкольном, дополнительном образовании и в школе.

Ключевые слова: академическая мобильность; производственная практика; специализация; целевые компетенции.

Сведения об авторах: Надежда Леонидовна Жмакина1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования; Ия Степановна Телегина2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования; Мартин X. Брунсгаард3, старший преподаватель и международный координатор кафедры социального образования.

Место работы: Нижневартовский государственный университет1'2; кампус Обенро Университетского колледжа Южной Дании (Дания)3.

Контактная информация: 1-2628600, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, тел.: 8 (3466) 45-10-42, e-mail: ppso@nvsu.ru; 3Дания, г. Обенро, тел. +45 7266 5648, e-mail: mhbr@ucsyb.dk.

Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является академическая мобильность студентов. Академическая мобильность студентов - это процесс интеграции вузов России в международное образовательное пространство. В XXI в. российские вузы активно включились в процесс обмена студентами и преподавателями, что сделало данный вопрос одним из ведущих в развитии высшего образования страны.

Академическая мобильность позволяет формировать единое Европейское пространство высшего образования, т е. сделать так, чтобы студент из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Проблема академической мобильности в контексте процессов интеграции высшего образования находит свое отражение в работах В.И. Байденко, JI.A. Байковой, В.И. Богословского, Н.С. Бринева, В.А. Козырева, 0.0. Мартыненко, С.А. Писарева, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова и др.

Непосредственно вопросам развития академической мобильности студентов в России и за рубежом посвящены исследования В.А. Га-личина, A.A. Кропотченко, A.B. Кузьмина, А.Н. Шеремет и др.

О проблемах нормативного обеспечения академической мобильности и возможных путях их решения говорится в работах В.В. Терешкова, 0.0. Мартыненко, Н.В. Сёмина.

Специфика, проблемы и факторы, препятствующие развитию академической мобильности студентов, раскрывают Е.И. Артамонова, Н.В. Жукова, 0.0. Мартыненко.

Академическую мобильность в контексте процессов европейской интеграции, интернационализации и глобализации исследуют зарубежные ученые М. Байрем, М. Вейра, М. Ке-лоу, Дж. Колеман, С. Миллер-Индрис, Э. Нико-

лас, Дж. Найт, А. Окада, Р. Роадс, А. Смит, Дж. Стиер, Н. Стромквист, Э. Уорден, Б. Уот-чер, М. Эппл и др.

В современных исследованиях по данной проблеме педагогами используются различные понятия академической мобильности.

0.0. Мартыненко академическую мобильность рассматривает как возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы (Мартыненко, Жукова 2008).

Н.С. Бринев, P.A. Чуянов определяют академическую мобильность как период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом (Бринев, Чуянов 2006).

И.М. Микова, обобщая определения указанных выше авторов, трактует академическую мобильность студентов как одну из форм организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом на ограниченный по времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения, осуществляемого в разных видах (Микова 2013).

В федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. нет четкого оперделения понятия «академическая мобильность», но при этом один из принципов государственной политики в сфере образования, определенный в ст. 3 данного закона, - это «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаи-

мовыгодной основе» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012).

В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» представлено определение понятия «академическая мобильность». «Академическая мобильность - это международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследования, а также в других профессиональных целях» (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года 2012).

Понятие «академическая мобильность студентов» понимается нами как переезд студентов на определенное время в другое образовательное заведение за пределы своей страны с целью обучения на конкретный временной отрезок.

ФГБОУ ВО «Нижневартосвкий государственный университет» (НВГУ) включился в процесс академической мобильности студентов. Студенты НВГУ имеют возможность обучения в Европе, а также вуз является базовой площадкой для обучения европейских студентов. Студенты Университетского колледжа Южной Дании имеют право поделить период производственной практики на две части - три месяца в Дании и три месяца за границей. Факультет педагогики и психологии принимает в рамках академической мобильности студентов данного колледжа, которые проходят практику в образовательных организациях г. Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО -Югры.

Получая образование в Дании, практиканты выбирают одну из следующих специализаций: «Дошкольное образование (0-5 лет), «Школьное образование и досуг» (6-18 лет) или «Социальная и специальная педагогика» (все возрастные группы). При прохождении практики в Дании студенты работают в течение 30 часов в неделю, поскольку они должны иметь время на обдумывание и анализ полученного опыта. С учетом требований организации образования в данном колледже студенту подбираются образовательные организации для прохождения практики в России. В университете студенты прикрепляются к кафедре педагогики и педагогического и социального образования, преподаватели которой несут ответственность за содержание и организацию данного вида практики.

Практика является одним из компонентов вхождения студента в профессию педагога. Именно готовность выполнять профессиональные функции в педагогике связывают с понятием «компетентность». В российском образовании считается, для того чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть ключевыми, базовыми и специальными компе-тентностями.

Ключевые компетентности рассматриваются как общие компетентности человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Под базовыми компетентностями понимаются компетентности в определенной профессиональной области. Специальные кос-петентности - это компетентности для выполнения конкретного действия в рамках специальности, решение конкретной проблемы или профессиональной задачи. Таким образом, педагогическая практика предоставляет уникальные возможности для формирования базовых и специальных компетентностей будущих специалистов на разных уровнях образования.

Современные стандарты высшего образования России в области педагогического образования предполагают формирование следующих компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) 2015).

В образовании Дании данные компетенции именуются целевыми. Согласно приказу Министерства образования Дании, в рамках 2-го периода производственной практики по специализации «Дошкольное образование» (0— 5 лет) студенты должны выработать следующие целевые компетенции:

• устанавливать отношения с отдельным ребенком и с группой детей в целом;

• оказывать поддержку детям при установлении отношений друг с другом;

• поддерживать развитие коммуникативных умений детей;

• развивать умения профессионального общения;

• развивать способность анализировать и размышлять о своих коммуникативных навыках и навыках установления отношений.

По специализации «Школьное образование и досуг» (6-18 лет), согласно приказу Министерства образования Дании, в рамках 2-го периода производственной практики студенты должны выработать следующие целевые компетенции:

• сформировать связь в рамках различных условий обучения/развития;

• выполнять педагогические и дидактические задания, относящиеся как к учебному, так и внеучебному процессу;

• участвовать в соответствующем профессионально-ориентированном диалоге.

По специализации «Социальная и специальная педагогика» (все возрастные группы) студенты должны выработать следующие целевые компетенции:

• общаться с целевой аудиторией и коллегами на профессиональном уровне;

• на основании профессионального подхода осуществлять образовательную деятельность в корректной с точки зрения этики манере.

Формулировки компетенций в стандартах стран, участвующих в организации академической мобильности студентов, различны, но в целом оба стандарта нацеливают студентов на готовность к реализации профессиональных функций педагогов при организации учебного процесса и развития личности ребенка в целом.

Для формирования целевых компетенций разработан план производственной педагогической практики студентов, в котором описываются этапы практики и даются учебно-методические рекомендации по выполнению заданий, которые будут способствовать формированию необходимых компетенций у датских студентов в течение практики в России.

При разработке содержания и заданий практики для студентов на основе компетент-ностного подхода учитывали, что единицей проектирования и развертывания содержания является профессиональная педагогическая задача и производные от нее задания, которые носят интегрированный характер и разрабатываются совместно педагогами, участвующими в организации данного вида практики у иностранных студентов.

Выполнение заданий представляет для студента процесс практического решения профессиональных педагогических задач. Соответственно, практика должна быть спроектирована таким образом, чтобы студент имел возмож-

ность не только овладевать компетенциями в деятельности, но и диагностировать, развивать их и выполнять рефлексивный анализ сформированное™ этих компетенций. Разработка системы интегрированных заданий и системы оценки их выполнения - одна из ключевых задач разработки программы практики.

Результаты выполнения заданий могут войти в «портфель достижений» студента как содержательная основа резюме будущего выпускника. Данный документ используется для проверки и контроля успеваемости студента, а также мониторинга процесса прохождения практики.

В рамках педагогической деятельности в образовательных организациях студенты знакомятся с детьми и педагогами; организационной структурой дошкольной образовательной организации, школы и центра дополнительного образования детей; организацией воспитательно-образовательной и административной работы; с построением развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации; с документацией группы (перспективным и календарным планами работы), учителя, педагога дополнительного образования. Студенты изучают специфику труда воспитателя: профессиональные обязанности педагога; особенности организации режима дня в группе; особенности проведения игр с детьми. Готовят и проводят игры и развлечения с детьми дошкольного возраста по любому направлению работы (познавательное, художественно-эстетическое, физическое и т. д.), со школьниками планируют и организуют внеурочные воспитательные мероприятия. Организуют совместную деятельность со школьниками на социально значимые темы. Выступают на методическом семинаре на тему «Педагогическое сопровождение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с нарушениями зрения и слуха)». Готовят выступление для студентов факультета педагогики и психологии НВГУ на тему: «Система дошкольного образования в Дании» в форме круглого стола.

Для оказания помощи в ходе практики студентам предлагаются методические рекомендации.

Например, ведение наблюдений в дневнике практики предлагается по форме:

№ п/п Дата Наблюдение Анализ. Выводы

Фотозапись совместной деятельности и ее анализ выполняется по схеме:

1) решение воспитательных задач;

2) структура совместной деятельности: начало, ход, конец;

3) используемые приемы воспитания;

4) применение наглядного материала;

5) речь воспитателя, четкость указаний детям;

6) активность детей;

7) индивидуальный подход к детям.

Изучить особенности организации прогулки и отразить их в дневнике практики позволяют ответы на вопросы:

- Все ли части прогулки соответствуют данному возрасту?

- Какова структура данной прогулки?

- На что вы обратили внимание при организации детей на прогулку?

- Удачно ли выбран объект наблюдения на прогулке, всем ли детям его видно?

- Оцените отношение детей к наблюдениям: интерес, активность, безразличие.

- Как осуществляется руководство трудом детей, какие используются для этого приемы, каково отношение детей к труду?

- Соблюдена ли методика проведения подвижной игры? Как сообщила воспитатель о проведении игры, о ее правилах? Какое основное движение развивалось в игре? Как выбран ведущий, какие атрибуты использовались в игре?

- Была ли организована индивидуальная работа с детьми, каковы особенности ее организации на прогулке?

- Имела ли место самостоятельная деятельность детей? Как они себя организуют, умеют ли найти себе занятие?

- Использовался ли выносной материал, по назначению ли употреблялся?

Оценить состояние образовательной среды дают возможность следующие критерии:

1. Ценностно-ориентирующий компонент. Цели и задачи образовательной программы, их соответствие требованиям.

2. Материально-технический компонент. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями (обучающиеся с нарушениями слуха).

3. Информационный компонент. Информационные ресурсы разного уровня: федерального, регионального, школьного - коллекция цифровых образовательных ресурсов, элек-

тронные справочники, базы работ учащихся, педагогов и т. п.

4. Коммуникационный компонент. Внешние связи школы, отдельных групп внутри школы с внешними социальными структурами, существующими за ее пределами; внутришко-льные коммуникации.

5. Технологический компонент. Образовательные технологии, используемые педагогические инструменты и средства ИКТ.

6. Организационный компонент. Организационные условия (особенности культуры образовательного учреждения: управленческой, коммуникативной, распределение статусов и ролей между субъектами образования, наличие творческих объединений педагогов и обучающихся и др.), стиль общения и преподавания и т. д.

Составить план внеклассного воспитательного мероприятия помогает его структура:

1. Класс.

2. Тема внеклассного мероприятия.

3. Цель и задачи внеклассного мероприятия.

4. Форма проведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Используемая наглядность и технические средства обучения.

6. План проведения внеклассного мероприятия.

7. Развернутый конспект внеклассного мероприятия.

8. Список используемых источников.

По результатам проведения внеклассного мероприятия студенты выполняют его самоанализ, используя следующую схему:

1. Школа, класс.

2. Тема. Цели и задачи.

3. Обоснование выбора темы и формы внеклассного мероприятия.

4. Предварительная подготовка педагога и обучающихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения мероприятия:

• соответствие содержания занятия поставленной цели;

• организация и ход мероприятия;

• познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

• виды деятельности, в которые были включены обучающиеся;

• приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

• индивидуальный и дифференцированный подход при проведении мероприятия;

• создание условий для развития личности каждого участника мероприятия;

• рефлексия по результатам работы.

6. Поведение и стиль работы педагога в процессе мероприятия, владение техникой педагогического взаимодействия.

7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечание, предложения).

На кафедре для студентов организуются еженедельные консультации, в ходе которых преподаватель принимающей кафедры объясняет при необходимости особенности системы образования России и нормативных актов (стандартов, программ, САНПиНов), регулирующих ее организацию; отвечает на вопросы, возникшие у студентов при выполнении заданий; консультирует по проведению предстоящих мероприятий с детьми.

В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере образования.

Студенты получают возможность реализовать свои профессионально-педагогические знания и умения. Они имеют возможность активно включиться в целостный учебно-воспитательный процесс образовательной организации, применить в практической деятельности современные технологии обучения и воспитания детей.

По результатам практики принимающая сторона готовит письменный отзыв о практике, пройденной студентами, на основании указанных выше целевых компетенций. В отзыве указывается одна из следующих оценок: «achieved» (задачи практики выполнены), «ра-tially achieved» (задачи практики выполнены частично), или «not achieved» (задачи практики не выполнены). Отзыв от университета будет включен в итоговую аттестацию по практике, которая проводится в форме устного и письменного экзамена на базе Университетского колледжа Южной Дании по возвращении студентов в свою образовательную организацию.

В заключение следует еще раз подчеркнуть важность академической мобильности студентов для их профессионального становления. На основании всестороннего анализа проблемы академической мобильности студентов в исследованиях педагогов и опыта работы по данной проблеме можно сделать вывод, что в современных условиях развития профессионального образования одним из необходимых является процесс обмена студентами, интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

ЛИТЕРАТУРА

Бринёв Н. С., Чуянов Р. А. 2006. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования // http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (2018. 2 апр.)

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // http://kr'emlin.m/events/president/news/15635 (2018. 2 апр.)

Мартыненко О. О., Жукова Н. В. 2008. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза) // Интеграция образования: Научный журнал 2, 3-10.

Микова И. М. 2013. Академическая мобильность студентов в вузах России и США: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (2018. 2 апр.)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_140174/ (2018. 2 апр.)

REFERENCES

Brinyov N. S., Chuyanov R. A. 2006 Akademicheskaya mobil'nost' studentov kak faktor razvitiya protsessa internatsionalizat-sii obrazovaniya [Academic mobility of students as a development factor of education internatiolisation]. Available at: http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (Accessed on: 2018.02 Apr.) (In Russian).

Kontseptsiya gosudarstvennoj migratsionnoj politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) [Concept of State Migration Policy of the Russian Federation for the Period until 2025 (approved by the President of the Russian Federation, 13 June 2012)]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (Accessed on: 2018. 02 Apr.).

Martynenko О. O., Zhukova N. V. In: Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], No.2 (2008): 3-10. (In Russian).

Mikova 1. M. Akademicheskaya mobil'nost' studentov v vuzah Rossii i SSHA [Academic mobility of students in higher educational institutions of Russia and the USA: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Ryazan, 2013. (In Russian).

Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogi-cheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriat) // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [The Federal state educational standard of higher education for specialty 44.03.01 Pedagogical Education (bachelor's level)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (Accessed on: 2018. 02 Apr.) (In Russian).

Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012 No. 273-FL (last edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Accessed on: 2018.02 Apr.) (In Russian).

N. L. Zhmakina, I. S. Telegina

Nizhnevartovsk, Russia Martin H. Brunsgaard

Obreno, Denmark

ORGANIZATION OF STUDENT INTERNSHIP IN UNIVERSITY COLLEGE SOUTH DENMARK WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC MOBILITY

Abstract. Academic mobility of students is one of the issues of modern professional education. It is a process of integration of Russian universities into the International educational space. In the 21st century Russian universities have become actively involved in students and teachers exchange, which made this issue one of the most relevant in the development of national education.

Academic mobility makes it possible to create a common European area of higher education, that is to make it possible for a student from any European university to get a job in his/her profession both in their homeland and abroad.

The article considers the nature of the concept «academic mobility»; it also presents some internship experience of the University College South Denmark students, which is organised by the teachers of the Department of Pedagogy and Psychology, Nizhnevartovsk State University, within the framework of academic mobility of students at educational institutions in Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsky District, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra.

Particular attention is paid to the methodical recommendations, which help students accomplish their internship successfully, describe their results and analyze gained experience. This work may be of interest when organizing internship in the framework of academic mobility for students who are subject to teacher training and are planning to work in pre-school, supplementary and school education.

Key words: academic mobility; internship; specialization; target competences.

About the authors: Nadezhda Leonidovna Zhmakina1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education; Iya Stepanovna Telegina2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education; Martin H. Brunsgaard3, Senior Lecturer and International Coordinator at the Department of Social Education.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University1'2, Campus Aabenraa, University College South Denmark3.

Жмакина H.Jl., Телегина И.С., Брунсгаард Мартин X. Организация производственной практики студентов университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 21-27.

Zhmakina N. L., Telegina I. S., Brunsgaard Martin H. organization of student internship in university college South Denmark within the framework of academic mobility // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 21-27.

УДК 377 Л. А. Ибрагимова, П. В. Исупов

Нижневартовск, Россия

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Аннотация. Современные условия привычно характеризуются как время динамичных перемен. Динамичный окружающий мир становится все более технологичным, информационным, виртуальным и равнодушным. Новый мир диктует новые требования к людям помогающих профессий, и прежде всего - к врачам и учителям. С одной стороны, профессиональную деятельность предлагается рассматривать как услугу (образовательную, медицинскую), с другой стороны, вероятностный, поливариантный и по ситуациям, и по субъектам профессиональной деятельности процесс не подвергается однозначной стандартизации. Разуме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.