Таким образом, внедрение эффективных систем менеджмента качества на предприятиях республики позволит выпускать качественную продукцию, повысит конкурентоспособность, упрочит положение предприятий республики на рос-
сийском и международном рынках. В свою очередь это позволит улучшить показатели развития промышленности и экономики республики, повысит инвестиционную привлекательность республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Все о Мордовии : энцикл. справ. [сост. : Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова]. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. — 840 с.
2. Мордовия : стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган федер. службы гос. статистики по РМ. — Саранск, 2008. — 432 с.
3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Рос. Федерации 2007 : стат. сб. / Росстат. — М., 2007. — 685 с.
Поступила 29.05.09.
I ВАА Г Е£АОЁВ ТВ I ЁдА 1_АЙ0АА йАёОйет I двЁйоАА 1_Г I ё Тв I АСеоёё А ЁЁх Г ио Т I АЙ I А Г ио О I дВЁЙОААО вААЁ I Г А
Ё. Ё. £еГеГа, Г. Г. ОаауеТаа
А ТапоТуйаа аЭа1у аТёаа Т'ТёТаёш паёипеТоТдуёпоааГГТё Т'ЭТаоёоёё а ВапГоаёё-ёа 1 ТЭаТаёу ГЭТёдаТауо ёё-нйа ГТапТаГиа оТдуёпоаа. ЫТаЭаТаГГаа пТоёаёиГТ-уёТТТ1 ё-апёёа опёТаёу |'9аайуаёу|э0 ТТааа ОЭааТааТёу ё ёо боТёоёТТёЭТааТё^. ТпТао|э дТа-ёТШи ТЭё уоТ 1 ё!а|эо ТЭТаёаш бТЭТёЭТааТёу ё ёт'ТёидТааТёу Эа-поЭпТТаТ ТШмоёаёа, ТТааиаТёу оТааЭТШё оТдуёпоа ТапаёаТёу, аТаёа-аТёу ёо а ёТТТаааОёТГГаа ё ёТТоЭаёоТаа ТоТТиаТёу п аЭоаё1ё о-апоТёёаТё ааЗаЭТТаТ зат-ёа, аёоёаёдаоёё ТЭааТЭёТёТаоаёипёТё ёТёоёаоёаа. 19ТааааТТаа ёппёааТааТёу ТТ-даТёёёё аауаёои оатаатоёё а Эадаёоёё оТдуёпоа ТапаёаТёу ВапТоаёёёё 1 ТЭаТаёу п о-аом бТЭТёЭТааТёу ёо ЭапоЭпТТаТ ТТоаТОёаёа.
Проблемы функционирования личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения и определение их роли в продовольственном обеспечении страны на протяжении многих лет являются предметом постоянных дискуссий в экономической науке. В условиях убыточности многих коллективных хозяйств и кризисного состояния АПК хозяйства населения в 1990-е гг. приобрели жизненно важное значение. Они трансформировались из вспомогательного в один из основных секторов производства сельскохозяйственной продукции и стали наиболее устойчивой формой хозяйствования. На фоне снижения производственно-экономических параметров сельскохозяйственных организаций объемы производства продукции в личных подсобных хозяйствах в пе-
риод реформирования увеличились, значительно возросла их роль в обеспечении продовольственной безопасности, а также в решении проблемы занятости и повышения уровня жизни сельского населения.
Однако из-за недостаточности и дисбаланса производственно-ресурсного потенциала возможности перспективного развития личных подсобных хозяйств в агропродовольственной системе ограничены. Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к их функционированию. Особую значимость при этом имеют проблемы формирования и использования производственных возможностей ЛПХ, вовлечения их в кооперационные и контрактные отношения с другими участниками
© Ё. Ё. дёгёга, Г. Г. ОаауёТаа, 2009
аграрного рынка, активизации хозяйственной инициативы, обеспечения условий трансформации в предпринимательские структуры. В связи с этим возникает необходимость разработки теоретических положений и методического инструментария по развитию личных подсобных хозяйств населения с учетом усиления их производственной ориентации, роста объемов и товарности производства, диагностики производственно-экономических и социальных параметров перспективного развития сельских территорий.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, в Республике Мордовия на 1 января 2007 г. насчитывались 187 422 семьи, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. По сравнению с 2001 г. количество личных подворий в регионе увеличилось на 19 тыс. Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых ЛПХ, составляла около 58 тыс. га, из них под посевы сельскохозяйственных культур использовались 52,4 тыс. га, или 90,4 %. В структуре посевных площадей ведущими культурами в ЛПХ являются картофель и овощи (80,8 %). Это положительно сказывается на заполнении овощами и картофелем продовольственного рынка республики. Доля посевной площади кормовых культур в последние годы увеличилась в 3,2 раза, что говорит о смещении производства в ЛПХ в сторону увеличения продукции животноводства. Приоритетным направлением развития личных подсобных хозяйств является производство животноводческой продукции. Численность крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах Республики Мордовия составляет 90,2 тыс. гол., в том числе 44,4 тыс. гол. коров, 122,5 тыс. гол. свиней, 37,8 тыс. гол. овец и коз. Удельный вес поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ республики составляет: крупного рогатого скота — 30,0 %, коров — 35,6 %, свиней — 49,7 %, овец и коз — 96,2 %. Объемы производства по основным видам сельскохозяйственной продукции в личных подворьях достигают следующих значений: молока — 190 тыс. т, мяса — 32,2 тыс. т, яиц — 107 млн шт., картофеля — 335 тыс. т, овощей — 74 тыс. т. В личных подсобных хозяйствах производится 97,6 % картофеля, 75,4 % овощей, 47,8 % мяса, 46,1 % молока, 15,7 % яиц от общих объемов производства этих видов сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия.
На основе проведенного анализа отечественной и зарубежной экономической литературы, творческих дискуссий ученых по проблемам развития личных подсобных хозяйств был сделан
вывод о необходимости более глубокого исследования вопросов формирования и использования ресурсного потенциала ЛПХ, повышения уровня их товарности, вовлечения в контрактные отношения с субъектами аграрного рынка, активизации предпринимательского потенциала в изменившихся условиях хозяйствования. Оценка приоритетов развития ЛПХ неоднозначна и противоречива. Требуются глубокие научные познания производственно-экономической сущности ЛПХ и формирования их организационноэкономического механизма с учетом: а) способности создавать и возможности потреблять продукт своего труда; б) соединения противоречивых интересов государства, общества и владельцев ЛПХ. На основе обобщения теоретических подходов к сущности ЛПХ можно определить его как традиционную для аграрного сектора организационно-правовую форму сельскохозяйственного производства, позволяющую его участникам удовлетворять потребности в основных продуктах питания и иметь дополнительные доходы от продажи излишков сельскохозяйственной продукции в результате рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов. Основные функции ЛПХ с учетом модификации их социально-экономической, производственной и экологической ролей в современных условиях показаны на рисунке.
Исследование эволюции личных подсобных хозяйств и обобщение результатов их функционирования позволили раскрыть производственно-экономическую сущность ЛПХ, которая, на наш взгляд, проявляется:
а) как способность к созданию общественного продукта, который следует рассматривать не только с позиции продовольственного самообеспечения, но и как источник дополнительных доходов населения и удовлетворения потребностей в высококачественном сельскохозяйственном сырье и экологически чистых продовольственных ресурсах;
б) как сочетание производственных интересов с возможностями реализации экономических, социальных, экологических функций личными подсобными хозяйствами населения, обеспечения роста их предпринимательского потенциала и селекции в эффективные предпринимательские структуры;
в) как стратегическая зона регионального АПК, базирующаяся на современном организационно-экономическом механизме функционирования, направленного на мотивацию ее деятельности, рост уровня товарности, достижение целевых производственных и социально-экономических параметров в долгосрочной перспективе.
Вёпопё. ОбТёоёё ёё^Тиб 'маП|аТиб б1дуёпоа
Мы считаем целесообразным выделить понятие производственной ориентации личного подсобного хозяйства, под которой понимаем процесс, направленный на оптимизацию объемов производства, увеличение производства экологически чистой продукции, снижение издержек, рост уровня товарности. Данный процесс необходимо рассматривать не только с позиции производственного самообеспечения, но и как источник дополнительных доходов населения и удовлетворения общественных потребностей в высококачественной и экологически чистой продовольственной продукции. Определены сильные стороны развития ЛПХ в Республике Мордовия: а) использование произведенной продукции в качестве источника дополнительного внутреннего потребления; б) удовлетворение потребностей населения в традиционных продуктах питания и снижение продовольственной и ресурсной зависимости от других регионов; в) доступная форма аграрного бизнеса и возможность ее трансформации в основной источник дохода; г) высокий уровень мотивации труда; д) интеграция с сельскохозяйственными организациями,
способствующая проявлению синергетического эффекта; е) наличие потенциала внутренней кооперации; ж) оперативное реагирование на конъюнктуру рынка; з) высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям внешней среды; и) стабильность хозяйствования в кризисных ситуациях; к) незначительные затраты на управление. К слабым сторонам, на наш взгляд, можно отнести: а) сложности в материально-техническом обеспечении производства; б) низкую способность к самостоятельному противостоянию монополии производителей средств производства для АПК и монопсонии заготовительных организаций; в) осуществление производства в условиях природно-климатического риска;
г) сильную зависимость от других субъектов аграрного рынка; д) сложности в получении финансовых ресурсов; е) трудности самостоятельного выхода на эффективные рынки сбыта; ж) сложности внедрения новых технологий.
Исходя из вышеизложенного необходимо сделать акцент на выявлении возможностей развития и трансформации ЛПХ в предпринимательские структуры с учетом формирования их
производственного потенциала. Обоснование производственных возможностей и сочетание видов деятельности ЛПХ с учетом региональных условий их развития целесообразно осуществлять на базе оптимизационной ЭММ (с идентификацией состава переменных, ограничений, целевой функции), ориентированной на минимизацию издержек, рост объемов товарной продукции, увеличение реальных денежных доходов сельского населения.
На базе принципов оптимизации сочетания отраслей и специализации в сельскохозяйственном производстве разработана экономико-математическая модель диагностики производственно-экономических параметров ЛПХ с учетом их типизации. Целевой функцией ее решения является максимизация выручки от реализации продукции ЛПХ при условии полного удовлетворения внутренних потребностей частного подворья в продуктах питания. При этом введены следующие группы ограничений: по производству и использованию продукции животноводства (молока, говядины, свинины, мяса птицы); по площади используемых земельных угодий; по производству и использованию продукции растениеводства (сена, картофеля, моркови, свеклы, капусты, огурцов, томатов, лука, кормовой свеклы) с соблюдением требований севооборота; по обеспечению животных кормами; по балансу труда, формированию издержек и доходов, реализации продукции и т. д. При составлении экономико-математической модели диагностики производственных и экономических параметров ЛПХ целесообразно учитывать результаты их группировки по площади землепользования, характеристику производственного потенциала каждой группы (размеры трудовых ресурсов, поголовье сельскохозяйственных животных, основные и оборотные средства), урожайность сельскохозяйственных угодий и продуктивность сельскохозяйственных животных, структуру и уровень внутреннего потребления продукции, трудо- и материалоемкость производства.
В ходе аналитических исследований выделены основные типы ЛПХ в Республике Мордовия: потребительские, потребительско-товарные, специализированные товарные. В связи с этим по размеру землепользования было установлено наличие трех групп хозяйств. Специализация личных подсобных хозяйств и сочетание отраслей растениеводства и животноводства учитывались при различной структуре животноводства (молочно-мясное направление в сочетании с откормом свиней и разведением птицы). Кроме
того, рассмотрен вариант использования земли для выращивания овощей и картофеля. Данная экономико-математическая задача была решена симплексным методом на основе специализированного программного обеспечения. Полученные результаты позволили обосновать размер дохода от реализации товарной продукции по каждому варианту.
Диагностика производственно-экономических результатов деятельности основных типов ЛПХ Республики Мордовия показала, что при сложившихся условиях хозяйствования и размерах производственного потенциала частные подворья способны удовлетворять внутренние потребности участников в основных видах сельскохозяйственной продукции и получать дополнительные доходы от реализации ее излишков. Месячный доход от реализации товарной продукции в расчете на одно ЛПХ по всем расчетным вариантам варьируется от 764 до 8 463 р., что составляет в среднем на одного человека от 255 до 2 821 р. и свидетельствует о непредпринимательском характере деятельности частных подворий в регионе. Следовательно, ЛПХ Республики Мордовия с площадью землепользования до 1 га не следует рассматривать в качестве субъектов предпринимательской деятель -ности. Для расширения потенциальных возможностей личных подсобных хозяйств региона, увеличения объемов товарной продукции и трансформации их в предпринимательские структуры целесообразно увеличить площадь землепользования до 2 га и более. Обеспеченность ЛПХ землей в Республике Мордовия (средний размер 0,6 га) и в целом по России (0,51 га) недостаточна для ведения товарного производства, поэтому необходимо предоставить дополнительные угодья для организации более интенсивного производства.
Прогнозные данные свидетельствуют о положительной динамике прироста сельскохозяйственной продукции и дополнительных возможностях увеличения ее производства в личных подсобных хозяйствах. По оптимистическому варианту рост производства сельскохозяйственной продукции ЛПХ к 2012 г. прогнозируется: картофеля — в 2,2 раза, овощей — в 1,8 раза, мяса — на 24,2 %, молока — на 15,8 %, яиц — на 10,7 %, меда — в 1,7 раза. По инерционному варианту рост производства мяса составит 9,3 %, молока — 0,5 %, яиц — 1,7 %, меда — 29,5 %. Исходя из полученных значений возможного производства по оптимистическому варианту был определен возможный прирост товарной продукции в Республике Мордовия (таблица).
Оааёёоа
АТдТТжТиё ГЗёЗТпо оТааЭТТё ГЗТабёоёё Ё10
АЭоII а ТЭТаТаТёипоаёу Таиа! баёоё+апё1а1 ГЭТёдаТапоаа, оип. 0 Т аиа! аТд! ТжТТаТ ГЭТёдаТапоаа ГТ ТГОёТёпоё+апёТЮ ааЭёатоо, оип. о Оаёоё+апёёё ОааёиТйё аап ГЭТаОёоёё Ё1 О а ГЭтататёипоааг-тт! ааёатпа ЭааёТТа,% АТд! ТжТйё гЭёЭтпо отааЭттё ГЭТаОёоёё ГТ ТГоёТёпоё+апёТЮ ааЭёатоО, Эада
1Э|ёд- аТапоаТ 01 ааЭ ау ГЭТаОёоёу 1Э|ёд- аТапоаТ 0 т ааЭ ау ГЭТаОёоёу
КаЭоТоаёи 335,0 33,5 731,0 329,0 97,6 9,8
Т аТйё 74,0 5,9 132,1 52,6 75,4 8,9
1 упТ (а ОаТёТТё 1 аппа) 32,2 9,7 40,0 13,7 47,8 1,4
1 ТёТёТ 190,0 45,6 220,0 81,6 46,1 1,8
Вёоа, 1ёТ 00. 107,0 7,5 118,4 15,2 15,7 2,0
Таким образом, имеющиеся возможности повышения ресурсообеспечения ЛПХ и реализации их производственного потенциала обусловливают приоритетность развития хозяйств товарнопотребительского типа, которые смогут эффективно функционировать в рыночных условиях при гарантированной государственной поддержке.
В современных социально-экономических условиях важно обосновать рекомендации по организации системы кооперирования ЛПХ с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями АПК и товаропроводящей инфраструктурой регионального продовольственного рынка. При этом следует учитывать уровень развития технологических, организационных, кредитно-финансовых, торговых взаимоотношений хозяйств населения с различными организациями — снабженческо-сбытовыми, сервисными, перерабатывающими, кредитными — на принципах общественно-личного кооперирования путем вертикальной и горизонтальной кооперации.
Отечественные сельхозпроизводители в настоящее время лишены возможности использования услуг снабженческо-сбытовых, сервисных и перерабатывающих кооперативов. Кооперирование мелких производителей в сельской местности является частью более широкой задачи — создания адекватной современным требованиям системы социальных и экономических взаимодействий ЛПХ как между собой, так и с государственными структурами, кредитно-финансовыми учреждениями, покупателями и поставщиками. В связи с этим необходимо формировать рыночную инфраструктуру, куда органично вписались бы и индивидуальные семейные хозяйства. Считаем целесообразным использование следующих направлений кооперирования ЛПХ:
объединение с сельскохозяйственными организациями путем создания внутрихозяйственных подразделений для оказания различного рода услуг; создание кооперативов, в которых учредителями являются сельскохозяйственные организации и владельцы личных подсобных хозяйств; объединение ЛПХ и крестьянских (фермерских) хозяйств для производства продукции, ее переработки, реализации и выполнения агротехнических работ. Можно предложить несколько вариантов кооперации сельскохозяйственных организаций с ЛПХ: создание общественных огородов, передача молочного стада, свиноматок на содержание в хозяйства населения, товарное кредитование сельского населения, доставка предметов первой необходимости, обеспечение кормами, семенным материалом, сбыт продукции, предоставление техники для уборки урожая и т. д. Основными задачами при этом являются: создание условий участникам ЛПХ для увеличения объемов производства продукции и повышения уровня ее товарности, формирование дополнительной сырьевой базы для организаций перерабатывающей промышленности. Особую актуальность приобретает объединение личных подсобных хозяйств на принципах вертикальной кооперации. Она должна охватывать не только сбыт произведенной продукции, но и ее переработку, материально-техническое снабжение, агротехническое и ветеринарное обслуживание, кредитную и страховую деятельность.
Основными целями создания кооперативных хозяйств являются производство и сбыт сельскохозяйственной продукции, поэтому перед их руководством стоят задачи обеспечения личных подворий необходимыми ресурсами (семенами, удобрениями, кормами, ТСМ) и организации реализации произведенной продукции. Коопхоз может также осуществлять предприниматель-
скую деятельность (организовывать розничную торговлю, предоставлять населению услуги производственного характера, транспортные услуги). Преимущества для членов коопхоза заключаются в следующем: происходит сокращение издержек обращения в расчете на единицу продукции, реализуемой через кооператив; личные подсобные хозяйства освобождаются от необходимости самостоятельно заниматься сбытом продукции; продукция реализуется по более высоким ценам, так как коопхоз самостоятельно определяет для себя каналы сбыта; за счет коммерческой деятельности он имеет также возможность формировать прибыль, подлежащую распределению между его членами. Кроме того, выход коопхоза на рынок в качестве юридического лица повышает интерес предприятий переработки, общественного питания и торговли к продукции ЛПХ.
Ведение индивидуального хозяйства требует дополнительных средств производства, которые не воспроизводятся в личных хозяйствах. Это прежде всего техника для выполнения работ, молодняк скота и птицы, семенной материал овощных и кормовых культур, большая часть кормов. Поэтому взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ должны осуществляться на основе общественно-личного кооперирования путем горизонтальной и вертикальной интеграции. Деятельность ЛПХ требует поддержки со стороны федерального, местного и муниципальных бюджетов. Агропродоволь-ственная политика государства в сложившихся условиях должна быть направлена на соединение рыночных механизмов с мерами государственной поддержки и регулирования. Необходимо разработать программу развития личных подсобных хозяйств в сельской местности не только с целью обеспечения страны продовольствием, но и с позиции среды обитания, жизнеобеспечения и воспроизводства российского населения на основе его самообеспечения.
Проблему устойчивого жизнеобеспечения сельского населения в настоящее время можно успешно решить на основе развития малого и среднего агробизнеса, обеспечивающего выполнение им народнохозяйственных функций (производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия, несельскохозяйственных товаров и услуг, общественных благ, сохранение сельского образа жизни, традиционной культуры общества, исторически сложившегося ландшафта, поддержание биоразнообразия в агроценозах, социальный контроль над территорией, расширенное воспроизводство населения, рост качества его жизни, поддержание экологического равновесия в биосфере). В процессе исследования были определены приоритетные направления и инструменты государственного регулиро-
вания производственной, социальной, экономической и экологической функций ЛПХ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они представлены в шести обеспечивающих блоках по производству и реализации сельхозпродукции (материальное обеспечение, стимулирование производства продукции и уровня ее товарности, организация сбыта продукции, формирование спроса, уровень доходов, социальное развитие) с включением системы информационно-консультационного обслуживания. Данные направления способствуют более интенсивной трансформации хозяйств населения в эффективные предпринимательские структуры в агро-продовольственной сфере.
На наш взгляд, система организационно-экономических мер по развитию частного подворья должна включать следующие мероприятия: модернизацию ЛПХ (прежде всего крупных, высокотоварных) на основе повышения генетического потенциала выращиваемых сельскохозяйственных животных и растений, механизации производственных процессов и совершенствования технологий с целью получения максимальных объемов высококачественной продукции при минимальных затратах труда и средств; развитие интеграционных и кооперационных связей ЛПХ с сельхозорганизациями и предприятиями АПК; совершенствование механизма кредитования; развитие кормовой базы частных подворий; организацию сбыта продукции, произведенной крестьянскими подворьями; дотирование продукции и частичную компенсацию затрат ЛПХ; социальную защиту граждан трудоспособного возраста, для которых ЛПХ являются основным местом работы.
Кроме того, необходимы создание единого информационного пространства АПК, разработка информационно-консультационных систем по управлению сельскохозяйственным производством на основе геоинформационнных технологий, разработка программно-технических средств, обеспечивающих регистрацию технологических процессов в растениеводстве и животноводстве. Качественное информационное обеспечение АПК — неотъемлемая часть эффективного развития регионального агробизнеса, в частности, личных подсобных хозяйств. Оно должно осуществляться всеми доступными средствами: с помощью печатных изданий, Интернета, проведения совещаний, семинаров, конференций, выставок. В связи с этим целесообразны проведение научно-практических конференций, семинаров по вопросам развития личных подсобных хозяйств, смотров-конкурсов достижений владельцев ЛПХ, организация в каждом районе учебы граждан, ведущих ЛПХ, по агрономическим, зооветеринарным, инженерным и экономическим проблемам.
С целью повышения эффективности государственной политики в области развития ЛПХ необходимо внедрение паспорта личного подсобного хозяйства, в котором бы учитывались наличие земельных угодий и поголовья скота, объемы производства сельскохозяйственной продукции и другие ресурсные и результативные параметры развития хозяйств населения в регионах. Основным документом, регламентирующим деятельность хозяйств населения в
Поступила 30.04.09.
республике, должен стать закон «О личном подсобном хозяйстве в Республике Мордовия», в котором необходимо предусмотреть порядок взаимодействия ЛПХ с сельскохозяйственными предприятиями, муниципальными организациями, кооперативами, предпринимательскими структурами, государством, развитие корпоративных отношений с хозяйствующими субъектами, а также меры по социальной поддержке граждан, занятых в ЛПХ.
СР^АА Г и РАдАЁОЁВ ЇР I ЁдА I ДЙОАА ЇР IАСЁОЁЁ ЙАЁ Г IА|АЙОАА А РАЙ'САЁЁЁА 1 I РА I АЁВ А. Ё. ЁыаееГ, А.А. ГаГ^еТаа
Га ГЭёТаЭа аааойёо паеТТаТа+апёео УЭааУЭёуоёе ВапУоаёёёё 1 ТЭаТаёу аТаёё-дёЭоаопу ПТаЭаТаТТТа ПТпоТуТёа ТоЭапёё. Аа^опу ЭаёПаТааоёё ЇТ оааёё+аТё^ 'мёадаоаёаё ГЭТёдаТапоаа.
Свиноводству как наиболее скороспелой отрасли принадлежит особая роль в решении проблемы наращивания продовольственных ресурсов. Сложность ее решения заключается в том, что на этапе реформирования экономики страны произошло сокращение поголовья и снижение объемов продукции за счет структурных изменений в региональном мясопродуктовом подкомплексе. Эти изменения касались организационных, правовых, экономических и финансовых условий развития отрасли в рамках формирова-
ния рыночного уклада в аграрной экономике. Объем сырья, поставляемого на перерабатывающие предприятия, резко сократился, поэтому значительная часть дефицита продукции свиноводства выполняется за счет импорта. В Республику Мордовия ввозят преимущественно сырье и готовые к употреблению продукты питания.
Удельный вес свинины в структуре производимого в республике мяса занимает существенную долю, лишь незначительно уступая производству говядины (табл. 1).
Оааёёоа 1
АёТаТёёа ПОЭбёобЭи УЭТёдаТапоаа 1упа а Ват'баёёёа 1 ТЭаТаёу
2003 а. 2004 а. 2005 а. 2006 а. 2007 а. 2007 ё 2003, %
АТауаёТа 47,6 44,1 44,3 40,4 38,6 81,1
ЫаёТёТа 32,0 32,5 31,0 35,4 34,2 106,8
АаЭаТёТа 1,4 1,0 0,7 0,7 0,6 42,8
I оёоа 18,1 21,2 22,6 22,4 25,7 142,0
I ЭТ+ёа 0,9 1,2 1,4 1,1 0,9 100
За анализируемый период в хозяйствах всех категорий численность свиней увеличилась на 121,4 % (табл. 2). Несмотря на то, что в крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье сви-
ней увеличилось более чем в три раза, основными производителями свинины в республике остаются сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства (табл. 3).
© А. Ё. ЁпаёёТ, А. А. ГафёТаа, 2009