Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37
Красникова Т.В.
старший преподаватель Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им.В.Вернадского»,
г. Евпатория
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
В статье раскрыты особенности организации прохождения производственной практики в условиях психолого-медико-педагогическая комиссии (ПМК). Описаны основные направления деятельности студента-практиканта, определены функции ПМК.
Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия, производственная практика, педагог-психолог, обучение.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК) реализует свою деятельность на основе научно-методических разработок для максимального содействия психическому, социальному и личностному росту каждого ребенка. Проблема преодоления и предупреждения отклонений в развитии детей в современных условиях не теряет своей актуальности, поэтому особое значение приобретает организация производственной практики обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в условиях ПМПК.
В системе профессиональной подготовки педагога-психолога важная роль принадлежит производственной практике. Она является органичной частью учебного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих специалистов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности. Одной из организаций, где обучающиеся знакомятся с основными направлениями деятельности, совершенствуют навыки непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения образовательный среды и консультирования и является ПМПК. Особое значение при организации производственной практики имеет учет требований работодателей [3].
Целью производственной практики в условиях ПМПК определяем теоретическую и практическую подготовку обучающихся к работе с детьми возраста от 0 до 18 лет с отклонениями в развитии. Ведущим целевым ориентиром становится закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплин, приобретение практических навыков и умений самостоятельно решать актуальные профессиональные задачи в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Задачами производственной практики в условиях ПМПК являются:
- систематизация знаний обучающихся о психолого-педагогических основах образования в поликультурной среде, биолого-психолого-педагогических основах развития ребенка;
- формирование навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
- формирование не только профессиональных, но и личностных качеств будущего педагога-психолога;
- приобщение обучающихся к непосредственной практической деятельности в психолого-медико-педагогической комиссии;
- выработка у обучающихся творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогической деятельности, навыков анализа результатов своего труда, потребности в самообразовании.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
Основными направлениями деятельности студента-практиканта в ПМПК является освоение основных направлений деятельности комиссии:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- подготовка на основании результатов проведенного обследования практических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, коррекция ранее предоставленных рекомендаций, содействие психолого-педагогической поддержке детей;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оформление и корректировка базы данных детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением, проживающих на территории функционирования комиссии;
- содействие организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) и педагогами по предупреждению и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и развитии детей [2]. А также изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей работу ПМПК, основной документации педагога-психолога ПМПК, федеральных государственных образовательных стандартов РФ. Производственная практика в условиях ПМПК направлена на овладение навыками и
умениями самостоятельного проведения диагностического обследования, подготовку заключений и рекомендаций, выработку навыков оказания консультативной помощи и реализует ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую [1].
Адаптационная функция практики в ПМПК проявляется в моделировании профессиональной деятельности не только при ознакомлении с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, спецификой межличностного взаимодействия, но и с сущностью работы по предоставлению психологической помощи, формами и способами деятельности не только педагога-психолога, но и других специалистов ПМПК.
Обучающая функция практики проявляется в своеобразной проверке полученной теоретической подготовки практикой, т.е. знания находят свое воплощение в деятельности студента-практиканта. Вырабатываются основные профессиональные компетенции, формируется профессиональное сознание. Абсолютно все виды деятельности, реализуемые в рамках практики, способствуют реализации профессионального обучения и воспитания.
Воспитывающая функция способствует формированию профессиональных качеств личности, среди которых особенную актуальность приобретают социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Только при условии самостоятельной профессиональной деятельности обучающиеся осознают необходимость систематического самообразования и самовоспитания, так как профессионально-значимые качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.
В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практике формируются и развиваются проектировочные умения, среди которых умение определять задачи и осуществлять рациональное целеполагание; конструктивные умения, отражающие результативный подбор и интеграцию содержания, методов и средств; организаторские умения, позволяющие создать условия для изменений
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
и совершенствования как объектов, так и субъектов взаимодействия; коммуникативные умения, способствующие взаимодействию с клиентом, установлению и поддержанию контакта с ним. В ходе практики обучающийся развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего психолога, его сильные и слабые стороны [1].
Среди указанных функций важнейшей становится диагностическая, позволяющая овладеть соответствующей деятельностью.
Такой подход к организации производственной практики обучающихся в условиях ПМПК создает четкий алгоритм включения ее, как органичной части, в учебный процесс, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих специалистов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности при работе в психолого-медико-педагогической комиссии.
Литература
1. Калацкая Н.Н., Валеева Р.А. Программа и методические указания по организации психолого-педагогической практики: Методические рекомендации для студентов бакалавриата / Н.Н. Калацкая, Р.А. Валеева. — Казань Изд-во «БРИГ», 2015. — 76с.
2. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г. № 30242. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://273-фз.рф/akty_minobmauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-20092013-no-1082
3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи: монография — Екатеринбург: Сократ, 2005. — 183 с.