Научная статья на тему 'Организация профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, а также употребляющим их эпизодически, на примере Костромской области'

Организация профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, а также употребляющим их эпизодически, на примере Костромской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
230
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ORGANIZATIONAL AND FUNCTIONAL MODEL / МОДУЛЬ / MODULE / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / УПРАВЛЕНИЕ / CONTROL / ТИПОВОЙ "ПОРТРЕТ" / TYPICAL "PORTRAIT" / УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) / THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (SURFACTANTS)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Почитаева Ирина Петровна, Хальфин Руслан Альбертович, Орлов Сергей Александрович, Попов Виктор Яковлевич

Цель исследования. На основе результатов социологических исследований разработать модуль региональной организационно-функциональной модели противодействия распространению наркомании, направленный на организацию профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, а также лицам, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя либо употребляющим их эпизодически. Материалы и методы. Проведено социологическое исследование, среди школьников, учащегося средних учебных заведений и студентов ВУЗов Костромской области. Результаты исследования были обработаны и проанализированы с использованием пакета статистических программ PASW и Statistica 6. Результаты. Сформирован типовой «портрет» лиц, находящихся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, лиц, склонных к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющих их эпизодически. Заключение. Данный модуль позволяет осуществлять более эффективное управление органами государственной власти субъектов РФ, заинтересованными в организации и реализации мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику употребления психоактивных веществ, в том числе с вредными последствиями, среди наиболее уязвимых групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Почитаева Ирина Петровна, Хальфин Руслан Альбертович, Орлов Сергей Александрович, Попов Виктор Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PREVENTIVE CARE TO PERSONS IN THE RISK GROUP, PRONE TO THE USE OF DRUGS AND ALCOHOL, ALSO CONSUME THEM SPORADICALLY ON THE EXAMPLE OF THE KOSTROMA REGION

Aim of the study. The results of sociological research were basis for developed module of regional organizational and functional model of preventive care for persons who are at risk for use of drugs and alcohol, as well as people prone to use drugs and alcohol, or consume them occasionally. Materials and methods. The results of sociological research, conducted among schoolchildren, students of secondary educational institutions and universities of the Kostroma Region, were processed and analyzed using statistical package PASW and Statistica 6. Results. Typical portrait of persons who are at risk for use of drugs and alcohol, as well as people prone to use drugs and alcohol, or consume them occasionally. Conclusion. This module allows for more efficient management of the regional state authorities of Russian Federation, which are interested in the organization and implementation of measures aimed at prevention and the prevention of substance abuse, including with the harmful effects, and among most vulnerable groups of population.

Текст научной работы на тему «Организация профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, а также употребляющим их эпизодически, на примере Костромской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ГРУППЕ РИСКА, СКЛОННЫМ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И АЛКОГОЛЯ, А ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЮЩИМ ИХ ЭПИЗОДИЧЕСКИ, НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

И.П. Почитаева1, Р.А. Хальфин1, С.А. Орлов1, В.Я. Попов2

1ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва

2 ОГБУЗ Костромской областной наркологический диспансер, г. Кострома, Россия

Цель исследования. На основе результатов социологических исследований разработать модуль региональной организационно-функциональной модели противодействия распространению наркомании, направленный на организацию профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, а также лицам, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя либо употребляющим их эпизодически.

Материалы и методы. Проведено социологическое исследование, среди школьников, учащегося средних учебных заведений и студентов ВУЗов Костромской области. Результаты исследования были обработаны и проанализированы с использованием пакета статистических программ и 81аИ8Иеа 6.

Результаты. Сформирован типовой «портрет» лиц, находящихся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, лиц, склонных к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющих их эпизодически.

Заключение. Данный модуль позволяет осуществлять более эффективное управление органами государственной власти субъектов РФ, заинтересованными в организации и реализации мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику употребления психоактивных веществ, в том числе с вредными последствиями, среди наиболее уязвимых групп населения.

Ключевые слова: организационно-функциональная модель, модуль, профилактика, управление, типовой «портрет», употребление психоактивных веществ (ПАВ)

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

ORGANIZATION OF PREVENTIVE CARE TO PERSONS IN THE RISK GROUP, PRONE TO THE USE OF DRUGS AND ALCOHOL, ALSO CONSUME THEM SPORADICALLY ON THE EXAMPLE OF THE KOSTROMA REGION

I.P. Pochitaeva1, R.A. Halfin1, S.A. OiW, V.Ya. Popov2

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

2 Narcological Dispensary of the Kostroma region, Kostroma, Russia

Aim of the study. The results of sociological research were basis for developed module of regional organizational and functional model of preventive care for persons who are at risk for use of drugs and alcohol, as well as people prone to use drugs and alcohol, or consume them occasionally.

Materials and methods. The results of sociological research, conducted among schoolchildren, students of secondary educational institutions and universities of the Kostroma Region, were processed and analyzed using statistical package PASW and Statistica 6. Results. Typical portrait of persons who are at risk for use of drugs and alcohol, as well as people prone to use drugs and alcohol, or consume them occasionally.

Conclusion. This module allows for more efficient management of the regional state authorities of Russian Federation, which are interested in the organization and implementation of measures aimed at prevention and the prevention of substance abuse, including with the harmful effects, and among most vulnerable groups of population.

Keywords: organizational and functional model, module, prevention, control, typical «portrait», the use of psychoactive substances (surfactants)

Неблагополучная эпидемиологическая ситуация по распространению наркомании в России [1—2], рост числа потребителей наркотических средств с вредными последствиями [2—3], инъекционных наркотиков, распространение ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей, в особенности среди лиц молодого и репродуктивно активного возраста [2—3], свидетельствует о чрезвычайной актуальности проблемы профилактики [4—6]. Высокий уровень впервые выявленных случаев наркоманий обуславливают необходимость в повышенной настороженности и мобилизации региональных органов государственной власти в отношении указанных проблем.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Цель исследования: разработка модуля региональной организационно-функциональной модели противодействия распространению наркомании, направленного на организацию профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, а также лицам, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющим их эпизодически.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведено социологическое исследование, среди 497 школьников, 281 учащегося средних учебных заведений и 425 студентов ВУЗов Костромской области.

Результаты исследования обработаны и проанализированы с использованием пакета статистических

программ PASW и 81айяйса 6. Метод моделирования, примененный при составлении логического взаимодействия между структурными элементами типов респондентов, выявленных в ходе социологического исследования, и элементами воздействующих на них региональных органов государственной власти и иных организаций, участвующих в оказании профилактической помощи населению.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как показал анализ реализации целевых профилактических программ по наркомании и алкоголизму в Костромской области, критерии эффективности их реализации зачастую не имели четких, измеряемых показателей и были вариабельны для интерпретации.

Вместе с тем эффективность указанных программ определялась не только финансовой обеспеченностью, но и во многом зависела от организации профилактической помощи с участием всех заинтересованных сторон.

Фактические данные, полученные в ходе социологических исследований, проведенных в отношении школьников, учащихся учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений Костромской области, позволили сформировать типовой «портрет» лиц, находящихся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, лиц, склонных к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющих их эпизодически.

Типовой «портрет» данной целевой группы выглядит следующим образом:

— для школьников — в основном лица мужского пола, 13—14 лет, проживающие в полной семье из 4 человек, в которой редки случаи употребления алкоголя, в хороших условиях (отдельная квартира/частный дом), основными ПАВ являются слабоалкогольные напитки, которые употребляются во внеурочное время в местах отдыха с друзьями (реже в школе или дома), имеющие дефицит внимания со стороны родителей или частые конфликты в семье;

— для студентов учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений — в основном лица мужского пола, 17—18 лет (на втором месте лица 20 лет), проживающие в полной семье из 4 человек, в которой нередки случаи употребления алкоголя (особенно среди отцов), в хороших условиях (отдельная квартира/частный дом), основными ПАВ являются слабоалкогольные напитки и пиво,

употребляемые в местах отдыха с друзьями (ночные клубы/дискотеки), имеющие дефицит внимания со стороны родителей или примеры употребления алкоголя родственниками.

Особый интерес представляет также «латентная» (по данным проведенного социологического исследования) группа лиц, находящихся в повышенной зоне риска по приобщению к наркотическим средствам и алкоголю. Социологический «портрет» данной группы выглядит следующим образом:

— учащиеся в возрасте 13—16 лет, проживающие в неполной семье, в удовлетворительных или плохих жилищных условиях, в которой нередки случаи употребления алкоголя и наркотических средств и предложения к их употреблению со стороны родственников, склонные к девиантно-му поведению и часто прогуливающие занятия.

После составления «типовых портретов» данных был сформирован модуль региональной организационно-функциональной модели противодействия распространению наркомании, направленный на организацию профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, а также лицам, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющим их эпизодически (далее Модуль).

Основой для формирования Модуля стала Схема национальной системы профилактики наркомании, разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности [7] и представленная на рис. 1. Предлагаемый Модуль представлен базисными элементами и их составляющими по категориям (пол, возраст, семья, условия проживания, категория ПАВ, время употребления ПАВ, место приобщения к ПАВ, фактор, побуждающий к употреблению ПАВ), а также структурными элементами органов государственной власти субъекта РФ и иных организаций, заинтересованных в профилактической помощи, влияющей на предотвращение алкоголизации и наркотизации населения. Структура Модуля представлена на рис. 2

Модуль разделен на 4 блока, характеризующих:

— категориальные признаки (пол, возраст, семья, употребление ПАВ);

— критериальные признаки, идентифицирующие принадлежность к категориальным признакам (например, состав употребляемых ПАВ);

Совместное \ планирование, основанное на доказательствах

Координационное ведомство

Финансовые и человеческие ресурсы

Благоприятная нормативно-правовая база

Постоянное обучение

Поддержка местных*, заинтересованных сторон

Министерство финансов Министерство здравоохранения Религиозные сообщества

Министерство внутренних дел Министерство образования Министерство труда

Гражданское общество

Министерство социального обеспечения

Министерство по делам молодежи

Обратная связь с процессом планирования

Медицинские центры Координационное ведомство Молодежные центры

Школы НПО Места работы

Бизнес

Социальные работники

Научно-обоснованные интервенции и политики, направленные на этапы развития и уровни риска в зависимости от ситуации (Таблица 1)

Сбор данных по ситуации в области злоупотребления психоактивными веществами и имеющимся ресурсам

Тщательный мониторинг и оценка научно-обоснованных интервенций и политик

Религиозные центры

Исследовательские институты

Реализация на местном уровне

Рис. 1. Схема национальной системы профилактики наркомании, разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

— критериальные подпризнаки, раскрывающие сутевые понятия критериальных признаков (например, пиво или легкие наркотики);

— воздействующие элементы (органы государственной власти региона и иные организации, участвующие в оказании профилактической помощи населению).

Модуль построен в целях описания основных функциональных связей и задач, направленных на решение вопросов с оказанием профилактической помощи. Нами предлагается подход, определяющий приоритетные направления в деятельности органов государственной власти региона и иных организаций в отношении категориальных и критериальных признаков (под-признаков), позволяющий разрабатывать фактически целевые программы профилактики для каждой из групп риска.

В части государственного регулирования вопросов оказания профилактической помощи представляется целесообразным рассмотрение Модуля, опираясь на воздействующие элементы и

определяя для них наиболее вероятные точки приложения в рамках основного вида деятельности.

Для Модуля нами выбраны 12 воздействующих элементов, оказывающих то или иное влияние на критериальные признаки (подпризнаки) лиц, находящихся в группе риска.

1. Департамент образования и науки и подведомственные ему структуры (школа/колледж/ВУЗ). Основные критериальные признаки (подпризнаки), на которые оказывает влияние данный элемент, — это гендерный, возрастной и временной критерий употребления ПАВ. Воздействие данного элемента определяется дифференцированным подходом в разных половозрастных группах, в том числе с организацией мероприятий, заинтересовывающих целевые группы во время учебного процесса, а также во внеурочное время. К данным мероприятиям могут быть отнесены организация дополнительных факультативных занятий, спортивных и общественных мероприятий, мотивирующих целевые группы на проявление профессиональных и творческих

Категориальные Критериальные признаки признаки/подпризнаки

МОДУЛЬ 1

Семья

Употребл. ПАВ

Целевая

группа

-4

0 И

Численность 1/2 3 4 и более

Взаимоотношения

Употребление ПАВ

И

Ссоры ^~Нет ссор^ -

Часто Л~ Редко ^ -

Условия проживания Квартира/дом К/квартира

Отл./хор. Удовл.

Неудовл.

Время

И

Состав

Внеуроч.

Отдых/клуб

Сл. алкоголь

Легк. нарк.

Пиво

Кр. алкоголь

Тяж. нарк.

И

Побуждающие факторы

Интерес

Друзья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родствен.

Воздействующие элементы

, 2, 5, 8 11, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10

1, 2, 6, 8, 10

2, 3, 4, 5, 6, 8, 10

7

9

7, 8,10

8, 9

8, 9, 10

1, 2, 5, 6, 8, 10 5, 6, 7, 8

Департамент образования и науки (школа/колледж/ВУЗ)

Комитет по делам молодежи (кружки, досуговые центры и т.д.)

Комитет по физической культуре и спорту (спортивные площадки, спортивные мероприятия)

Департамент по труду и социальной защите населения (органы труда и занятости, органы опеки и попечительства)

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства

Департамент экономического развития

ОГКУ «Костромской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Управление МВД России по Костромской области (в том числе Управление по контролю за оборотом наркотиков)

Общественные организации/волонтеры

Центры психологической помощи

1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Организации профсоюзов работников и работодателей

Средства массовой информации

Рис. 2. Структура Модуля региональной организационно-функциональной модели противодействия распространению наркомании, направленного на организацию профилактической помощи лицам, находящимся в группе риска по употреблению наркотических средств и алкоголя, а также лицам, склонным к употреблению наркотических средств и алкоголя, либо употребляющим их эпизодически

6

инициатив. Кроме того, в рамках сформированного учебного процесса возможно выделение дополнительных часов на обсуждение актуальных тем, связанных с профилактикой употребления ПАВ, а также иных тем, интересных для целевой группы в рамках аудиторного формата.

В рамках активизации работы с организованными коллективами учащихся и формирования у них отрицательного отношения к ПАВ целесообразно внедрение в учебный процесс соответствующих адаптированных тематических образовательных программ.

Данные программы должны быть личностно ориентированы, направлены на создание альтернативной активности, формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни [8].

Для успешной реализации образовательных программ необходима унификация их основных элементов, подготовка обучающих лиц, имеющих наиболее частый контакт с целевой аудиторией, пользующихся авторитетом и вызываю-

щих максимальное доверие, а также выбор наиболее эффективного метода информирования [8]. В общем виде схема реализации образовательных программ представлена на рис. 3.

Особое внимание в решении вопроса раннего выявления употребления ПАВ среди учащихся должно уделяться тестированию на наличие ПАВ в биологических средах. Для этого образовательные организации должны обязательно участвовать в проведении профилактических медицинских осмотров согласно Порядку [9].

2. Комитет по делам молодежи и подведомственные ему структуры. Основные критериальные признаки (подпризнаки), на которые оказывает влияние данный элемент, — это гендер-ные (определяя потребности целевой группы в создании семьи и самореализации), семейные (выработка политики, направленной на популяризацию семейных ценностей, создание условий для проведения семьями досуговых мероприятий и т.д.), а также временной побуждаю-

Методы работы Групповая работа; Тренинг поведения; Когнитивная модификация и терапия; Личностный тренинг; Дискуссии; Мозговые штурмы; Беседы; Лекции; Ролевые игры; Психогимнастика; Психодрама; Элементы индивидуальной и групповой психотерапии; Круглые столы; Совещания; Супервизия; Проведение методических занятий с супервизорами

Рис. 3. Схема реализации образовательных программ формирования у учащихся отрицательного отношения к ПАВ

щий факторный критерий употребления ПАВ (опосредованное влияние посредством смещения фокуса внимания целевых групп на более интересные мероприятия).

3. Комитет по физической культуре и спорту и подведомственные ему структуры. Основные критериальные признаки (подпризнаки), на которые оказывает влияние данный элемент, — это гендерные, возрастные, семейные (употребление ПАВ в семье), временные и побуждающие факторы. Главной задачей, которую призван решить данный воздействующий элемент, — это формирование доминанты на ведение здорового образа жизни путем занятия массовым спортом. Кроме того, в рамках основной деятельности по данному направлению рекомендуется пересмотреть политику в отношении популяризации спорта и обеспечить его доступность как целевой группе, так и их окружению. Оценка эффективности деятельности указанного элемента будет заключаться не только в количестве спортивных объектов, доступных для населения региона, но и в стойком формировании у населения мотивации к ведению здорового образа жизни.

4. Департамент по труду и социальной защите населения и подведомственные ему структуры. Основные критериальные признаки (подпри-знаки), на которые оказывает влияние данный элемент, — это возраст, все критерии по признаку «семья», а также временной и побуждающий фактор признака употребления ПАВ. От деятельности данного элемента во многом зависят занятость населения, трудоустроенность, внимание к семьям, нуждающимся в социальной поддержке. Воздействуя на фактор семьи, данный элемент предопределяет, прежде всего, вектор психологического и социального развития лиц, находящихся в группе риска по употреблению ПАВ. Формируя у населения доминанту к труду и занятости, указанный элемент смещает фокус внимания целевых групп, минимизируя влияние на них временного и побуждающего факторов признака употребления ПАВ.

5. Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и подведомственные ему структуры. Данный элемент воздействует на критерий условий проживания семей лиц, находящихся в группе риска

по употреблению ПАВ. Влияние данного элемента носит скорее опосредованный характер, однако, может являться предопределяющим в ряде факторов, побуждающих лиц, проживающих в неудовлетворительных условиях, к употреблению ПАВ.

6. Департамент экономического развития и подведомственные ему структуры. Данный элемент воздействует непосредственно на ряд ПАВ, решая основную задачу — определение ценовой и ассортиментной политики, в том числе ограничительные меры в отношении распространения алкогольной продукции в оптово-розничной сети.

7. ОГКУ «Костромской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» — элемент, ориентированный на работу с лицами, проживающими в неудовлетворительных условиях, находящихся под влиянием неблагополучного окружения, в максимальной степени склонных к употреблению ПАВ. Влияние данного элемента направлено на социализацию указанных лиц и их скорейшую адаптацию в обществе, в том числе посредством формирования доминанты занятости и мотивации к труду и учебе.

8. Управление МВД России по Костромской области (в том числе Управление по контролю за оборотом наркотиков). Данные элементы воздействуют в основном на средовую составляющую, создающую условия к употреблению и распространению ПАВ. В работе данных элементов особое внимание необходимо предусмотреть в формате их деятельности, осуществляемой в ночных клубах, местах отдыха и развлечений целевых групп риска.

Кроме того, работа данного элемента Модуля должна быть максимально гибко адаптирована к возможностям правоприменительной практики и альтернативным подходам к избранию меры наказания в отношении лиц, употребляющих ПАВ и совершающих правонарушения, влекущие за собой административную или уголовную ответственность.

9. Общественные организации/волонтеры — элементы, ориентированные в основном на сре-довые факторы, связанные с употреблением ПАВ. В рамках деятельности данных элементов целесообразно разработать механизмы их более эффективного взаимодействия с правоохранительными органами.

10. Центры психологической помощи — элементы, деятельность которых направлена на

консультирование по вопросам решения социально значимых проблем, связанных с употреблением ПАВ, и формирование психологической устойчивости у лиц, склонных к употреблению ПАВ, а также их окружения, в том числе родственников.

11. Организации профсоюзов работников и работодателей — элементы, деятельность которых опосредованно влияет на формирование взаимоотношений в семье, а также на занятость населения, в том числе лиц, находящихся в группе риска по употреблению ПАВ. Оказывая поддержку работникам, формируя у них мотивацию к труду и создавая условия социальной защищенности и финансовой стабильности, а также обеспечивая возможность проведения их досуга с членами семьи, данный элемент минимизирует риски по приобщению целевой группы к употреблению ПАВ.

12. Средства массовой информации — основной связующий элемент Модуля, обеспечивающий всестороннее освещение деятельности остальных элементов, призванный формировать негативное отношение к употреблению ПАВ, привлекать экспертное сообщество для информирования населения о вредных последствиях употребления ПАВ, консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в вопросах оказания профилактической помощи в регионе.

Необходимо отметить, что в данном Модуле участие работников учреждений здравоохранения наркологического профиля предусматривается в качестве экспертов, привлекаемых средствами массовой информации для освещения проблемы употребления ПАВ и информирования граждан об их последствиях. Ввиду дефицита врачей-психиатров-наркологов и выполнения ими иных задач, прежде всего связанных с оказанием наркологической помощи лицам, употребляющим ПАВ, участие их в предлагаемом Модуле в виде обособленного воздействующего элемента полагаем нецелесообразным.

Средства массовой информации реализуют свою функцию как в печатных изданиях, так и в радио- и телеэфирах, освещая проблему употребления ПАВ и давая рекомендации по ее решению, а также широко информирую население о спортивных, общественных и культурных мероприятиях, призванных выработать у населения устойчивую доминанту и интерес к деятельности, отличной от употребления ПАВ.

Однако, учитывая возрастные характеристики лиц, склонных или употребляющих ПАВ, стоит особое внимание обратить на тот факт, что большую часть информации они получают из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через социальные сети, в связи с чем необходимо:

1. Создание тематических групп в социальных сетях, форумов, онлайн площадок для обсуждения вопросов профилактики употребления ПАВ, информирования участников о культурно-развлекательных и спортивных мероприятиях.

2. Размещение видеороликов, популяризирующих ведение активного и здорового образа жизни на общедоступных ресурсах.

Кроме того, о существовании тематических интернет-ресурсов, а также о мероприятиях, проводимых на территории Костромской области, возможно информировать население через SMS-оповещение.

ВЫВОДЫ

Среди первоочередных мероприятий, призванных стать основой для реализации эффективных профилактических программ, утвержденных отраслевыми нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами Правительства Костромской области, должны стать:

1. Разработка и внедрение в учебный процесс образовательных программ по информированию учащихся о вреде ПАВ, последствиях их употребления, дифференцированные для различных половозрастных групп с учетом специфики форм подачи материала и особенностей психологии и восприятия.

2. Разработка и внедрение в учебный процесс дополнительных занятий, стимулирующих у обучающихся развитие альтернативных видов активности (кружки, секции, дополнительные занятия, культурно-массовые мероприятия и т.д.).

3. Разработка и реализация программ по обучению и подготовке учителей, преподавателей и родителей по вопросам профилактики употребления ПАВ среди обучающихся.

4. Развитие и реализация регулярных программ массового спорта и физической культуры, культурно-развлекательных мероприятий с установленной периодичностью.

5. Развитие и реализация программ обучения сотрудников правоохранительных органов на-

выкам профилактики употребления ПАВ среди населения.

6. Рассмотрение возможности внедрения в региональную правоприменительную практику замены тюремного заключения лиц, совершивших незначительные правонарушения, с альтернативой проведения им лечения и реабилитации.

7. Реализация медийных и Интернет проектов, направленных на консультирование и оказание психологической помощи по вопросам профилактики употребления ПАВ и лечения лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ладная Н.Н., Иванова М.А. ВИЧ-инфекция и ИППП в Российской Федерации в 1993—2008 гг. Эпидемиология. 2010; 3 (4-11).

2. Иванова М.А., Воробьев М.В. Заболеваемость вирусным гепатитом С и доля пациентов с наркотической зависимостью, получивших инфицирование парентеральным путем, на территории Ивановской области. Наркология. 2013; 10 (142): 55—58.

3. Иванова М.А., Сон И.М., Воробьев М.В. Современные тенденции социально-обусловленных заболеваний в Российской Федерации в 2011 году. Монография. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2013. 104 с.

4. Кошкина Е.А., Борисова Е.В. Государственная политика противодействия употреблению ПАВ и организация наркологической помощи в Российской Федерации. Вопросы наркологии. 2011; 4: 34—36.

5. Брюн Е.А., Бузик О.Ж., Сокольчик Е.И., Габриль-янц О.А., Климович В.Ю. Основы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. Методические рекомендации № 18. Часть I. Основы клинико-диагностической и профилактической работы с детьми и подростками. М.: ООО «Медиа-Сту-диа»; 2013. 37 с.

6. Брюн Е.А., Бузик О.Ж., Сокольчик Е.И., Габриль-янц О.А., Климович В.Ю. Основы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. Методические рекомендации № 18. Часть II. Методика проведения тренинговых профилактических занятий с детьми и подростками. М.: ООО «Медиа-Сту-диа»; 2013. 32 с.

7. International Standards on Drug Use Prevention. UN-ODC, 2013. 55 p. Available at: https://www.un-odc.org/documents/drug-prevention-and-treatment/Pre-ventionStandards/RU/Standards_RU_2. pdf/. Accessed on 28.12.2016.

8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М.: Изд-во «Радуга»; 2004. 192 с.

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров

обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Доступно по: http://base.garant.ru/70832674/. Ссылка активна на 28.12.2016.

Поступила 12.01.2017 Принята к опубликованию 23.01.2017

REFERENCES

1. Ladnaya N.N., Ivanova M.A. HIV infection and STI in the Russian Federation in 1993—2008. Epidemiology. 2010; 3 (4-11) (in Russ.).

2. Ivanova M.A., Vorobiev M.V. The incidence of viral hepatitis C and the proportion of patients with drug dependence who received parenteral infection in the Ivanovo region. Narcology. 2013; 10 (142): 55—58 (in Russ.).

3. Ivanova M.A., Son I.M., Vorobiev M.V. Current trends of socially-caused diseases in the Russian Federation in 2011. Monograph. Moscow: RIO TsNIIOIZ, 2013. 104 p. (in Russ.).

4. Koshkina E.A., Borisova E.V. State policy of counteracting the use of surfactants and the organization of drug treatment in the Russian Federation. Questions of narcology. 2011; 4: 34—36 (in Russ.).

5. Brun E.A., Buzik O.Z., Sokolchik E.I., Gabriyantz O.A., Klimovich V.Y. Fundamentals of the prevention of the use of psychoactive substances among children and adoles-

cents. Methodical recommendations № 18. Part I. Fundamentals of clinical diagnostic and preventive work with children and adolescents. M.: OOO «Media-Studia»; 2013. 37 p. (in Russ.).

6. Brun E.A., Buzik O.Z., Sokolchik E.I., Gabriyantz O.A., Klimovich V.Y. Fundamentals of the prevention of the use of psychoactive substances among children and adolescents. Methodical recommendations № 18. Part II. Fundamentals of clinical diagnostic and preventive work with children and adolescents. M.: OOO «Media-Studia»; 2013. 32 p. (in Russ.).

7. International Standards on Drug Use Prevention. UN-ODC, 2013. 55 p. Available at: https://www.un-odc.org/documents/drug-prevention-and-treatment/Pre-ventionStandards/RU/S tandards_RU_2.pdf/. Accessed on 28.12.2016.

8. Sirota N.A., Yaltonskyi V.M. Effective programs for preventing dependence on drugs and other forms of dependent behavior. M.: Publishing house «Raduga»; 2004. 192 p. (in Russ.).

9. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 6, 2014 No. 581n «On the Procedure for Conducting Preventive Medical Examinations of Students in General Educational Organizations and Professional Educational Organizations and Educational Organizations of Higher Education for the Early Detection of Illegal Drug and Psychotropic Substance Use.» Available at: http:// base.garant.ru/70832674/. Accessed on 28.12.2016.

Received 12.01.2017 Accepted 23.01.2017

Сведения об авторах:

Почитаева Ирина Петровна — канд. мед. наук, доцент Высшей Школы Управления Здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел.: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected].

Хальфин Руслан Альбертович — заслуженный врач Российской Федерации, д-р мед. наук, профессор, директор Высшей школы управления здравоохранением Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел.: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]

Орлов Сергей Александрович — ассистент Высшей Школы Управления Здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел.: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected].

Попов Виктор Яковлевич — главный врач ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер» — главный внештатный специалист психиатр-нарколог Департамента здравоохранения Костромской области. 156003, г. Кострома, ул. Ткачей, 4а. Тел. (4942) 31-68-42. E-mail: [email protected].

About the authors:

Pochatayeva Irina Petrovna — PhD, Associate Professor, Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 109004, Moscow, 28, Alexander Solzhenitsyn St. Tel.: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected].

Halfin Ruslan Albertovich — Honored doctor of the Russian Federation, dr. med. sciences, professor, Director of the graduate school of health management First MSMU n.a. I.M. Sechenov, 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Tel: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected].

Orlov Sergey Aleksandrovich — assistant to the Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 109004, Moscow, 28, Alexander Solzhenitsyn St. Tel.: (499) 763-68-02. E-mail: [email protected].

Popov Viktor Yakovlevich — chief physician of the OGBEU «Kostroma Oblast Narcological Dispensary», chief psychiatrist-narcologist of the Kostroma Region Health Department. 156003, Kostroma, 4a Tkachey St. Tel. (4942) 31-68-42. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.