Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылева Елена Анатольевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепова Любовь Ивановна

В данной статье автор рассматривает особенности организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Цель статьи проанализировать научную литературу организации разнообразных направлений проектной деятельности. В статье рассмотрены главные элементы в организации проектной деятельность, которыми является информационная основа как знания о средствах и условиях достижения результата. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены педагогические условия организации проектной деятельности. Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костылева Елена Анатольевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Кутепова Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

In this article, the author examines the features of the organization of project activities in the system of additional education. The purpose of the article is to analyze the scientific literature on the organization of various areas of project activities. The article discusses the main elements in the organization of project activities, which are the information basis as knowledge about the means and conditions for achieving the result. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the pedagogical conditions for organizing project activities were determined. Organizational pedagogical conditions are understood as a complex of opportunities that contribute to solving the problems of the education system as a whole.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Костылева Елена Анатольевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Цель статьи проанализировать научную литературу организации разнообразных направлений проектной деятельности. В статье рассмотрены главные элементы в организации проектной деятельность, которыми является информационная основа как знания о средствах и условиях достижения результата. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены педагогические условия организации проектной деятельности. Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования в целом.

Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование, эффективность.

Annotation. In this article, the author examines the features of the organization of project activities in the system of additional education. The purpose of the article is to analyze the scientific literature on the organization of various areas of project activities. The article discusses the main elements in the organization of project activities, which are the information basis as knowledge about the means and conditions for achieving the result. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the pedagogical conditions for organizing project activities were determined. Organizational pedagogical conditions are understood as a complex of opportunities that contribute to solving the problems of the education system as a whole.

Keywords: project activities, additional education, efficiency.

Введение. В настоящее время в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, изменившего социально-экономическую сферу России, система образования претерпевает ряд значительных изменений: происходит преобразование содержания образования; внедряются новые формы и методы обучения; пересматривается перечень знаний, умений и навыков. Все эти изменения в сфере образования направлены на переход от традиционной парадигмы обучения к компетентностной. Суть этой парадигмы заключается не в освоение обучающимися суммы знаний и навыков, а в развитие компетенций, направленных на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.

Вышеупомянутые нововведения коснулись всей системы образования, в том числе и системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование наравне со школьным образованием становится важным звеном в общей системе образования, которое гарантирует формирование личности обучающегося и его раннее профессиональное самоопределение. По этой причине все методы и приемы, используемые педагогами дополнительного образования в своей практике должны сформировывать компетенции, которые отвечают требованиям современного общества. Сегодня, имея большое разнообразие форм в системе дополнительного образования, проектная деятельность является одним из самых востребованных и инновационных направлений.

Традиционные методы, применяемые сегодня в системе дополнительного образования, не могут в полном объеме раскрыть весь потенциал личности обучающегося. На помощь таким методам обучения приходят методы, которые позволяют подготовить учащихся к выбору своего дальнейшего профессионального пути, помочь им подстраиваться под быстро сменяющие технологии в современном обществе, развивать навыки креативного мышления и самостоятельности. Одним из таких методов является проектная деятельность [2].

Из работы Н.В. Матяш «проектная деятельность - это вид деятельности, который содержит в себе комплекс элементов игровой, учебно-познавательной, рефлексивной, исследовательской и творческой деятельности» [4].

Изложение основного материала статьи. Интерес к проектной деятельности за последние годы заметно усилился. Подтверждением этому могут сложить работы многих научных исследователей. Большой вклад в изучение подходов к организации обучения проектной деятельности в образовательном учреждении внесли такие исследователи как: В.Г. Веселова, О.Р. Козлова, В.М. Монахов и другие. Изучению основ проектной деятельности посвящены труды Е.М. Борисова, В.В. Гузеева, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Копылова, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель [5].

Проектная деятельность обучающихся в системе дополнительного образования к настоящему времени мало изучена. Она изучалась как средство профессиональной ориентации обучающихся при овладении ими компьютерных технологий (А.В. Маятин), как один из способов их творческой деятельности в детской объединение (Ю.Ф. Сазонов). Однако возможности организации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.

С возрождением проектной деятельности в педагогической практики школы большинство педагогов дополнительного образования начинают переосмысливать весь свой опыт педагогической деятельности. Выявляя при этом место проектной деятельности обучающихся в процессе обучения.

Проанализировав научно-педагогическую литературу, выяснилось, что проектная деятельность имеет свойство подстраиваться под организацию разнообразных направлений деятельности. Так, проектная деятельность может применяться при организации исследований, связанных с естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностью (А.М. Волков, А.Т. Волкова, А.А. Корженикова, Е.С. Цикало и др.), при организации творческой направленности (А.И. Живицкая), при организации профессионального самоопределения в сотрудничестве со школой (Т.А. Долматова) [6].

Для определения востребованности проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования были рассмотрены нормативно-правовые документы, научные публикации педагогов и методистов, связанных с деятельностью дополнительного образования, интернет - материалы, причастные теме дополнительного образования, работы некоторых авторов по организации проектной деятельности в виде книжных изданий.

По итогам анализа содержательной характеристики понятия «возможность» была составлена схема, представленная на рисунке 1. Из схемы видно, что основными составляющими компонентами понятия «возможность» считаются следующие термины - условие и средства реализации [8]. Эти два термина составляют основу при организации любого вида деятельности. Работа считается наиболее эффективной только в том случае, если во время организации этой деятельности в полной мере предоставляются всевозможные условия и средства необходимые для этого.

Рисунок 1. Основные компоненты понятия «возможность»

Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования предполагает три ее варианта [1]:

1. Организация проектной деятельности для обучающихся.

2. Организация проектной деятельности для творческого объединения

3. Организация проектной деятельности для педагога и обучающихся.

Главным элементом в организации проектной деятельность является ее информационная основа - это знания о средствах и условиях достижения результата. Для педагога дополнительного образования основу его деятельности будут составлять знания о педагогических возможностях реализации проектной деятельности. Для обучающихся информационную основу их проектной деятельности будет создавать педагог.

В системе дополнительного образования педагогические возможности складываются из двух элементов [3]:

- набора особенностей проектной деятельности, служащих для реализации педагогических целей в результаты;

- набора условий, которые необходимы для реализации педагогических возможностей.

В соответствие с рядом нормативно-правовых документов (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и т.д.) образовательное учреждение в процессе обучения должно реализовывать следующий ряд условий [2]:

- создать условия для самореализации личности;

- организовывать процесс обучения через индивидуальный подход к каждому ребенку;

- сделать обучающегося активным участником процесса обучения;

- делать акцент на социально-нравственное развитие учащегося;

- реализовывать право ребенка на свободный выбор деятельности.

При проектировании процесса обучения большое значение придается создаваемым педагогическим условиям. Грамотно выбранные и четко реализованные педагогические условия позволят педагогу достичь высоких результатов своей педагогической деятельности с обучающимися.

Под педагогическими условиями следует понимать совокупность педагогических возможностей, воздействующих на процесс обучения для создания успешной реализации какой-либо деятельности.

Всего в научно-педагогической литературе существует три типа педагогических условий, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2. Типы педагогических условий

Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов и др.).

Психолого-педагогические условия представляют собой совокупность мер оказывающих педагогическое воздействие со стороны педагога на учащегося, с целью повысить эффективность процесса обучения (Н.В. Журавская, А.В. Круглый и др.) [3].

Отталкиваясь от терминологических словарей понятие «условие» можно охарактеризовать как [2]:

- требования, выдвинутые в конкретной области деятельности;

- обстановку, в которой что-то совершается;

- обстоятельство, от которого зависит что-то важное.

Можно заметить, что термин «условие» не может существовать отдельно, оно взаимодействует с разными предметными областями. Именно в совокупности все эти условия сформируют среду его возникновения.

В результате анализа и обобщения всех позиций авторов можно сделать вывод, что педагогические условия - это компонент образовательного процесса, воздействующий на педагогические возможности образовательных учреждений для большей эффективности достижения результатов.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие условия для реализации проектной деятельности в образовательном учреждении:

1. Условие по созданию ситуации успеха.

2. Учет возрастных особенностей участников проектной деятельности.

3. Обеспечение современного информационно-технического сопровождения деятельности.

4. Условия по контролю самостоятельной деятельности учащихся.

5. Ориентирование на профессиональное будущее.

Рассмотрим выше перечисленные педагогические условия более подробно. Создание условий ситуации успеха в организации проектной деятельности является самым важным и эффективным условием. Обучающиеся в процессе проектной деятельности должны быть уверены в себе, в своих возможностях и способностях. В завершение процесса они должны быть горды своим результатом и проделанной работой.

Сопровождение проектной деятельности современными информационно-техническими ресурсами позволит повысить эффективность работы в несколько раз. При таком условие снижается время выполнения проектной работы, повышается интерес обучающихся и качество его работы.

Ориентация на профессиональное самоопределение успешно реализуется в проектной деятельности. Разная направленность проектной деятельности позволит учащемуся опробовать себя в разных областях знаний и определить что для него интереснее, что ему приносит удовольствие.

Чтобы получить полное представление о совокупности имеющихся педагогических условий для реализации проектной деятельности обучающихся необходимо, прежде всего, погрузиться в исследования педагогов и разобрать их рекомендации по сопровождению проектной деятельности обучающихся. После сбора, анализа и отбора нужных рекомендаций можно представить несколько групп условий по обеспечению эффективности проектной деятельность обучающихся.

1. Первая группа связана с особенностями отбора содержания проектной деятельности.

2. Вторая группа содержит особенности организации проектной деятельности.

3. Третья группа обобщает работу педагога, его позиции в этой области деятельности.

Большинство исследователей рекомендуют при организации проектной деятельности в системе

дополнительного образования придерживаться таких педагогических условий [2]:

- наличие мотивационного компонента;

- самостоятельность в принятие решения;

- следование определенному алгоритму действий;

- разнообразие организационных форм;

- обеспечение информационно - техническими ресурсами.

При сопровождении проектной деятельности педагогам дополнительного образования предлагается [4]:

- создавать собственные проекты, содержание которых связано с проектной деятельностью;

- организовывать совместные проекты с обучающимися;

- развивать навыки общения с обучающимися.

Педагогические условия - это меры по воздействию педагога дополнительного образования на учащегося с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Выводы. Таким образом, организация проектной деятельности в системе дополнительного образования - это набор специально обоснованных и организованных требований образовательной деятельности, которые вместе помогают успешно достичь запланированного результата на разных этапах деятельности и в целом. Обобщив все позиции научных исследователей, были выделены педагогические условия для эффективной реализации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования [7]:

- организационно-техническое оснащение работы;

- информационно-техническое сопровождение работы;

- ценностно-мотивационные условия успешности выполнения работы;

- условия по совершенствованию контроля самостоятельной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей центров детского творчества. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. - 145 с.

2. Волкова, А.Т. Принципы организации проектной деятельности учащихся в Центре «Экология и культура». - М.: Инноватор, 2014. - 166 с.

3. Малкова, И.Ю. Педагогические функции метода проектов в условиях их реализации в школе. -Томск: Академия, 2014. - 123 с.

4. Пастарнак, М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся в процессе изучения образовательной области «Технология». - Брянск, 1997. - 423 с.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2015. - 114 с.

6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 159 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года № 1642

8. Смирнова Ж.В., Большакова Ю.С., Мададова К.Х. Сущность контрольно-оценочной деятельности и ее особенности организации в дополнительном образовательном учреждении // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. -С. 34-36.

9. Ходырева, В.А. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся. -Новокузнецк, 2005, - 47 с.

Педагогика

УДК 37.034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феномена этического воспитания как неотъемлемой части нравственной педагогики. Подробно представлен терминологический аппарат исследования, охарактеризованы такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Рассмотрены задачи и функции этического воспитания. Представлено содержание воспитания и обозначена роль его этической составляющей.

Ключевые слова: этическое воспитание, нравственная педагогика, мораль, нравственности, этика. Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomenon of ethical education as an integral part of moral pedagogy. The terminological apparatus of the study is presented in details, such categories as «ethics», «morality», «moral» are characterized. The tasks and functions of ethical education are considered. The content of education is presented and the role of its ethical component is indicated. Keywords: ethical education, moral pedagogy, morality, morals, ethics.

«Ребенок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

Порой предпочитает осмотреться сам; трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Введение. Базовые национальные ценности, присутствующие и одновременно составляющие религиозные, этические, социальные, семейные и иные системы ценностей, определяют содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации - эта мысль не только прослеживается и находит свое подтверждение у педагогов и воспитателей, но и транслируется в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», что определяет актуальность исследуемой темы.

Каменева О.Л., рассуждая об этике добродетели в педагогике, говорит о постмодернистском нигилизме; дискредитации всех норм; стирании границ прекрасного и безобразного; о ситуации, когда порок смешивается с добродетелью, ложь с правдой. В «открытой» истории нельзя спешить налагать запреты на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.