Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Н. Ю.

В данной статье раскрываются научно-методические основы организации проектной деятельности младших школьниковв УМК «Планета знаний». Автором статьи особое внимание уделяется специфике содержания и организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.In this article scientific-methodical bases of organization of project activity of junior schoolboys open up in UMK «Planet of knowledges». The special attention is spared the author of the article the specific of maintenance and organization of project activity student at initial school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Н. Ю. ЯШИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО yashina-nata58@mail.ru

В данной статье раскрываются научно-методические основы организации проектной деятельности младших школьниковв УМК «Планета знаний». Автором статьи особое внимание уделяется специфике содержания и организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.

In this article scientific-methodical bases of organization of project activity of junior schoolboys open up in UMK «Planet of knowledges». The special attention is spared the author of the article the specific of maintenance and organization of project activity student at initial school.

Ключевые слова: проектная деятельность, продукт, учебная и внеурочная деятельность, системно-деятельностный и компетентностный подходы

Key words: project activity, product, educational and extracurricular activity, sistemno-deyatel'nostnyy and kompetentnostnyy approaches

На современном этапе начального образования важно не столько дать ребенку знания, сколько обеспечить его познавательное, общекультурное, личностное развитие и вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС начального общего образования требует использования в образовательном процессе технологий дея-тельностного типа, методов проектно-ис-следовательской деятельности как одного из условий реализации образовательной программы.

По данным современных исследований, под проектной деятельностью (ПД) обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на до-

стижение общего результата деятельности. Непременным условием ПД является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [3].

В основе ПД лежит развитие познавательных интересов и исследовательских навыков обучающихся, их творческих способностей, коммуникативной компетентности, личностных качеств. Мы разделяем точку зрения С. И. Поздеевой, Т. В. Кузнецовой на то, что ПД предполагает самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающей-

Большое значение должно придаваться организации проектной деятельности младших школьников на уроке и во внеурочное время.

ся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. ПД можно рассматривать как процесс приведения деятельности учащихся в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от этой деятельности с учетом конкретных условий [5]. В связи с этим, на наш взгляд, большое значение должно придаваться организации проектной деятельности младших школьников на уроке и во внеурочное время.

В рамках реализации ФГОС НОО ведутся поиски интеграции учебной и внеурочной деятельности, разработаны методические рекомендации по организации внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов [7, с. 294— 306]. Вместе с тем на данный момент только в отдельных учебно-методических комплектах (УМК) для начальной школы — «Школа России», «Школа 2100», «Планета знаний» — представлены темы, содержание проектов и рекомендации по их выполнению как для учителя, так и для учащихся.

УМК «Планета знаний» является единственным из всех действующих УМК для начальной школы, в котором авторами всех основных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) выстроена система работы по проектной деятельности младших школьников. УМК «Планета знаний» состоит из учебных программ по предметам, учебников и дополнительных пособий для учащихся, программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» предназначена для учащихся 2—4-х классов [9, с. 148—167]. В программе представлены цели, задачи, содержание разделов, учебно-тематический план занятий, планируемые резуль-

таты, методические рекомендации по организации кружковых занятий, образцы проектно-исследовательской деятельности во 2—4-х классах по алгоритму: тема, центральная идея, направления исследования, содержание, ключевые вопросы, конечный продукт.

Практическая деятельность учащихся направлена на овладение методами и приемами проектной и исследовательской деятельностью; умениями работы с компьютером при подготовке презентации; различными формами творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сценарий праздника, викторины, реферат, презентация и др.). Тематика проектно-исследовательской деятельности («История страны — история моей семьи» — 2-й класс, «Великие имена в названиях улиц» — 3-й класс, «Космос далекий и близкий» — 4-й класс) способствует осознанию учащимися значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, культурного наследия страны.

Общие подходы к проведению проектной деятельности по учебному предмету рассмотрим на примере УМК «Планета знаний» по русскому языку (авторы Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина). В методических пособиях для учителя есть методические рекомендации «О проектной деятельности по учебникам "Русский язык"» [1, с. 128—131], а в тематическом планировании по каждому году обучения даются краткие методические комментарии по проведению инструктажа по теме проекта и характеристика деятельности учащихся [8].

В учебниках для 1—4-х классов отражены основные компоненты содержания и организации работы над темами проектов. Анализ материалов по проектам, рекомендуемых авторами, позволил нам выделить научно-методические основы организации проектной деятельности в УМК «Планета знаний»:

3 системно-деятельностный и компе-тентностный подходы;

3 учет возрастных и психологических особенностей, индивидуальных возможностей и потребностей младших школьников;

3 ориентация проектной технологии на специфику начальной школы.

Реализация системно-деятельностного подхода в организации проектной деятельности обучающихся по УМК «Планета знаний» в соответствии с требованиями ФГОС НОО отражена в следующих положениях:

3 направленность на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

3 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

3 включение содержания проектов в контекст решения значимых жизненных задач;

3 признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении общих результатов [10, с. 5—6].

Авторы учебников «Русский язык» выстраивают систему работы над проектами в единстве урочных и внеурочных занятий. В учебниках предлагается один проект в конце 1-го класса и по два проекта в год во 2—4-х классах. Предлагаемая система работы обеспечивает поэтапное приобретение обучающимися навыков проектной деятельности, направленной на формирование личностных результатов, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, последовательное овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности и навыками учебного сотрудничества. В процессе целенаправленной ПД у младших школьников формируются следующие ме-тапредметные результаты:

3 познавательные УУД — умение самостоятельно выделять и формулировать проблему по теме проекта и учебные задачи отдельных заданий; умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию в разных источниках и преобразовывать ее в продукт;

3 регулятивные УУД — умение принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, ставить новые учебные задачи в процессе деятельности; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение участвовать в презентации продукта; умение оценивать результаты собственной деятельности и результаты групповой работы над проектом;

3 коммуника тивные УУД — умения планировать сотрудничество, организовывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания в группе; логично и последовательно излагать материал, выступать перед аудиторией с презентацией продукта.

Следует подчеркнуть, что авторы УМК выстраивают содержание и организацию ПД, учитывая специфику начальной школы. Темы для проектов на каждый год обучения отбираются в соответствии с программным материалом по русскому языку, предусматриваются межпредметные связи с «Литературным чтением» и «Окружающим миром» с целью расширения, систематизации полученных знаний и их применения на практике. Например, плакат «Покормите птиц зимой!» как продукт проекта «Проводники наших мыслей и чувств»; мини-сочинения «Люблю природу русскую!» в рамках проекта «Красота родной природы»; сборник отзывов и аннотаций «Советуем прочитать» как один из продуктов проекта «Язык мой — друг мой!» и др.

С целью формирования у младших школьников навыков исследовательской и проектной деятельности авторы выстраивают систему работу от однопред-метных проектов к межпредметным, от личных — к групповым и общеклассным проектам. Длительность выполнения про-

Авторы УМК выстраивают содержание и организацию ПД, учитывая специфику начальной школы.

В процессе организации ПД авторы учебников «Русский язык» придерживаются наиболее значимых характеристик проектной технологии в начальной школе.

екта в режиме урочно-внеурочных занятий ограничивается одним уроком в 1-м классе, одной-двумя неделями во 2-м классе, тогда как в 3—4-х классах проекты постепенно становятся долгосрочными, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Учитывая, что у младших школьников недостаточно сформированы навыки самостоятельной познавательной деятельности, авторами предлагаются такие продукты ПД, которые могли бы создать сами школьники с минимальной помощью взрослых (педагога и родителей). В связи с этим в 1—2-х классах авторы рекомендуют использовать элементы технологии проектов, а начиная с 3-го класса — проектную деятельность, отвечающую всем требованиям данной технологии.

В процессе организации ПД авторы учебников «Русский язык» придерживаются наиболее значимых характеристик проектной технологии в начальной школе, описанных в работах Н. В. Ивановой, И. С. Сергеева, Н. Ю. Пахомовой, К. Н. Поливановой и других ученых:

3 постановка проблемы в форме практического задания;

3 планирование и организация деятельности;

3 поиск и анализ информации;

3 создание продукта; 3 презентация продукта.

Средством организации ПД в учебниках являются инструкционные карты, при составлении которых учитывались психологические особенности мышления младших школьников. Так, в учебниках для 1—2-х классов инструкционные карты представлены на развороте учебника в виде наглядных образов. Например, в теме «Русский язык — твой помощник» (1-й класс, конец года) рисунками обозначены основные характеристики ПД:

1) для чего так важна данная тема

(в учебе, семье, магазине, на улице, на отдыхе);

2) какие могут быть источники информации (библиотека, семья, телевидение, словари);

3) какие проекты (продукты) по теме могут быть выполнены (письма близким, поздравительные открытки друзьям, записная телефонная книжка, игры «Веселый наборщик» и «Поле чудес»).

В 3—4-х классах инструкционные карты приобретают более деловой характер. На левой стороне разворота учебника авторы предлагают учащимся ответить на вопросы по изученному материалу, ставят перед ними проблемные вопросы, просят выдвинуть гипотезу и проверить ее, сравнив с информацией в детских справочниках, энциклопедиях, словарях и т. д. На правой странице учебника даются планы подготовки проекта, описываются этапы деятельности по созданию продуктов.

На основе инструкционных карт, размещенных в учебнике, учитель на уроке проводит инструктаж по организации ПД, которая осуществляется школьниками во внеурочное время самостоятельно по рекомендациям авторов и с помощью взрослых (учителя, библиотекаря, членов семьи).

На этапе планирования и организации деятельности ставится проблема по теме проекта, обсуждаются способы решения поставленной проблемы, выделяются подпроблемы, определяются направления работы (индивидуальной или групповой), планируется последовательность ее выполнения. Следует отметить, что постановка проблемы по предлагаемой теме проекта формулируется в форме практического задания.

Таким образом, в ПД реализуется компетентностный подход, связанный с созданием продуктов, которые используются младшими школьниками в игровой, учебной деятельности (собственные языковые игры в виде ребусов и кроссвордов, формулировка в стихах изученных

правил, словари, справочники, наглядные пособия, тренажеры и др.), а также в повседневной жизни, в быту. Так, при знакомстве с особенностями написания коммуникативно значимых и этикетных видов «деловых бумаг» авторы предлагают учащимся использовать полученные знания в жизни: сочинить поздравительные открытки, письма, записки друзьям и близким, объявления, приглашения родителям на школьный праздник; составить сборники инструкций по изготовлению украшений к Новому году, сборники кулинарных рецептов и др. Все эти продукты создаются учащимися по образцам, данным в учебниках.

Также авторы предлагают проекты, связанные с овладением культурой речевого поведения (например: «Как хорошо уметь грамотно писать» во 2-м классе, «Используем средства языка при общении» в 4-м классе).

Начиная с 1-го класса авторы предоставляют обучающимся возможность выбора. Младшие школьники могут выбирать один из предлагаемых авторами проектов по теме или придумать свой в зависимости от собственных предпочтений. Выбор может быть обусловлен интеллектуальными, творческими способностями, характером деятельности, предпочитаемыми формами работы.

С целью формирования навыков совместной деятельности авторы рекомендуют постепенно переходить на организацию ПД в парах, а затем в малых группах. Так, уже в конце первого полугодия 3-го класса создание художественного журнала возможно лишь в группе при распределении предлагаемых авторами ролей: главного редактора, авторов рубрик, художников, составителей макета журнала. Авторы учебника рекомендуют следующие этапы работы над проектом:

1. Обсудите название журнала.

2. Решите, какие рубрики (разделы) будут в этом номере; какой материал будет интересен для чтения твоим одно-

классникам; какие игры со словом можно включить в него.

3. Выбери наиболее интересную для тебя рубрику и определи, какой материал будешь готовить (зарисовку зимнего пейзажа, описание зимних забав, экскурсий, свои размышления по поводу увиденного, услышанного, прочитанного во время зимних каникул и т. п.).

4. Продумай, для какого материала необходимы иллюстрации; что должно быть на них изображено.

5. Решите, будет ли журнал рукописным или набранным на компьютере.

Учебные проекты по русскому языку, предлагаемые в УМК, можно разделить по доминирующей деятельности обучающихся на информационные, практико-ориентированные, творческие и исследовательские [1, с. 128—131].

Информационные проекты направлены на сбор сведений об объекте, конкретном явлении в русском языке, расширение и углубление знаний по изучаемой теме, на поиск, анализ и обобщение языкового материала, на ознакомление всех обучающихся с полученной информацией, представленной чаще всего в виде презентации, альбома, папки с файлами (тематические книжки-малышки стихов, сборники считалок, загадок, скороговорок, пословиц, фразеологизмов).

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности их участников, который определяется их жизненно-практическими потребностями в процессе изучения родного языка. Продуктами таких проектов являются: сборник орфографических правил и памяток «Узелки на память», сборник «Орфографические задачи», словарь «Энциклопедия слова», «Словарик речевого этикета», наглядно-иллюстративный материал (схемы, таблицы, модели, плакаты), тренажеры (карточки-перфокарты,

Учебные проекты по русскому языку, предлагаемые в УМК, можно разделить по доминирующей деятельности обучающихся на информационные, практико-ориенти-рованные, творческие и исследовательские.

Реализация рекомендаций по организации ПД в учебной и во внеурочной деятельности по УМК «Планета знаний» способствует повышению эффективности и качества обучения русскому языку в начальной школе.

словесный конструктор «Состав слова» и др.)

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся — она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата — продукта. Чаще всего продукт является результатом коллективной деятельности учащихся: альбом «Русский язык в стихах, сказках и рисунках», афиша-приглашение на праздник, сценарий мероприятий «Праздник русского алфавита», «День славянской письменности и культуры». Творческие проекты на основе личных наблюдений на темы «Краски осени», «Мои летние открытия», «Лето — время отдыха и открытий», «Интересные и забавные случаи в зимние каникулы» могут быть оформлены как заметки в художественный журнал или газету.

Исследовательские проекты проводятся в 3—4-х классах как небольшие «квазиисследования», когда деятельность обучающихся носит частично исследовательский характер, связанный с выдвижением и проверкой выдвинутых гипотез на соответствие их с теорией языка, с данными, зафиксированными в научных источниках (история происхождения слова, названия населенного пункта, «Мое имя», детская энциклопедия «Тайны русских слов» и др.).

На этапе подведения итогов продукты проектной деятельности демонстрируются обучающимися:

3 на уроках русского языка;

3 на библиотечных уроках (сборник «Советуем прочитать», художественный журнал «Книжкины друзья»);

3 на классных и школьных внеурочных мероприятиях («Неделя русского языка» — сценарии праздников, конкурсов,

викторин; спектакли, инсценировки, рекламы и др.);

3 перед учащимися других классов (демонстрация сборников, словарей, альбомов, наглядных пособий); перед воспитанниками ДОО или детьми, посещающими занятия по подготовке к обучению в школе (презентации подарков детскому саду «Необычная азбука», «Красивая буква алфавита»).

Таким образом, учебные проекты, продукты которых могут быть интересны, полезны другим людям (учащимся других классов, воспитанникам детского сада, детского дома, родителям и другим взрослым), имеют социальные эффекты.

Результаты диагностических исследований обучающихся, школьная практика показывают, что реализация рекомендаций по организации ПД в учебной и во внеурочной деятельности по УМК «Планета знаний» способствует повышению эффективности и качества обучения русскому языку в начальной школе и предопределяет успешность всего последующего обучения.

Педагоги отмечают динамику личностного роста обучающихся, проявление их индивидуальности и творческих способностей, а также повышение уровня сфор-мированности метапредметных УУД. В процессе выполнения проектов у младших школьников успешнее формируются информационная культура — навыки поиска, сбора, обработки, хранения и представления информации; коммуникативная компетентность — направленность на совместную деятельность, навыки учебного сотрудничества; рефлексивные навыки — самоконтроль и самооценка собственной деятельности; стремление к самообразованию.

Таким образом, успешное вхождение в проектную деятельность в младшем школьном возрасте является фундаментом дальнейшего овладения технологией проектно-исследовательской деятельности в основной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желтовская, Л. Я. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская. — М. : АСТ : Астрель, 2008.

2. Иванова, Н. В. Реализация проектной деятельности в начальной школе / Н. В. Иванова. — М. : АРКТИ, 2013.

3. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н. В Матяш, В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2007.

4. Поздеева, С. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников /

С. И. Поздеева, Т. В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. — Сер. «Педагогика начального и общего образования». — 2010. — Вып. 2 (92). — С. 65—69.

5. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — М. : Просвещение, 2008.

6. Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. — Ч. 1. — М. : Просвещение, 2008.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы: Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир : сборник. — 2-е изд., дораб. — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2010.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1—4 классы: Учебно-методический комплект «Планета знаний» : программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М. : Астрель ; Влади -мир : ВКТ, 2012.

9. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — М. : АРКТИ, 2007.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2011.

В статье представлены некоторые результаты исследования возможности применения заданий проблемного характера на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова» по учебникам УМК «Гармония» на становление основных логических универсальных учебных действий (анализа, синтеза, классификации) младших школьников. Выделены различия заданий традиционного и проблемного характера. Приведены примеры заданий проблемного характера из учебников и рабочих тетрадей.

The paper presents some results of research on the effect the feasibility of the jobs problem character of Russian language lessons while studying the theme «composition of words from textbooks CMD

О. Е. КУРЛЫГИНА, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) miakulpa@mail.ru

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК «ГАРМОНИЯ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.