76
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378
Л. А. Воробей, И. А. Кузменкова, М. А. Грибовская
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
В статье описан практический опыт авторов по организации работы в условиях модульнорейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов. Указаны преимущества и недостатки системы, выявленные в ходе ее внедрения.
Введение
Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Анализ образовательной ситуации в Беларуси в сфере высшего профессионального образования выявил необходимость вступления Беларуси в Болонский процесс. Участие в данном процессе позволило по-новому посмотреть на место учащегося в отечественном образовании и на особенности преподавания различных дисциплин. Благодаря этому сегодня активно пересматриваются и анализируются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и готовятся научные обоснования их совершенствования.
Однако, вводя что-то новое, необходимо помнить о том, что процесс образования не сводится только к овладению знаниями, выработке определенных умений и навыков, он должен способствовать развитию творческой активности личности, выступать важным средством ёе воспитания. Еще Н. Г. Чернышевский писал, что для того чтобы человек был образованным в полном смысле слова необходимы обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств. И. Ф. Харламов, говоря об образовании, подчеркивал: «Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения основным материалом, то есть обучение, а с другой -воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и взаимосвязь» [1, 134]. Такой подход к процессу обучения актуален именно сегодня, когда перед системой образования стоит важная задача - подготовить специалиста, способного стать активным участником инновационного движения. Для решения этой задачи необходимо, по мнению И. Ф. Харламова, чтобы «студенты совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, запоминание, применение усвоенных знаний на практике, последующее их повторение и систематизация» [1, 163]. А стало быть, модернизация процесса образования должна касаться всех вышеперечисленных учебно-познавательных действий. При этом немаловажную роль играет система контроля качества знаний.
Система контроля качества знаний является одной из важных проблем, обсуждаемых в рамках Болонского процесса. Главный недостаток традиционной системы оценки знаний заключается в том, что она не способствует активной и ритмичной работе студентов. Существующая система контроля усредняет всех: студент, систематически работающий
и сдающий все в срок, формально успевает так же, как студент, сдавший все в последний момент. В итоговой экзаменационной оценке не учитывается самостоятельная работа студента. Эта оценка не отражает в полной мере уровень знаний, умений и навыков студента, содержит элемент случайности. Эти и многие другие недостатки традиционной системы обусловили поиск новых возможностей объективной оценки знаний, умений и навыков. Всё это привело к необходимости модернизации традиционной технологии обучения, которая позволяла бы на высоком уровне методического, информационного и технического обеспечения проводить высококачественную подготовку специалистов.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время в Белорусском торгово-экономическом университете внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию, получение мобильных знаний,
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
77
формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. В процессе практической педагогической деятельности, в особенности в области естественнонаучных дисциплин, приходится ориентироваться на ситуацию, когда часть студентов не готова либо по своему уровню развития, либо по уровню ценностной мотивации к активному усвоению предмета, дающего ему базовые знания. Решению задачи уменьшения отчисления студентов первых курсов, повышения качества усвоения материала наряду с достаточно строгим контролем успеваемости в условиях перехода высшей школы к новой форме образования, когда преподаватель является организатором познавательной деятельности студентов, направлена модульно-рейтинговая технология.
Целями внедрения модульно-рейтинговой системы (МРС) являются: повышение мотивации студентов к освоению учебного материала, совершенствование методов обучения, обеспечение регулярного контроля за работой студентов, индивидуализация процесса обучения.
При организации МРС была проведена следующая работа:
1. В учебных программах весь объём учебной информации был разделен на миникурсы (модули), для которых были разработаны теоретические вопросы и практические задания. Число модулей зависело от сложности и значимости учебного материала, от необходимой частоты контроля.
2. Подготовлен полный комплект методических документов.
3. Студенты были ознакомлены с целями, содержанием учебной деятельности, требованиями к уровню овладения учебным материалом, критериями оценки различных видов учебно-познавательной деятельности.
4. Были разработаны виды и методы контроля, эталон для оценивания, рейтинговая шкала. Балльная система оценивания учитывала все стороны учебной деятельности: объём и качество усвоенных знаний, качество самостоятельной работы, проявление творчества. Удельный вес рейтинговой оценки знаний в общей итоговой оценке составил 50%. Знание своего текущего балла позволило студенту рассчитать свою экзаменационную оценку, тем самым дало возможность овладеть самоанализом, прогнозированием развития своей деятельности. При выставлении среднего балла за модуль была предусмотрена возможность поощрения студента за участие в научной деятельности, в предметных олимпиадах, студенческих конференциях посредством дополнительных баллов. Таким образом, система поощрительных баллов становится тем стимулом, который приводит студента в мир науки.
5. Большую роль в применении МРС играет тщательная подготовка преподавателя к организации занятий: качественное содержание модулей, выбор использования методических приёмов, составление заданий, определение порядка проведения промежуточных аттестаций.
Модульно-рейтинговая система оценок не только отражает учебные достижения, но и является эффективным средством управления процессом образования. При проведении модульного контроля целесообразно использование такой инновационной методики, как тестирование. Нами разработан комплект тематических тестов, которые помогают за короткое время оценить успешность усвоения учебного материала модуля, повышают объективность оценки знаний.
В качестве примера применения модульно-рейтинговой системы предлагается распределение тем дисциплины «Эконометрика и экономико-математические методы и модели» на модули и варианты тестовых заданий. Изучаемый курс разбит на пять модулей трех основных типов. Каждому типу соответствует определенный характер тестовых заданий.
Информационный модуль «Основы моделирования экономических процессов». Он содержит необходимую теоретическую информацию, которую должен знать студент. Тесты, соответствующие данному модулю, требуют знания основных понятий и определений.
№ 1. Укажите неправильное утверждение:
1) модель реального объекта обладает всеми свойствами этого объекта;
2) моделирование - это разработка модели, ее анализ и перенос результатов исследования на реальный объект;
3) моделирование - это способ изучения реального объекта через рассмотрение подобного ему, но более простого объекта.
№ 2. Укажите неправильное утверждение:
1) модель - это образ реального объекта, отражающий существенные свойства этого объекта и замещающий его в ходе исследования;
78
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
2) математической моделью называется описание объектов или процессов в виде функций, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств;
3) математической моделью называются образец, схема или макет, построенные по реальному объекту или явлению.
№ 3. Укажите неправильное утверждение:
1) адекватность модели - это ее соответствие моделируемому объекту;
2) адекватность модели означает, что существенные свойства объекта верно учтены в модели;
3) адекватность невозможно доказать с помощью эксперимента на реальном объекте;
4) модель адекватна, если результаты эксперимента совпадают с результатами моделирования.
Информационно-практические модули «Модели математического программирования. Матричные игры», «Сетевое планирование и управление», «Модели межотраслевого баланса», в которых, кроме требований к знанию теоретического материала, предъявляются требования к практическим навыкам. В данном типе модулей тесты контролируют знание студентами не только теоретического материала, но и алгоритмов решения задач.
№ 1. Игра задана платежной матрицей
Стратегии Bi B2 Вз В4
A1 6 4 3 2
A2 3 5 2 1
A3 0 4 4 0
1) игра решается в чистых стратегиях;
2) игра решается в смешанных стратегиях;
3) игра не имеет решения.
№ 2. При решении игры в смешанных стратегиях для первого игрока, имеющего три стратегии, получены вероятностир1 = 0,45; р2 = 0; р3 = 0,55. Это означает, что...
1) если игрок применит первую стратегию, то вероятность его выигрыша равна 0,45, если вторую, то игрок не выиграет, если третью, то вероятность выигрыша 0,55;
2) в 45% игр первому игроку нужно применить свою первую стратегию, в 55% - третью, вторую стратегию применять не следует;
3) при применении первой стратегии выигрыш игрока составит 0,45, при применении третьей - 0,55, при применении второй стратегии игрок ничего не выиграет.
№ 3. Рассчитана продолжительность полных путей сетевого графика:
T(^1) = 19; T (^2) = 13; T (^3) = 20; T (ц4) = 18; T (^5) = 11. Продолжительность всего проекта равна:
1) 11;
2) 20;
3) 18.
В аналитическом модуле «Регрессионные модели в экономике» большое внимание уделяется умению правильно анализировать практический материал и делать верные выводы, что и определяет соответствующий характер тестов.
№ 1. Коэффициент детерминации для уравнения регрессии равен 0,1. Это говорит о том, что...
1) построенная модель имеет высокое качество;
2) построенная модель имеет низкое качество;
3) между переменными существует прямая линейная зависимость;
№ 2. Коэффициент корреляции парной линейной регрессии равен -0,91. Это означает, что...
1) между переменными существует весьма высокая обратная линейная зависимость;
2) между переменными нет линейной зависимости;
3) построенная модель имеет низкое качество и даст неточные прогнозы.
№ 3. При проверке значимости коэффициентов парной линейной регрессии y = b0 + b1x при критическом значении t-статистики, равном 2,1, значения t-статистики для b0 и b1 соответственно равны -4,57 и 25,93. Из этого следует, что...
1) оба коэффициента регрессии значимы;
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
79
2) b0 не значим, и уравнение регрессии должно строиться в виде у = b1x;
3) b1 не значим, фактор x не влияет на y, и необходимо ввести в модель другой фактор, влияющий на у.
Получая информацию о текущем уровне знаний студентов (в этом проявляется контролирующая функция модульно-рейтинговой системы [2]), преподаватель имеет возможность вовремя внести коррективы в методику обучения. Если результаты оценивания модуля невысоки, то преподаватель, выявив пробелы в знаниях (диагностирующая функция), может принять соответствующие меры. При необходимости можно перераспределить учебное время по материалам курса, заострить внимание на самом главном, выделить характерные ошибки, допускаемые студентами, и обсудить их на практических или семинарских занятиях.
Воспитательная функция модульно-рейтинговой системы оценки знаний заключается в стимулировании студентов к успешной учебе, к повышению уровня своих знаний. Возможность оценить результаты учебы и сравнить текущее состояние студента с его же состоянием некоторое время назад служит хорошей мотивацией в учебе, развивает у студентов умения самоконтроля и самооценки, вызывает неудовлетворенность достигнутым, стремление к улучшению результатов и настойчивость в достижении цели.
Опыт введения модульно-рейтинговой системы контроля знаний показал, что она создает наиболее благоприятные условия для полноценного образовательного процесса и выработки прочных знаний, способствует формированию потребностей в самообразовании. Образование без умения оценивать знания невозможно, так как оценка является его важнейшим элементом, активно влияющим на процесс, и в то же время показателем его результативности. Поэтапный контроль знаний позволяет преподавателю получить в полном объеме представление об уровне знаний студентов, их практических навыках, способностях, умении самостоятельно работать с научной литературой и своевременно принимать меры для предупреждения неуспеваемости.
Выводы
Таким образом, использование в единой системе технологии модульного обучения и рейтингового контроля позволяет объединить в одно целое цели обучения, организационные формы, содержание учебного материала, дидактические процессы по его усвоению, контроль и оценку результатов обучения. МРС способствует формированию личностно и социально значимых мотивов, непосредственно связанных с удовлетворением познавательных потребностей и профессиональным самоопределением.
Анализ результатов введения МРС в университете показывает, что рейтинговый контроль знаний способствует:
• достижению высоких показателей посещаемости, качественной успеваемости;
• формированию мотивов познавательной деятельности;
• формированию навыков самоконтроля и самооценки учебных достижений;
• формированию потребностей в самообразовании;
• улучшению взаимоотношений между студентами и преподавателями;
• снижению стресса (при достаточно высоких модульных оценках студент, успешно прошедший промежуточный модульный контроль, может рассчитывать на высокую результирующую оценку за семестр).
Именно модульно-рейтинговая система контроля знаний, на наш взгляд, создает наиболее благоприятные условия для полноценного образовательного процесса и высоких его результатов.
Литература
1. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - 6-е изд. - Минск : Універсітэцкае, 2000. - 560 с.
2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие
/ М. В. Буланова-Топоркова ; отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.
Summary
This article describes the practical experience of the authors on the organization of work in the conditions of module-rating system of estimation of students' educational activity. The advantages and disadvantages of the system identified in the course of its implementation are determined.
Поступила в редакцию 27.06.11.