Научная статья на тему 'Организация приема аспирантов с использованием механизмов классификации'

Организация приема аспирантов с использованием механизмов классификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / A MANIPULATION / THE INFORMATION / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баркалов С. А., Белоусов В. Е., Крахт Л. Н.

Рассматривается механизм мотивации для оценки эффективности работы аспиранта в текущем учебном году, позволяющий осуществить корректировку на кафедре учебной нагрузки с целью определения коэффициента мотивационной надбавки конкретному научному руководителю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF RECEPTION OF POST-GRADUATE STUDENTS WITH USE OF MECHANISMS OF CLASSIFICATION

The mechanism of motivation for an estimation of an overall performance of the post-graduate student in current educational to the year is considered, allowing to carry out updating on faculty of an academic load with the purpose of definition of factor of the motivational extra charge to the concrete supervisor of studies

Текст научной работы на тему «Организация приема аспирантов с использованием механизмов классификации»

УДК 541.54.432-1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА АСПИРАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ КЛАССИФИКАЦИИ

С.А. Баркалов, В.Е. Белоусов, Л.Н. Крахт

Рассматривается механизм мотивации для оценки эффективности работы аспиранта в текущем учебном году, позволяющий осуществить корректировку на кафедре учебной нагрузки с целью определения коэффициента мотивационной надбавки конкретному научному руководителю

Ключевые слова: манипулирование, информация, экспертиза

Введение

В России принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы» [1], которая должна задать существенный скачок в области подготовки научно-педагогических кадров новой формации.1 Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научнопедагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Проблемы существующей системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

Что же происходит в данной области сейчас? Безусловно, недостаток финансирования и низкая заработная плата никак не способствуют привлечению талантливой молодежи в науку. Однако имеют место недостатки системного характера: формальный анализ результатов научно-исследовательской работы аспирантов по годам обучения; некачественный анализ при формировании научных направлений исследований на этапе еще научно -исследовательской работы аспирантов; незаинтересованность научных руководителей в результатах обучения своих подопечных; манипулирование информацией со стороны как кафедр, так и самих аспирантов; отсутствие оперативного реагирования со стороны вузовских структур, т. к. отчеты о результатах деятельности аспирантур несут формальный оттенок (рис. 1).

Трудно сказать, что собственно содержат эти цифры. Необходим принципиально новый подход, основанный на системе с активными элементами, где органы управления выступают не в роли стати-

Баркалов Сергей Алексеевич - ВГАСУ, д-р техн.

наук, профессор, тел. (4732) 76-40-07

Белоусов Вадим Евгеньевич - ВГАСУ, канд. техн.

наук, доцент, тел. (4732) 76-40-07

Крахт Людмила Николаевна - СТИ МИСИС, канд.

техн. наук, доцент, тел. 8920 202-37-68

стов, а постоянно вырабатывают необходимые стратегии улучшения взаимодействия уровней руководство - научные руководители-аспиранты, как на этапах отбора в аспирантуру, так и при научноисследовательской работе.

Показатели 2004 2005 2006 200* 2008

- Число лицензированных 30 30 30 30 31

научных специальностей - научные руководители, имеюшне право научного руководства аспирантами

(всего/д-ра наук) 94/57 96/57 108/68 106/68 104/68

- научные руководители, осуществляю* шне научное руководство аспирантами

(всето/д-ра наук) 67/4 2 70/42 77/48 78/53 79/57

- контингент аспирантов (всего очно) 167 137 181 147 205 165 196 163 173 148

- контингент соискателей ученой степени

кандидата наук 78 101 84 99 107

- вытек соискателей ученой степени

канд. наук 25 21 27 31 31

• из них с зашитой 10 И 23 16 18

(зашиты/ процент) (40%) (52%) (85%) (52%) (58%)

• выт ек из аспирантуры 52 38 47 49 51

• из них с зашитой в срок и 10 15 17 13

(зашиты' процент) (25%) (26%) (32%) (35%) (28%)

- зашиты в течение года после окончания 4 6 2 4

аспирантуры

Рис.1. Пример анализа эффективности работы аспирантуры

Модели управления в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

Рассмотрим модель управления подготовкой аспирантов в нелинейной схеме. Управляющим органом выступает аспирантура и проректор по научной работе, объектом управления - кафедры, научные руководители и аспиранты N = {1,2, к,п}. Каждая кафедра характеризуется параметром г ей , / еN (тип). Кафедра /' сообщает аспирантуре информацию 5 е ^ (количество аспирантов и информацию о возможных кандидатах), о значении своего типа г ей, / е N (наличие квалифицированных руководителей и тематик научной деятельности). Тогда множество сообщений

5 = (51, s2,..., sn) будет представлять механизм планирования. Планы, назначаемые каждой кафедре зависят от сообщений других кафедр [2] и ограничений на количество бюджетных мест в аспирантуре (рис. 2).

Рис.2. Модель системы подготовкой аспирантов в контексте организационного управления

Для обеспечения равновесия Нэша в такой игре между кафедрами необходимо создать условия, когда одностороннее отклонение невыгодно каждой из них т.е.:

у е N, е £ /(п(5*(г), г)) > fl(пl(s,,5-, (г), г).

План (количество аспирантов), назначаемая каждой кафедре, является отображением множества возможных сообщений во множество планов. Сообщения кафедр зависят от их типов. Тогда для прямого механизма равновесие Нэша в выглядит следующим образом:

У, е N, У~ е □

‘ I I

1 (К (г ,(г х Г )) > /, (к (~ Г_1 (г), г ) .

Задача аспирантуры заключается в получении достоверной информации о типе кафедры, однако добиться этого в существующей модели крайне затруднительно и не позволит повысить качество подготовки. Как же сделать такой механизм нема-нипулируемым?

Выход довольно прост. Поскольку аспиранту дают каждой кафедре учебную нагрузку необходимо ввести понятие поправочного коэффициента, определяющего долю такого аспиранта в учебной программе:

(ку) = (V, уч.) /(ТК 2 асп.) (1)

где V, уч-объем учебной нагрузки; ТК 2 асп- общая трудоемкость работы с аспирантом (определяется по индивидуальному плану на основе экспертного сравнения).

Тогда трудоемкость работы с аспирантом определяется выражением:

(Vасп.) = (Тисследов.) х (К,) х (к,), (2)

где Кг -общий контингент аспирантов по данной теме; Тисследов- общая трудоемкость по данной научной теме.

Далее возможно применить последовательный механизм распределения ресурсов.

Шаг 1. Аспирантура определяет значения к, и сумму Утем на текущий учебный год и сообщает

об этом кафедрам.

Шаг 2. Каждая кафедра получает тот ресурс, который запрашивает, т. к. манипулировать информацией о своем типе становится невыгодно.

Шаг 3. Исключаем кафедру получившую ресурс из рассмотрения, перенумеровываем остальные и возвращаемся к шагу 1.

Таким образом, каждая кафедра получит компенсаторную систему стимулирования по учебной нагрузке по следующему принципу:

а1 (х,г) =

I (Тд_ц.) (К ,) (Ь), У = г і=1

0, у Ф г

0, у = У

Данная система уравнений означает, что кафедра получит требуемую мотивацию, если выбирает действия [3] по предоставлению правдивой информации относительно показателя ее затрат, в противном случае - ничего.

Анализ деятельности аспирантов и научных руководителей целесообразно проводить на основе специально разработанных (рис.3) листов эксперт-

Чек лист «Качество работы аспиранта»

Название ВУЗа: Политика В> За в области качества - обеспечение высокого качества диссертационного исследования проводимого аспирантами.

. Бэлл, полученный при предыдущей проверке: П

Лі п. п. Проверяемые положения индивидуального плана \ I ^ -- . І 1 I | Представленные объективные доказательства выполнения индивидуального плана

1 Актуальность исследования 1. Реферат

2 Научная новизна 2. Статьи и реферат

3 Информационная емкость 3. Отчет

4 Уровень научного анализа проблемы 4. Отчет

5 Апробация результатов исследования 5. Отчет

6 Практическая значимость б. Отчет

7 Значимость для теории 7. Отчет

8 Оценка эффективности результатов 8. Выписка кафедры

9 Публикации по теме диссертации 9, Копни статей

Оценка 2 =

Рез льтаты оценки

Число баллов Оценка Завкафедри Профессор кафедры руководитель

0-20 Низкое ФИО эксперта

21 до 50 Среднее Подпись

От 51 до 75 Хорошее Дата

Оі 76 до 100 Высокое

Рис. 3. Чек-лист опроса эксперта по результатам годового отчета аспиранта

Далее рассмотрим модель стимулирования научных руководителей осуществляющих научное руководство по «трудным и актуальным направлениям», т.к. по данным вариантам возможен режим конкуренции, что будет являться существенным стимулом для повышения качества своей работы.

В этом случае получаем веерную систему организационного управления, центром которой является аспирантура, промежуточным центром -заведующий кафедрой, а агентами руководители. Тогда множество действий преподавателя: уі є Д, аі (у), і є N = {1,2,..., п}, будет отражать его вектор, направленный на повышение качества руководства аспирантом, при этом есть ограничения на общий фонд кафедральной нагрузки - Vкаф. В результате получаем классическую задачу веерной структуры со слабо связанными агентами.

Целевая функция заведующего кафедрой представляет собой разность между доходом Нк(у) (который дает суммарная доля привлеченных преподавателями аспирантов) и суммарным стимули-

рованием - нагрузка преподавателей, которые он им выплачивает:

Ф„.

И»,У) = Hк(у) -^И (yt) .

(3)

Т.е. ,-ый преподаватель получает стимулирование за свои действия от отдела аспирантуры и несет затраты, зависящие только от его желания повышать качество подготовки аспиранта:

1прпеподав., (ст(')> У,) — апреподав., (У,)- с, (У,X (4)

Рассмотрим возможные варианты стратегий преподавателей в условиях данного игрового поля.

Случай 1. Создание коалиции ППС против заведующего с целью недопущения реализации задачи повышения качества научного руководства. Тогда функция дохода Нк(у)[ кафедры существенно уменьшится, т.к. студенты перейдут на другие кафедры, где им интереснее. Функция дохода преподавателя станет отрицательной, т.к. его С, (у,) останется неизменной (определяется средней нагрузкой в часах для одной ставки). Поскольку <Упреподав4 (у,) пропорциональна числу привлеченных

аспирантов, то:

(5)

в,(у,) - с(у,) < О,

В этом случае отдел аспирантуры будет вынужден уменьшать нагрузку преподавателю, т.к. его целевая функция в противном случае станет отрицательной и чтобы не допустить этого он уменьшит мотивацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Случай 2. Создание коалиции в целях повышения качества научного руководства. В этом случае мы будем иметь равновесие Нэша по действиям ППС / (yN, у N) > I (Уг, У-,) • В этом случае количество аспирантов на кафедре и следовательно приносимая ими доля дохода повышается Нк(у) |, что позволит заведующему мотивировать ППС большей нежели компенсация долей:

1 прпеподав., (СТ0Х У^ ) - апреподав, (У ) - с, (У ) > 0 (6)

Т.е. данная коалиция ППС получит нагрузку на одну ставку меньшую, чем С1 (у1 ) за счет «неактивных» руководителей.

Случай 3. Доминантная стратегия передового руководителя (лидера). В этом случае преподаватель выбирает действия, в которых его целевая функция I (У* , У_; ) > I (У1, У_; ) строго больше чем у всех других.

1прпеподав., (СТ0Х У“) ^преподав., (У ) _ с1 (yi ) > 0 (7)

Поэтому, данный преподаватель получит нагрузку на одну ставку строго меньшую, чем С, ( у,) за счет остальных.

Случай 4. На кафедре несколько лидеров среди руководителей. Здесь применимо равновесие в доминантных стратегиях. Ситуация будет аналогична случаю 3, только произойдет снижение мотивационной надбавки за счет перераспределения ее между лидерами.

Какую же систему стимулирования к преподавателям возможно применить? Ответ очевиден -пропорциональную. В этом случае каждый руководитель будет иметь мотивацию:

преподав., (У > ) - апреподав.!У> _ с1 (У1 ) < 0 , е N (8)

Размер данного коэффициента должен быть пропорционален количеству привлеченных аспирантов и как следствие повышению общего кафедрального фонда. Тогда мы получим оптимальный план для заведующего:

Н(У)- Ес, (у,) { тах

Применение компенсаторной системы стимулирования без поправочных коэффициентов приведет к неизбежной уравниловке и как следствию, падению качества научного руководства и возможному переходу аспирантов на другие кафедры.

Заключение

Приведенный механизм позволяет по новому организовать обучение в аспирантуре вуза на основе компетентностного подхода к конкретной личности с учетом результатов его предыдущей деятельности и предпочтений.

Литература

1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы».

2. Никифоров А.Д. Управление качеством. Учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004 - 720 с.

3. Воронов А.А. Исследование операций и управление. М.: Наука, 1970. - 128 с.

4. Дорофеюк А. А. Алгоритмы автоматической классификации (обзор литературы). — Проблемы расширения возможностей автоматов: труды ИПУ АН ССССР. М., 1971. Вып.1. С.3-41.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Старо-Оскольский технологический институт (филиал Московского института стали и сплава (технологический институт))

THE ORGANIZATION OF RECEPTION OF POST-GRADUATE STUDENTS WITH USE OF MECHANISMS OF CLASSIFICATION

S.A. Barkalov, V.E. Belousov, L.N. Krakht

The mechanism of motivation for an estimation of an overall performance of the post-graduate student in current educational to the year is considered, allowing to carry out updating on faculty of an academic load with the purpose of definition of factor of the motivational extra charge to the concrete supervisor of studies

Key words: a manipulation, the information, examination

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.