Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ / СТУДЕНТЫ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ / ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PRACTICE / STUDENTS / LAND MANAGEMENT AND CADASTRES / PRESENTATION OF PRACTICAL TRAINING OUTCOMES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

Цель исследования состоит в совершенствовании организации практики студентов - будущих специалистов в области землеустройства и кадастра недвижимости в аспекте максимизации образовательных результатов практической подготовки при прохождении практики (готовность к будущей профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций по решению конкретных задач из будущей профессиональной деятельности, грамотное представление и оформление результатов практики и др.). В статье рассматривается вопрос организации практики студентов направления «Землеустройство и кадастры»; обосновывается важная роль практики в подготовке специалистов в сфере кадастра недвижимости; рассмотрены новые требования законодательства к практической подготовке в период практики; продемонстрирована возможность смешанного взаимодействия в организации практик на примере использования электронного образовательного ресурса по учебной практике. Научная новизна исследования заключается в определении места практики и практической подготовки в профессиональном развитии обучающихся, построении модели проектирования содержания практики студентов по направлению «Землеустройство и кадастры», обосновании эффективности использования электронных образовательных ресурсов для организации практики в условиях цифровизации образования. В результате сделан вывод, что мотивация студентов к осознанному восприятию практики, пониманию ее целей, задач, ожидаемых результатов возможна за счет формулирования задач практики при интегрированном взаимодействии образовательных и профильных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PRACTICE OF STUDENTS OF “LAND MANAGEMENT AND CADASTRES” TRAINING AREA

The research objective is as follows: to improve organization of educational practice of students - future specialists in the sphere of land management and real estate cadastre in terms of optimization of educational outcomes in practical training (readiness for professional activity, formation of professional competences, competent presentation of outcomes, etc.). The article considers the problem of organizing educational practice of students of the “Land Management and Cadastres” training area; justifies the role of educational practice in training specialists in the sphere of land management and real estate cadastre; examines new legal requirements for practical training outcomes; reveals a possibility for cooperation in organizing educational practice by the example of an electronic educational resource. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher identifies the role of practice and practical training in students’ professional development, proposes a model of an educational practice program for students of the “Land Management and Cadastres” training area, justifies efficiency of using electronic educational resources while organizing educational practice under the conditions of education digitalization. The conclusion is made that students’ conscious perception of educational practice, understanding its goals, tasks, outcomes is achieved under the condition of equal participation of educational and profiled organizations in formulation of educational practice tasks.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»»

Е Л Ь С Т В О

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 1. С. 135-146 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 135-146

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Организация практики студентов направления «Землеустройство и кадастры»

Федотова В. С.

Аннотация. Цель исследования состоит в совершенствовании организации практики студентов - будущих специалистов в области землеустройства и кадастра недвижимости в аспекте максимизации образовательных результатов практической подготовки при прохождении практики (готовность к будущей профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций по решению конкретных задач из будущей профессиональной деятельности, грамотное представление и оформление результатов практики и др.). В статье рассматривается вопрос организации практики студентов направления «Землеустройство и кадастры»; обосновывается важная роль практики в подготовке специалистов в сфере кадастра недвижимости; рассмотрены новые требования законодательства к практической подготовке в период практики; продемонстрирована возможность смешанного взаимодействия в организации практик на примере использования электронного образовательного ресурса по учебной практике. Научная новизна исследования заключается в определении места практики и практической подготовки в профессиональном развитии обучающихся, построении модели проектирования содержания практики студентов по направлению «Землеустройство и кадастры», обосновании эффективности использования электронных образовательных ресурсов для организации практики в условиях цифрови-зации образования. В результате сделан вывод, что мотивация студентов к осознанному восприятию практики, пониманию ее целей, задач, ожидаемых результатов возможна за счет формулирования задач практики при интегрированном взаимодействии образовательных и профильных организаций.

EN

Organization of Educational Practice of Students of "Land Management and Cadastres" Training Area

Fedotova V. S.

Abstract. The research objective is as follows: to improve organization of educational practice of students -future specialists in the sphere of land management and real estate cadastre in terms of optimization of educational outcomes in practical training (readiness for professional activity, formation of professional competences, competent presentation of outcomes, etc.). The article considers the problem of organizing educational practice of students of the "Land Management and Cadastres" training area; justifies the role of educational practice in training specialists in the sphere of land management and real estate cadastre; examines new legal requirements for practical training outcomes; reveals a possibility for cooperation in organizing educational practice by the example of an electronic educational resource. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher identifies the role of practice and practical training in students' professional development, proposes a model of an educational practice program for students of the "Land Management and Cadastres" training area, justifies efficiency of using electronic educational resources while organizing educational practice under the conditions of education digitalization. The conclusion is made that students' conscious perception of educational practice, understanding its goals, tasks, outcomes is achieved under the condition of equal participation of educational and profiled organizations in formulation of educational practice tasks.

Введение

Актуальность исследования. Практика - важный компонент основной профессиональной образовательной программы, ориентированный на максимальное приближение теоретического обучения к реальной производственной среде. Современной законодательной базой предусмотрена практическая подготовка студентов в период профессионального обучения в вузе. Данный вид учебных занятий играет значимую роль

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210011

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

в формировании профессиональных компетенций студентов, реализует концептуально-рефлексивный и функ-ционально-деятельностный целевые ориентиры практики.

Концептуально-рефлексивный аспект выражается сущностью практики и достигаемыми в ходе практической подготовки образовательными эффектами. «Особое значение практики определяется тем, что в ходе ее прохождения... должны сложиться объективные представления о специфике и особенностях профессиональной деятельности, о перспективах своего развития в современных общественно-экономических условиях» [3, с. 36]. Практика придает образовательному процессу практико-ориентированный характер, готовит к решению профессиональных задач и выполнению профессиональных видов деятельности, актуализирует стремление к саморазвитию и совершенствованию профессиональных компетенций. Функционально-деятельностный аспект практики предполагает включение студентов в активную деятельность в составе профильных организаций, сопровождающуюся выполнением профессиональных заданий. В этом смысле практика позволяет обучающимся применить в реальной деятельности изученные методы и приемы, теоретические предметные знания, оценить и сверить показатели продуктивности собственной деятельности с ожиданиями работодателей, оценить свою профессиональную готовность к труду и при необходимости скорректировать свои действия и установки.

Педагогическая реальность констатирует тот факт, что у студентов, планирующих в будущем работу по направлению подготовки, практика имеет конкурентное преимущество среди иных форм организации учебных занятий. Студенты стремятся попасть в ту или иную профильную организацию для прохождения практики, подробнее познакомиться с технологическими процессами, получить опыт работы со специализированным программным обеспечением. Однако такие случаи единичны (19%), в то время как большинство обучающихся (81%) демонстрируют противоположное положение дел. Студенты относятся к практике формально. При этом отчеты студентов по практике часто характеризуются как несодержательные, бездушные «отписки», с хаотично оформленным материалом по теме практики, с отсутствием выводов и намеченных перспектив развития студента в профессиональной деятельности в сфере землеустройства и кадастров. Следует заметить, что причиной этого беспорядка могли стать некорректно спроектированные программы практик, а также, соответственно, бессистемно составленные задания на практику.

Проблема проектирования программ практики студентов в вузе - одна из ключевых, требующих сегодня научного рассмотрения для достижения высоких образовательных результатов по итогам ее прохождения. По нашему мнению, в программах практик следует максимально раскрыть мотивационно-стимулирующий компонент. Продуманная система задач каждого вида практик не позволит студенту формально относиться к прохождению данного вида учебных поручений, а включит обучающегося в активную деятельность. При постановке задач практики следует исходить из того, что для освоения конкретных профессиональных действий студентам предлагается совокупность подготовительных заданий, решение которых постепенно подводит обучающихся к освоению новых знаний, новых видов деятельности, самостоятельному решению профессиональных вопросов, несению ответственности за результаты собственной работы [13]. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования организации практики студентов.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть практическую подготовку студентов как научную проблему;

- охарактеризовать особенности практической подготовки будущих специалистов в области землеустройства и кадастров;

- построить модель проектирования содержания практики студентов по направлению «Землеустройство и кадастры», выявив основные этапы и задачи практик;

- продемонстрировать на примере использование электронного образовательного ресурса при организации учебной практики студентов.

Методы исследования. Исследование основано на использовании:

- теоретических методов: анализ научной литературы по вопросам организации практики, рабочих программ практик и нормативных требований к организации практической подготовки студентов по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры», изучение опыта организации практики студентов, анализ учебной активности студентов в период практики, в том числе на основе оценки цифрового следа обучающихся по отчетам системы дистанционного обучения Blackboard, анализ и обобщение результатов учебных достижений обучающихся по итогам прохождения учебной и производственной практик;

- эмпирических методов: наблюдение за активностью студентов на платформе дистанционного обучения, опрос студентов на разных этапах проведения практики.

Теоретическая база исследования. Актуальные вопросы организации практики рассматриваются в работах

A. Н. Бешенцева [5], Е. Булгар [1], Е. Э. Куклиной [5], Е. В. Неумоева-Колчеданцевой [9]. Роль практической подготовки в формировании профессиональных компетенций и обеспечении готовности выпускников к профессиональной деятельности охарактеризованы С. Н. Антонюком [11], М. Н. Веселовой [15], Д. А. Ивановой [11], Е. Е. Ивановой [3], С. Ю. Ивановым [11], А. К. Корневым [4], А. В. Литвиновой [15], Н. И. Прокоповым [11],

B. Н. Щербой [15], Н. А. Ратчиным [4], Я. А. Сорокиной [Там же].

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что:

- предложен состав задач практик на каждом этапе их реализации в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению «Землеустройство и кадастры»;

- материалы могут быть использованы в образовательных организациях при разработке учебно-методических материалов для информационно-методического обеспечения практик по направлению «Землеустройство и кадастры».

Практическая подготовка студентов как научная проблема

Анализ научной литературы [4; 10; 15; 16; 21] позволяет сделать вывод, что вопросы практической подготовки кадров рассматриваются в отечественном и зарубежном научном наследии. Это связано с тем, что каждое поколение федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с развитием науки и техники уточняет требования к подготовке специалистов в каждой конкретной предметной области. Практика играет одну из ключевых ролей в профессиональной подготовке обучающихся, так как обеспечивает формирование ключевых компетенций и способствует становлению опыта профессиональной деятельности [10]. В этой связи требуется продуманная организация практики и отбор ее содержания.

Достижение образовательных эффектов в результате прохождения предусмотренных учебным планом практик основано на продуманном решении задач планирования, проектирования и прогнозирования этапов их реализации и учебно-методического обеспечения на высоком содержательном уровне данного вида учебных поручений.

Методологическую основу нашего исследования составили основные положения системного и средового подходов. Имеется в виду системный подход к отбору содержания учебных и производственных практик, их поэтапной реализации, следование преемственности и непрерывности в формировании профессиональных компетенций, трудовых действий, конкретно выраженных требований к конечным образовательным результатам обучения [7; 12]. Исходя из идеи средового подхода, мы полагаем, что успешность практики во многом определяется этапом ее реализации, специально организованной профессионально ориентированной образовательной средой, характером взаимодействия субъектов образовательного процесса в ней [7; 8].

Практика носит прикладной характер в обучении. В этот период актуальные для будущей профессиональной деятельности знания в предметной сфере и опыт практической деятельности приобретаются одновременно в самой образовательной организации и за ее пределами. Немаловажно, какой широкий спектр функций выполняет практика по заметкам отечественных и зарубежных ученых, а именно функцию: повышающую эффективность академической успеваемости [20, р. 3], осваивающую, преобразующую, системообразующую, балансирующую, интегрирующую, профессиональной адаптации, профессиональной социализации [14], адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую [3]. Отмечается развитие у студентов активности, самостоятельности, мотивации к повышению своего профессионального опыта в результате прохождения практики [9].

Значительная роль в организации практики отводится работодателям: «...активизация роли работодателя как одного из ведущих стейкхолдеров в связке "преподаватель-студент-работодатель" способна сделать образовательные программы конкурентоспособными, а подготовку будущего специалиста более эффективной» [2, с. 141]. Интенсивное взаимодействие в период практики требуется для обеспечения качественной подготовки и успешного трудоустройства студента [19]. Практическая подготовка является в этом смысле «основной возможностью для расширения базы знаний» [21, р. 565]. Отмечается, что мотивация студентов к обучению и успеваемости может быть повышена путем создания соответствующей среды, которая определяется проектированием различных структурных характеристик дисциплины, таких как тип заданий, автономность студентов и оценка [18]. Эту идею мы положим в основу создаваемых электронных образовательных ресурсов по практике, которые, с одной стороны, предоставляют постоянную неограниченную методическую поддержку студента по практике, а с другой стороны, обеспечивают полную свободу его обращения к ним.

Особенности практической подготовки будущих специалистов в области землеустройства и кадастров

Среди всего многообразия образовательных программ высшего образования одной из наиболее слабо освещенных и разработанных в научной литературе с точки зрения организации практики студентов является область землеустройства и кадастров. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» при прохождении практики студенты должны приобрести опыт организационно-управленческой, производственно-технологической, проектной и научно-исследовательской деятельности, сформировать профессиональные компетенции в области осуществления земельно-имущественных отношений, управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, организации территории землепользований, прогнозирования, планирования и проектирования землепользования, рационального использования и охраны земель, учета и кадастровой оценки, регистрации объектов недвижимости, топографо-геодезического и картографического обеспечения землеустройства и кадастров, проведения кадастровых съемок, работы с кадастровыми информационными системами, межевания земель и формирования иных объектов недвижимости, осуществления правоприменительной деятельности по установлению права собственности и контролю использования земельных участков и иных объектов недвижимости, инвентаризации объектов недвижимости, мониторинга земель и иной недвижимости, налогообложения объектов недвижимости, реализации риэлтерской, оценочной и консалтинговой деятельности в сфере земельно-имущественного комплекса.

Требуют внимания вопросы, связанные с выбором типов практик, их направленности при проектировании основных профессиональных образовательных программ, отбором содержания, учебно-методическим

обеспечением данного вида учебных занятий и методов оценивания результатов трудовой подготовки. Нередко приходится сталкиваться с существенными трудностями при распределении студентов по профильным организациям для выполнения предусмотренных программами практик заданий [17].

Несмотря на существующие исследования по организации отдельных типов практики у направления подготовки «Землеустройство и кадастры» [1; 5; 15], в условиях цифровизации образовательной среды объективной потребностью времени является совершенствование способов организации практики, в том числе за счет смешанного взаимодействия с применением дистанционных образовательных технологий, продуманного отбора содержания учебной и производственной практик студентов направления «Землеустройство и кадастры» в соответствии с задачами практик, тщательной проработки учебно-методического обеспечения практик совместными силами представителей образовательных и профильных организаций. Это связано с тем, что со стороны работодателей и государства от университетов ожидается высокий уровень профессиональной культуры выпускников данного направления, насыщенная предметная и практическая подготовка, сформированный опыт землеустроительной и кадастровой деятельности, использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Для достижения всех перечисленных эффектов профессиональной подготовки студентов проектирование программ учебных и производственных практик требует системного подхода к отбору их содержания, поэтапной реализации, соблюдения преемственности и непрерывности в формировании профессиональных компетенций и трудовых действий, конкретно выраженных характеристик конечных образовательных результатов, ориентацию на цифровую образовательную среду.

Модель проектирования содержания практики студентов по направлению «Землеустройство и кадастры»

Системное представление содержания программ практик в рамках образовательной программы предполагает планирование учебно-методического, программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, целевую и задачную конкретизацию формирования профессиональных компетенций обучающихся в период каждой практики, отбор содержания и описание инструментария практики, характеристику ожидаемых образовательных результатов, разработку методики их оценки, фондов оценочных средств. Целостное представление о сущности проектирования программ практик на основе продуманного выбора задач для каждого этапа практики позволяет сформировать разработанная нами модель (Рисунок 1).

В модели выделены блоки необходимого для проектирования практики обеспечения - учебно-методического, программно-аппаратного, организационно-методического; определена последовательность взаимосвязанных этапов реализации практики в рамках основной профессиональной образовательной программы: учебно-ознакомительный, технологический, проектный, научно-исследовательский, научно-производственный этапы.

В проектировании программ практики должны принимать участие руководители практики от образовательной организации и ответственные лица от профильной организации, интегративно сочетая в задачах практики требования, с одной стороны, ФГОС ВО, а с другой стороны, профессионального стандарта. Концептуально содержание модуля «Практики» в составе решаемых на каждом этапе задач может быть представлено следующим образом (Рисунок 2).

Этап 1. Учебно-ознакомительный

Задачи практики: демонстрация образцов профессиональных действий при решении профессиональных задач, объединенных одной или несколькими трудовыми функциями; пробное самостоятельное решение учебных профессиональных задач; формирование перечня актуальных для разработки проблем и задач в области землеустройства и кадастров.

Уровень - учебная практика: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; исполнительская практика (уровень бакалавриата); практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (уровень магистратуры).

Этап 2. Технологический

Задачи практики: изучение нормативной базы, используемой в регулировании земельно-имущественных отношений, землеустройства, кадастра недвижимости; рассмотрение теоретического материала как способа решения профессиональных проблем и задач; формирование способов выполнения действий в решении профессиональных задач; изучение основных технологических процессов в профильной организации в целях овладения методологией, методами, приемами и порядком ведения кадастра недвижимости, мониторинга земель; освоение современных технологий ведения землеустроительных и кадастровых работ, связанных с овладением методикой осуществления кадастровых работ, использованием специализированных программных средств, оформлением документации по проведению кадастровых и землеустроительных работ; отработка конкретных способов профессиональных действий в производственной среде.

Уровень - производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (уровень бакалавриата); производственная практика (технологическая практика); производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: технологическая) (уровень магистратуры).

Рисунок 1. Модель проектирования содержания практики студентов по направлению Землеустройство и кадастры»

Рисунок 2. Этапы практической подготовки специалистов в области землеустройства и кадастров

Этап 3. Проектный

Задачи практики: выполнение предварительного технико-экономического обоснования проектов и схем землеустройства, планирования использования земель; реализация землеустроительных проектов; решение земельно-кадастровых задач.

Уровень - производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: проектная (уровень магистратуры).

Этап 4. Научно-исследовательский

Задачи практики: освоение методики проведения научно-исследовательских работ; получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов; расширение профессиональных знаний; представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей.

Уровень - производственная практика: научно-исследовательская работа (уровень бакалавриата); научно-исследовательская работа и практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: научно-исследовательская (уровень магистратуры).

Этап 5. Научно-производственный

Задачи практики: сбор материалов для написания ВКР, выполнение земельно-кадастровых работ; применение данных кадастра недвижимости при решении вопросов управления земельными ресурсами, рационального использования и охраны земель; овладение методикой автоматизации кадастровых работ.

Уровень - производственная практика: преддипломная практика (уровень бакалавриата); преддипломная практика (уровень магистратуры).

При этом индивидуальная траектория студента в рамках обозначенных этапов реализована в логике нарастания самостоятельности в деятельности обучающихся: 1) погружение в производственную среду (адаптация); 2) активное взаимодействие в производственной среде; 3) продуктивное взаимодействие в производственной среде.

Демонстрация использования электронного образовательного ресурса в организации практики студентов направления «Землеустройство и кадастры»

Педагогический опыт в организации практики студентов позволяет сделать вывод, что каждая практика должна быть подкреплена возможностью синхронного и асинхронного взаимодействия:

- асинхронный режим образовательной деятельности предполагает, что студенты имеют возможность обращаться к справочным и методическим материалам по практике, размещённым в электронных образовательных

ресурсах в университетской LMS - на платформе дистанционного обучения Blackboard - в удобное для них время в соответствии с установленными преподавателем сроками решения задач практики;

- синхронный режим образовательной деятельности предусматривает одновременное взаимодействие студентов и преподавателя в период практики в формате вебинара с использованием доступных платформ для видеоконференц-связи, например: Zoom, Discord, Google Meet, Proficonf и др.

Такое смешанное взаимодействие с использованием дистанционных образовательных технологий в организации практик позволяет лучше охватить вниманием всех обучающихся. Приведем пример реализации данной идеи на основе использования электронного образовательного ресурса для поддержки и курирования учебной практики студентов направления «Землеустройство и кадастры». Данный ресурс подготовлен автором и размещен на платформе дистанционного обучения Blackboard.

В меню электронного образовательного ресурса выделяется несколько смысловых блоков: 1) организационный блок; 2) информационно-методический блок; 3) коммуникативный блок; 4) контрольно-рефлексивный блок (Рисунок 3).

Рисунок 3. Структура электронного образовательного ресурса по учебной практике

Организационный блок электронного образовательного ресурса предусматривает обращение студента к инструменту платформы дистанционного обучения «Календарь». Электронный календарь заполняется преподавателем в соответствии с планом-графиком работ в период практики. На начальной странице электронного образовательного ресурса дополнительно заполняются «Объявления» и «Задачи практики».

В объявлениях руководитель практики описывает основные события, которые сопровождают практику. Например:

«Мы начинаем первую учебную практику. Для работы (установочная конференция по практике) открыта онлайн-конференция в Zoom. Внимательно изучите документы практики. Проанализируйте опубликованные задачи и материалы практики. Для основных этапов практики открыты темы для обсуждения (три форума). Для завершения и подведения итогов практики (итоговая конференция) открыта онлайн-конференция в Zoom».

Задачи практики выстроены в соответствии с заданием и планом-графиком практической подготовки. Например:

«Задача 1. Работа с сайтом профильной организации и с документами профильной организации, которая является базой практической подготовки при прохождении учебной практики. Описание подразделения, где будет проходить практическая подготовка в период учебной практики, определение места подразделения в структурной схеме организации, анализ видов деятельности данного подразделения.

Задача 2. Анализ нормативно-правовой базы и характеристика стандартов, регламентирующих создание цифровых моделей местности.

Задача 3. Характеристика и сравнительный анализ функционала географических информационных систем (MapInfo, ArcGIS, Панорама, QGIS и др.) в решении задач управления земельными ресурсами, мониторинга земель и информационного обеспечения кадастра недвижимости. Характеристика функционала автоматизированных систем проектирования и кадастра (AutoCad).

Задача 4. Знакомство с географическими информационными технологиями, которые используются в подразделении на рабочем месте специалиста в период учебной практики для решения землеустроительных и кадастровых задач.

Задача 5. Иллюстрация приобретенного опыта построения цифровых моделей местности и создания тематических карт средствами ГИС, создание атрибутивных баз данных объектов недвижимости с использованием современных информационных технологий.

Задача 6. Оформление отчёта».

Информационно-методический блок электронного образовательного ресурса включает ссылку на раздел «Установочная конференция», которая проводится в Zoom (первый день практики). В следующем разделе «Инструкция для студента» охарактеризован порядок работы с электронным образовательным ресурсом. Далее идет раздел «Сведения». Здесь размещены аннотация и программа учебной практики. В аннотации практики указаны цель, задачи, место практической подготовки в структуре образовательной программы, требования к результатам ее прохождения (в категориях знать, уметь, владеть). Четвертый раздел в этом блоке «Материалы практики», где представлены две ссылки на: 1) справочные материалы (содержатся образцы оформления разных параграфов отчета, полезные ссылки, глоссарий); 2) формы документов (опубликованы образцы документов по практике: план-график и задание, - на основании которых деканатом готовятся документы по практике с печатями университета), а также требования к оформлению отчета о практической подготовке, в том числе форма его титульного листа. Общая структура материалов представлена на Рисунке 4.

Матер

а а

малы практики

Сведения Для задач практик Для Обсуэкдения Для Объявлений

Материалы практики:

Справочные материалы Формы документов

Справочные материалы glossarü katalog ssiloc © obrazezOl © obrazezOZ © оЬгагегОЗ * obrazez04

Формы документов

ofcrmlen ie ote beta © plan-grafik © titulnn fat ^ zadanie po praktice

Сведения

annotacia ballno-reiting ^ instrucia student — program

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Структура электронного образовательного ресурса

Студентам приводятся примеры визуализации информации, которую они собирают в период практики (образцы оформления диаграмм, графиков, блок-схем и т.д.), формат описания структурного подразделения, где проходила практическая подготовка; примеры характеристики и сравнительного анализа функционала географических информационных систем; характеристика нормативно-правовой базы; каталог полезных ссылок; глоссарий с основными понятиями, которые касаются содержания данного вида и типа практики.

Пятый раздел, который называется «Итоговая конференция», содержит ссылку на конференцию в Zoom и информацию о балльно-рейтинговой системе оценивания решения практических задач. Оценка и обсуждение отчетов практики, уровень представления результатов практики в форме «практических продуктов» позволяет максимально объективизировать достижения студента.

Коммуникационный блок электронного образовательного ресурса по практике представлен разделами «Почта» и «Обсуждения». Инструмент «Почта» позволяет общаться внутри ресурса средствами встроенной электронной почты, а в обсуждениях отражена информация о запланированных форумах для комментирования решения основных задач практики, содержания отчетов по практической подготовке. Активная совместная работа студентов на форумах позволяет им набрать дополнительные баллы. Это служит мотивацией для обсуждения содержательных вопросов практики.

В контрольно-рефлексивном блоке ресурса есть возможность снять отчет об участниках форумов: когда пользователи вели обсуждения, как много сообщений отправили (Таблица 1).

Таблица 1. Сводка по активности участников форумов на платформе дистанционного обучения

Идентификатор пользователя Последняя отправка доски обсуждений Общее количество отправок доски обсуждений

bakzik 23 12.22.2020 01:49:27 3

bakzik 37 12.20.2020 02:36:29 1

bakzik 41 12.22.2020 13:57:37 2

Таким образом, электронный образовательный ресурс позволяет организовать совместную работу преподавателя и студентов в период практики. При этом в процессе взаимодействия обучающиеся на основе данных форумов имеют возможность наблюдать и оценивать положительный и отрицательный опыт своих однокурсников, приобретенный каждым обучающимся при прохождении практики в различных профильных организациях, ориентироваться на комментарии преподавателя, при необходимости задать вопрос и получить развернутый ответ от преподавателя.

Контрольно-рефлексивный блок обеспечивает возможность отслеживать цифровой след обучающихся, оценивать текущую ситуацию процесса прохождения практики, видеть первый и последний вход обучающегося на ресурс, частоту обращений к материалам ресурса, заполнять электронный журнал с выставлением оценок при выполнении заданий практики по обозначенным критериям (Рисунок 5), формировать отчеты о действиях пользователей электронного образовательного ресурса.

Имя пользователя Последний доступ Участие в установочной конференции Активность взаимодействия Соблюдение установленных сроков оформления и предоставления отчета по практике на кафедру Корректное и грамотное оформление отчета по практике Соответствие содержание отчета видам работ, описанным в задании и плане-графике практики Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами Итоговая оценка Оценка

bakzik01 23.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik02 24.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik03 21.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik04 22.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik05 15.12.2020 10 9 10 15 15 5 64 Зачтено

bakzik06 21.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik07 18.12.2020 10 9 10 10 15 5 59 Не зачтено

bakzik08 23.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik09 11.12.2020 10 7 10 10 5 50 Не зачтено

bakzik10 24.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik11 22.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik12 18.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik13 22.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

bakzik14 15.12.2020 10 9 10 10 12 5 56 Не зачтено

bakzik15 23.12.2020 10 10 10 15 15 5 65 Зачтено

Рисунок 5. Электронный журнал учета выполнения заданий практики

Можно увидеть, какие компоненты ресурса просматривал обучающийся, как активно студент принимал участие в форумах, как часто по дням в период практики использовал материалы ресурса, читал ли справочные сведения. Из Рисунка 6 видно, что больше всего обращений пользователей было к материалам практики, студенты активно читали инструкцию по работе с ресурсом.

Действия всех пользователей

в областях содержимого электронного образовательного ресурса

Папка Число просмотров Процент

1. Сведения 2 0,43

2. Инструкция для студентов 102 21,84

3. Итоговая конференция 32 6,85

4. Материалы практики 284 60,81

5. Установочная конференция 47 10,06

467 100,00

5. Установочная конференция, 10,06%

1. Сведения, 0,43%

2. Инструкция для студентов, 21,84%

4. Материалы _ практики, 60,81%

3. Итоговая конференция, 6,85%

Рисунок 6. Общая характеристика активности группы при работе с электронным образовательным ресурсом по практике

В рамках сроков проведения конкретной практики видна ежедневная активность студента (Рисунок 7).

Рисунок 7. Частота ежедневных обращений пользователя к электронному образовательному ресурсу по практике

Есть возможность моделирования действий одного конкретного пользователя: время, проведенное обучающимся на электронном образовательном ресурсе, общее количество входов в систему дистанционного обучения, дата первого и последнего обращения к каждому компоненту ресурса и т.д.

По итогам анализа отчетов из системы дистанционного обучения по активности обучающихся на платформе можно констатировать, что чаще всего студенты обращаются к материалам ресурса в вечернее время, причем в середине недели. Вероятно, это связано с загруженностью обучающихся в дневное время другой учебной работой или выполнением трудовых обязанностей студентами заочной формы обучения. Именно в вечернее время после решения практических задач в профильной организации студенты обращаются к ресурсу, чтобы посмотреть, как правильно следует оформить результаты практических наработок (Рисунок 8).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Час дня

Рисунок 8. Характеристика временных обращений пользователей к электронному образовательному ресурсу по практике

Апробация предложенной модели и поэтапная реализация задач практики с использованием электронных образовательных ресурсов по практике в течение 2019-2020 гг. в работе со студентами очной и заочной формы обучения, обучающимися по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры, продемонстрировали укрепление у обучающихся позитивного отношения к профессиональной деятельности, улучшение содержания отчетов по практике, продемонстрировали повышение сложности решаемых в период практики задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

По результатам прохождения практики преобладающее большинство (93%) отзывов студентов стали положительными, при этом 78% студентов оценили практику как наиболее полезный компонент образовательной программы за весь период их профессиональной подготовки. 96% студентов одобрили учебно-методическое сопровождение практики электронным образовательным ресурсом. Например, в результате опроса получены

такие положительные отзывы: «Могу в любое время обратиться к справочным материалам, посмотреть образцы оформления отдельных разделов отчета», «Мне понравилась возможность напрямую задать вопрос преподавателю в обсуждениях и получить от него или от других студентов быстрый ответ», «Можно скачать шаблоны основных документов по практике», «Складывается объективное представление о содержании практики, ее цели и задачах» и др.

Отметим, что отчеты по практике стали более логичными, прослеживается осознанное исполнение всех предусмотренных программой практики видов работ в логике взаимосвязанных технологических процессов. Улучшился средний балл оценки отчетов по практике с 3,7 до 4,6, что свидетельствует об осознанном изложении материалов и понимании обучающимися целей, задач и сущности практической подготовки, выполняемых в период практики видов учебной деятельности.

В положительном направлении изменилось отношение студентов к изучению учебных дисциплин. Возникло понимание взаимосвязанности учебного процесса в университете, роли учебной и производственной практик, содержания запросов и ожиданий профильных организаций с точки зрения оценки профессиональных характеристик выпускников направления «Землеустройство и кадастры».

Интересен тот факт, что многие профильные организации стали более заинтересованными во взаимодействии с образовательной организацией и стремятся продолжить активную работу со студентами-практикантами, так как получили возможность напрямую координировать отбор персонала из наиболее талантливых и перспективных студентов, формируя из них кадровый резерв организации. Выделенный в рамках каждого этапа перечень задач практики, реализованный в рамках предложенной нами модели проектирования практики, обеспечивает потенциальным работодателям возможность оценить готовность практикантов к выполнению трудовых функций профессионального стандарта, запланировать возможные профессиональные задачи на следующие виды и типы практик. Для образовательных организаций совместное с работодателями создание комплекса задач практики - реальная возможность проверить актуальность и уместность реализуемых учебных программ, повысить их статус и практическую направленность в соответствии с целевыми ориентирами баз практик. Одновременно, «ориентированный на рынок труда компетентност-ный профиль молодого специалиста... определяет траектории профессионального развития выпускников, их успешную трудовую адаптацию» [11, с. 91]. Стоит надеяться, что предложенная модель сможет быть успешно реализована на примере других направлений подготовки, так как является универсальной.

Заключение

Таким образом, поставленная цель нашла отражение в четко сформулированных задачах практик по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры», которые решаются на каждом этапе практической подготовки. Решение задач практик способствует интегрированному овладению студентами тремя составляющими практической подготовки: когнитивной (наличие специализированных предметных знаний для решения профессиональных задач), операционно-технологической (владение методами, технологиями, приемами выполнения решения профессиональных задач) и личностной (самопозиционирование в профессиональной деятельности, формирование этических и социальных установок).

Основанное на предложенной модели проектирование программ практики студентов по направлению «Землеустройство и кадастры» обеспечивает систематизацию и закрепление полученных в ходе обучения в университете знаний, умений и навыков, освоение новых способов действий, последующее развитие профессиональных компетенций в соответствии с этапами их формирования, последовательное и планомерное приобщение студента к успешному выполнению профессиональных заданий, воспитание устойчивого интереса к профессии, освоение способов контроля и оценки собственной деятельности, несение ответственности за ее результаты, формирование системного представления о профессиональной деятельности и решаемых в ходе ее задач.

Применение смешанного взаимодействия и электронных образовательных ресурсов по практике делает процесс практической подготовки более организованным и эффективным, так как студенты получают полноценное информационно- и учебно-методическое обеспечение практики, включающее справочные материалы, образцы документов, демонстрационные примеры решения задач практик, возможность оперативно обсудить выполнение заданий практики.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении образовательных результатов каждого этапа практики и моделировании их развития с учетом анализа цифрового следа обучающихся по результатам работы с электронным образовательным ресурсом по практике и оценкой представленных отчетов по практике.

Список источников

1. Булгар Е. Подходы к организации учебной практики для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры // Бюллетень науки и практики. 2018. № 6. С. 373-378.

2. Дубров Д. В., Кочетков М. В., Стеклянников В. Ю. Работодатель как актор студентоцентрированного образования: опыт реализации // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 141-152.

3. Иванова Е. Е. Значение практик в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся по программам магистратуры // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 6. С. 35-40.

4. Корнев А. К., Сорокина Я. А., Ратчин Н. А. Практическая подготовка студентов - важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 163-165.

5. Куклина Е. Э., Бешенцев А. Н. Организация учебной практики магистров по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России». Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, 2020. С. 183-187.

6. Майкова В. П., Горбунов В. С., Наместникова И. В. Системный подход как основа научной методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2019. № 1. С. 148-158.

7. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2008. № 14 (4). С. 21-27.

8. Мязитов Э. Р., Ретюнских И. В., Сороковых В. В. Ретроспекция средового подхода в образовании и педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6. С. 16-22. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10556.

9. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Модель «новой» практики студентов педагогической магистратуры // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 175-181.

10. Пономарёва Т. М. Практическая подготовка студентов-юристов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 2 (14). С. 81-84.

11. Прокопов Н. И., Антонюк С. Н., Иванов С. Ю., Иванова Д. А. Практики и тенденции успешного трудоустройства молодежи // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 88-95.

12. Федулов И. Н. Системный подход в философско-методологическом анализе теоретического знания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 21-24.

13. Фомин В. И. Метод целесообразно подобранных задач как базовый для формирования профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности специалистов экономического профиля // Педагогическое образование на Алтае. 2009. № 1. С. 116-128.

14. Чапаев Н. К., Ефанов А. В. К вопросу о разработке «Теории практики» // Образование и наука. 2013. № 2 (101). С. 51-60.

15. Щерба В. Н., Веселова М. Н., Литвинова А. В. Практико-ориентированная подготовка выпускника в области землеустройства и кадастров [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. Спецвыпуск № 1. С. 1-6. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/ 28-spets01/271 -00098 (дата обращения: 26.01.2021).

16. Яркина Т. Н. Критерии и уровни оценивания компетенций магистрантов на преддипломной практике // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 1 (19). C. 51-56.

17. Burdett J., Barker S. University students in the workplace strategies for successful industry placement experiences // Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2017. Vol. 31. № 1. P. 15-18. DOI: 10.1108/DL0-11-2015-0090.

18. Debnath S. C., Tandon S., Pointer L. V. Designing business school courses to promote student motivation: An application of the job characteristics model // Journal of Management Education. 2007. Vol. 31. № 6. P. 812-831.

19. Donley C., Norman K. Nursing student perspectives on a quality learning environment in general practice // Primary Health Care. 2018. Vol. 28. Iss. 4. P. 36-42.

20. Jones J. S., Thomas C. L. Leveraging the Science of Learning to Enhance Student Success: An Application of Syfr Learning's Principles of Practice // Journal of Research Initiatives. 2020. Vol. 5. Iss. 2. P. 1-15.

21. Nadrljanski D., Vidovic K. Student Practical Training as an Education Factor // Smart Education and e-Learning 2020. Singapore: Springer, 2020. P. 565-573.

Информация об авторах I Author information

RU

Федотова Вера Сергеевна1, к. пед. н., доц.

1 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

EN

Fedotova Vera Sergeevna1, PhD 1 Pushkin Leningrad State University

1 vera1983@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 26.12.2020; опубликовано (published): 10.03.2021.

Ключевые слова (keywords): организация практики; студенты; землеустройство и кадастры; оформление результатов практики; электронный образовательный ресурс; organization of educational practice; students; land management and cadastres; presentation of practical training outcomes; electronic educational resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.