Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАГИСТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Практическая подготовка студентов магистратуры является важной и неотъемлемой частью процесса обучения. В статье рассматриваются основные особенности организации практик студен тов магистратуры по направлению подготовки «Профессиональное обучение» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Рассмотрены учебные и производственные виды реализуемых практик. Особое внимание уделено процессу организации каждого из видов практики. Рассмотрена роль руководителя практики в процессе ее организации и проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING FOR "PROFESSIONAL EDUCATION"GRADUATE STUDENTS

The practical training of graduate students is an important and integral part of the learning process. The article discusses the main features of the organization of internships for master students in "Professional training" field of study in accordance with the federal state educational standard of higher education. Educational and industrial types of implemented practices are considered. Special focus will be on the process of organizing each of the types of practice. The role of the head of the practice in the process of organizing and conducting it is considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"»

6. Лазаренко, И.Р. Принцип образовательного партнерства / И.Р. Лазаренко // Интеграция образования. - 2005. - № 4 (41). - С. 24-29.

7. Медынский, Е.Н. Народное образование в СССР / Е.Н. Медынский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1952. - 260 с.

8. Мехди-Заде, М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения / М.М. Мехди-Заде // Советская педагогика. - 1976. - № 10. - С. 8-17.

9. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин и др. ; под ред. Ю.К. Бабанского. - Москва : Просвещение, 1983. - 608 с.

10. Поташник, М.М. Демократизация управления школой / М.М. Поташник. - Москва : Знание, 1990. - 80 с.

11. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие по курсу «Управление педагогическими системами» / В.П. Симонов. - Москва : Высшее образование, 2006. - 357 с.

12. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - Москва : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

13. Школоведение : сборник статей / Под ред. А. Н. Волковского и М.П. Малышева ; Акад. пед. наук РСФСР. - 2-е изд., перераб. - Москва : Учпедгиз, 1955. - 519 с.

REFERENCES

1. Antyukhov, A.V. (2010), "Designing a quality management system for education at a university", Innovations in education, No. 9, pp. 34-43.

2. Babansky, Yu.K. (1978), How to optimize the learning process, Knowledge, Moscow.

3. Babansky, Yu.K. (1982), Optimization of the educational process, Enlightenment, Moscow.

4. Zagumennov, Yu.L. (1988), Ways of democratization of interschool management, dissertation, Moscow.

5. Kondakov, M.I. (1982), "Lenin's principles of leadership - the methodological basis of school science", Questions of school studies, Enlightenment, Moscow, pp. 5-24.

6. Lazarenko, I.R. (2006), "Principle of educational partnership", Integration of education, No. 4 (41), pp. 24-29.

7. Medynsky, E.N. (1952), Public education in the USSR, 2nd ed., add. and revised, Publishing house Acad. Ped. Sciences of the RSFSR, Moscow.

8. Mehdi-Zade, M.M. (1976), "On the issue of scientific management of the education system", Soviet pedagogy, 1976, No. 10, pp. 8-17.

9. Babansky Yu.K. (1983), Pedagogy: textbookfor pedagogical institutes, Enlightenment, Moscow.

10. Potashnik, M.M. (1990), Democratization of school management, Knowledge, Moscow.

11. Simonov, V.P. (2006), Pedagogical management: know-how in education: textbook for the course "Management of pedagogical systems", Higher education, Moscow.

12. Slastenin, V.A. (2002), Pedagogy, textbook, Academy, Moscow.

13. Volkovsky, A.N. and Malyshev, M.P. (1955), School science: collection of articles, Uchpedg-iz, Moscow.

Контактная информация: l.melkaya@narfu.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2021

УДК 377.6

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Практическая подготовка студентов магистратуры является важной и неотъемлемой частью процесса обучения. В статье рассматриваются основные особенности организации практик студен-

тов магистратуры по направлению подготовки «Профессиональное обучение» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Рассмотрены учебные и производственные виды реализуемых практик. Особое внимание уделено процессу организации каждого из видов практики. Рассмотрена роль руководителя практики в процессе ее организации и проведении.

Ключевые слова: практическая подготовка, магистр, профессиональное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p151-155

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING FOR "PROFESSIONAL EDUCATION" MASRER STUDENTS

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The practical training of graduate students is an important and integral part of the learning process. The article discusses the main features of the organization of internships for master students in "Professional training" field of study in accordance with the federal state educational standard of higher education. Educational and industrial types of implemented practices are considered. Special focus will be on the process of organizing each of the types of practice. The role of the head of the practice in the process of organizing and conducting it is considered.

Keywords: practical training, master's degree, professional education.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, в условиях быстро развивающихся наукоемких технологий требования, которые предъявляются к выпускникам не только среднего профессионального, но и высшего образования, постоянно повышаются. На первое место выходят такие качества выпускника как: способность к непрерывному профессиональному росту, профессиональная мобильность, готовность брать на себя ответственность, умение организовать свою работу и другие. Формирование и развитие перечисленных качеств не является возможным без качественной профессиональной практической подготовки студента магистратуры [1].

Цель статьи - рассмотреть основные особенности организации практической подготовки студентов магистратуры по направлению подготовки «Экономика и управление в системе профессионального образования».

Профессиональная подготовка обучающихся по программам магистратуры определяется учебным планом, разработанным в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). В действующем ВГОС ВО по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), на блок практик должно быть отведено не менее 40 зачетных единиц, что составляет не менее одной трети всех зачетных единиц. Вся программа магистратуры, в том числе и практики должны быть ориентированы на область профессиональной деятельности выпускника, на задачи его будущей профессиональной деятельности. В основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 44.04.04. Профессиональное образование, профиль «Экономика и управление в системе профессионального образования» типами задач профессиональной деятельности выпускников являются следующие: педагогический; организационно-управленческий; проектный.

Исходя из типов задач профессиональной деятельности, профиля подготовки и ФГОС ВО были определены следующие виды практик: учебная практика (проектно-технологическая практика), производственные практики: педагогическая, экономико-управленческая; научно-исследовательская работа.

Первая практика с которой встречаются студенты магистратуры на первом году обучения - это научно-исследовательская работа. Это самая большая из практик данного

профиля подготовки, она разбита на четыре семестр. Данный вид практики направлен на освоение магистрами методики организации научно-исследовательской работы, на продолжение профессионального образования в соответствии с профилем подготовки. В ходе практики, обучающиеся выполняют следующие виды деятельности: осуществляют сбор, анализ и обобщение исследовательского материала; разрабатывают оригинальные научные идеи и предложения для написания магистерской диссертации; получают навыки организации самостоятельной научно-исследовательской работы; осуществляют написание тезисов и научных статей по теме исследования; получают опыт публичного выступления на конференциях и семинарах.

В целом научно-исследовательская работа способствует формированию у будущего педагога профессионального обучения таких качеств личности как: готовность к работе в современной образовательной среде учреждения среднего профессионального образования; готовность к научному, творческому и педагогическому сотрудничеству как со студентами, так и с коллегами; быстро адаптироваться в научной среде образовательных учреждений.

Следующей практикой первого года обучения, является учебная (проектно-технологическая) практика. Учебная практика является первоначальным этапом формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Целью учебной (проектно-технологической) практики является овладение навыками проектирования элементов образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС, а именно: разрабатывать отдельные компоненты методического обеспечения образовательного процесса с учетом современных требований к экономическим и управленческим дисциплинам в системе среднего профессионального и высшего образования; разрабатывать учебные занятия по экономическим и управленческим дисциплинам с использованием современных образовательных технологий.

Педагогическая практика у магистров проходит в третьем семестре. Обучающиеся сами в праве выбрать себе образовательное учреждение среднего профессионального или высшего образования, которое станет базой для прохождения практики.

Педагогическая практика ориентирована на подготовку магистров к осуществлению следующих видов деятельности: организация и реализация образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования; формирование практического опыта осуществления урочной и внеурочной деятельности, использование различных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей и ограниченных возможностей здоровья; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; конструирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; осуществление профессионального самообразования и личностного роста; организация и управление образовательным пространством обучающихся.

В рамках практики магистры выполняют следующие виды работ: изучение структуры образовательного процесса в образовательном учреждении; изучение нормативно-правовую документацию по организации образовательной деятельности; ознакомление с методиками подготовки и проведения различных форм учебных занятий; ознакомление с используемыми компьютерными обучающими программами, средствами ИКТ; проведение анализа лекционных и практических занятий; подготовка и проведение лекционных занятий; подготовка и проведение практических занятий; подготовка дидактических материалов для практических работ; подготовка контрольно-измерительных материалов для осуществления контроля знаний на лекционных и практических занятиях; проведение консультации по преподаваемой дисциплине; организация и проведение внеаудиторного

занятия.

В четвертом семестре магистры проходят экономико-управленческую практику. За базу практики она вправе выбрать любое образовательное учреждение среднего профессионального или высшего образования. Экономико-управленческая практика направлена изучение управленческих процессов в образовательном учреждении среднего профессионального и высшего образования и участия в подготовке и реализации их отдельных компонентов. В рамках практики, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности: описание общей характеристики образовательного учреждения; описание и проведение анализа существующей системы управления образовательной организации; описание правового обеспечения управленческой деятельности; описание и анализ системы организации методической работы образовательного учреждения; составление годового плана методической работы образовательного учреждения; организация и проведение методического мероприятия в образовательном учреждении; описание экономических аспектов функционирования образовательного учреждения.

Каждый вид практики начинается с установочной конференции, на которой руководить практики знакомит студентов со сроками практики, основными видами деятельности; требованиями к оформлению и содержанию отчетной документации, критериями оценивания контрольных мероприятий, формой контроля практики. По окончанию каждого вида практики проводится итоговая конференция, в рамках которой студенты защищают отчеты по практике, проводится обсуждение проделанной работы студентов, анализируются сильные и слабые стороны организации практики, определяются пути устранения слабых сторон.

При организации каждого из рассмотренных видов практик, значительная роль отводится руководителю практики. Именно он помогает студентам магистратуры решить самые разнообразные вопросы возникающие в ходе прохождения практик. К основным обязанностям руководителя практики входит следующее: согласование базы практики, составление и согласование с руководителем базы практики совместного графика работы, индивидуальных планов практики, определение последовательности порядка прохождения практики, проведение консультаций со студентами по вопросам касающихся практики, осуществления контроля содержания и сроков прохождения практики студентами, контроль качества выполняемой работы студентов во время прохождения практики. Также руководить осуществляет проверку отчетной документации студентов, пишет отзыв о работе студента в ходе практики и аттестует их. По окончанию практики, руководить сдает отчет о руководстве практикой на кафедру, в отчете отмечаются следующие моменты: сроки практики, база прохождения практики, краткая характеристика практики, итоги практики, предложения и замечания по организации практики.

Практическая подготовка является неотъемлемой частью становлению магистров как профессионалов на этапе обучения в вузе [2]. Все рассмотренные виды практик позволят будущим выпускникам быть предприимчивыми, мобильными, творческими, активными грамотными специалистами владеющими умениями рационально использовать потенциал своих знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правдюк, В.Н. Формирование научно-профессиональных компетенции у будущих магистров профессионального обучения / В.Н. Правдюк, М.И. Суганова, А.И. Ковешников // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2018. - № 4 (81). - С. 396-398.

2. Глузман, Ю.В. Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы / Ю. В. Глузман // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 1 (41). - С. 135-141.

REFERENCES

1. Pravdyuk V.N., Suganova M.I., Koveshnikov F.I. (2018), "Formation of scientific and professional competences of future masters of professional training", Scientific notes of the Oryol State University, No 4 (81), pp. 396-398.

2. Gluzman Yu.V. (2018), "Practical training of students in the framework of the network master's program", Humanities (Yalta), No. 1 (41), pp. 135-141.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2021

УДК 378+796

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ

ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

Виталий Сергеевич Лапин, доцент, Роман Викторович Дерешев, доцент, Николай Александрович Ермаков, доцент, Денис Омарович Куспаков, старший преподаватель, Кирилл Васильевич Талпа, старший преподаватель, Елена Анатольевна Чанчаева,

доктор биологических профессор, Горно-Алтайский государственный университет

Аннотация

Реализации физического потенциала в основном приходится на юношеский возраст, который ассоциируется с периодом обучения на постшкольном уровне, в том числе в вузах. Для формирования интереса к физической культуре и спорту в учебный план вузов вводятся элективные дисциплины для освоения избранных видов спорта. Цель исследования: оценить физическое развитие студентов первого курса и возможности развития их физического потенциала в условиях вуза. Методика и организация исследования. Оценивали длину, массу, индекс массы и композиционный состав тела студентов первого курса. Проводили анализ эффективности внедрения элективных дисциплин для развития физического потенциала студентов Горно-Алтайского государственного университета. Результаты исследования и их обсуждение. В физическом развитии студентов ГорноАлтайского государственного университета первого курса выявляется проблема избыточной массы тела и ожирения (16,1%), избыточного содержания жировой массы (35,5% у девушек; 6,7% у юношей), что совпадает с общемировой тенденцией. Для профилактики прогрессирования дисбаланса композиционного состава тела студентов и совершенствования их физических качеств в учебный план введены элективные дисциплины с целью освоения популярных для Горного Алтая видов спорта. Выводы. Эффективность внедрения элективных дисциплин в учебный процесс подтверждается большой вовлеченностью студентов в спортивную деятельность и высокими спортивными достижениями.

Ключевые слова: физический потенциал, студенты, элективные дисциплины. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p155-158

DEVELOPMENT OF STUDENTS' PHYSICAL POTENTIAL THROUGH ELECTIVE

DISCIPLINES

Vitaly Sergeevich Lapin, the senior lecturer, Roman Viktorovich Dereshev, the senior lecturer, Nikolay Aleksandrovich Ermakov, the senior lecturer, Denis Omarovich Kuspakov, the senior teacher, Kirill Vasilyevich Talpa, the senior teacher, Elena Anatolyevna Chanchaeva,

the doctor of biological sciences, professor, Gorno-Altay state University

Abstract

Introduction. The main realization of physical potential occurs at the young age, which is associated with the period of study in universities. To form the interest in physical culture and sports, optional disciplines of individual sports are introduced into the curricula of universities. The purpose of the study is to evaluate the physical development of the first-year students and the possibilities of developing their physical potential in the university environment. Methodology and organization of the study. The length, weight, body mass index and compositional composition of the body of the first-year students were evaluated. The analysis of the effectiveness of the introduction of the elective disciplines for the development of the physical potential of students of the Gorno-Altai State University is carried out. The results of the study and their discussion. The problem of overweight and obesity (16.1%), excess fat mass (35.5% in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.