Научная статья на тему 'Организация практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства'

Организация практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
туризм / гостеприимство / подготовка кадров / практическая подготовка / практика / практическое занятие / студенты / геймификация / игровые технологии / внеаудиторная деятельность / tourism / hospitality / personnel training / practical training / practice / practical lesson / students / gamification / game technologies / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радыгина Евгения Геннадьевна, Охрименко Елена Ивановна, Пасько Татьяна Владимировна

Введение. Рассмотрены актуальные проблемы практической подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства в России, выявлены основные проблемы подготовки специалистов Российских профильных вузов. Основное внимание уделяется выстраиванию партнерских отношений вузов с организациями-работодателями в целях подготовки высококвалифицированных специалистов. Задача исследования состоит в описании процесса организации взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки. Методология, методы и методики. В качестве методологической основы использовались системный и структурный подходы; методы анализа и синтеза; изучение моделей сотрудничества между вузами и работодателями, методы мониторинга и оценки качества подготовки специалистов. Выводы. В ходе работы авторами описан процесс практической подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства, включающий цель и задачи, требования к процессу, условия организации и требования к результатам процесса. Рамки исследования. Направление дальнейших исследований может включать моделирование процесса практической подготовки и разработку методологических основ сотрудничества вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки. Практическое применение. Результаты исследования используются при организации практической подготовки на кафедре туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, а также могут быть использованы другими профессиональными образовательными организациями, что позволит эффективно решать проблему подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Социальные последствия организации процесса практической подготовки студентов будут включать повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда; повышению качества туристких услуг и гостиничного обслуживания; внедрению инноваций в индустрию туризма и гостеприимства, развитию стартапов. Оригинальность. Инновационность исследования заключается в описании элементов системы практической подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радыгина Евгения Геннадьевна, Охрименко Елена Ивановна, Пасько Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of practical training of students for the tourism and hospitality industry

Introduction. The study discusses the current issues of practical training in the tourism and hospitality industry in Russia, identifies the main problems of training specialists of Russian specialized universities. The main focus is on building partnerships between universities and employer organizations in order to train highly qualified specialists. The objective of the study is to describe the process of organizing the interaction of the university with the employer organizations in the framework of practical training. Methodology, methods and techniques. As a methodological basis, systematic and structural approaches were used; methods of analysis and synthesis; the study of models of cooperation between universities and employers, methods of monitoring and evaluating the quality of training specialists. Conclusions. In the course of the work, the authors describe the process of practical training of specialists in the tourism and hospitality industry, including the purpose and objectives, process requirements, organization conditions and requirements for the results of the process. The scope of the study. The direction of further research may include modeling the process of practical training and the development of methodological foundations for cooperation between the university and employer organizations in the framework of practical training. Practical application. The results of the study are used in organizing practical training at the Department of Tourism Business and Hospitality of the Ural State University of Economics, and can also be used by other professional educational organizations, which will effectively solve the problem of training personnel for tourism and hospitality. The social consequences of organizing the process of practical training of students will include increasing the competitiveness of graduates in the labor market; improving the quality of tourist services and hotel services; introducing innovations into the tourism and hospitality industry, and developing startups. Originality. The innovativeness of the research lies in the description of the elements of the system of practical training at the university.

Текст научной работы на тему «Организация практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства»

УДК 378.14.014.13 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-82-91

Поступила в редакцию / Received 06.08.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Организация практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства

Радыгина Евгения Геннадьевна Н О , Охрименко Елена Ивановна1

Пасько Татьяна Владимировна'

1ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106/5

Н radygina@bk.ru

Аннотация. Введение. Рассмотрены актуальные проблемы практической подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства в России, выявлены основные проблемы подготовки специалистов Российских профильных вузов. Основное внимание уделяется выстраиванию партнерских отношений вузов с организациями-работодателями в целях подготовки высококвалифицированных специалистов. Задача исследования состоит в описании процесса организации взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки. Методология, методы и методики. В качестве методологической основы использовались системный и структурный подходы; методы анализа и синтеза; изучение моделей сотрудничества между вузами и работодателями, методы мониторинга и оценки качества подготовки специалистов. Выводы. В ходе работы авторами описан процесс практической подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства, включающий цель и задачи, требования к процессу, условия организации и требования к результатам процесса. Рамки исследования. Направление дальнейших исследований может включать моделирование процесса практической подготовки и разработку методологических основ сотрудничества вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки. Практическое применение. Результаты исследования используются при организации практической подготовки на кафедре туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, а также могут быть использованы другими профессиональными образовательными организациями, что позволит эффективно решать проблему подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Социальные последствия организации процесса практической подготовки студентов будут включать повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда; повышению качества туристких услуг и гостиничного обслуживания; внедрению инноваций в индустрию туризма и гостеприимства, развитию стартапов. Оригинальность. Инновационность исследования заключается в описании элементов системы практической подготовки в вузе.

Ключевые слова: туризм; гостеприимство; подготовка кадров; практическая подготовка; практика; практическое занятие; студенты; геймификация; игровые технологии; внеаудиторная деятельность Благодарности: Авторы выражают благодарность коллективу Уральского государственного экономического университета в административной поддержке проведенного исследования, а также предоставлении возможности для обсуждения и публикации материалов, оценке материала статьи на предмет возможности открытого опубликования. Авторы выражают благодарность авторам научных исследований, на основе выполнена теоретическая часть, за глубину и актуальность проведенных исследований. Авторы выражают благодарность редактору и

© Радыгина Е.Г., Охрименко Е.И., Пасько Т.В., 2023

рецензентам статьи и проведенную работу по экспертной оценке материала и высказанное экспертное мнение.

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Радыгина Е.Г., Охрименко Е.И., Пасько Т.В. Организация практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 82-91. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-82-91

original article

Organization of practical training of students for the tourism and hospitality industry

Evgeniya G. Radygina1 H , Elena I. Okhrimenko

Tatiana V. Pasko2 :Ural State University of Economics 62 8 Marta St., Yekaterinburg 620144, Russian Federation 2Tambov State Technical University 106/5 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation

H radygina@bk.ru

Abstract. Introduction. The study discusses the current issues of practical training in the tourism and hospitality industry in Russia, identifies the main problems of training specialists of Russian specialized universities. The main focus is on building partnerships between universities and employer organizations in order to train highly qualified specialists. The objective of the study is to describe the process of organizing the interaction of the university with the employer organizations in the framework of practical training. Methodology, methods and techniques. As a methodological basis, systematic and structural approaches were used; methods of analysis and synthesis; the study of models of cooperation between universities and employers, methods of monitoring and evaluating the quality of training specialists. Conclusions. In the course of the work, the authors describe the process of practical training of specialists in the tourism and hospitality industry, including the purpose and objectives, process requirements, organization conditions and requirements for the results of the process. The scope of the study. The direction of further research may include modeling the process of practical training and the development of methodological foundations for cooperation between the university and employer organizations in the framework of practical training. Practical application. The results of the study are used in organizing practical training at the Department of Tourism Business and Hospitality of the Ural State University of Economics, and can also be used by other professional educational organizations, which will effectively solve the problem of training personnel for tourism and hospitality. The social consequences of organizing the process of practical training of students will include increasing the competitiveness of graduates in the labor market; improving the quality of tourist services and hotel services; introducing innovations into the tourism and hospitality industry, and developing startups. Originality. The innovativeness of the research lies in the description of the elements of the system of practical training at the university.

Keywords: tourism; hospitality; personnel training; practical training; practice; practical lesson; students; gamification; game technologies; extracurricular activities

Acknowledgements: The authors express their gratitude to the staff of the Ural State University of Economics for the administrative support of the conducted research, as well as providing an opportunity for discussion and publication of materials, evaluating the material of the article for the possibility of open publication The authors express their gratitude to the authors of the scientific research based on the theoretical part, for the depth and relevance of the research. The authors express their gratitude to the editor and reviewers of the article and the work carried out on the expert evaluation of the material and the expert opinion

There is no conflict of interest

For citation: Radygina E.G., Okhrimenko E.I., Pasko T.V. Organization of practical training of students for the tourism and hospitality industry. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 82-91. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-82-91

ВВЕДЕНИЕ

Трансформация системы высшего образования по направлениям подготовки укрупненной группы «Сервис и туризм» вызвана стремительными изменениями, происходящими в индустрии туризма и гостеприимства: изменяются требования к сотрудникам и выполняемые обязанности, внедрение цифровых технологий требует быстрого приобретения соответствующих компетенций, изменение фокуса с выездного туризма на внутренние направления вызывает необходимость формирования конкурентной туристской инфраструктуры и применение современных способов обслуживания. Это способствует трансформации образовательных программ, внедрению инноваций в организацию учебного процесса и большему вниманию к приобретению обучающимися практических умений и навыков.

Однако система профессионального образования не в полной мере обеспечивает взаимодействие с производством и бизнес-структурами. Это приводит к тому, что выпускники не всегда обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками, что затрудняет их трудоустройство и снижает качество услуг.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость формирования эффективной системы практической подготовки в высшем профессиональном образовании, которая становится неотъемлемой частью обучения в туризме и гостеприимстве. Интерес в формировании эффективной системы практической подготовки имеют все участники процесса: вузы, студенты, предприятия-работодатели и государственные и муниципальные структуры, поэтому логично рассматривать взаимодействие участников в целях подготовки профессиональных кадров.

Организация практической подготовки должна быть максимально эффективной и осуществляться в реальных условиях работы, индивидуализированной и адаптированной к потребностям каждого студента. Студентам

нужно предоставлять возможность работать с клиентами, участвовать в проведении мероприятий, знакомиться с различными отделами и процессами работы в индустрии.

Однако эффективность практической подготовки невозможно обеспечить без участия работодателей. Основной проблемой в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства являются: низкая вовлеченность работодателей в образовательный процесс, что мешает приобретению студентами необходимых умений и навыков. Одновременно с этим растет спрос на туристское образование, совмещающее теоретическое и практическое обучение [1, с. 157].

Для решения обозначенных проблем необходимо совершенствование системы профессионального образования и повышения квалификации в сфере гостеприимства, а также привлечение работодателей к практической подготовке профессиональных кадров.

Задача исследования состоит в описании процесса организации взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретической основой исследования послужили исследования организационно-педагогических и компетентностных моделей профессионального туристского образования, особенностей системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства, оценки ее эффективности. М.С. Оборин [2], И.В. Ба-лицкая, Э.Х. Лим [3], О.В. Пирогова [4] считают, что среди основных преимуществ туристского образования за рубежом являются модели обучения, начинающиеся с практического освоения, а теоретическое обучение приходится на последние курсы. При такой системе не происходит разрыва между теорией и практикой, выпускники уже обладают необходимыми практическими умениями. В России же сложилась обратная ситуация, когда на первых этапах обучения изучается теория, а на практику студенты выходят с

глубокими теоретическими знаниями, но без практических умений и навыков. Происходит разрыв между теорией и практикой, когда предприятия вынуждены адаптировать и доучивать уже дипломированных специалистов, чтобы они могли выполнять трудовые функции. Такое мнение высказывают Н.В. Биттер, А.Н. Дунец, Л. Чойцзинджав [5], Д.В. Роман-цова, Е.Ф. Зачиняева [6], Р.С. Беспаева [7], А.Т. Моховая [8].

Аналогичной позиции придерживаются Е.С. Сахарчук [9] и Е.Ю. Никольская [10], вкладывая в основу конкурентоспособности профессионального образования применение технологий праксиологизации, включающих разделение теоретического и практического базиса, а также внедрение инновационной контактной работы, рассредоточенные практики, стажировки и академическую мобильность [9, с. 11].

Развитие идей практикоориентированно-го образования в индустрии туризма и гостеприимства находит отражение в разработке новых федеральных образовательных стандартов по укрупненной группе направлений подготовки высшего образования «Сервис и туризм», а также основных образовательных программ в ведущих туристских вузах России. С.В. Гриненко, В.П. Ердакова, Е.С. Уг-рюмов в структуру компетентностной модели специалиста включают надпрофессио-нальные (soft skills) и профессиональные (hard skills) компетенции [11, с. 4], а Т.П. Го-ловченко, И.Ю. Калинина, Н.В. Рубцова указывают на необходимость включения в программу обучения профессиональной общественной аккредитации [12, с. 84], что еще раз подчеркивает важность единства теоретической и практической подготовки на всех этапах профессионального обучения.

Важным элементом организации практической подготовки является взаимодействие с социальными партнерами и предприятиями-работодателями. На это указывают Т.Н. Алексеенко, Б.К. Джзыкбаева [13, с. 6568], Е.С. Петренко, Т.Н. Алексеенко, Е.И. Шабанова [14, с. 63-69], Н.Л. Смит, С.В. Илькевич [15, с. 127].

Построение системы практической подготовки должно быть основано на норматив-

ных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1; Приказ Минобрнауки «О практической подготовке обучающихся»2; Профессиональных стандартах для работников индустрии туризма и гостеприим-ства3.

В качестве методологической основы использовались аспектный метод анализа научной литературы, включенное наблюдение, организационно-педагогический эксперимент, методы мониторинга и оценки качества подготовки, позволяющие получить данные об организации элементов практической подготовки студентов, возникающих проблемах и достигнутых результатах. Это позволило комплексно оценить проблемные зоны в практической подготовке специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, а также эффективность существующих моделей сотрудничества между вузами и предприятиями-работодателями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Практическая подготовка направлена на развитие профессиональных компетенций и умений студентов, необходимых на современном этапе развития индустрии и представляет собой «форму организации образо-

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. на 24 июля 2023 г.). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902389617 (дата обращения: 01.08.2023).

2 О практической подготовке обучающихся: приказ Минобрнауки Российской Федерации № 885, Мин-просвещения Российской Федерации № 390 от 5 августа 2020 г. (с изм. на 18 ноября 2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/565697405 (дата обращения: 01.08.2023).

3 Об утверждении профессионального стандарта «Работник по приему и размещению гостей»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. № 659н. URL: https://docs.cntd.ru/document/436769006 (дата обращения: 01.08.2023); Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 913н. URL: https://docs.cntd.ru/ document/727902423 (дата обращения: 01.08.2023); Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 282н. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docume ntId=323595 (дата обращения: 01.08.2023).

вательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы» (ст. 2, пункт 24 № 273-Ф3)4.

Практическую подготовку стоит отличать от практики как периода учебного процесса. Практическая подготовка включает в себя не только проведение стажировок и практик, но и использование современных методов обучения, таких как проектная работа, кейс-метод, симуляции и др. Эти методы помогают студентам получить не только практический опыт, но и развить свои аналитические и коммуникативные навыки, что также является важным для успешной карьеры в туризме и гостеприимстве.

Особенности практической подготовки в индустрии туризма и гостеприимства основаны на формируемых компетенциях для основных видов деятельности специалистов и включают в себя: работу с гостями, командную работу, понимание культурных различий, цифровую и технологическую грамотность, знание законодательства, управление ресурсами.

Перечисленные особенности требуют применения моделей сотрудничества между вузами и работодателями, таких как дуальное образование, стажировки и др. В рамках дуального образования студенты получают теоретические знания в вузе и практические навыки на предприятии. Стажировки позволяют студентам познакомиться с работой в реальной среде и получить опыт работы.

Процесс практической подготовки включает следующие этапы:

1) определение целей и задач;

2) анализ нормативных требований к организации процесса;

3) определение потребностей участников;

4) разработка программы;

4 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. на 24 июля 2023 г.). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902389617 (дата обращения: 01.08.2023).

5) подбор места прохождения практики в соответствии с требованиями основной образовательной программы;

6) организация процесса практической подготовки, включая распределение студентов по местам практики, контроль выполнения заданий и оценку результатов;

7) анализ и оценка результатов практической подготовки, корректировка программы и процесса проведения практики в соответствии с выявленными недостатками;

8) подготовка отчетности о прохождении практики и ее результативности для студентов и учебного заведения;

9) систематический мониторинг и анализ процесса практической подготовки для обеспечения ее эффективности и качества.

Таким образом, практическая подготовка должна включать в себя не только ознакомительную и производственную практики, но и общее понимание структуры отрасли в целом и теоретические знания, на основе которых будут формироваться практические умения и навыки.

Цель практической подготовки заключается в обеспечении студентов необходимыми умениями и навыками, которые помогут им успешно справляться с профессиональными задачами и повысят их конкурентоспособность на рынке труда.

Задачи практической подготовки:

- приобретение студентами практических умений и навыков, опыта работы в индустрии туризма и гостеприимства;

- развитие у студентов профессиональных компетенций и умений, необходимых для успешной карьеры в данной отрасли;

- подготовка кадров, соответствующих требованиям современного рынка труда.

Требования к процессу практической подготовки должны основываться на потребностях туристского рынка, предприятий-работодателей; задачах региона в развитии туриндустрии; нормативных требованиях, предъявляемых к процессу и результатам высшего образования, потребностях студентов.

Основные требования к процессу практической подготовки включают соответствие программ актуальным требованиям индустрии туризма и гостеприимства; наличие квалифицированных наставников и преподавателей, обладающих опытом работы в данной

отрасли; предоставление студентам возможности работать на реальных объектах, общаться с клиентами и принимать решения в условиях, близких к реальным; обеспечение контроля за выполнением заданий и оценки результатов работы студентов.

Участниками процесса практической подготовки являются студенты, вуз, предприятия-работодатели, государственные структуры. Программа практической подготовки должна учитывать потребности и интересы всех участников данного процесса и включать в себя аудиторные занятия; выполнение практических заданий на предприятиях; прохождение практик и стажировок; контроль выполнения заданий и оценка результатов работы студентов.

Подбор места прохождения практики происходит с учетом требований программы и потребностей студентов. Предпочтение должно отдаваться объектам, имеющим хорошую репутацию и опыт работы с практикантами. Важное значение имеет привлечение работодателей к разработке основной образовательной программы, программы практической подготовки, проведению теоретических и практических занятий в вузе, а также к оценке результатов и мониторингу процесса практической подготовки.

Организация прохождения практик в рамках практической подготовки включает распределение студентов по местам практики с учетом их потребностей и целей обучения, контроль выполнения заданий и оценка результатов работы студентов, а также обеспечение связи между преподавателями, наставниками и студентами для оперативного решения возникающих вопросов. При этом необходим систематический мониторинг и анализ процесса практической подготовки для обеспечения ее эффективности и качества: это позволит выявить проблемы и своевременно внести коррективы.

В процессе реализации практической подготовки Уральский государственный экономический университет выстраивает отношения с предприятиями-партнерами, среди которых компании и ассоциации индустрии туризма и гостеприимства, органы власти, выставочные центры, музеи, учреждения культуры, туристические компании, отели и

средства размещения, туристские центры, рестораны и предприятия питания.

Основными задачами взаимодействия Уральского государственного университета с предприятиями индустрии гостеприимства являются:

- профессиональная ориентация выпускников школ (гимназий), профессиональных образовательных организаций для поступления на востребованные для работодателей направления подготовки;

- организация практик и содействие трудоустройству выпускников в подразделениях предприятий-партнеров;

- совместная подготовка учебных планов и рабочих программ дисциплин для востребованных направлений подготовки;

- выполнение научно-исследовательской работы в рамках курсовых и дипломных проектов (работ) для студентов, сориентированных для работы в подразделениях предприятий-партнеров;

- обмен необходимой информацией в рамках реализации совместных проектов вуза и предприятий-партнеров.

В системе практической подготовки в вузе используются различные формы взаимодействия, такие как профориентационная деятельность; открытые лекции; прохождение практик; совместная организация научных мероприятий, конференций, круглых столов по актуальным проблемам индустрии гостеприимства; профессиональные конкурсы; производственные экскурсии; стажировки и пр.

Для организации взаимодействия используется гибридный формат, объединяющий: очные (офлайн) мероприятия; дистанционные (онлайн) мероприятия; заочный формат (определение заданий, проведение исследований, оценка выполнения заданий с организацией защиты проектов). Основными видами мероприятий выступают открытые лекции, практические занятия (семинары), лабораторные занятия; мастер-классы, «круглые столы», курсовые работы и дипломное проектирование, конкурсы, производственные экскурсии.

Для обеспечения взаимодействия практического обучения во время занятий в вузе используются формы производственных экскурсий и приглашение для проведения заня-

тий руководителей предприятий и экспертов индустрии туризма и гостеприимства. Производственные экскурсии выступают дополнительной формой вхождения в индустрию гостеприимства, позволяют познакомить с реальными предприятиями - базами практики, попробовать свои силы в профессиональной деятельности, определить тематику научно-исследовательской деятельности. Организация производственных экскурсий позволяет осуществлять постоянную связь с работодателями, включать их в процесс подготовки учебных планов и рабочих программ дисциплин, производить оценку сформированных компетенций. Это позволяет соответствовать потребностям индустрии гостеприимства в высококвалифицированных кадрах.

В реализации практической подготовки принимают участие, как специалисты университета, так и представители предприятий-работодателей (рис. 1).

Организация взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки имеет ряд социальных последствий. Во-первых, такой подход позволяет студентам получать более качественную и практическую подготовку, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Это, в свою очередь, может привести к улучшению экономического положения выпускников и их семей. Во-вторых, организация взаимодействия вуза с работодателями может способствовать повышению качества производства и услуг, так как выпускники

Рис. 1. Структура подразделений университета, занимающихся организацией практической подготовки Fig. 1. Structure of the university departments involved in organization of practical training

будут обладать необходимыми знаниями и навыками для работы в соответствующей отрасли. В-третьих, такой подход может способствовать развитию научно-технического прогресса и инноваций, так как студенты будут иметь возможность работать над реальными проектами и проблемами, которые являются актуальными для отрасли. Наконец, организация взаимодействия вуза с работодателями может способствовать улучшению качества жизни населения в целом, так как выпускники будут обладать необходимыми знаниями и навыками для работы в социально значимых отраслях, таких как здравоохранение и образование.

Таким образом, организация взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки имеет широкие социальные последствия, которые могут оказать положительное влияние на экономику и общество в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования проведена оценка эффективности существующей системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства, изучены особенности подготовки и проанализированы модели подготовки специалистов в вузе с применением практикоориентированных программ.

В результате обозначены этапы практической подготовки, сформулированы элементы системы практической подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства, определены участники процесса: студенты, подразделения университета, предприятия-работодатели и государственные структуры.

Реализация практической подготовки рассмотрена на примере Уральского государственного экономического университета, обозначены основные партнеры и формы сотрудничества университета с предприятиями-работодателями в достижении целей практической подготовки, определены структуры университета, участвующие в реализации программы практической подготовки.

Результаты исследования могут быть использованы профессиональными образовательными организациями для организации процесса практической подготовки студентов, что позволит эффективно решать проблему подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Направление дальнейших исследований может включать разработку методологии процесса организации взаимодействия вуза с организациями-работодателями в рамках практической подготовки. Социальные последствия эффективной организации процесса практической подготовки студентов будут включать повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, качества туристских услуг и гостиничного обслуживания, внедрение инноваций в индустрию туризма и гостеприимства, развитие стартапов.

Обсуждение результатов исследования проходило в виде представления докладов на научно-практических мероприятиях и заседаниях кафедры туристического бизнеса и гостеприимства, а также полученная информация использовалась при организации программы практической подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм» и «Гостиничное дело».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вуколова А.В. Альтернативные формы организации практического обучения при подготовке специалистов в сфере туризма // Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития. Кня-гинино: НГИЭИ, 2019. Т. 1. С. 156-161. ББ№ ХУУЬАР

2. Оборин М.С. Особенности реализации компетентностного подхода в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 1. С. 123-134. БО! 10.18413/2408-9346-2023-91-1-1; ББ№ ОБАХАЬ

3. Балицкая И.В., Лим Э.Х. Совершенствование практико-ориентированных программ подготовки специалистов в вузах республики Корея (на примере сервисных и туристских направлений подготовки) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 1 (50). С. 4-15. БО! 10.32343/2409-5052-2021-15-1-4-15; ББ№ УАЫРСО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пирогова О.В. Организация международного практического обучения студентов в туристском вузе // Интерактивная наука. 2017. № 4 (14). С. 64-67. БО! 10.21661/г-119517; ББ№ УЬЬАК

5. Биттер Н.В., Дунец А.Н., Чойцзинджав Л. Особенности подготовки кадров в регионах Большого Алтая для индустрии туризма и гостеприимства // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 2. С. 256-267. DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-256-267; EDN: BRZISX

6. Романцова Д.В., Зачиняева Е.Ф. Применение контекстного обучения в подготовке студентов направления «Туризм» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 246-249. EDN: JSGQNI

7. Беспаева Р.С. Тенденции процессов подготовки специалистов в области туризма в Казахстане // Научно-образовательная деятельность в сфере сервиса и туризма как инвариантная совокупность организационно-педагогических условий и принципов. Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2017. С. 30-40. EDN: ZSPRHR

8. Моховая А. Т. Сравнительный анализ системы подготовки кадров гостиничного сервиса в России и за рубежом // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2022. Т. 16. № 2. С. 173-182. EDN: PWGJHE

9. Сахарчук Е.С. Концепции профессионального туристского образования России на международном опыте // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 4. С. 4-14. DOI 10.22412/19995644-10-4-1; EDN: XAMESH

10. Перова Е.А. Бизнес-симуляция как форма практико-ориентированного обучения иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм» // Профессиональное образование в России и за рубежом.

2019. № 2 (34). С. 93-103. EDN: IGPXLX

11. Гриненко С.В., Ердакова В.П., Угрюмов Е.С. Навыки будущего в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы: в 2-х т. М.: Российское профессиональное собрание, 2021. Т. 2. С. 158-172. EDN: MFSIGP

12. Головченко Т.П., Калинина И.Ю., Рубцова Н.В. Практико-ориентированная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2020. Т. 9. № 3 (32). С. 82-85. DOI 10.26140/anip-2020-0903-0016; EDN: NAHCMW

13. Алексеенко Т.Н., Джзыкбаева Б.К. Современные подходы к профессиональной подготовке специалиста индустрии гостеприимства // Наука и инновации в системе развития информационного общества: в 3-х ч. Чебоксары: Российский университет кооперации, 2019. Ч. 1. С. 65-68. EDN: WYMHHE

14. Петренко Е.С., Алексеенко Т.Н., Шабанова Е.И. Разработка образовательных программ как инструмент диверсификации содержания непрерывного профессионального образования в сфере туризма // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2016. Т. 2. № 1 (7). С. 63-69. DOI 10.18413/2408-9346-2016-2-1-63-69; EDN: VTQXAZ

15. Smith N.L., Ilkevich S.V. International academic mobility in tourism vocational education as a factor of the international labor market's development // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 3 (100). С. 133-145. DOI 10.24412/1995-042X-2022-3-133-145; EDN: WZKYRY

REFERENCES

1. Vukolova A.V. Alternative forms of organization of practical training in the training of specialists in the field of tourism. In: Modern Science: Current Issues and Prospects of Development. Knyaginino, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics Publ., 2019, vol. 1, pp. 156-161. (In Russian).

2. Oborin M.S. Features of the implementation of the competence approach in the field of tourism. Research Result. Business and Service Technologies, 2023, vol. 9, no. 1, pp. 123-134. (In Russian). DOI 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-1

3. Balitskaya I.V., Lim E.Kh. Improvement of practice-oriented training programs for specialists in universities of the Republic of Korea (on the example of service and tourist areas of training). Pedagogical IMAGE,

2021. vol. 15, no. 1 (50), pp. 4-15. (In Russian). DOI 10.32343/2409-5052-2021-15-1-4-15

4. Pirogova O.V. Organization of international practical training of students at the tourism university. Interactive Science, 2017, no. 4 (14), pp. 64-67. (In Russian). DOI 10.21661/r-119517

5. Bitter N.V., Dunets A.N., Choijinjav L. Particularities of personnel training in the regions of Grand Altai for the tourism and hospitality industry. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 2022, vol. 41, no. 2, pp. 256-267. (In Russian). DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-256-267

6. Romantsova D.V., Zachinyaeva E.F. Application of context learning in training students of the direction "Tourism". Problems of Modern Pedagogical Education, 2022, no. 75-4, pp. 246-249. (In Russian).

7. Bespaeva R.C. Trends in the processes of training specialists in the field of tourism in Kazakhstan. In: Scientific and Educational Activity in Service and Tourism as an Invariant Set of Organizational and Pedagogi-

cal Conditions and Principles. Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law Publ., 2017, pp. 30-40. (In Russian).

8. Mokhovaya A.T. Comparative analysis of the personnel training system of hotel service in Russia and abroad. Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2022, vol. 16, no. 2, pp. 173-182. (In Russian).

9. Sakharchuk E.S. Organizational and methodological development bases of national concept of russian vocational tourism education drawing on international experience. Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 4-14. (In Russian). DOI 10.22412/1999-5644-10-4-1

10. Perova E.A. business simulation as a form of practice-orientated foreign language teaching of students of a direction "service and tourism". Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 93-103. (In Russian).

11. Grinenko S.V., Erdakova V.P., Ugryumov E.S. Future skills in training for the tourism and hospitality industry. In: Science and Technology of the 21st Century: Trends and Prospects: in 2 vols. Moscow, Russian Professional Association Publ., 2021, vol. 2, pp. 158-172. (In Russian).

12. Golovchenko T.P., Kalinina I.Yu., Rubtsova N.V. Practice-oriented model for preparing employees for the tourism industry at the university. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, vol. 9, no. 3 (32), pp. 82-85. (In Russian). DOI 10.26140/anip-2020-0903-0016

13. Alekseenko T.N., Jazykbaeva B.K. Modern approaches to professional training of a specialist in the hospitality industry. In: Science and Innovations in the Information Society Development System: in 3 pts. Cheboksary, Russian University of Cooperation Publ., 2019, pt 1, pp. 65-68. (In Russian).

14. Petrenko E.S., Alekseenko T.N., Shabanova E.I. Developing educational programmes as a tool of diversification of the content of continuous professional training in the sphere of tourism. Research Result. Business and Service Technologies, 2016, vol. 2, no. 1 (7), pp. 63-69. (In Russian). DOI 10.18413/2408-9346-20162-1-63-69

15. Smith N.L., Ilkevich S. V. International academic mobility in tourism vocational education as a factor of the international labor market's development. Services in Russia and Abroad, 2022, vol. 16, no. 3 (100), pp. 133-145. (In Russian). DOI 10.24412/1995-042X-2022-3-133-145

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Радыгина Евгения Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-шаИ: radygina@bk.ru ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-2233-7734

Охрименко Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-шаИ: oelenai@yandex.ru ОКСГО: https://orcid.org/0009-0006-5461-0092

Пасько Татьяна Владимировна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Техника и технологии производства нанопродуктов». Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаИ: tpasko @,yandex. ш ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-5884-3823

Evgeniya G. Radygina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Acting Head of Tourism Business and Hospitality Department. Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. Е-mail: radygina@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2233-7734

Elena I. Okhrimenko - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Tourism Business and Hospitality Department. Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. Е-mail: oelenai@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0006-5461-0092

Tatiana V. Pasko - Candidate of Engineering, Associate Professor, Associate Professor of "Technics and Technology of Nanoproducts Production" Department. Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation. Е-mail: tpasko@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5884-3823

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.