Научная статья на тему 'Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения'

Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ / ВИДЫ АКТИВНОСТИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА ПОДГОТОВКИ / QUALITY / ABILITY / KINDS OF ACTIVITY / ACTIVE LEARNING / ASSESSMENT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батракова Людмила Георгиевна

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с повышением качества вузовского образования. Оценка качества подготовки студентов рассмотрена на модели, состоящей из трех блоков, в которые включены оценка профессиональной пригодности абитуриента, учебная деятельность студента и качество подготовленности специалистов. Рассмотрена оценка учебной деятельности как прогноз и как результат. Показана необходимость активизации учебной деятельности студента. Раскрыты различные виды активности студентов, особое внимание уделено творческой активности как высшему уровню активности. Отмечено, что самостоятельность и активность работы студентов во многом определяются методикой проведения занятий. Представлены методики проведения практических и самостоятельных занятий с применением активных методов обучения. Рассмотрены следующие методы активизации обучения: соревновательный метод и метод мини-олимпиад. Указаны цели, задачи, преимущества указанных методов перед традиционными, их недостатки, а также критерии оценок результатов. Отмечается, что методы активного обучения требуют от преподавателя более тщательной подготовки и больших затрат времени. Уделено внимание проведению самостоятельных работ, которые разделены на три вида: выполняемые на занятии или во внеаудиторное время, содержащие или нет программный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батракова Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Students’ Informative Independence in Pedagogical University in the Context of Active Methods of Teaching

The article is devoted to the urgent problem concerning the improvement of the quality of higher education. Evaluation of quality of students’ preparation is considered as a model consisting of three units, which include: assessment of the suitability of the applicant, a student’s learning activity and experts’ quality preparedness. Evaluation of training activities is considered as forecast and as a result. Need to enhance the student’s learning activities is presented. Various types of students’ activities are disclosed, particular attention is paid to the creative activity as a higher level of activity. Here is noted that the students’ autonomy and work activity are determined by the methodology of teaching. Methodologies to make practical and self-study using active learning methods are presented. The following methods of intensification of training are regarded: a competitive method and method of mini-Olympiads. Goals, objectives, advantages over traditional methods, their shortcomings, as well as criteria to outcome evaluations are identified. It is noted that active learning methods require more thorough work by the teacher and time consuming. Special attention is paid to do independent works, which are divided into three types: those that are run in the lesson or in extracurricular time, whether containing or not the programme material.

Текст научной работы на тему «Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения»

УДК 378

Л. Г. Батракова

Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с повышением качества вузовского образования. Оценка качества подготовки студентов рассмотрена на модели, состоящей из трех блоков, в которые включены оценка профессиональной пригодности абитуриента, учебная деятельность студента и качество подготовленности специалистов. Рассмотрена оценка учебной деятельности как прогноз и как результат. Показана необходимость активизации учебной деятельности студента. Раскрыты различные виды активности студентов, особое внимание уделено творческой активности как высшему уровню активности. Отмечено, что самостоятельность и активность работы студентов во многом определяются методикой проведения занятий. Представлены методики проведения практических и самостоятельных занятий с применением активных методов обучения. Рассмотрены следующие методы активизации обучения: соревновательный метод и метод мини-олимпиад. Указаны цели, задачи, преимущества указанных методов перед традиционными, их недостатки, а также критерии оценок результатов. Отмечается, что методы активного обучения требуют от преподавателя более тщательной подготовки и больших затрат времени. Уделено внимание проведению самостоятельных работ, которые разделены на три вида: выполняемые на занятии или во внеаудиторное время, содержащие или нет программный материал.

Ключевые слова: качество, способности, виды активности, активное обучение, оценка подготовки.

L. G. Batrakova

Organization of Students' Informative Independence in Pedagogical University in the Context of Active Methods of Teaching

The article is devoted to the urgent problem concerning the improvement of the quality of higher education. Evaluation of quality of students' preparation is considered as a model consisting of three units, which include: assessment of the suitability of the applicant, a student's learning activity and experts' quality preparedness. Evaluation of training activities is considered as forecast and as a result. Need to enhance the student's learning activities is presented. Various types of students' activities are disclosed, particular attention is paid to the creative activity as a higher level of activity. Here is noted that the students' autonomy and work activity are determined by the methodology of teaching. Methodologies to make practical and self-study using active learning methods are presented. The following methods of intensification of training are regarded: a competitive method and method of mini-Olympiads. Goals, objectives, advantages over traditional methods, their shortcomings, as well as criteria to outcome evaluations are identified. It is noted that active learning methods require more thorough work by the teacher and time consuming. Special attention is paid to do independent works, which are divided into three types: those that are run in the lesson or in extracurricular time, whether containing or not the programme material.

Keywords: quality, ability, kinds of activity, active learning, assessment of training.

Рыночные реформы в России определили новые требования к качеству подготовки специалистов. Стали наиболее актуальными вопросы, связанные с изучением профессиональной пригодности поступающих в высшие учебные заведения, так как правильная оценка пригодности абитуриентов может служить основой для дальнейшей качественной подготовки будущих специалистов. Не менее важными остаются и вопросы, связанные с обучением студентов.

Оценку качества подготовки студентов в педагогических вузах можно представить с помощью модели (рис. 1), состоящей из трех блоков:

— оценка профессиональной пригодности абитуриента;

— оценка учебной деятельности студента;

— оценка качества подготовленности специалистов.

Первый блок представляет собой оценку учебной деятельности как прогноз. На этом этапе необходимо учитывать возрастные, социальные и психологические особенности абитуриентов. Профессиональная пригодность может быть определена способностью успешного выполнения функций, предопределяемых специальностью, при положительном отношении к труду. Последний момент следует учитывать в связи с увеличивающейся психологической нагрузкой в работе квалифицированного специалиста. Чтобы в будущем хорошо выполнять служебные обязанности, требующие интеллектуальных, моральных, психологических, эмоциональных и других затрат, абитуриент высшего учебного за-

© Батракова Л. Г., 2016

ведения должен постоянно активизировать целый ряд личностных качеств, что возможно только на основе положительного отношения к труду.

Следует различать понятия «общие способности» и «специальные способности». Под общими способностями личности следует понимать возможность успешной адаптации к условиям обучения в вузе. Это понятие включает возможность достижения адекватной социализации и усвоения научно-практической и учебной информации. Основными личностными характеристиками, определяющими уровень развития общих способностей, следует считать адаптационный потенциал личности и уровень развития психических познавательных процессов.

Под специальными способностями личности следует понимать наличие у абитуриента определенных психологических характеристик, обуславливающих возможность эффективной практической деятельности по выбранной специальности. В основу развития специальных способностей должно быть положено формирование профессионально важных качеств, первоначальный уровень которых определяется способностями личности.

Второй блок рассматривает учебную деятельность как процесс. Здесь важно определить основные факторы, влияющие на качество подготовки студентов. Эвристическими методами (метод аналогов, метод удельных показателей, метод экспертных оценок и др.) можно выделить эти факторы, а с помощью корреляционно-регрессионного анализа определить их количественное влияние на успеваемость.

Метод аналогов прост в применении и используется главным образом при определении показателей, которые полностью заимствованы из прошлого опыта. Метод удельных показателей заключается в том, что результат переносится с элемента-аналога на обобщающий показатель, а его относительная величина - на единицу исследуемого явления. Достоинством метода является то, что он свободен от недостатков, присущих методу аналогов, хотя, как и любой эвристический метод, зависит от влияния на результат объективных и субъективных факторов. Метод экспертных оценок позволяет выявлять факторы, влияющие на результативный показатель (в данном случае - оценка качества подготовки студентов), и заключается в том, что анализ и прогноз относительно будущего развития явлений делаются специалистами в данной области на основе их интуиции и опыта, а иногда и по научным источникам. Данный метод включает комплекс ло-

гических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации от экспертов, ее анализ и обобщение для подготовки и принятия решения. Простейшими примерами экспертизы являются голосование, выставление оценок на комплексном экзамене и др.

В процессе обучения, состоящего из приобретения знаний и практических навыков, происходит развитие профессионально важных качеств. Изучая динамику этого развития, можно судить об эффективности системы профессиональной подготовки и уровне психологической готовности студентов выполнять функциональные обязанности.

Несоответствие качеств абитуриентов необходимому уровню профессионально важных качеств сказывается на подготовке будущих специалистов. Следствиями такого несоответствия могут стать отсутствие способности освоения учебной программы; недобросовестное отношение к учебе и отсутствие стремления в совершенстве овладеть будущей профессией; неспособность исполнять функциональные обязанности по должностному предназначению; недисциплинированность и др.

Третий блок - оценка учебной деятельности как результат. Здесь можно оценить общую пригодность специалиста к выполнению своих обязанностей, используя матричный метод анализа. Оценка результата подготовки студентов - это один из основных этапов анализа, с помощью которого можно определять не только качество подготовки специалистов, но и пути управления этим качеством. При этом результаты подготовки должны включать и оценки того, ценой каких затрат эти результаты были достигнуты.

Оценивая подготовленность специалистов на различных этапах их деятельности, важно определить систему показателей качества подготовки. Основными показателями, на наш взгляд, являются реализация принципов проектировочной деятельности, наличие главных целей, степень их осознанности преподавателем и студентами и реализация в жизнедеятельности учебного заведения.

Повышение качества педагогического образования во многом зависит от методов, применяемых преподавателями на занятиях. Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в познавательной деятельности, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагогика часто возвращалась к проблемам активности обучающихся

Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения

Рис. 1. Модель оценки качества подготовки специалиста

Качество знаний студентов, развитие у них активности, самостоятельности зависит от того, как организован учебный процесс, какими методами учебной работы пользуется преподаватель. Активность студента проявляется в различных видах: активность внешняя (моторная), внутренняя (мыслительная), исполнительская и творческая. Внешняя активность студента легко определяется преподавателем, так как она ярко выражена: студент делает записи, решает задачи, его внимание направлено на преподавателя. Однако его внутренняя активность может быть направлена и не на обучаемый предмет. Так, выражая признаки внешней активности, студент может готовиться к очередному занятию. Внутренней активности свойственны некоторые специфические признаки: напряженность внутренних сил, мыслительных действий - синтеза, анализа, сравнения, обобщения, направленность внимания на изучаемый предмет. В конечном счете, прочное усвоение знаний зависит от активной работы мысли студента.

Исполнительская активность является формой проявления отношения человека к окружающей действительности. В процессе обучения деятельность студента может быть организована по-разному. Например, если на занятии студент ограничивается ведением записей основных положений под диктовку преподавателя или ход

решения задачи списывает с доски, то такая активность будет исполнительской. Здесь его учебная деятельность опирается в основном на внешнюю активность. Если учебную деятельность студента в течение всего срока обучения ограничивать только исполнительской активностью, развивающей память, наблюдательность, умение использовать готовые образцы, то из стен института будут выходить специалисты исполнительского типа, не подготовленные к творческому труду.

Конечно, нельзя говорить, что обучение студентов всегда ведется только на уровне исполнительской активности. Совершенствование процесса обучения должно быть направлено на оптимальное соотношение исполнительской и творческой деятельности студентов в учебном процессе и использование всех форм и методов обучения в целях развития творческой активности личности. Творческая активность - высший уровень активности, это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых явлений, преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий.

Таким образом, активизация учебной деятельности студента - это целеустремленные усилия преподавателя, которые выражаются в побуждении деятельности студентов, прежде всего мыслительной, поисковой, на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний, умений и навыков [1].

Студента необходимо обучать мыслить творчески, учить ставить и решать различные задачи, преодолевая инерцию всего устаревшего. Определенные просчеты в существующей системе обучения (лекционная перегрузка, переинформация, недостаточная последовательность обучения, многопредметность и др.) приводят к снижению интереса при получении знаний, угнетению творческих способностей и развитию умственного переутомления у студентов. Еще Н. Е. Введенский писал: «Устают и изнемогают не оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». Все это говорит о том, что от преподавателя требуется непрерывное обновление всех форм педагогической деятельности. Переход к активной форме усвоения материала при наличии творческих задач значительно увеличивает потенциал мозга, предотвращает умственное переутомление.

Предлагаемая методика проведения практических и самостоятельных занятий с применением активных методов обучения используется преподавателями кафедры экономической теории и

менеджмента в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» им. К. Д. Ушинского. Активные методы обучения экономике, статистике и другим дисциплинам развивают творческие способности студентов, стимулируют их познавательную активность, повышают интерес к изучению процессов социального и экономического развития, способствуют более глубокому и прочному усвоению учебной программы, что в дальнейшем ведет к стремлению использовать изученные методы в педагогической деятельности. Данная методика может быть использована в педагогической практике и по другим дисциплинам, изучаемым в вузах.

I. Соревновательный метод обучения

Цель применения соревновательного метода обучения - активизировать деятельность студентов. Так как на обычном занятии студент несет индивидуальную ответственность за свою подготовку, то, видимо, в этом и кроется одна из причин «пассивного» поведения отдельных студентов на занятиях. Соревновательный метод ставит интересы коллектива выше личных, что и приводит к побудительным мотивам активизации обучения.

Данный метод обучения предполагает деление группы, например, на подгруппы и соревнование между ними за лучшую подготовку и активность на занятии. Каждый студент стремится, чтобы его подгруппа победила, поэтому лучше готовится к занятию. Индивидуальный интерес в этом случае сливается с коллективным, что и дает хорошие результаты.

Преимущества соревновательного метода перед традиционным сводятся к следующему:

— Значительная активизация занятия. Даже те студенты, которые обычно плохо работают, на занятии подобного рода начинают отвечать. К этому их побуждает коллективный интерес, борьба за успех группы, нежелание выглядеть худшими среди активно выступающих студентов.

— Воспитание творческого отношения к изучаемой дисциплине. Каждому необходимо следить за выступлениями товарищей, чтобы сделать замечания, дополнения или дать оценку отвечающему.

— Лучшая подготовка всех студентов к занятию.

— Усиление контроля за степенью подготовки студентов. Соревновательный метод предполагает проверку решения задач, конспектов между соперничающими группами.

Таким образом, описанный метод выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Соревновательный метод обучения является сложным методом с точки зрения его проведения. Он требует от преподавателя более тщательной подготовки и, следовательно, больших затрат времени, так как необходимо предварительно продумать весь комплекс вопросов, проблемных ситуаций, интересных задач. Роль преподавателя в обеспечении наибольшей эффективности работы студентов только внешне сводится к общему руководству на занятии. На самом деле от преподавателя требуется напряженная работа по координации всех составных частей проводимого занятия: преподаватель не только должен следить за ходом обсуждения, фиксируя ошибки и неточности, но и оценивать работу всех групп.

Оценивание всех видов деятельности студентов создает возможность выведения не только общей оценки группам, но и балла «трудового участия» каждого студента на занятии. Подведение общих итогов работы позволяет выявить подгруппу-победительницу не только в учебной группе, но и на потоке в целом. При этом преподаватель может объявить результаты соревнования на лекции, что послужит дополнительным стимулом к углубленному изучению предмета. Кроме того, сравнимость результатов на основе единого критерия дает студентам возможность сопоставить результаты своей работы с другими. Соревновательный метод предполагает наглядность итогов работы всех студентов одного учебного потока.

II. Обучение по методу мини-олимпиад

Проведение мини-олимпиад призвано способствовать лучшему усвоению теоретических знаний по предмету и значительной активизации учебного процесса. Порядок проведения олимпиад предполагает наличие жюри, как минимум, из трех студентов. Далее преподаватель докладывает цель, порядок проведения олимпиады и критерии оценок по ответам студентов.

В ходе проведения фронтального опроса все студенты имеют возможность дополнять, исправлять отвечающих, набирая при этом дополнительные баллы согласно разработанным критериям. Оценку ответов дают студенты, входящие в жюри, заполняя при этом карту оценок результатов олимпиады. Возможен вариант учета времени, затраченного на ответ или решение задачи. Сумма баллов, полученная каждым студентом, заносится в сводную ведомость подведения итогов олимпиады.

Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе в контексте активных методов обучения

Опасения, что студенты не смогут объективно оценить ответы и будут завышать оценки отвечающим, совершенно необоснованны. Так, опыт проведения олимпиад показывает, что в отдельных случаях студенты склонны ставить даже более низкие оценки, чем поставил бы их сам преподаватель. Оценка результатов работы студентов осуществляется по двум группам: те, кто отвечал на вопросы и решал задачи (оценку дает жюри), и те, кто вошли в состав жюри (оценку дает преподаватель).

Критерии оценок результатов можно свести к следующим:

— Основу оценки выполнения задания должны составлять исходные баллы.

— При общей оценке результатов необходимо учитывать степень завершенности ответа или решения задачи. Так, рекомендуется снижать баллы за допущенные опечатки и арифметические ошибки, за плохое оформление работы и, если решение не доведено до конца, - за неверные предпосылки в решении задачи. Увеличить количество баллов можно в случае применения нетрадиционных методов решения, если на решение задания затрачена половина установленного времени, за аккуратность ведения записей и дополнительные пояснения по решению.

Описание механизма проведения мини-олимпиад может вызвать представление о какой-то игре в баллы. Однако не следует забывать, что речь идет об организации практического занятия, о его форме, которая подчинена главному - всесторонней подготовке студентов, выработке умения четко излагать мысль, аккуратно и правильно оформлять решение задач, анализировать полученные результаты, умение ставить вопросы.

III. Самостоятельные работы

При проведении занятий преподаватель должен уделять большое внимание организации и проведению самостоятельной работы студентов. При этом необходимо обратить внимание на три вопроса: содержание работы (главный вопрос), форма ее выполнения, способ проверки результатов. При систематическом применении самостоятельных работ не менее важен вопрос о разнообразии их форм, так как трафарет в учебной работе вызывает отрицательное отношение к ней.

Самостоятельные работы можно разделить на три вида:

— Работы, содержащие программный материал и выполняемые на занятиях (программированные задания, задания по многовариантным карточкам, устные упражнения по таблицам и

др.).

— Работы, содержащие программный материал и выполняемые после занятий (работа с книгами, лабораторные работы с применением ЭВМ и др.). Развитие мотивации студентов вузов с использованием информационно -коммуникационных технологий подробно описано в работе [2].

— Работы, не содержащие программного материала и выполняемые во внеаудиторной работе со студентами (учебно-исследовательская работа, проведение занятий студенческого научного кружка и др.).

Библиографический список

1. Батракова, Л. Г. Оптимизация учебного процесса в вузе [Текст] / Л. Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник: Научный журнал. - 2012. -№ 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). -С. 7-13.

2. Богун, В. В., Юдин, В. В., Батракова, Л. Г., По-варенков, Ю. П. Развитие мотивации студентов вузов при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий [Текст] / В. В. Богун, В. В. Юдин, Л. Г. Батракова, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник: Научный журнал. - 2014. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 89-94.

Bibliograficheskij spisok

1. Batrakova, L. G. Optimizacija uchebnogo processa v vuze [Tekst] / L. G. Batrakova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Nauchnyj zhurnal. - 2012. -№ 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). -S. 7-13.

2. Bogun, V V, Judin, V. V., Batrakova, L. G., Povarenkov, Ju. P. Razvitie motivacii studentov vuzov pri obuchenii matematike s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij [Tekst] / V. V Bogun, V. V Judin, L. G. Batrakova, Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Nauchnyj zhurnal. -2014. - № 4. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.