Научная статья на тему 'Организация познавательной деятельности на уроках русского языка'

Организация познавательной деятельности на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVITY APPROACH / COGNITIVE ACTIVITY / TECHNOLOGY PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алгина Лидия Радомировна

Рассматриваются виды учебной познавательной деятельности, выявляется взаимосвязь мыслительных операций и видов учебной деятельности, прослеживается взаимообусловленность вида деятельности и выбора образовательной технологии, приводятся примеры организации проектной деятельности на уроке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

discusses the types of educational cognitive activity, revealed the relationship of mental operations and learning activities can be traced interdependence of activities and choice of educational technology, are examples of the organization of project activities in the classroom

Текст научной работы на тему «Организация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Organization of cognitive activity at Russian lessons Algina L. (Russian Federation) Организация познавательной деятельности на уроках русского языка Алгина Л. Р. (Российская Федерация)

Алгина Лидия Радомировна / Algina Lidia - учитель русского языка и литературы,

заслуженный учитель РФ, Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25, г. Томск

Аннотация: рассматриваются виды учебной познавательной деятельности, выявляется взаимосвязь мыслительных операций и видов учебной деятельности, прослеживается взаимообусловленность вида деятельности и выбора образовательной технологии, приводятся примеры организации проектной деятельности на уроке.

Abstract: discusses the types of educational cognitive activity, revealed the relationship of mental operations and learning activities can be traced interdependence of activities and choice of educational technology, are examples of the organization of project activities in the classroom.

Ключевые слова: деятельностный подход, познавательная деятельность, технология проектной деятельности.

Keywords: activity approach, cognitive activity, technology project activities.

В педагогике огромное разнообразие путей для решения триединой задачи: обучение, развитие и воспитание ребенка. По какому идти?

ФГОС определяет вектор направления — деятельностный подход, а уже образовательную технологию учитель должен выбрать сам. Но всегда ли технология в практике учителя предстает в чистом виде, так, как она задумана и выстроена ее авторами? Как часто в технологический процесс вмешивается сам учебный материал, который не укладывается в определенную схему? Всегда ли выбор технологии обусловлен педагогическими принципами учителя? Или, может быть, компромисс между образовательной технологией и методами обучения возможен?

Попробуем разобраться, что является фундаментом любой педагогической технологии. Для этого определим, какой деятельностью занимается ребенок в школе? Ответ очевиден: интеллектуальной, умственной. Другими словами, и обучение, и развитие осуществляется с помощью мыслительных операций, представленных в виде заданий и вопросов к упражнениям, задачам, к теоретическому и информационному материалу, изложенному в учебниках, учебных пособиях и УМК.

Проанализируем основные побуждения к умственной деятельности в заданиях по русскому языку.

Задания на анализ языковых явлений: объясните, докажите, составьте таблицу, рассмотрите, найдите, произведите разбор, сравните, определите, проанализируйте.

Задания на операционные действия: обозначьте, спишите, подчеркните, измените.

Задания на синтез: сгруппируйте, составьте памятку, сделайте вывод, оцените.

Задания на развитие творческого начала: поработайте редактором, закончите предложение, придумайте, прочитайте выразительно.

Задания на развитие лингвистической интуиции: догадайтесь, попробуйте.

Задания на выбор: распределите, укажите, подберите.

Задания на поиск и передачу информации: расскажите о... , дополните, приведите примеры.

Задания на выделение явления из ряда других: замените, выпишите, найдите.

Задания на практическое применение: употребите глагол в форме будущего времени, просклоняйте, проспрягайте, потренируйтесь.

Задания на тренировку памяти: выучите наизусть, запомните нормы ударения.

Задания на развитие логики, последовательности действий: заполните, объясните, закончите.

Задания на отработку навыка: вставьте, обозначьте орфограмму, образуйте, потренируйтесь.

Задания на развитие самоконтроля: проверьте себя, используйте, вспомните, подготовьтесь.

Многие задания носят комплексный характер, то есть требуют от ученика выполнения нескольких мыслительных операций одновременно: отгадайте загадки, расшифруйте, исправьте ошибки, озаглавьте.

Можно убедиться, что УМК действительно являются помощниками учителя в организации познавательной деятельности и обеспечивают интеллектуальное развитие школьников. Другое дело, что заниматься учебной деятельностью школьнику не всегда интересно. Именно поэтому большое значение играет организация учебного труда. Личностно-ориентированные технологии, учитывающие уровень интеллектуального развития школьника, его подготовку по предмету, предусматривающие дифференцированный подход к обучению, позволяют развивать познавательную потребность у обучающихся.

Практика показала: то, что сделано самостоятельно, на основе самостоятельного выбора, всегда продуктивно. Поэтому современные подходы в образовании четко разграничивают: вот деятельность ученика, а вот деятельность учителя. Задача учителя - приблизить учебный материал к ученику и создать

условия выбора учебной познавательной деятельности. Учитель ни в коей мере не стоит в стороне. Именно он определяет на основе мониторинга, какому ученику какой вид учебной деятельности предложить: поисковую, творческую или практическую; какие мыслительные операции необходимо выполнить для дальнейшего личностного роста обучающегося: задания на выбор, на тренировку памяти или выполнение операционных заданий, позволяющих закрепить учебный материал.

Одна из продуктивных образовательных технологий — технология проектной деятельности — сегодня активно осваивается педагогами. Во-первых, все ее этапы — целеполагание, планирование, изучение материала, обсуждение результатов, отчет о проделанной работе или презентация результатов — вовлекают ученика в активную и многоплановую умственную деятельность. Во-вторых, позволяют ему освоить все виды УУД. В-третьих, развивают предметные и метапредметные компетенции: исследовательские, ценностно-смысловые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции, социально-трудовые и учебно-познавательные, информационные и коммуникативные. Активное использование технологии проектной деятельности в урочной деятельности по предмету демонстрирует готовность учителя сформировать у обучающихся умение адаптироваться в постоянно изменяющихся современных жизненных условиях, а включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В работе над проектом обучающийся руководствуется тремя принципами: мне это интересно, это можно использовать, это полезно для других. Эти принципы вытекают из вопросов, на которые ученик должен ответить самостоятельно, определяя образовательное поле проекта:

1. О чем ты хочешь узнать подробнее?

2. В чем заключается проблема, которую необходимо решить?

3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?

4. Какова идея проекта?

5. Что будет представлять собой конечный результат проектирования?

6. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?

7. С кем ты собираешься работать над проектом?

8. Какая помощь тебе потребуется?

Мотивация к проектной деятельности могла бы, наверное, осуществляться на каждом уроке через познавательные задания-вопросы, ответ на которые необходимо найти самостоятельно. Обычно такие задания предлагается выполнять по выбору обучающихся. Вот пример такого задания: обратитесь к словарям и ответьте на вопрос: Что такое «волапюк»?

И вот ответ на заданный вопрос «Что такое «волапюк»?

«Один 50-летний католический прелат (священник) Иоганн (Себастьян) Шлейер решил, что необходимо создать единый письменный язык. Для этого был нужен всемирный алфавит, с помощью которого можно было бы транскрибировать, записывать все звуки всех языков мира. И 31 марта 1879 года такой язык появился. Волапюк — это и есть название искусственного языка, придуманного Шлейером. К 1899 году существовало 283 различных общества по изучению языка волапюк, выходило 25 журналов. В 1912 году создатель волапюка умер, а модное увлечение новым языком прошло» [1, с. 141].

Из Википедии: Волапюк, или воляпюк (Volapük: от vol «мир» в род. падеже + pük — язык, т. е. «мировой язык») — международный искусственный социализованный язык (см. плановый язык), созданный в 1879 году немецким католическим священником Иоганном Мартином Шлейером (нем. Johann Martin Schleyer).

Каждый современный УМК содержит подобные вопросы и задания для организации проектной деятельности. Но вместе с тем у педагога может формироваться и собственная копилка подобных вопросов-заданий. Например:

1. Какие проекты по созданию искусственных языков получили распространение?

2. Почему сами искусственные языки не получили распространения?

3. Есть ли положительные результаты разработок искусственных языков международного общения?

Если по какой-либо причине вопросы для организации проектной деятельности не заинтересовали

обучающихся, то рекомендуется для любознательных ребят вывесить на стенде в классе ответы и привлечь к ним внимание учеников. Это будет способствовать привлечению внимания к познавательной деятельности и будет развивать познавательную потребность школьника. (Материал для стенда. «Поиски «всемирного» языка приводили к ценным находкам. В работах Лейбница (идея «алгебры мысли») заложен фундамент математической логики, которая стала основой «языка» вычислительных машин. В библиотечном деле оказался полезным опыт «десятичной классификации идей и понятий». Например: 6 — прикладные науки; 6.1 — медицина; 6.1.1 — психические заболевания; 6.1.1.7 — шизофрения и т. д.» [1, с. 144]).

Литература

1. Кондратов А. Звуки и знаки. - М.: «Знание», 1966.

2. Волапюк. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E0%EF%FE%EA (дата обращения: 27.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.