Научная статья на тему 'Организация портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации'

Организация портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО БИБЛИОТЕКАРЯ / ОМО БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО / БИБЛИОТЕКА ПОО / LIBRARIAN PORTFOLIO / METHODICAL UNION OF THE CHELYABINSK REGION LIBRARIANS / RECOMMENDATIONS ON PORTFOLIO DESIGN / LIBRARY OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имамова Т. А.

В статье обсуждаются вопросы разработки, оформления и презентации портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Имамова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO DEVELOPMENT OF THE LIBRARIAN OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses development, design and presentation of the librarian portfolio of the vocational educational institution.

Текст научной работы на тему «Организация портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации»

УДК 377+02 Т. А. Имамова, руководитель библиотеки-

медиатеки Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРТФОЛИО БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье обсуждаются вопросы разработки, оформления и презентации портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: портфолио библиотекаря, ОМО библиотечных специалистов Челябинской области, рекомендации по оформлению портфолио, библиотека ПОО.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. «Технология "портфолио" может применяться как основа индивидуального маршрута обучения студентов» [1, с. 52]. Портфолио разрабатывают преподаватели ПОО.

С 2015 г. согласно решению областного методического объединения библиотекарей профессиональных образовательных организаций Челябинской области и при методической поддержке библиотеки-медиатеки ЧИРПО в библиотеках ПОО ведется работа по созданию портфолио библиотечного специалиста. Целью разработки портфолио является накопление достижений библиотекаря, отслеживание его индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени. С помощью грамотно составленного портфолио библиотекарь может рассказать о том, как он видит и представляет свою профессию и место библиотеки в образовательной организации, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки [2].

Задачи, которые решает библиотекарь при разработке портфолио:

- анализ и обобщение своей работы;

- отражение динамики профессионального развития;

- наиболее полное и эффективное представление своего опыта работы.

Практическая значимость портфолио:

- лицензирование, аттестация, аккредитация ПОО;

- систематизация деятельности библиотекаря;

- стимулирование профессионального развития.

Портфолио формируют все библиотечные специалисты ПОО Челябинской области независимо от занимаемой должности. Профессиональное портфолио библиотечного специалиста содержит информацию за последние пять лет, грамоты и дипломы регионального и федерального уровней за 10-15 лет. Материалы располагаются в прямой хронологии. Портфолио содержит оригиналы документов и хранится в библиотеке. Доступ к портфолио имеет администрация ПОО и руководитель ОМО библиотекарей.

В библиотеки ПОО Челябинской области были разосланы методические рекомендации по организации портфолио библиотекаря.

Основные рекомендации по оформлению портфолио.

• Портфолио должно быть представлено на бумажном носителе и в электронной версии.

• Бумажное портфолио оформляется в виде файловой папки с заголовками разделов. Каждая работа, документ, подборка материалов помещается в отдельный файл, обязательно ставится дата.

• Электронное портфолио формируется в виде файлов на магнитном носителе в форме электронного документа. Для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио [3].

Портфолио библиотекаря состоит из следующих разделов: титульный лист, визитная карточка, творческое досье, индивидуальная образовательная карта, портфель документов, портфель отзывов, авторская самооценка.

В разделе «Титульный лист» указывается название ПОО, фамилия имя отчество автора, должность, адрес, рабочий телефон, e-mail, содержание портфолио. Пример оформления титульного листа представлен на рисунке 1.

щий трудовой стаж, профессиональные и личные интересы, общественную деятельность. Пример оформления визитной карточки представлен на рисунке 2.

Раздел «Творческое досье» содержит кол -лекцию лучших материалов владельца порт-фолио, отражающих основные направления и виды деятельности, исследовательские работы, индивидуальную и массовую работу, справочно-информационную деятельность, использование ИКТ.

Рис.1. Титульный лист портфолио Н. К. Дукардт, заведующей библиотекой ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Раздел «Визитная карточка» раскрывает личность владельца портфолио и представляет автобиографию, документы об образовании, об-

Рис. 2. Визитная карточка Т. Н. Тутаевой,

заведующей библиотекой ГБПОУ « Челябинский промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»

Рис. 3. Из «Творческого досье» библиотеки ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Раздел «Индивидуальная образовательная карта» позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь собраны документы о повышении квалификации, работе в методическом объединении библиотекарей ПОО Челябинской области, участии в мероприятиях, в профессиональных и творческих конкурсах, работе по обобщению и распространению опыта, публикации в средствах массовой информации.

Раздел «Портфель документов» содержит копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней, грантов, а также сертификаты, свидетельства, грамоты, благодарственные письма и др. по усмотрению автора [4].

Раздел «Портфель отзывов» включает отзывы о работе (коллег, пользователей, руководителей ПОО), оценки результатов труда, рецензии на авторские разработки, рекомендательные письма и статьи об авторе портфолио.

Отзыв о работе Н.К. Дукардт

Считая своей основной задачей и задачей коллектива библиотекарей колледжа участие в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, Нелля Касимовна внимательно следит за изменениями к требованиям кигообеспеченности учебного процесса, своевременно обновляя и пополняя фонд современными учебными и методическими изданиями, справочной литературой, изданиями периодической печати. Дукардт Н.К. регулярно выступает перед преподавателями с обзором вновь поступивших изданий, устраивает тематические выставки педагогической, методической и научно-популярной литературы к заседаниям педагогического и методического советов. В 2012 году работниками библиотеки под руководством Дукардт Н.К начата работа по созданию электронного каталога библиотечного ф онда колледжа.

Еще одной важной задачей воспитания молодежи является формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации, приобщение студентов к духовному богатству языка, литературы и культуры в целом. Для ее решения в библиотеках колледжа непрерывно действуют сменяющие друг друга 2 -3 раз а в ме сяц те матиче ские книжные выставки.

Нелля Касимовна постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, активно участвуя в работе областного методического объединения библиотекарей профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

Работа Дукардт Н.К. отмечена Благодарственным письмом Челябинской городской Думы, Почетной грамотой главы администрации Металлургического района г. Челябинска.

17 декабря 2015 г.

Заместительдиректора ГЪП ОУ «Ю УМЕ:; поУР Л. Г. Киселева

Рис. 4. Отзыв о работе Н. К. Дукардт, заведующей библиотекой ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Раздел «Авторская самооценка» содержит размышления библиотекаря о своей профессиональной деятельности. Библиотечный спе-

циалист анализирует свою работу и предлагает стратегию дальнейшего развития. Пример оформления раздела «Авторская самооценка» представлен на рисунке 5.

Авторская самооценка^

Я работаю заведующей библиотекой ЧРТ с августа '014 года Поел длительного перерыва быстро восстанавливаю профессиональные знания ] умения. Заинтересованность б работе и прошлый опыт работы помогаю овладевать новыми знаниями, осваивать современные технологии. Стараюсь четко планировать работу налаживать взаимоотношения преподавателями, выполнять начатое дело достойно и добросовестно Занимаюсь повышением своей квалификации и профессионально]

Стремлюсь к тому чтобы библиотека стала клубным местом для ребят поддерживаю интересные традиции, которые есть в техникуме (заседани клуба «Росинка»), а также пытаюсь внести что-то новое в массовую работ (организация фотоконкурса «Челябинск - это мы», проведени Литературной гостиной, посвященной юбилею со дня рождения Ы.КГ Лермонтова, проведение Мастер-класса по изготовлению сувениро совместнос благотвооительным бондом «ЗЛРАВО ЖИВО ЛОБРО»

Рис. 5. Авторская самооценка Л. Н. Лихачевой, заведующей библиотекой ГБПОУ « Челябинский радиотехнический техникум»

Библиотекарь представляет портфолио на заседании областного методического совета библиотечных специалистов.

Защита портфолио проводится в два этапа:

1) презентация портфолио;

2) ответы на вопросы.

Презентация проходит в виде доклада (3-4 минуты), сопровождаемого компьютерной презентацией (не более 20 слайдов). Главная цель презентации — в короткое время представить основные результаты проделанной работы за пятилетний период времени. Библиотечные специалисты ОМО задают вопросы по существу представленных в портфолио материалов.

В течение 2015/16 уч. г. портфолио защитили семь библиотекарей ПОО Челябинской области. В феврале 2016 г. портфолио презентовали О. В. Ханова (ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум»), Л. Н. Лихачева (ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум»), С. А. Манакова (ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж им С. В. Хохрякова»»). В мае 2016 г. защитили портфолио Н. К. Дукардт (ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»), А. А. Пушкарева и М. В. Докучаева (ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»), Т. Н. Тутаева (ГБПОУ «Челябинский промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»).

Представленные портфолио соответствовали рекомендациям по оформлению, достаточно

полно раскрыли профессиональные достижения и эффективность деятельности библиотечных специалистов.

Портфолио библиотекаря дает возможность создать индивидуальный портрет специалиста, квалифицированно представив его профессио-

Библиографический список

нальные достижения. Это один из способов самопрезентации библиотечного специалиста.

Создание профессионального портфолио — кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета библиотеки ПОО.

1. Ковалева, Н. В. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности у студентов в условиях педагогического колледжа [Текст] / Н. В. Ковалева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1. — С. 49-55.

2. Портфолио школьного библиотекаря : методические рекомендации по составлению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/116/89662.php.

3. Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://refdb.ru/look/2512105.html.

4. Кубракова, О. Н. Технология портфолио [Текст] / О. Н. Кубракова // Специалист. — 2016. — № 2. — С. 20-21.

УДК 377+004 А. А. Олейников, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе совершенствования образования, применения в обучении новых информационных технологий, перед педагогами открываются новые дидактические возможности. В статье рассматривается вопрос организации педагогических условий компьютерно-информационной подготовки педагогов, функциональное значение практического применения языковой среды программирования в формировании профессионально значимых компетенций.

Ключевые слова: логика мысленных действий, дидактический потенциал, компьютерная программа, профилизация.

В содержании профессионального образования все чаще применяются специальные программные средства компьютера, используемые в производственной деятельности. Вместе с тем воспользоваться предоставляемыми дидактическими возможностями может только высококвалифицированный специалист — педагог. Определяющим фактором высокой квалификации может быть наличие специальных знаний в области информатики и компьютерной техники, позволяющее специалисту эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности. В течение длительного времени к компьютерно-информационной подготовке педагогов относились как к вспомогательному элементу дополнительного профессионального обучения.

Сейчас перед организациями дополнительного профессионального образования ставятся новые задачи по подготовке высококвалифицированных работников образования, умеющих быстро и эффективно осваивать новые компьютерные технологии при решении профессиональных задач.

Педагогическая практика сегодня все больше ориентирует педагогов на применение методов обучения с использованием программных средств компьютера (ЭВМ) широкого спектра, на организацию учебного процесса, содержание которого направлено на формирование и развитие у педагогов личностных качеств, обеспечивающих их быструю адаптацию к информационному пространству и компьютеризации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.