Научная статья на тему 'Организация поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе сотрудничества с местными сообществами'

Организация поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе сотрудничества с местными сообществами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / UNFAVORABLE SOCIAL CONDITIONS / ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛ / SUPPORT AND MAINTENANCE OF SCHOOLS / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / VOLUNTEERISM / МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / LOCAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

В статье рассматривается модель организации поддержки и сопровождения школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность. Отмечается значимость вовлечения обучающихся в образовательный процесс, повышения уровня их внутренней учебной мотивации, организации взаимодействия школ и местных сообществ на основе практик добровольчества и социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе сотрудничества с местными сообществами»

20/$/3 ■

в'Л Й)

Г. Б. Корнетов

УДК 37.014.53

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ, НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕСТНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ

оддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является актуальной задачей, стоящей перед российским обществом и государством, перед региональными и муниципальными властями, перед бизнесом и общественными организациями, перед научными коллективами и местными сообществами, перед семьями и отдельными гражданами. Организация поддержки и сопровождения школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (НСУ), за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность может осуществляться по-разному, реализовывать множество задач различными способами с использованием большого количества стратегий, форм, методов, приемов, средств, технологий. Попытки их систематического осмысления неразрывно связаны с разработкой моделей такой организации поддержки и сопровождения школ в указанных условиях. Как и любые модели, эти модели являются особыми идеальными объектами и могут строиться на различных основаниях, опираться на множество механизмов и использоваться для достижения самых разных целей, сфокусированных в конечном счете на решении проблемы повышения качества и эффективности школьного образования, уровня обученности и воспитанности детей и подростков.

В нашем случае модель - это обобщенный мысленный образ, заменяющий и системно отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа организации поддержки и сопровождения школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ.

Модель как таковая всегда выступает в виде совокупности понятий и схем. Модель выражает процесс организации поддержки и сопровождения школ не непосредственно в сложном конкретном единстве всех его многообразных реально имеющих место характеристик и свойств. Модель делает это обобщенно, акцентируя внимание на мысленно выделяемых (и являющихся в рамках используемой концептуальной схемы сущностными) характеристиках и свойствах моделируемого объекта. Модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ, построенная на строго определенных основаниях, представляет собой «фрагмент» такой организации в чистом виде, как теоретическую, логически «выправленную» схему, освобожденную от несущественного и случайного. М. Вартофский особо подчеркивал, что модель фактически рассматривается как конструкция, в которой мы располагаем символы нашего опыта или мышления таким образом, что в результате получается систематизированная репрезентация этого опыта и мышления как средство их понимания и объяснения другим людям [1].

Так, модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность следует рассматривать как когнитивный аналог, методологическую конструкцию идеального типа, концептуально воспроизводящую в «чистом» виде наиболее типичные черты такой организации (имея в виду, что эта организация обеспечивает эффективное решение всего комплекса заявленных задач, способствует успешному преодолению выделенных

неблагоприятных социальных условий, нейтрализации их последствий). Эта модель должна обладать существенным сходством с существующими или проектируемыми аналогами; более или менее схематично фиксировать их значимые для заданного контекста характеристики; выполнять функцию образца при их воспроизводстве; иметь инструментальный, прикладной характер; быть реалистичной и реализуемой; быть приемлемой для работников системы образования, субъектов школьной жизни и субъектов жизни местных сообществ, органов власти и управления. В рамках предлагаемой модели:

- под школами понимаются образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;

- под поддержкой и сопровождением школ понимается деятельность различных субъектов (юридических и физических лиц), направленная на инициацию и содействие активности образовательных организаций, стремящихся успешно реализовать свои функции и эффективно решить стоящие перед ними задачи, основное содержание которых определяется потребностями детей и подростков, их семей, общества, государства, установлениями федеральных, региональных, муниципальных, внутришкольных нормативных документов; при этом речь идет, прежде всего, об организации, ориентированной на вовлечение местных сообществ в поддержку и сопровождение школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- под неблагоприятными социальными условиями понимаются как обстоятельства функционирования школ, так и условия жизни обучающихся, их семей, особенности существующей социокультурной ситуации, которые, во-первых, негативно влияют на учебную мотивацию школьников, на их личностную вовлеченность в процесс образования, на их желание учиться; во-вторых, препятствуют получению обучающимися качественного образования, осуществлению их полноценной позитивной социализации в целом,

мешают школам качественно решать задачи обучения и воспитания подрастающих поколений; в-третьих, ограничивают возможности школ по привлечению и использованию различных видов необходимых для их успешного функционирования и развития ресурсов (нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических, материально-технических, кадровых, научно-методических, информационных); в-четвертых, затрудняют сотрудничество школ с субъектами жизни местного сообщества (в том числе с семьями обучающихся) в деле осуществления школами как своих педагогических, так и других социально значимых функций;

- под местным сообществом понимается совокупность субъектов (юридических и физических лиц, групп граждан), населяющих определенную территорию (в нашем случае сопрягаемую с местоположением школы), которые в идеале объединены не столько формальным территориальным единством, сколько «общей жизнью», наличием относительно устойчивых связей и отношений, общих интересов и традиций, задач и проблем, совместной деятельностью по их решению и преодолению трудностей, чувством взаимной ответственности за происходящее. Субъекты жизни местного сообщества должны обладать некоторой общей идентичностью, которая базируется на общем видении и понимании имеющихся достижений, существующих трудностей и дальнейших перспектив развития; они, обладая этим «общим видением» ситуации, осознавая свою «совместность», должны быть готовыми и способными к конструктивному взаимодействию;

- под эффективностью образования понимается интегрированное свойство образования (как единства обучения и воспитания в контексте всех потоков социализации, множества социальных практик), характеризуемое мерой деятельности и обобщенным качеством результата педагогического взаимодействия в образовании. Эффективность образования складывается из его результативности, действенности, производительности и ценности: результативность образования вы-

20/Я/&

ражает наиболее общее представление о полученных результатах образования; действенность образования относится к достижению заявленных целей образования (показатель действенности образования - отношение результатов, которые достигнуты (результативность) к целям образования); производительность образования характеризует ресурсы, которые затрачены для получения определенных результатов образования (показатель производительности образования - отношение результатов образования к фактическим затратам); ценность (значимость) образования характеризует результаты деятельности образования с точки зрения степени их соответствия избранной системе ценностей.

Модель организации поддержки и сопровождения школ, функционирующих в НСУ, за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ всегда должна быть направлена на поиск и реализацию путей, способов и средств, способствующих (а в идеале -обеспечивающих) преодолению этих неблагоприятных социальных условий посредством устранения их причин, их нейтрализации, компенсации порождаемых ими негативных последствий и т. п. [2]. При этом следует иметь в виду, что неблагоприятные социальные условия, как правило, оказывают негативное влияние как на функционирование и развитие школ, так и на функционирование и развитие местных сообществ, охватывая большее или меньшее число субъектов их жизнедеятельности.

В основании представляемой модели организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ лежат следующие концептуальные положения:

1. Главной системообразующей функцией школы должно быть создание максимально благоприятных условий для образования каждого обучающегося в ней ребенка и подростка, для достижения ими высоких учебных результатов, высокого уровня духовно-нравственного развития, для реализации установлений и требований, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Рос-

сийской Федерации», трактующем образование как единство обучения и воспитания, в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, ориентирующих школы на системно-деятельност-ный подход к образованию, развитие компетенций у обучающихся, связь школьного образования с широкой социокультурной средой, с жизнью сообществ.

2. Каждый школьник должен являться активным субъектом собственного образования, осуществляющегося в ходе деятельност-ного освоения и преобразования природного и человеческого мира, его отдельных предметных областей, в ходе постоянной рефлексии этого процесса, в ходе выработки собственного осознанного отношения к миру; к себе в мире; активной, самостоятельной и ответственной личностной жизненной позиции; в ходе духовно-нравственного становления обучающихся.

3. В фокусе деятельности школы должна находиться организация образования детей и подростков в единстве процессов воспитания и обучения, классной и внеклассной, школьной и внешкольной работы, с максимально возможным учетом всех потоков формального, неформального и информального образования, с опорой на повседневный жизненный опыт обучающихся, с поддержкой и использованием педагогического потенциала их семей, местных сообществ в целом. Наряду со школой важнейшие социализирующие воздействия на обучающихся осуществляются семьей, компанией сверстников, информационным пространством, укладом жизни окружающего их местного сообщества, причем среди них целенаправленно организуемым (преднамеременным) воздействием далеко не во всех случаях принадлежит ведущая роль.

4. Школа должна быть не только центром освоения учебных предметных программ и проведения воспитательных мероприятий, но также и центром социального воспитания детей, стремящимся максимально опереться на развивающий потенциал всего их жизненного пространства, на все многообразие окружающей их культуры и социальной жизни,

преодолевая существующие неблагоприятные социальные условия. Необходимо признать значимость всех источников образования растущего человека, фундаментального значения для его развития не только опыта, приобретаемого им при его включении в целенаправленно организуемый учебно-воспитательный процесс, но также опыта, который дети и подростки получают из других источников, в том числе не связанных со школой.

5. Успешность образования школьников, прежде всего, определяется а) степенью их мотивированности как субъектов собственного образования, их личностной вовлеченностью в учебно-воспитательный процесс (это определяет первостепенное значение внутренней учебной мотивации); б) успешной корреляцией педагогической деятельности школы с теми социализирующими потоками и теми социальными практиками, в которые обучающиеся вовлечены в своей повседневной жизни; в) эффективностью включения детей и подростков в активную созидательную разнообразную социально значимую деятельность и существованием органичной связи с ней получаемых ими обучения и воспитания; г) созданием благоприятных условий для обучения школьников на собственном опыте.

6. Социокультурная среда (это, прежде всего, и есть местное сообщество), в которой живут, действуют, общаются и развиваются обучающиеся, в которой формируется непосредственная образовательная среда школы, существенно влияет как на эффективность целенаправленно организованного (преднамеренного) школьного образования, так и на условия его осуществления, возможности привлечения и использования различных ресурсов, соединения школьного образования с повседневной жизнью, придания ему деятель-ностного характера. Успешному функционированию школы будет способствовать сообщество, которое благоприятствует «учению повсюду».

7. Неблагоприятные социальные условия функционирования школ негативно влияют на учебную мотивацию школьников, на их личностную вовлеченность в процесс образо-

вания, на их желание учиться; препятствуют получению обучающимися качественного образования, осуществлению их полноценной позитивной социализации в целом, мешают школам качественно решать задачи обучения и воспитания подрастающих поколений; ограничивают возможности школ по привлечению и использованию всех видов необходимых для их успешного функционирования и развития ресурсов; затрудняют сотрудничество школ с субъектами жизни местного сообщества (в том числе с семьями обучающихся) в деле осуществления школами как своих педагогических, так и других социально значимых функций.

8. Школа для укрепления связей с местным сообществом, для повышения заинтересованности сообщества в ее процветании, для дальнейшего развития самого сообщества и преодоления различных аспектов его социального неблагополучия должна осознать себя в качестве неотъемлемого элемента и ресурса развития местного сообщества, инициировать различные социально значимые для сообщества и его субъектов проекты, участвовать в их реализации, стремиться стать не только собственно образовательным, но и социальным, культурным, просветительским и т. п. центром сообщества.

9. Участие школьников в жизни и делах местного сообщества, в деятельности по его преобразованию и улучшению должно а) быть сопряжено с получаемым ими в школе образованием; б) учить применять на практике полученные знания, умения, навыки, компетенции, осознавать их значимость, полезность; в) способствовать личностному и социальному становлению обучающихся, их самостоятельному приобретению и развитию знаний, умений, навыков, компетенций в индивидуальной и коллективной социально значимой деятельности; г) развивать способность обучающихся к сотрудничеству, понимание своих возможностей и интересов; формировать у них активную жизненную позицию, самодисциплину, ответственность и самостоятельность, чувство патриотизма, гражданственности и социальной востребованности, а также систему конструктивных ценностей и нрав-

20/Я/&

ственных принципов; д) безусловно обеспечивать реализацию тех целей образовательной программы школы, достижение которых связано с необходимостью включения обучающихся в реальную жизнь общества, с приобретением, осознанием и использованием соответствующего жизненного опыта.

10. Местное сообщество должно выступать в качестве ресурса развития школы не только как организации, в которой получают образование дети и внуки субъектов, населяющих его пространство, но также как социального института, который способствует повышению качества жизни и отдельных субъектов, их групп и местного сообщества в целом; устойчивое сообщество, осознавая свои перспективы, понимает их связь с образованием.

11. В деле преодоления НСУ, в которых функционируют школы, и которые, с одной стороны, оказывают на их деятельность негативное влияние, снижают уровень даваемого ими образования, а с другой стороны, имеют негативное значение и для местных сообществ, большую позитивную роль может сыграть превращение школы в ресурс развития местного сообщества, а местного сообщество, в свою очередь, в ресурс развития школы. Эффективное вовлечение местных сообществ в деятельность школ НСУ невозможно без активного участия школ в жизни местных сообществ, без их совместных усилий по преодолению неблагоприятных социальных условий, оказывающих деструктивное влияние как на школы, так и на местные сообщества. Причем эти совместные усилия должны быть специальным образом организованы, а не отданы на откуп случайному стечению обстоятельств. Инициаторами этих организационных усилий могут выступать органы региональной и муниципальной власти, органы управления образованием, сами школы, различные субъекты жизни местных сообществ. При этом следует иметь ввиду, что школам в деле организации вовлечения местного сообщества в свое функционирование и развитие принадлежит особая роль, так как они потенциально оказываются наиболее подготов-

ленными и очень заинтересованными в решении этой задачи.

Региональные и муниципальные органы власти, и особенно органы управления образованием, их ресурсные организации, должны оказывать содействие школам в разработке и реализации таких образовательных программ и программ развития, которые будут способствовать максимальному вовлечению как школ в жизнь местных сообществ, так и местных сообществ в жизнь школ, позволят мобилизовать и продуктивно использовать весь имеющийся в их распоряжении потенциал, в частности, совместно преодолевать неблагоприятные социальные условия, нейтрализовать и компенсировать их негативные последствия, по возможности устранить их причины.

Органы власти, органы управления образованием должны содействовать формированию и непрерывному совершенствованию механизмов, обеспечивающих превращение школ в ресурс развития местных сообществ, а местных сообществ - в ресурс развития школ на основе их самоопределения, понимания и школами, и местными сообществами объективной необходимости, возможности и практической целесообразности подобного типа взаимоотношений. Прежде всего, они должны создавать для этого необходимые нормативно-правовые ресурсы, оказывать финансово-экономическую, организационную, информационную, кадровую поддержку, выстраивать требуемую для этого инфраструктуру, обеспечивать ведение широкой разъяснительной работы.

Школы должны научиться рассматривать себя в системе структуры местных сообществ, а местные сообщества, в свою очередь, воспринимать школы как важнейшие и неотъемлемые элементы собственной структуры. Школы и местные сообщества должны ощутить взаимозависимость, почувствовать себя партнерами, имеющими общие интересы и обладающими огромными (часто неосознанными) возможностями для реализации этих интересов к взаимной пользе. Они должны получить необходимую поддержку для вы-

работки совместного видения этой ситуации, понимания важности взаимного вовлечения в процесс преодоления значимых для них неблагоприятных социальных условий. Для улучшения деятельности школ важно, чтобы улучшались местные сообщества; при этом школы должны становиться точками опоры для более широких социальных перемен, преодоления различных негативных явлений, повышения качества жизни в сообществах.

Понимание школы как ресурса развития местного сообщества связано с участием школы в решении его проблем, поддержании и развитии различных инициатив, со стремлением стимулировать активность населения, вовлечь его в процесс становления гражданского общества, способствовать демократизации всех сторон уклада жизни сообщества, формированию навыков демократического поведения как поведения, основанного на самостоятельности, взаимной ответственности и продуктивном сотрудничестве его членов.

Школа становится социальным центром, пробуждая и сплачивая сообщество, предоставляя свои возможности в течение всего дня для удовлетворения образовательных и других потребностей населения. Например, школа является центром предоставления различных услуг не только школьникам, но и самым различным категориям населения на протяжении всего дня. Она стремится также стать культурным центром жизни сообщества, просветительским центром, центром развития физкультуры и спорта и т. п. При этом школа неизбежно начинает сотрудничать с теми субъектами жизни сообщества, которые решают подобные задачи: организациями дополнительного образования, стадионами, общественными организациями и объединениями, библиотеками, домами культуры, отдельными энтузиастами и т. п., вовлекает их в свои инициативы, участвует в реализации их инициатив, а также все более и более стимулирует выработку совместных инициатив. Это оказывается особенно актуальным для тех территорий, в которых существует дефицит субъектов, реализующих образовательные, просветительные, культурные, спортив-

ные функции, где отсутствуют устойчивые культурные традиции, существует неблагоприятный социальный фон для достойной жизни людей, получения ими качественного образования, их личностного развития.

И школы, и местные сообщества должны непрерывно учиться, постоянно обогащать свое восприятие и понимание реальности, осмысливать и обобщать накапливаемый опыт решения проблем, учитывать опыт других школ и сообществ, опираться на достижения науки и предлагаемые методические рекомендации, овладевать новыми способами достижения целей и преодоления трудностей, новыми формами взаимодействия и сотрудничества, новыми источниками ресурсов, постоянно расширяя их. Региональные и муниципальные органы власти, органы управления образованием должны активно поддерживать взаимодействие обучающихся школ и обучающихся сообществ, закрепляя эту тенденцию превращения их в «обучающиеся организации» в программах развития региона и муниципалитетов, осуществляя ее целевую поддержку и необходимое сопровождение.

Модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ базируется на следующих основополагающих идеях:

1. Вовлечение местных сообществ в деятельность школ, функционирующих в НСУ, является важной предпосылкой повышения качества деятельности школ, в том числе и преодоления негативных последствий, порождаемых этими неблагоприятными условиями для образования детей и подростков, для развития школ в целом.

2. Это вовлечение может способствовать преодолению неблагоприятных социальных условий, имеющих место в местных сообществах, нейтрализации и компенсации их негативных последствий, искоренению, вытеснению причин, порождающих эти неблагоприятные социальные условия.

3. Школа должна рассматриваться как важнейшей ресурс развития сообщества, а сообщество - как важнейший ресурс развития школы.

20/Я/&

4. Изучение, анализ и оценка ситуации, в которой находится школа и обучающиеся в ней дети и подростки, направленные на выявление НСУ, должны осуществляться на основе выявления и осмысления конкретных обстоятельств ее функционирования, жизни местного сообщества, микро-, мезо- и макро-социокультурной среды в контексте тех актуальных трудностей, с которыми сталкивается школа в контексте перспектив ее развития и развития сообщества. Проведение изучения, анализа и оценки такой ситуации должно рассматриваться в качестве необходимого и обязательного условия обеспечения успешности процессов организации поддержки и сопровождения вовлечения местного сообщества для обеспечения повышения уровня эффективности работы школ НСУ, причем этот мониторинг должен осуществляться постоянно и быть непременным условием организации поддержки и сопровождения школ.

5. Среди множества негативных для функционирования школы последствий, которые могут возникать из-за НСУ и приводить к снижению результатов обучения, прежде всего, следует обратить внимание, во-первых, на снижение внутренней учебной мотивации обучающихся и, во-вторых, на недостаток ресурсов, необходимых для обеспечения успешного функционирования и эффективного развития школы (это нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические, материально-технические, кадровые, научно-методические, информационные ресурсы).

6. Поддержка и сопровождение школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ должна осуществляться региональными и муниципальными органами власти, их ресурсными организациями, которые а) разрабатывают соответствующую политическую стратегию, формируют социально-педагогическую идеологию, воплощают ее в стратегиях и программах развития регионального и муниципального уровня, имеющих непременную экономическую и организационную составляющие; б) издают требуемые для практической реализации разработанной политики и идеологии нормативно-

правовые акты и создают необходимую инфраструктуру, в) выделяют финансово-экономические и материально-технические ресурсы, обеспечивают подготовку кадров, стимулируют апробацию и распространение инновационных научных достижений и методических разработок, обмен опытом и т. п.; г) способствуют проведению постоянного изучения, анализа, оценки ситуации (и ее динамики), в которой находится школа и обучающиеся в ней дети и подростки, в контексте процессов, происходящих в местном сообществе, акцентируя внимание на неблагоприятных социальных условиях и их негативных последствиях для функционирования и развития школ.

7. Осознавая себя субъектом жизни сообщества, школа должна вовлекать местное сообщество в решение школьных проблем, которые, в частности, порождены неблагоприятными социальными условиями, отражающими негативные обстоятельства жизни местного сообщества, и в особенности семей обучающихся; в данном контексте школа, осознавшая необходимость этого вовлечения и понимающая, каким образом и для чего оно может быть реализовано, оказывается локомотивом процесса вовлечения местного сообщества и его субъектов в решение собственных проблем.

8. Осознание субъектами жизни местного сообщества того обстоятельства, что сотрудничество со школой в вопросах преодоления неблагоприятных социальных условий и устранения их негативных последствий значимо для самого сообщества; не только способствует его вовлечению во взаимодействие со школой и организации содействия школе в решении ее проблем, но и превращает субъектов сообщества в активных участников этого взаимодействия, инициирующих, реализующих и поддерживающих его. При этом важно, чтобы были разработаны и запущены механизмы, обеспечивающие как обнаружение и осознание значения и смысла для местного сообщества процесса вовлечения, формирования готовности практического участия в нем, так и умение найти и реализовать ре-

сурсы, необходимые для решения возникающих проблем.

Разработанная модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ, которая базируется на сформулированных выше основополагающих идеях опирается на механизмы (практики) добровольчества (волонтерства) и социального партнерства.

Важнейшей социально-педагогической практикой, способствующей вовлечению местного сообщества в деятельность школы в целях преодоления неблагоприятных социальных условий ее функционирования, препятствующих развитию учебной мотивации детей и подростков, а также привлечению ресурсов, необходимых для большего культурного насыщения и вариативного разнообразия школьного образования, для обеспечения его связи с реальной жизнью и придания ему социальной значимости, является добровольчество. Добровольчество представляет собой не только действенный механизм вовлечения школ в решение проблем сообщества и вовлечения сообщества в совместную деятельность, позволяющий преодолевать негативные последствия неблагоприятных социальных условий, но и эффективный способ обеспечения возможности самореализации и самоутверждения детей и подростков, развития у них важных нравственных качеств и навыков социального поведения, обучения их конструктивному взаимодействию, проявлению инициативы, воспитания чувства ответственности, практическому приложению и дальнейшему обогащению знаний, умений, навыков, компетенций, которые они приобретают в школе.

Добровольное участие в различных социально значимых практиках, формирующих и учитывающих позицию, взгляды и запросы волонтеров (детей и подростков), учит школьников согласовывать свои интересы с интересами других людей, с общественными потребностями и запросами, содействует улучшению качества жизни в школе и сообществе, личностному развитию обучающихся.

Добровольчество способствует их включению в деятельность, которая имеет социальное значение, и результаты которой имеют социальную значимость, получают общественное одобрение и признание, что повышает самооценку детей и подростков, приносит им удовлетворение, стимулирует их активность, дает ей прочные нравственные ориентиры. Добровольчество помогает детям ощутить и пережить свою социальную востребованность; формирует такое важное моральное качество, как бескорыстие, развивает чувство долга. Добровольческое движение, развивающееся на базе школ, не только обеспечивает формирование у обучающихся гражданственности и активной жизненной позиции, не только является важнейшим механизмом решения педагогических задач посредством организации накопления волонтерами социально и личностно значимого опыта поведения, не только способствует укоренению гуманистических ценностей деятельности и общения. Оно привлекает внимание сообщества к школе, повышает ее авторитет в глазах общественности, превращает школу в социокультурный центр округи. Реализуя идею добровольчества, школа естественным образом становится тем реальным очагом гражданственности и гуманизма, который неизбежно задает особый вектор развития местного сообщества как своеобразной общины заботящихся друг о друге, самоопределяющихся, самореализующихся граждан, способных распознавать и преодолевать неблагоприятные социальные условия, нейтрализовать и компенсировать их негативные последствия, устранять их причины.

Включающая компонент добровольчества модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в деятельность школ предполагает, что исходными точками развития добровольчества в местном сообществе на базе школы должны стать, во-первых (и прежде всего), инициатива школы, во-вторых, запрос сообщества. Они зависят от понимания школой и сообществом значимости добровольчества, наличия у школы необходи-

20/Я/&

мых ресурсов (или способов их привлечения) и готовности их использовать, а также готовности сообщества стать пространством развертывания добровольческих инициатив, создавать условиях для их реализации, предоставлять для этого дополнительные возможности (и ресурсы). И школа, и сообщество должны создавать, осуществлять, совершенствовать и распространять добровольческие практики, способствовать как преодолению неблагоприятных для их развертывания социальных условий, так и изменению этих условий, реализуя сами эти практики. Следует иметь в виду, что добровольческая деятельность может быть также инициирована и поддержана региональными и муниципальными органами власти, органами управления образованием, их ресурсными организациями, субъектами, изначально не входящими в систему жизни сообщества (например, благотворительными фондами).

Добровольческие практики требуют непрерывной поддержки и сопровождения со стороны школы и сообщества. Но их должны также поддерживать и сопровождать региональные органы власти и управления, их ресурсные организации, привлекаемые для подготовки и переподготовки кадров, для научных и методических разработок, для консультирования и проведения исследований организации высшего и дополнительного профессионального образования, науки. В регионе и муниципалитетах должна быть создана благоприятная для развертывания добровольческого движения политическая, экономическая, идеологическая атмосфера. На базе школ и различных муниципальных (и других) организаций, являющихся субъектами жизни местных сообществ, должны создаваться опорные точки (ресурсные центры, пилотные, инновационные, экспериментальные площадки и т. п.) для отработки различных добровольческих практик, апробации инноваций, обобщения получаемого опыта и его дальнейшего распространения, разработки рекомендаций.

Следует уделять особое внимание тем добровольческим практикам, которые способствуют преодолению НСУ, оказывающих негативное влияние на функционирующие в них

школы, препятствующие их полноценному развитию. Так как все эти практики разворачиваются в пространствах местных сообществ и касаются тех или иных субъектов их жизнедеятельности, они автоматически предполагают вовлечение сообществ в работу школ по преодолению неблагоприятных социальных условий, тем более что эти условия негативно влияют и на функционирование самих сообществ, тормозят их развитие. Именно эти обстоятельства и должна в полной мере учитывать модель поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность. Причем добровольчество является одним из наиболее продуктивных способов установления деловых партнерских отношений школы с местным сообществом, при котором оно помогает обеим сторонам решать свои проблемы, преодолевать неблагоприятные социальные условия и их негативные последствия, развивать взаимное доверие и взаимопонимание, вовлекать друг друга в совместную конструктивную деятельность.

Социальное партнерство включает в себя теснейшее сотрудничество с ближайшим сообществом, а также с властями, бизнесом, различными государственными структурами, общественными организациями, предприятиями, группами граждан и т. д. Причем речь идет о партнерстве равноправных субъектов, имеющих взаимные обязательства и приносящих пользу друг другу. Оно, с одной стороны, оптимизирует роль школы как социально-образовательного института, повышает ее значимость в жизни местного общества, местной власти, а с другой - позволяет опираться на поддержку конструктивных общественных и государственных сил, которые заинтересованы в повышении качества самых разных аспектов деятельности школы. Важно, чтобы на принципах партнерского взаимодействия строились не только взаимоотношения с различными субъектами окружающей социальной жизни. Принципы социального партнерства должны последовательно проводиться внутри школьной жизни и в учебно-воспитательной работе, в образовательном процессе, в системе внутришкольного управления, пронизывать весь уклад школьной

жизни. Они способствуют формированию правового сознания школьников, педагогов, администраторов, родителей, становлению их как активных, самостоятельных, ответственных, способных к эффективной совместной деятельности субъектов демократии, действующих как в пространстве школы, так и в пространстве сообщества, в пространстве всей своей повседневной жизни. Модель организации поддержки и сопровождения школ НСУ за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность предполагает использование механизмов социального партнерства при организации различных общественно значимых практик, в том числе и добровольческой деятельности, о которой говорилось выше. Партнерские отношения сами по себе являются универсальным ресурсом решения самых разных задач, значимых для участников партнерского взаимодействия. Региональные и муниципальные власти, органы управления образованием должны всячески поддерживать развитие партнерских отношений, оказывать им содействие, сопровождать их всеми доступными способами. Партнерство, как и добровольчество, во многих случаях позволяет преодолеть имеющий место дефицит различного рода ресурсов, найти новые источники их пополнения, оптимизировать и повысить эффективность использования наличных ресурсов. Социальное партнерство позволяет консолидировать ресурсы и усилия местных сообществ и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается модель организации поддержки и сопровождения школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за счет вовлечения местного сообщества в их деятельность. Отмечается значимость вовлечения обучающихся в образовательный процесс, повышения уровня их внутренней учебной мотивации, организации взаимодействия школ и местных сообществ на основе практик добровольчества и социального партнерства.

Ключевые слова: школа, неблагоприятные социальные условия, поддержка и сопровождение школ, добровольчество, местные сообщества.

SUMMARY

The article examines the model of the organization of support and support of schools operating in unfavorable social conditions by involving the local community in their activities. The article reveals importance of involving students in the educational process, increasing the level of their internal educational motivation, organization of interaction between schools and local communities on the basis of volunteerism and social partnership practices.

Key words: school, unfavorable social conditions, support and maintenance of schools, volunteerism, local communities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 507 с.

2. Теория и практика поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: монография / под ред. Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. - М.: АСОУ, 2017. - 216 с.

/Щ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.