Научная статья на тему 'Организация первичного учета в ОАО «Пограничное» и пути его совершенствования'

Организация первичного учета в ОАО «Пограничное» и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ачимова Л.С.

В данной статье рассматриваются организация первичного учета в ОАО «Пограничное» и пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация первичного учета в ОАО «Пограничное» и пути его совершенствования»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА В ОАО «ПОГРАНИЧНОЕ» И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Ачимова Л.С.1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В данной статье рассматриваются организация первичного учета в ОАО «Пограничное» и пути его совершенствования.

Ключевые слова: первичный учет, денежные средства, материальные ценности, расчетные операции.

В бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция оформляется документом. Первичный документ является письменным свидетельством того, то хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации.

Каждая хозяйственная операция, происходящая в организации, должна быть оформлена первичным документом. Документальное (подтвержденное документами) оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины [1].

В связи с этим, вопросы правильного оформления первичных документов, порядка их передачи и хранения, разработки графика документооборота являются актуальными в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов.

Исследование порядка организации первичного учета проведено на основе данных сельскохозяйственного предприятия ОАО «Пограничное», основным видом деятельности которого является выращивание масличных культур.

Первичные документы, на основании которых регистрируются в бухгалтерском учете операции с денежными средствами в ОАО «Пограничное», оформляются на бланках унифицированной формы и соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В табл. 1 представлены первичные учетные документы по учету денежных средств в ОАО «Пограничное».

Для обобщения информации о наличии и движении безналичных денежных средств на расчетном счете ОАО «Пограничное» предназначен активный счет 51 «Расчетные счета».

1 Кафедра Экономики и менеджмента.

Таблица 1

Первичные учетные документы по учету денежных средств в ОАО «Пограничное»

Наименование документа Утвержденная форма Описание

Приходный кассовый ордер Форма № КО-1 Применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным

Расходный кассовый ордер Форма № КО-2 Применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов

Кассовая книга Форма № КО-4 Применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице. Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Платежное поручение Форма 0401060 Форма безналичных расчетов, представляющая собой распоряжение вкладчика счета (плательщика) своему банку о переводе определенной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке

Выписка банка Финансовый документ, который выдается клиенту. Он отражает движение денежных средств на расчетном или текущем счете. Является копией записей на расчетном счету в банке

Документооборот по операциям с денежными средствами представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Документальное оформление операций по учету денежных средств в ОАО «Пограничное»

Бухгалтерский учет денежных средств в ОАО «Пограничное» ведется на счетах 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет». Бухгалтерские проводки по учету кассовых операций представлены в таблице 2.

Таблица 2

Документальное оформление и бухгалтерские записи по учету денежных средств в ОАО «Пограничное» (в рублях)

Оправдательный документ Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.

Авансовый отчет, Приходный кассовый ордер Внесены в кассу суммы неизрасходованных подотчетных сумм 50 71 2800

Мемориальный ордер банка, выписка банка, Приходный кассовый ордер Получены денежные средства с расчетного счета для выплаты заработной платы 50 51 240000

Расходный кассовый ордер Выданы денежные средства из кассы подотчетным лицам на командировочные расходы или на хозяйственные нужды организации 71 50 10600

Платежная ведомость, Расходный кассовый ордер Выдана заработная плата работникам предприятия 70 50 240000

Расходный кассовый ордер, препроводительная ведомость Инкассированы денежные средства, для зачисления на расчетный счет организации 57 50 35000

Платежные поручения, Выписка банка Получены денежные средства от по^пателей 51 62 32500

Платежные поручения, Выписка банка Перечислены денежные средства в счет оплаты товарно-материальных ценностей (работ, услуг) поставщикам 60 51 24000

Платежная ведомость, платежное поручение, выписка банка Перечислена заработная плата на счета работников организации 70 51 125000

Платежные поручения, Выписка банка Перечислены денежные средства с расчетного счета в бюджет и во внебюджетные фонды 68, 69 51 52000

Мемориальный ордер, выписка банка Списаны с расчетного счета суммы оплаты за расчетное обслуживание 91/2 51 4800

Таким образом, документы, служащие основанием отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами в ОАО «Пограничное», оформляются на бланках унифицированной формы и составляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждены руководителем организации.

Рис. 2. Документальное оформление операций по учету материальных ценностей в ОАО «Пограничное»

Документооборот по операциям с материальными ценностями представлен на рисунке 2.

В табл. 3 представлены первичные учетные документы по учету материальных ценностей в ОАО «Пограничное».

Таблица 3

Первичные учетные документы по учету материальных ценностей в ОАО «Пограничное»

Наименование документа Утвержденная форма Описание

Акт о приеме-передаче объекта основных средств Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств Форма № ОС-1 Форма № ОС-1б Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации

Акт о приеме (поступлении) оборудования Форма № ОС-14 Применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств

Акт о списании объекта основных средств Форма № ОС-4 Применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность

Товарная накладная Форма № ТОРГ-12 Применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации

Счет-фактура Постановление Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 Счет-фактура, применяется при расчетах по налогу на добавленную стоимость

Приходный ордер Форма № М-4 Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки

Акт о приемке материалов Форма № М-7 Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика

Таким образом, первичные документы по учету товарно-материальных ценностей в ОАО «Пограничное» утверждены руководителем предприятия и содержат все обязательные реквизиты. Бухгалтерский учет материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета организаций.

Исследование первичных документов по учету основных средств показало, что в ОАО «Пограничное» при осуществлении перемещения объектов между структурными подразделениями не оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2), таким образом отсутствует контроль за наличием и движением объектов основных средств.

В ОАО «Пограничное» отсутствует график документооборота, который способствует более рациональной организации бухгалтерского учета. В связи с этим Данный график должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии.

Задача хорошо организованного графика документооборота состоит в ускорении движения документов. А ведь правильное представление о документообороте может позволить определить необходимую численность работников всего предприятия, при этом он может стать основой нормирования труда работников.

При этом упорядочить документооборот очень важно не только при поступлении документов в бухгалтерию, но и в обратном направлении. Например, бухгалтеру необходимо в установленные сроки сдать отчеты, отчитаться своевременно в налоговую инспекцию, подготовить отчет о проделанной работе руководителю. При составлении графика главный бухгалтер должен руководствоваться Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета.

Отсутствие графика документооборота в ОАО «Пограничное» отрицательно влияет на работу бухгалтерской службы, так как многие первичные учетные документы своевременно не составляются и предоставляются в бухгалтерию. Отсюда происходят регулярные, как правило, в конце месяца при закрытии операций, авралы в работе бухгалтерии. Бухгалтеры вынуждены работать сверхурочно, чтобы успеть проверить все документы за предыдущий месяц. Это негативно сказывается на формировании информации о текущем финансовом состоянии организации, в результате, информация доносится до руководства несвоевременно или в неполном объеме, что снижает эффективность управления предприятием.

Необходимо разработать график документооборота по всем основным участкам бухгалтерского учета ОАО «Пограничное».

Для работников, получающих денежные средства в подотчет необходимо разработать отдельную памятку, что значительно упростит работу работников бухгалтерии. Ведь им представят в нужный срок нужные первичные документы, которые сразу же можно пускать в обработку.

Таким образом, график документооборота позволяет улучшить контроль со стороны бухгалтерии за всей работой организации, то есть повышает эффективность всей учетной работы организации. Такой график позволит рационально распределять обязанности не только в бухгалтерии, но и на всем предприятии. Значительную роль в этом сыграет авторитет и влияние главного бухгалтера. Обязательным условием отражения всех без исключения хозяйственных операций, проводимых организацией, в системном бухгалтерском учете является их оформление оправдательными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные бухгалтерские документы являются письменным свидетельством совершения хозяйственной операции или дают право на ее совершение.

Список литературы:

1. Борисов А.Н. Первичные документы: оформление, использование, хранение, выбытие / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 336 с.

2. Елгина Е.Б. Первичные документы: практические рекомендации / Е.Б. Елгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статус-Кво 97, 2015. - 248 с.

3. Бухгалтерский учет. Хрестоматия / под. ред. В.И. Видяпина. - СПб: Питер, 2015. - 864 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

© Баграмян В.Ю.1

Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

г. Пятигорск

В современных рыночных условиях, для полной оценки достоверности информации представленной пользователям для принятия решения или для дальнейшего анализа необходимо оценить систему внутреннего контроля. Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре организации, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам организации в целом. Совершенствование системы внутреннего контроля возможно с помощью разработки внутрифирменных регламентов организацией самостоятельно.

Ключевые слова: аудит, система внутреннего контроля, бухгалтерский учет, контрольные процедуры, ПБУ, МСА, МСФО.

Контрольные функции в коммерческих организациях, как правило, осуществляют различные специальные подразделения - служба внутреннего аудита, экономической безопасности, контрольно-ревизионного управления и прочие. При этом во всех организациях вне зависимости от масштаба и специфики их деятельности рекомендуется контрольные процедуры встраивать непосредственно в бизнес-процессы, а контрольные функции распределяются между сотрудниками, с помощью закрепления обязанностей по контролю качества представляемых документов в должностных инструкциях.

В современных рыночных условиях, для полной оценки достоверности информации представленной пользователям для принятия решения или для дальнейшего анализа необходимо оценить систему внутреннего контроля.

1 Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.