Научная статья на тему 'Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования'

Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1923
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевкопляс И.И., Алексеева Л.Ф.

Настоящая статья посвящена одному из важнейших вопрос в организации и ведении бухгалтерского учета на современном предприятии, а именно организации первичного учета и путей его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Шевкопляс И.И., Алексеева Л.Ф.1

ОАО «Арсеньевэлектросервис», г. Арсеньев

Настоящая статья посвящена одному из важнейших вопрос в организации и ведении бухгалтерского учета на современном предприятии, а именно организации первичного учета и путей его совершенствования.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в бухгалтерском учете любой организации любая ее хозяйственная операция должна оформляться документом, формы которых она разрабатывает самостоятельно или использует формы, утвержденные Госкомстатом РФ [10].

Виды бухгалтерских документов организации многообразны, и разделяются относительно определенных признаков для их изучения и правильного применения. В таблице 1 представлены виды бухгалтерских документов по основным классификационным признакам [8].

Таблица 1

Классификация бухгалтерских документов

Признак Документы

Назначение документа Распорядительные Оправдательные Комбинированные Документы учетного оформления

Порядок составления Первичные Сводные

Порядок отражения хозяйственных операций Разовые Накопительные

Место составления Внутренние Внешние

Первичные документы являются документами, которые составляют при совершении хозяйственных операций организации и являются свидетельством их совершения, то есть данная хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейшего пояснения к ней [9].

Составление первичных документов - важный этап в учетном процессе организации, поскольку неправильное оформление первичных документов приводит к возникновению ошибок в отражении информации, которая содержится в данных документах, и к искажению сведений, в результате чего на организацию могут быть наложены штрафы, пени и неустойки [7].

1 Преподаватель кафедры Экономики и менеджмента ВГУЭС, доцент.

Первичные документы, которые поступают в бухгалтерию организации, должны обязательно проверяться по форме, то есть исследуется полнота и правильность при заполнении документа, заполнении реквизитов, и содержание, то есть законность документированных операций.

Первичные документы в организации могут быть составлены в бумажном или электронном виде. Примерами первичных документов являются приходные и расходные кассовые ордера, накладные, наряды, квитанции, договоры [1] и т.д.

К примеру, поступление денежных средств в кассу организации кассир оформляет приходным кассовым ордером. Выдачу денежных средств из кассы организации оформляют расходным кассовым ордером.

Безналичные расчеты оформляются платежными поручениями. Выпиской из расчетного счета (иными словами копия лицевого счета) отражено движение денежных средств на расчетном счете организации.

Все первичные документы, применяемые в бухгалтерском учете организации, используются также и для целей налогообложения [2]. Во время налоговой проверки правильно оформленные бухгалтерские документы выступают в качестве письменного свидетельства факта осуществления хозяйственной операции или права организации на ее совершение.

Единые для всех организаций правила при ведении первичного учета устанавливают Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3], Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которое утвердил Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н [4], и иные законодательные и нормативные акты. Так, в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» любая хозяйственная операция организации должна быть оформлена первичным учетным документом.

С 1 января 2013 г., в соответствии со статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к использованию в организациях [3]. Внедрение форм первичной учетной документации в организациях производится с начала отчетного периода и должно быть оформлено организационно - распорядительным документом, то есть учетной политикой. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) содержит требования, обязующие организации утверждать формы первичных учетных документов [5]. Руководители организаций должны утвердить формы первичных учетных документов, и занести это в приложении к приказу относительно учетной политики организации [6]. При этом, в первичных учетных документах должны содержаться обязательные реквизиты, требуемые законом № 402-ФЗ. Одновременно с этим, обязательные к использованию формы документов, используемые, как первичные учетные документы согласно федеральным законам (к примеру, формы кассовых документов).

При разработке форм первичных учетных документов в организациях ими должны быть соблюдены условия, представленные на рисунке 2:

Условия разработки первичных учетных документов

^ I

Формы документов, утвержденные руководителем организации и внесенные в приказ об учетной политике

_ 11 _

Форма должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- код формы документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц;

- расшифровки подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Рис. 2. Условия разработки первичных учетных документов в организации

Таким образом, первичный учет - это порядок оформления, заполнения, подписания, введение в действие и хранение документов организации. Нормативное регулирование первичного учета обеспечивается Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Постановлениями Правительства и Госкомстата Российской Федерации и другими документами.

Первичный учет на предприятии с целью более эффективной его организации постоянно совершенствуется. Все пути такого совершенствования зависят от специфики финансово-хозяйственной деятельности, масштабов его деятельности, размеров, и перспектив развития.

Часто возникает ситуация, когда на предприятии отсутствует график документооборота, цель которого способствовать более рациональной организации бухгалтерского учета. Отсутствие графика документооборота отрицательно влияет на работу всей бухгалтерии предприятия, так как в результате этого некоторые первичные учетные документы своевременно не составляются в бухгалтерию. В результате в работе бухгалтерии возникают ситуации загрузки специалистов и их несвоевременном выполнении должностных функций. В итоге специалистам бухгалтерии приходится работать сверхурочно, для того, чтобы успеть проверить все поступившие документы за отчетный период. Это отрицательно сказывается на формировании ин-

формации о текущем финансовом состоянии предприятия, и в результате, информация доносится до руководства несвоевременно или в неполном объеме, что снижает эффективность управления предприятием.

График документооборота служит для усиления контрольных функций, повышения уровня механизации и автоматизации учетных работ, поэтому он предусматривает оптимальное число подразделений на предприятии и исполнителей для прохождения каждым первичным документом минимального (нормативного) срока его нахождения в том или ином структурном подразделении.

Сам график документооборота предприятия может быть оформлен в виде схемы или списка работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Все работники предприятия, начиная от начальников отелов, и заканчивая подотчетными лицами, заполняют и предоставляют документы в бухгалтерию организации на основании утвержденного на предприятии графика документооборота. На руках у каждого ответственного должна быть выписка из существующего графика. Ответственность за выполнение графика, а значит, за качественное создание документов, своевременность их передачи, несут ответственные лица, которые заполняют и передают данный документ.

Конечная цель графика документооборота - ускорение движения первичных документов на предприятии. При этом упорядочить документооборот можно и нужно не только при поступлении документов в бухгалтерию, но и в обратном направлении.

Таким образом, график документооборота позволяет улучшить контроль со стороны бухгалтерии за всей работой предприятия, то есть повышает эффективность всей его учетной работы. График документооборота позволит рационально распределять должностные обязанности не только специалистов бухгалтерии, но и сотрудников всего предприятия. Все эти усилия направлены на достижение главной цели деятельности коммерческого предприятия - получение максимальной прибыли.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: Принят государственной думой РФ 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят государственной думой РФ 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-Ф3 // СПС Консультант Плюс.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов РФ от 29.07.98 г. № 60н // СПС Консультант Плюс.

5. Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 1/2008: Приказ Министерства Финансов РФ от 06.10.2008 № 106н // СПС Консультант Плюс.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Приказ Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н // СПС Консультант Плюс.

7. Борисов А.Н. Первичные документы: оформление, использование, хранение, выбытие / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 336 с.

8. Журавлев В.Н. Первичные документы и регистры налогового учета / В.Н. Журавлев. - М.: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2106. - 160 с.

9. Ланина И.Б. Первичные документы в бухгалтерском и налоговом учете / И.Б. Ланина. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Омега-Л, 2016. - 201 с.

10. Тепляков А.Б. Оформление первичных документов в бухгалтерском учете и налогообложении / А.Б. Тепляков. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2015. - 304 с.

11. Алексеева Л.Ф. Организационные меры и механизмы реструктуризации предприятия // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2012.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЁ РАЗВИТИЕ, НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© Штакал А.К.1

ООО РСМ «Южно-Приморское», с. Вольно-Надеждинское

В статье рассмотрены факторы оказывающие ключевое влияние на развитие розничной торговли. Учитываются показатели характеризующие степень развития торговой сферы: вклад торговли в мировое ВВП, темпр роста выручки предприятий Приморского края, а также распределение оборота розничной торговли по формам собственности. В статье также рассмотрена особенность появления новых форматов торговли как фактор оценивания уровня жизни населения в целом. Выявлены возможности для качественного роста розничных сетей, конкурентные преимущества малого и среднего бизнеса в этой отрасли.

Ключевые слова розничная торговля, малое и среднее предпринимательство, товары, Приморский край, товарооборот.

1 Практикант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.