Научная статья на тему 'Организация педагогического сопровождения творческого саморазвития студентов вуза: интегративно-фасетный подход'

Организация педагогического сопровождения творческого саморазвития студентов вуза: интегративно-фасетный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF STUDENT''S PERSONALITY / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-ФАСЕТНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL SUPPORT / PEDAGOGICAL INTEGRATION / INTEGRATIVE FACETED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыскулова Марина Николаевна

В статье рассматривается новый концептуальный подход к организации педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of pedagogical support for creative self-development of university students: integrative faceted approach

The author discusses a new conceptual approach to pedagogical support for the process of university students' self-development

Текст научной работы на тему «Организация педагогического сопровождения творческого саморазвития студентов вуза: интегративно-фасетный подход»

М. Н. Рыскулова

(Нижний Новгород)

Организация педагогического сопровождения

ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА:

интегративно-фасетный подход

В статье рассматривается новый концептуальный подход к организации педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза

Личностное развитие является объективно необходимой целью системы образования на всех ее уровнях, одновременно условием обеспечения его высокого качества, в частности в высшей школе. Особо востребованы социальная и профессиональная мобильность личности, её способность к самообучению, к непрерывному саморазвитию, самосовершенствованию. Этим объясняется неизменное внимание к исследованию процесса творческого саморазвития личности.

Актуальность педагогического аспекта исследования процесса творческого выстраивания личностью самой себя обусловлена гуманистической направленностью всех уровней образования, его ориентацией на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, её творческого потенциала, на подготовку выпускников образовательных учреждений, обладающих собственным оригинальным стилем деятельности, стремящихся к профессиональной самореализации и творческому саморазвитию.

Мы считаем, что в новых условиях модернизации образовательной системы организацию педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов необходимо выстраивать на основе интегратив-но-фасетного подхода.

Ученые единодушны во мнении, что современное психолого-педагогическое знание характеризуется поликонцептуальностью, которая предполагает интеграцию педагогических течений и концепций. Мы разделяем данную точку зрения и считаем, что сложный процесс творческого саморазвития личности студента и особенности его педагогического сопровождения в рамках лишь одной методологической конструкции охарактеризовать невозможно.

Актуализируя необходимость создания «системной методологии современных педа-

гогических исследований», Н. В. Бордовская подчеркивает, что исследователям необходимо «опираться не на отдельные, известные в науке принципы или подходы, а на их сочетание или даже систему при создании концептуального пространства» [1, с. 26]. Это положение служит основанием для интеграции методологических подходов в педагогических исследованиях на всех уровнях методологического знания: философском, общенаучном, конкретно-научном и технологическом [2].

В научной, в том числе научно-педагогической, литературе накоплен богатый опыт исследования проблем педагогической интеграции, свидетельствующий о наличии обширной базы их анализа в условиях превращения интеграционных процессов в ведущую закономерность развития образовательной теории и практики (А. П. Беляева, М. Н. Беру-лава, А. Ф. Елисеев, Ю. А. Кустов, Н. Ф. Талызина, Н. К. Чапаев и др.]. В последнее десятилетие выполнены значительные работы по вопросам интеграции в системе высшего профессионального образования (В. И. Алексеев, С. Н. Вольхин, И. В. Галковская, О. Л. Карпова, Л. П. Качалова, А. В. Коренева, О. Г. Ларионова, Э. В. Майков, З. С. Сазонова, С. Е. Старостина, П. А. Хроменков, С. Ю. Темина и др.].

Анализ научно-педагогических источников позволил установить, что в педагогике интеграция проявляет себя и как процесс, и как результат процесса, и как принцип развития педагогической теории и практики. Как процесс педагогическая интеграция есть процедура интегрирования объектов, включающая выбор необходимых связей из всей совокупности их видов и способов их установления. Как результат педагогическая интеграция представляет собой ту форму, которую обретают объекты, вступая во взаимо-

действие друг с другом (интегративный курс, модульное обучение и т.д.]. Как принцип развития педагогической теории и практики педагогическая интеграция является ведущей идеей, отражающей особенности современного этапа развития научного знания [3, 4]. Такая триединая роль интеграции затрудняет возможность формулирования однозначного определения педагогической интеграции.

При всём многообразии определений педагогической интеграции учеными в ее структуре выделяются морфологические показатели, то есть наиболее значимые элементы «анатомического строения» педагогической интеграции, представляющие ее «скелет». Также в педагогической интеграции выделяются: факторы, в том числе системообразующий фактор (интегратор), функции, интеграционные цели, методы, средства и результат. Обобщая и систематизируя теоретические положения, структуру интеграции в педагогической теории и практике можно представить в виде схемы (рис. 1].

Интеграционные методы универсализации, экстраполяции и концентрации применительно к педагогическим подходам позволяют раскрыть методологический аспект педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов на основе интегративно-фасетного подхода.

Как и всякая интеграционная структура, интегративно-фасетный подход имеет цели, носители, уровни, компоненты, направления, виды, типы и формы, интеграционные уровни, факторы, интегратор, компоненты, методы, средства, функции и результат.

Интеграционная цель интегративно-фа-сетного подхода - анализ проблемы педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития личности с позиции всех наук о человеке (социологии, психологии, физиологии и др.], об окружающем его мире (естествознания, синергетики и др.] и создание благоприятных условий для творческого саморазвития обучающихся.

Носителем интеграции в рамках нашего исследования выступает система высшего профессионального образования.

Интегративно-фасетный подход соответствует методологическому уровню интеграции (на уровне законов, закономерностей и принципов развития личности]. В свою очередь методологический уровень имеет поду-

ровни - философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический, которые раскроем ниже.

Вслед за Н. К. Чапаевым мы выделяем пять основных направлений интеграции на методологическом уровне: анализ педагогических явлений; комплексные направления в педагогике; создание терминологического фонда; решение проблем науки и практики, создание «пограничных» дисциплин.

Вид интеграции в интегративно-фасетном подходе мы определяем как интеграцию общенаучного и конкретно-научного знания, тип интеграции мы фиксируем как общеметодологический.

Компонентами интеграции в интегратив-но-фасетном подходе являются подходы в методологии педагогических исследований.

В рамках нашего исследования выделяем две формы педагогической интеграции: мировоззренческую и концептуальную.

В качестве факторов интеграции в инте-гративно-фасетном подходе мы фиксируем развитие современной науки, педагогизацию общества, глобализацию образования, становление целостной системы непрерывного образования, усиливающиеся тенденции дифференциации в педагогике, трансформацию классических видов педагогической деятельности.

Функциями интеграции выступают методологическая, развивающая и технологическая, методы интеграции - универсализация и концентрация.

Интегратором или системообразующим фактором применительно к нашему исследованию является идея формирования, сохранения и развития целостной педагогической концепции.

В качестве средств интеграции мы выбираем философские, общенаучные, собственно педагогические категории, понятия, принципы и т.д.

Результатом интеграции является качественно новый профессионально-образовательный уровень обучения, создающий условия для творческого саморазвития личности обучающегося. Интеграционная структура интегративно-фасетного подхода представлена на рис. 2.

При построении методологической базы исследования педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза мы исходим из того, что в интег-

Педагогическая интеграция

Цели

-рсШ

интеграции^

Носители

интеграции

Уровни

интеграции

Направления

интеграции

Компоненты

интеграции

Г"

Формы

интеграции

1_

интеграции

|_

Г

Функции

интеграции

I-

Формирование человека как целостной личности

Субъективные

Объективные

Методологический

- Теоретический - _ Практический _

[ х _ _ _ _ , . _ _ _ _

г

Виды

интеграции

Разновидности проявлений интеграции (интеграция педагогики и психологии, _______интеграция общетехнического и специального знания и т. п.)__________

Типы

интеграции

Обобщенные по набору признаков виды интеграции

Структурные единицы педагогической теории и практики

Предметно-образная

Понятийная

Мировозренческая

Деятельностная

Концептуальная

Развитие науки Педагогизация общества

Глобализация образования Становление системы непрерывного образования

Дифференциация в педагогике Трансформация педагогической деятельности

Методологическая

Развивающая

Технологическая

I

интеграций Универсализация Унификация Экстраполяция Концентрация

Г

Интегратор

|_

Идея, явление, понятие или предмет, способные объединить в целостное единство компоненты системы

Средства

ггеграции

интеграции

I.

Составляющие педагогической интеграции, служащие непосредственно достижению ее целей и задач

г

Результат

Интегральное качество педагогической теории и практики, обусловленное конкретными интеграционными целями

*

к

Ен

Гб

Л

с

к

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

Л

о

Ен

ЭК

о

и

ЇҐ

к

и

о

Е-Ч

Гб

с

к

к

я

Гб

Л

Е-Ч

я

к

Гб

Л

Ен

Л

Ен

и

Виды

интеграции

Интеграция общенаучного и конкретнонаучного знания

Типы

интеграции^

Компоненты

интеграции^

ИНТЄ1

функці

теграці

Г

ИИ

ИИ

Г"

Средства

интеграции

I—

Общеметодологическая интеграция

Подходы в методологии педагогических исследований

Г"

Формы

интеграции

Мировозренческая

Концептуальная

Факторы

интеграции

1_

Развитие науки Педагогизация общества |

Глобализация образования Становление системы непрерывного образования

Дифференциация в педагогике Трансформация педагогической деятельности

Методологическая

Развивающая

Технологическая

Методы

интеграции

Универсализация

Концентрация

Г

Интегратор

|_

Идея формирования, сохранения и развития целостной педагогической концепции

Философские, общенаучные, собственно педагогические категории, _________________понятия, методы, принципы и т.д.__________________

г

Результат

Качественно новый профессионально-образовательный уровень обучения, создающий условия для творческого саморазвития личности студента

сб

О

X

о

с

о

и

0 я

Н

01 и сб

I

0 я

И

к

Н

сб

л

и

01 Н Я К сб Л

Л

Н

и

Я

сб

Я

Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 к я

сб

Л

и

01 Н Я К

о

3

О,

ративно-фасетном подходе различные методологические подходы могут полноценно взаимодействовать, не только не противореча, но и взаимодополняя, расширяя и корректируя друг друга, выделяя определенные свойства, стороны, грани, фасеты рассматриваемого феномена в любом педагогическом исследовании. Тем самым мы сближаемся с идеями В. М. Полонского. Заложенный ученым в основу классификации типов педагогических исследований «фасетный метод» дал нам возможность предложить интегративно-фасетный подход для методологии педагогических исследований [5].

Мы считаем, что интегративно-фасетный подход проявляет себя как принцип, процесс и результат в ходе поиска новых научных педагогических знаний. Как принцип развития педагогической теории и практики интегра-тивно-фасетный подход является основной идеей, отражающей особенности оптимизации научного знания на современном этапе его эволюции. Как процесс интегративно-фа-сетный подход есть процедура интегрирования педагогических подходов, включающая выбор необходимых связей из всей совокупности их видов и способов их установления. Как результат интегративно-фасетный подход представляет собой ту форму, которую обретают объекты, вступая друг с другом во взаимодействие. Составные элементы не «смешиваются», а, не теряя своей самостоятельности, обогащают новую методологическую структуру.

Интегративно-фасетный подход не только позволяет рассматривать исследуемые явления с разных сторон протекающего процесса, он позволяет раскрыть сущность творческого саморазвития личности. Мы исходим из того, что творческое саморазвитие - это усовершенствование граней личности.

Наиболее развернутое и образное определение творческого саморазвития как процесса «отшлифовки» граней личности, превращающего алмаз в бриллиант, дал Б. Н. Абрамов, ученик Н. К. Рериха; автор записей «Грани Агни Йоги». Не имея возможности сказать лучше, обоснованнее и проще, приведем его определение описательного характера полностью: «Вот одна грань отшлифована до блеска, она ослепительно сверкает, поражая своим великолепием. Она выявлена всем, и за ней не видно других граней, ещё не получивших своей шлифовки. Но вот поворот «кам-

ня», новое выявление, и новая грань алмаза. Полноценность камня в совершенстве всех его граней, и пока какая-то часть его остаётся незавершённой, алмаз ещё не бриллиант, он ещё целиком не отражает собой солнце. Человек внешне не блещет ничем, и только чуткость зоркого глаза усматривает скрытые зёрна великих накоплений. Так протекает не-прерывающаяся деятельность, то скрыто, то явно, зримо или незримо, но всегда направленная к единой цели» [6]. Единая цель такой непрерывающейся деятельности - качественные преобразования в человеке, творческое саморазвитие его личности.

Таким образом, интегративно-фасетный подход к исследованию проблемы педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза акцентирует внимание на механизмах и динамике развития (саморазвития] самоорганизующихся сложных систем различной природы, каковым является процесс творческого саморазвития личности. Его фасетная составляющая конкретизирует проблему, характеризуя специфику изучения процесса творческого саморазвития личности. Интегративная часть данного подхода способствует выявлению интегративных, инвариантных системных свойств и качественных характеристик, которых нет у составляющих ее элементов.

Однако, рассматривая процесс творческого саморазвития обучающихся и его педагогическое сопровождение, мы не считаем нужным использовать абсолютно все существующие в педагогике подходы (в настоящее время их более 50-ти]. При формировании методологической основы исследования интегрируем самые значимые, ключевые подходы, которые, взаимодействуя друг с другом, вносят новые качества в концепцию педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза.

Н. В. Ипполитова, выделяя ряд условий, при соблюдении которых эта цель может быть успешно достигнута, отмечает, что совокупность методологических подходов, применяемых в исследовании, не должна включать взаимоисключающие [7]. Однако мы не можем согласиться с автором. Методология педагогических исследований должна включать взаимоисключающие подходы. В то же время, хотя в известных педагогических подходах мы не нашли взаимоисключающих, поскольку все они в той или иной степени до-

полняют друг друга, позволяя рассматривать определенные грани (фасеты] исследуемого явления, справедливости ради следует отметить, что любой подход или метод исследования в любой области актуализирует, выделяет именно изучаемое свойство и одновременно игнорирует, нейтрализует или даже активно подавляет эффект всех остальных свойств, не являющихся предметом изучения [8]. Но общеизвестно, что противоположности открывают новые, неожиданные грани понятия, несводимые к полярным точкам зрения. Поэтому методология педагогических исследований должна включать подходы, отражающие различные взгляды на исследуемый феномен. Представляется очевидным, что чем больше направлений, граней учитывается в исследуемом объекте, тем совершеннее и качественнее можно ожидать результат. При этом интегративно-фасетный подход призван обеспечить единство, взаимосвязь этих направлений, фундаментальность их интеграции.

Интегративно-фасетный подход позволил нам выстроить теоретическую базу и развернуть экспериментальную работу по организации педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза на основе методологических подходов, интегрируемых на всех уровнях методологического знания. Философский уровень интеграции в интегративно-фасетном подходе определяется идеями антропологического подхода (Платон, Л. Фейербах^ диалектико-материалистического подхода (Г. Гегель, К. Маркс] и рационалистического подхода (Р. Декарт, И. Кант]. На общенаучном уровне интегратив-но-фасетный подход представлен системным подходом (Б. Г. Ананьев, Э. Г. Юдин] и синергетическим подходом (Е. Н. Князева, Г. Хакен]. Интегративно-фасетный подход, конкретизи-

руя общую методологию научного исследования в соответствии с особенностями изучаемого процесса, использует позитивные элементы различных методологических подходов, дает возможность вскрыть механизмы образования нового в результате объединения разрозненных элементов и получить новые знания в области исследования поставленной проблемы. В то же время он позволяет рассматривать понятия с разных, порой противоречащих друг другу точек зрения в их взаимодополняющем взаимодействии. На технологическом уровне интегративно-фасет-ный подход проявляет себя в методике исследования, которая представляет совокупность теоретических и эмпирических методов, подчиняющихся рассмотренным выше методологическим подходам.

Можно сделать вывод, что интегративно-фасетный подход к исследованию творческого саморазвития студентов и педагогического сопровождения этого процесса, опираясь на исходные положения методологического знания всех уровней, логично вписывается в существующую конструкцию научного знания и раскрывает методологические основы исследования данного интегрального явления.

Этот подход определяет саморегулирование научной деятельности в процессе разработки концепции педагогического сопровождения творческого саморазвития студентов вузов и организацию опытно-экспериментальной работы, служит фундаментом для систематизации различных проявлений творческого саморазвития обучающихся как определенного результата педагогической деятельности, устанавливает необходимые методы и способы научного познания предмета исследования, критерии и формат его независимого и научно обоснованного мониторинга.

Литература

1. Бордовская Н. В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. - 2005. - № 5. -С 21-29.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука. 1973. - 272 с.

3. Чапаев Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Екатеринбург, 1998. - 462 с.

4. Рыскулова М. Н. Методика курсового проектирования на основе интеграции общетехнических и специальных дисциплин: На примере архитектурно-строительного университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Нижний Новгород, 2004. - 228 с.

5. Структура результата научно-педагогической деятельности / под ред. В. М. Полонского. - М.: ИТИП, 2003. - 201 с.

6. Сибирское Рериховское Общество : записи Б. Н. Абрамова. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sibro.ru/teacher/roe-rich_ei/books/839/2598l (дата обращения: 01.11.2013).

7. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 13 (146). - С. 9-15.

8. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение : Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М. : Б.и., 2000. -266 с.

---------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.