УДК 374+370.186
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Л. Власенко
В статье рассматриваются вопросы совершенствования организационно-педагогических условий формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, анализируются их проблемы и противоречия. Теоретические и методические материалы и выводы, наличествующие в этой статье, позволят повысить эффективность формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-информационная культура; организационно-педагогические условия; учреждения дополнительного образования; социально-культурная деятельность.
Развитие новых прогрессивных тенденций в современной музыкальной педагогике все более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, о чем свидетельствует деятельность как общего, так и дополнительного образования, направленная на создание благоприятных условий для реализации познавательных, образовательных, творческих, музыкально-информационных потребностей учащихся. В настоящее время формируется новый тип культуры -музыкально-информационный - в котором основной ценностью объявляются знания и информация. Музыкально-информационная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов таких понятий, как музыкальная культура и информация.
О возможности информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления исследователи начали говорить с развитием кибернетики и теории информации уже в 1970-х гг. XX в. Музыкальная культура «неосознанно» зафиксировала основные законы информации, отражающиеся в теории музыкального формообразования и социологии музыкальной культуры. Музыкальная информация есть комплекс сохраняемых и извлекаемых по необходимым условиям специфических данных, характеризующих практические художественные, технические процессы музыкального творчества, их теоретическое осмысление и различные методики преподавания.
В настоящее время Россия переживает сложный период, когда прежние ценностные ориентации уже ушли в прошлое, а новые
еще находятся на стадии становления. В значительной мере данная проблема затрагивает и сферу музыкального образования. Активная пропаганда в средствах массовой информации зачастую низкопробной музыкальной культуры оказывает крайне негативное воздействие на музыкальные вкусы и взгляды подрастающего поколения. В силу возрастных особенностей такому негативному воздействию особо подвержены учащиеся подросткового возраста. Отсутствие у многих из них интереса к классическому наследию прошлого объясняется, в большинстве случаев, недостаточной степенью развития музыкально-информационной культуры. Вследствие этого одной из задач современного образования становится развитие музыкальноинформационной культуры учащихся подросткового возраста.
Актуальность исследования проблемы формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, формирование музыкальноинформационной культуры подростков происходит сегодня в условиях разрозненной деятельности субъектов воспитания - семьи, образовательных учреждений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование музыкальноинформационной культуры подрастающего поколения.
Во-вторых, проблемам формирования музыкально-информационной культуры под-
ростков уделяется недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в повседневной музыкально-педагогической практике. Отдельные всплески творческой активности в этом направлении, как правило, сводятся к разработке локальных образовательных концепций.
В-третьих, анализ современной научной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования музыкально -информационной
культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, несмотря на то, что проблемам формирования данной культуры посвятили свои исследования Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Т.Э. Тю-тюнникова, Л.В. Школяр и др. [1-4].
Формирование музыкально-информа-
ционной культуры подростка рассматривается нами как универсальная деятельность, обеспечивающая успешное выполнение специфических видов деятельности, таких как творческая, художественная, эстетическая на уровне возможностей подростка. Деятельность по формированию музыкально-информационной культуры подростка должна строиться, исходя из единства целей, содержания, средств формирования с учетом функций и во взаимодействии с принципами.
Особое место в формировании музыкально-информационной культуры подростков принадлежит учреждениям дополнительного образования. Существующая ныне система дополнительного образования имеет давние истоки и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры. Дополнительное образование определяется как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности по развитию индивида и его организации, т. к. оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысливания, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована. Внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонно-
стей) самих детей, которое происходит в опыте каждого из них [5].
Современное музыкальное дополнительное образование опирается на свободный выбор ребенком содержания и программы своего развития и ставит перед собой решение специфических задач.
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Для эффективности процесса формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования необходимо создание организационно-педагогических условий, способствующих активизации подростков для получения музыкально-информационной
культуры.
К ним мы относим:
- межпредметную интеграцию;
- личностно-ориентированное обучение;
- обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами;
- нормативно-правовое обеспечение;
- финансирование направлений развития;
- информационно-методическое обеспечение.
Одним из важных условий реализации задач формирования музыкально-информационной культуры подростка мы рассматриваем межпредметную интеграцию методов и видов музыкальной деятельности учащихся системы дополнительного образования. Интегративный подход является одним из действенных факторов совершенствования содержания образования. Интеграция направлена на формирование целостной системы педагогического знания и практики и способствует «уплотнению» содержания образования и совершенствованию его технологий. Интеграция выступает в качестве процесса связи и сближения предметов научного познания посредством воссоздания целого из последовательно осваиваемых структурных частей, а также выступает в качестве перспективной формы организации содержания дополнительного образования и приводит к единству, целостности дисциплин, которые, выступая на равных, будут способствовать формированию музыкально-информацион-
ной культуры подростка в учреждениях дополнительного образования [6].
Механизмы обеспечения межпредметной интеграции в учреждениях дополнительного образования направлены на развитие:
1) в познавательном комплексе - активности в изучении явлений и закономерностей развития культуры и искусства, музыкальнопедагогического процесса, умения сочетать теорию с практикой, самостоятельно пополнять знания, приводя их в систему, обогащать межпредметными связями, применяя достижения во всех областях общих и музыкальных наук (педагогики, психологии, психофизиологии, социологии и т. п.), опираясь на научно-объективные критерии в осмыслении и оценке явлений;
2) в ценностно-ориентационном комплексе - формирование целостной системы социально-политических, нравственных и эстетических убеждений, мотиваций и установок представителя современной музыкальной культуры, носителя передовых взглядов;
3) в коммуникативном комплексе -предполагает воспитание высокой художественно-эстетической способности общения с людьми, передачи мыслей, чувств, настроения, умение увлечь ими в процессе общения, найти адекватную форму общения, развить внутреннюю потребность в деятельности;
4) в художественно-творческом комплексе - формирование общехудожественных и конкретных, музыкальных, способностей, а именно: художественное воображение, образное мышление и интуицию, обостренное эмоционально-интеллектуальное восприятие и переживание произведений искусства, развитый художественный вкус.
Новая образовательная парадигма провозглашает приоритет личностной ориентации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, что создает условия для развития задатков и способностей, заложенных природой в каждом человеке. Индивидуализированный характер образования позволяет учитывать возможности каждого обучаемого. В отличие от традиционной образовательной системы, основанной на коллективном обучении, система дополнительного образования ориентирована на личностно-ориентированное обучение и
предполагает конструирование конкретного образовательного процесса на базе индивидуальных способностей и задатков учащихся. Личностно-ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира [7].
Содержание личностно-ориентирован-
ного образования призвано помочь подросткам в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни, а именно: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития, к которым мы относим процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции [7].
Необходимым условием процесса формирования музыкально-информационной
культуры подростка в учреждениях дополнительного образования является обеспечение
педагогическими кадрами, способными направить развитие системы дополнительного образования на достижение целей. В современном образовании используется богатый арсенал новых музыкально-информационных технологий, открывающих новые возможности для совершенствования педагогического процесса в целом. Претворять в жизнь идеи подготовки школьников к жизни, формировать музыкально-информационную культуру подростка приходится педагогу. Именно от его понимания важности проблемы, активного внедрения нового средства деятельности в образовательный процесс и профессионализма зависят результаты реализации социальных потребностей современного общества. Основу педагогической деятельности по формированию музыкально-информацион-
ной культуры подростка составляют теоретические знания, практические умения и потребность к анализу и самосовершенствованию в профессиональных достижениях.
Практическая составляющая педагогической деятельности по формированию музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования содержит:
— выбор оптимального для различных ситуаций стиля общения с учащимися;
— готовность к быстрым изменениям в будущей жизни условий и средств деятельности;
— понимание возможности появления нетрадиционных материалов и устройств;
— способность строить и реализовывать сложные модели поведения;
— умение критически оценивать, анализировать и применять новейшие методические разработки в практической деятельности.
Данный подход дает педагогам учреждений дополнительного образования возможность формировать музыкально-информационную культуру подростка, используя новейший программно-методический фонд, сравнивая собственные результаты с достижениями коллег и науки, оценивать их с более широких позиций, находиться в курсе последних достижений в области своих интересов, оперативно и постоянно обновлять профессиональные знания и приобретать качественно новый педагогический опыт.
Для эффективности процесса формирования музыкально-информационной культу-
ры подростков в учреждениях дополнительного образования, развития системы учреждений дополнительного образования необходимо нормативно-правовое обеспечение данного процесса.
К нормативно-правовому обеспечению системы учреждений дополнительного образования относятся: разработка и совершенствование законодательной и нормативноправовой базы и правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством обучения.
Финансирование системы учреждений дополнительного образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники финансирования с использованием средств специальных фондов.
Информационно-методическое обеспечение процесса формирования музыкальноинформационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования предусматривает прежде всего создание единого информационного пространства, обеспечение образовательных учреждений современными информационными технологиями и учебно-методическими материалами и комплексами, соответствующими специфической системе знаний [8].
К числу важнейших компонентов процесса формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования относятся средства социально-культурной деятельности, которые представляют собой способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов музыкальных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на развитие личности [9].
Данные средства социально-культурной деятельности мы рассматриваем только как способы передачи музыкальной информации. Каждое средство служит носителем того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей субъектов процесса, т. е. подростков. Выбор средств зависит от направленности проектов, от образовательной цели и характера воздействия на аудиторию.
Рассмотрев основные подходы к формированию музыкально-информационной культуры подростка, мы пришли к выводу, что формирование данной культуры подростка в учреждениях дополнительного образования можно оптимизировать. Формирование музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования возможно, по нашему мнению, в случае изменения всех базовых компонентов образовательного процесса системы дополнительного образования, а именно: целей, содержания, образовательных технологий, включающих организационные формы, виды, методы и средства познавательной, творческой деятельности, специфические функции и принципы.
1. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. ... д-ра пед наук. М., 1987.
2. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. Новосибирск, 1969.
3. Кабалевский Д. Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы по музыке для средней общеобразовательной школы. М., 1990.
4. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры школьников // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.
5. Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся // Дополнительное образование. 2005. № 4. С. 3-13.
6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.
7. Якиманская М.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
8. Областная программа «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы» / под ред. Н.Е. Астафьевой. Тамбов, 2004.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1993.
Поступила в редакцию 19.12.2009 г.
Vlasenko V.L. Organization of pedagogical terms of forming of musical-informative culture of teenagers is in establishments of additional education of social-culture activity facilities.
In the article the questions of perfection of organizational-pedagogical terms of forming of musical-informative culture of teenagers are examined in establishments of additional education, their problems and contradictions are analyzed. Theoretical and methodical materials and conclusions in this article, will allow promoting efficiency of forming of musical-informative culture of teenagers in establishments of additional education of social-culture activity facilities.
Key words: musical-informative culture; organizational-pedagogical terms; establishments of additional education; social-culture activity.
УДК 15
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА
© Л.В. Абдалина, А.А. Ларина
В статье представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: модель; моделирование; личностно-профессиональное самоопределение; стратегии; компоненты; критерии; уровни.
Актуальность разработки модели связывается с созданием наиболее благоприятных условий, содействующих глубокому и всестороннему с содержательной и динамической стороны анализу процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, а также с пред-
ставлением своеобразного эталона модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные задачи подростка, в т. ч. вопроса выбора им продуктивной стратегии самоопределения в будущей профессиональной деятельности.