Научная статья на тему 'Организация педагогически комфортного общения и взаимодействия как условие успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы'

Организация педагогически комфортного общения и взаимодействия как условие успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВХОЖДЕНИЕ / УСПЕХ / ОБЩЕНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OCCURRENCE / SUCCESS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Наталья Вячеславовна

Одна из актуальных проблем педагогики вхождение младших школьников в образовательную среду школы. Основная цель статьи организовать педагогически комфортное общение и взаимодействие на этапе вхождения младших школьников в образовательную среду школы. В статье на основе анализа различных подходов конкретизировано понятие «успешное вхождение в образовательную среду», представлены цели и содержание первого урока посвященного знакомству детей с учителем и между собой, описана специально организованная игровая деятельность для младших школьников, способствующая успешному вступлению первоклассников в контакт друг с другом, с учителем и поддержанию благоприятного внутригруппового климата. В ходе исследования доказана эффективность организации педагогически комфортного общения и взаимодействия на этапе вхождения младших школьников в образовательную среду школы. Перспективными направлениями научных исследований могут стать следующие: 1) разработка комплекса дидактических игр, содержание которых обеспечивает педагогическое сотрудничество учителя и ученика; 2) разработка технологии педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION PEDAGOGICALLY COMFORTABLE COMMUNICATION AND INTERACTION AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL OCCURRENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

One of the actual problems of pedagogical science is the entry of younger schoolchildren into educational school environment. The main purpose of this article is to organize pedagogically comfortable communication and interaction at the stage of entering of younger schoolchildren into educational school environment. In the article on the basis of the analysis of various approaches the concept «successful entry into educational environment » is concretized, the purposes and the maintenance of the first lesson devoted to the acquaintance of children to the teacher and to each other are presented, specially organized game activity promoting the successful entry of first-year pupils in contact with each other and with the teacher and keeping favorable intragroup climate is described. During the research efficiency of the organization pedagogically comfortable communication and interaction at the stage of entering of younger schoolchildren into educational school environment is proved. The perspective directions of scientific researches can be : 1) the working-out of a complex of didactic games, which contents provides pedagogical cooperation of the teacher and schoolchildren; 2) the working-out of pedagogical support technology for successful entry of younger schoolchildren into educational school environment.

Текст научной работы на тему «Организация педагогически комфортного общения и взаимодействия как условие успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы»

УДК 373.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ

Никифорова Н.В.

Одна из актуальных проблем педагогики - вхождение младших школьников в образовательную среду школы.

Основная цель статьи - организовать педагогически комфортное общение и взаимодействие на этапе вхождения младших школьников в образовательную среду школы.

В статье на основе анализа различных подходов конкретизировано понятие «успешное вхождение в образовательную среду», представлены цели и содержание первого урока посвященного знакомству детей с учителем и между собой, описана специально организованная игровая деятельность для младших школьников, способствующая успешному вступлению первоклассников в контакт друг с другом, с учителем и поддержанию благоприятного внутригруппового климата.

В ходе исследования доказана эффективность организации педагогически комфортного общения и взаимодействия на этапе вхождения младших школьников в образовательную среду школы.

Перспективными направлениями научных исследований могут стать следующие: 1) разработка комплекса дидактических игр, содержание которых обеспечивает педагогическое сотрудничество учителя и ученика; 2) разработка технологии педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы.

Ключевые слова: образовательная среда, вхождение, успех, общение.

THE ORGANIZATION PEDAGOGICALLY COMFORTABLE COMMUNICATION AND INTERACTION AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL OCCURRENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Nikiforova N.V.

One of the actual problems of pedagogical science is the entry of younger schoolchildren into educational school environment.

The main purpose of this article is to organize pedagogically comfortable communication and interaction at the stage of entering of younger schoolchildren into educational school environment.

In the article on the basis of the analysis of various approaches the concept «successful entry into educational environment » is concretized, the purposes and the maintenance of the first lesson devoted to the acquaintance of children to the teacher and to each other are presented, specially organized game activity promoting the successful entry of first-year pupils in contact with each other and with the teacher and keeping favorable intragroup climate is described.

During the research efficiency of the organization pedagogically comfortable communication and interaction at the stage of entering of younger schoolchildren into educational school environment is proved.

The perspective directions of scientific researches can be :

1) the working-out of a complex of didactic games, which contents provides pedagogical cooperation of the teacher and schoolchildren;

2) the working-out of pedagogical support technology for successful entry of younger schoolchildren into educational school environment.

Keywords: educational environment, occurrence, success, communication.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит, будет ли вхождение младших школьников в образовательную среду школы успешным.

Поэтому становится очевидным, что изучение сущности вхождения младшего школьника в образовательную среду школы, организация педагогически комфортного общения и взаимодействия между учащимися начальных классов, учащимися и учителем с первого дня обучения детей в школе представляют для педагогической теории и практики чрезвычайно актуальную проблему.

Определимся с основными понятиями нашего исследования.

По мнению Н.В. Груздевой, образовательная среда - это «целостное системно-синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность Человека» [1, с.34].

Мы же будем понимать под образовательной средой педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, при этом ее педагогической сущностью является совокупность деятельностнокоммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-

воспитательного процесса.

Слово «вхождение» в словаре русского языка С.И. Ожегова рассматривается в следующих значениях: включиться, стать членом чего-либо; освоиться с чем-нибудь, привыкнуть к чему-нибудь [3].

В том же словаре слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие

результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности

[3].

Анализ различных подходов к определению понятия «успешное вхождение в образовательную среду» позволил нам конкретизировать определение данного понятия. Успешное вхождение младшего школьника в образовательную среду - это легкое приспособление организма ребенка к новым условиям в социально-значимой деятельности, в физиологическом плане и его признание со стороны других участников образовательного процесса.

Еще одним понятием, которое рассматривается в статье, является понятие «общение», которое М.И. Лисина характеризует как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата [2].

Изучая проблему вхождения младших школьников в образовательную среду школы на базе средней общеобразовательной школы № 1 города Катайска, мы пришли к выводу, что необходимо организовать педагогически комфортное общение и взаимодействие участников данного процесса.

С первых дней пребывания детей в образовательной среде школы, мы поставили перед собой цель - помочь вступить первоклассникам в контакт друг с другом и с учителем, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты.

Основной задачей в организации педагогически комфортного общения и взаимодействия явилось развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие «зажимов» и «комплексов». Эту общую задачу мы разделили на ряд более частных:

- активизация невербальных языков общения;

- развитие эмпатического потенциала;

- легкость действий в присутствии других людей;

- умение слушать;

- умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

- умение понимать другого.

Организация педагогически комфортного общения и взаимодействия школьников в классе на этапе вхождения в образовательную среду осуществлялась с помощью разнообразных форм. Безусловно, большое значение имела и индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение, и интересная совместная деятельность в рамках класса и школы в целом. Но во многом помогла специально организованная игровая деятельность.

Мы использовали игры, создающие основу для эмоциональных контактов, сближения ее участников друг с другом, самоопределения и самоидентификации в процессе взаимодействия с другими, формирующие отношения доверия и уважения достоинства личности, принятия себя и других. Система таких игр, развернутая в определенной последовательности, стала содержанием игровой деятельности общения, что привело к установлению контактов между детьми, между детьми и учителем.

Организацию педагогически комфортного общения и взаимодействия в первом классе мы начали с посадки учащихся за парты. В данном случае мы исходили из самых различных оснований: активного с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо развитого со слабо развитым. Но обязательно учитывался следующий фактор- сосед по парте не должен вызывать антипатий у ребёнка, ведь это должен быть человек, которому можно довериться, которому хочется помочь, с которым приятно быть рядом.

Первый учебный день был посвящен знакомству детей с учителем и между собой. Представим цели и содержание первого урока.

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в классе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, работа со словарным запасом.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Ознакомление ребят с целями и задачами уроков, с формой проведения, с правилами поведения в классе.

Вводная часть.

Игра 1. “Создаём хорошее настроение”.

“Улыбнитесь! Скажем добрые слова друг другу. Составим “Азбуку хороших слов”. Вспомним добрые и хорошие слова на букву “а” (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, активный, апельсиновый, арбузный...).

Содержание урока.

Игра 2. “Исходное положение”.

“Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Расположитесь на своих стульях поудобнее. По моей команде “Встали!” вы должны быстро встать, а по команде “Сели!” нужно быстро сесть. Надо постараться всем одновременно вставать, а затем садиться”.

Игра 3. “Мяч”.

“Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться”. Все встают в круг. По часовой стрелке передаётся мяч и называются имена. После того, как каждый по порядку назвал своё имя, мяч кидается одним ребёнком другому. Тот, кто кидает мяч, должен назвать имя того, кому мяч адресован. Если кто-либо ошибается с именем, тот должен назвать имена всех.

Игра 4. “Тропинка”.

Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причём ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры учитель: перепрыгивает рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий в змейке ребёнок.

Когда все побывают в роли ведущего, оценивается самый оригинальный ведущий. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Возможные препятствия: ров, лес, болото, речка, дикий зверь, др.

Игра 5. “Штирлиц”.

Выбирается ведущий. Остальные игроки замирают в разных позах. Ведущий должен запомнить позы играющих, их одежду. Затем ведущий отворачивается (закрывает глаза), а играющие делают пять изменений в позах, одежде. Ведущий должен вернуть всех в исходное положение.

На первом занятии достаточно, чтобы ведущими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трёх.

Итог урока.

С чем мы познакомились на занятии?

Что вам понравилось на нём?

Для чего мы играем в эти игры?

После первого урока мы продолжили включать игры, направленные на установление контакта между школьниками в учебно- воспитательный процесс, потому что для ребенка, находящегося на этапе вхождения в образовательную среду школы, каждый новый вид учебной задачи, вид активности составляет определенную проблему и перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугубить трудности периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Каждый день мы использовали по одной игре или упражнению.

Все игры мы разделили на три группы: информационные игры, игры направленные на взаимодействие, игры направленные на развитие восприятия и взаимопонимания. Данные игры способствовали развитию собственно групповых процессов, поддержанию благоприятного внутригруппового климата, позволили создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в классе и такое состояние каждого ученика, которое позволило успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане.

В качестве примера приведем игры и упражнения, которые мы использовали на уроках:

1.Информационные игры: игра «Визитная карточка или давайте

знакомиться», игра «Расскажи сказку», игра «Подарочный набор», игра «От топота копыт.», игра «Слово из песни», игра «Кошка, которая гуляет», игра «Соберемся вместе».

2. Игры направленные на взаимодействие: игра «Что в имени тебе моем?», игра «Кораблекрушение», игра «Сказка о тройке», игра «Гусеница», игра «Прогулка с компасом».

3. Игры направленные на развитие восприятия и взаимопонимания: игра «Не в своих санях», игра «Карусель», игра «Маска, я тебя знаю», игра «Чемодан в дорогу».

Также положительное влияние на установление контакта между детьми в классе оказалась организация учебной работы на уроках в парах (с постоянным и меняющимся составом), использование групповой организации учебного труда и коллективной деятельности школьников. Действенными в этом плане стали: выполнение коллективных работ на уроках труда и рисования, совместное изготовление наглядных пособий для уроков, подготовка к проведению открытых уроков, праздников, выставок детских работ. Например, на уроках чтения предлагалось чтение и пересказ по ролям. Первоначально ведущая роль принадлежала учителю, затем она переходила к более сильным ученикам. По мере овладения этим видом работы ведущие роли постепенно стали выполнять и самые слабые учащиеся.

Таким образом, в результате проведенной работы мы пришли к выводу, что для успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы одним из главных условий является организация педагогически комфортного общения и взаимодействия. Ведь учебная деятельность неразрывно связана с общением.

Список литературы

1. Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001. С. 32-35 .

2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. Педагогика, 1980. 384

с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. 4-е изд., дополненное.-М.: Азбуковник, 1997. 840с.

References

1. Gruzdeva N. V. Metodologicheskie podkhody k sozdaniyu obrazovatel'nogo prostranstva shkoly [Methodological approaches to creation of educational space of school]. Obrazovatel'naya sreda shkoly: problemy i perspektivy razvitiya. SPb.: Rech, 2001. pp. 32-35.

2. Lisina M. I. Problemy ontogeneza obwenija [Problems ontogenesis communication]. M.: Pedagogica, 1980. 384 p.

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo jazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of Russian: 80000 words and phraseological expressions]. Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. M.: Azbukovnik, 1997. 840 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Никифорова Наталья Вячеславовна, учитель-логопед

Катайский детский дом

ул. Островского, д. 4, г. Катайск, Курганская обл., 641700, Россия e-mail: Nikiforovanv2009@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Nikiforova Natalia Vyacheslavovna, teacher-logopedist

Kataysky orphanage

Ostrovsky St., 4, Kataysk, Kurgan Region, 641700, Russia e-mail: Nikiforovanv2009@rambler. ru

Рецензент:

Телеева Е.В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.