Научная статья на тему 'Организация ортодонтической помощи детскому населению'

Организация ортодонтической помощи детскому населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1507
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стоматологический статус / организация / профилактика / школьный стоматологический кабинет. / dental status / organization / prevention / dental office of school.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С К. Шарипова, К С. Кыдралиева

Проблема оказания ортодонтической помощи детям и подросткам остается актуальной, поскольку зубочелюстные аномалии имеют значительное распространение. Распространенность зубочелюстных аномалий в структуре стоматологической заболеваемости у детей и подростков находится после кариеса зубов, заболеваний пародонта и не имеет тенденции к снижению. Методом организации медицинской помощи при ЗЧА и ЗЧД у детей является организация ранней диагностики (ОПТГ 6-7 лет ), медицинских и воспитательных воздействий на ребенка, а так же организации системы диспансерного наблюдения за данной группой пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С К. Шарипова, К С. Кыдралиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENTAL SСHOOL, PROVIDING FREE DENTAL CARE FOR CHILDREN, IS AN INSTRUMENT OF SOCIAL PROTECTION.

Lack of dental disases indikates a low level of rnowledgt among the population for oral health, lack of motovation for carrying out preventive measures and, consequentli, poor dental health in the majority of the representatives of various age groups.

Текст научной работы на тему «Организация ортодонтической помощи детскому населению»

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

УДК 616,314-089.23:379.8(053.2)

С.К.ШАРИПОВА, К.С.КЫДРАЛИЕВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Проблема оказания ортодонтической помощи детям и подросткам остается актуальной, поскольку зубочелюстные аномалии имеют значительное распространение. Распространенность зубочелюстных аномалий в структуре стоматологической заболеваемости у детей и подростков находится после кариеса зубов, заболеваний пародонта и не имеет тенденции к снижению. Методом организации медицинской помощи при ЗЧА и ЗЧД у детей является организация ранней диагностики (ОПТГ 6-7 лет ), медицинских и воспитательных воздействий на ребенка, а так же организации системы диспансерного наблюдения за данной группой пациентов.

Ключевые слова: стоматологический статус, организация, профилактика, школьный стоматологический кабинет.

Стоматологический статус является одним из основных показателей общего состояния организма, и разработка системы мероприятий, направленных на снижение показателей стоматологической заболеваемости должна быть неотъемлемой частью программ по оздоровлению нации[1].

Тем не менее, в настоящее время в целом программы стоматологической профилактики не имеют четкой организационной, правовой и финансовой основы, а на государственном уровне их регулирование является недостаточным [2]. В условиях рыночной экономики реализация профилактических программ ограничена максимально региональным уровнем, при отсутствии государственной организации и целевого фина нсирования таких программ.

Распространенность зубочелюстных аномалий в структуре стоматологической заболеваемости у детей и подростков находится после кариеса зубов,

заболеваний пародонта и не имеет тенденции к снижению[3]. По данным Алдашевой М.А. (1992), различные челюстно-лицевые аномалии у детей до 15 лет составляли 36,8%, из них слабовыраженные - 17,3%, умеренные или тяжелые - у 19,4. А по данным последних лет среди стоматологических заболеваний детского возраста одно из первых мест (75%) занимают аномалии развития зубочелюстной системы. Причем, 30% из них предопределены наследственными факторами, а 70% - обусловлены отсутствием массовой профилактики и своевременной диагностики зубочелюстных аномалий. Действительно, имеется связь между распространенностью зубочелюстных аномалий, кариесом зубов и их осложнениями. Известно, что нарушения в развитии зубочелюстной системы наносят ощутимый ущерб здоровью человека, и его адаптации в социальной среде . Поэтому здоровая полость рта, ортогнатический прикус, эстетическое состояние лица чрезвычайно важны каждому человеку и имеют большое значение.

Исключение из стоматологической помощи детям и подросткам ортодонтической помощи и перевод ее в разряд платных медицинских услуг привело к резкому сокращению врачей-ортодонтов, работающих в детских стоматологических учреждениях, а профилактическая работа среди детского коллектива по предупреждению зубочелюстных аномалий не проводится. Так, по обобщенным данным, полученным из всех регионов РК

за 2005 год, число врачей-ортодонтов в республике составляло всего 87 чел., которые оказывали ортодонтическую помощь детям и подросткам только по обращаемости[4].

Проблема оказания ортодонтической помощи детям и подросткам остается актуальной, поскольку зубочелюстные аномалии имеют значительное распространение. В связи с расширением представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями в организме требуется качественно новый подход к организации ортодонтической помощи в нашей стра не.

Ортодонтия является специализированным видом стоматологической помощи. В государственной системе здравоохранения нашей страны она ориентирована преимущественно на детское население. В частности должность врача-ортодонта присутствует в штатном расписании только детских стоматологических поликлиник или отделений.

Отмечается тенденция к увеличению стоматологической заболеваемости у детей, это связано с ослаблением внимания к детской стоматологической службе, особенно такого ее звена, как школьные кабинеты, где резко снизились объем и качество лечебно-профилактической работы. Так, анализ состояния профилактической стоматологической помощи детям Республики Казахстан показал высокие показатели лечебно-профилактической помощи, полученные в 1991 году, в следующее десятилетие эти показатели резко снизились. Причинами этого являлись кадровый дефицит и слабая материально-техническая база стоматологических отделений и кабинетов, оказание стоматологической помощи в основном по обращаемости [4].

Школьный стоматологический кабинет (ШСК)-первичное стоматологическое звено, обеспечивающее

необходимый профилактический и первичный лечебный уровень стоматологической помощи для детей и подростков, в рамках первичной медико-санитарной помощи.

Школьные медицинские услуге оказываются учащимся с целью оценки, контроля, защиты и улучшения их здоровья, предупреждения болезней, оказания первой медицинской помощи и направления учеников к соответствующему медицинскому специалисту. В плане стоматологии медицинские услуги в школе включают в

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

себя четыре сферы деятельности, которые тесно связаны между собой: улучшение стоматологического здоровья, предупреждение стоматологических заболеваний, контроль стоматологического здоровья и первая стоматологическая помощь.

По данным ВОЗ, экономика здравоохранения развитых стран уже давно и весьма достоверно просчитала, что один доллар, вложенный в профилактику стоматологических и «вторичных» заболеваний, дает, 10-кратный экономический эффект, включая экономию на лечение «вторичных» заболеваний организма[5]. Пациенты с аномалиями зубочелюстной системы страдают не только от нарушения фонетики и жевания, они имеют психологические проблемы: в связи с изменением внешнего облика возникают ощущение ущербности, собственной неполноценности и, как следствие этого, трудности общения вплоть до ограничений в выборе профессии. В структуре распространенности стоматологических заболеваний у детей АЗЧС занимают третье место после кариеса и

заболеваний пародонта. Частота развития АЗЧС, по данным ВОЗ, составляет в среднем 50%. В ближайшее время не стоит ожидать значительного увеличения объема финансирования здравоохранения, следует несколько изменить приоритеты и уделить внимание профилактике, особенно стоматологических заболеваний, которая требует гораздо меньших (в 56 раз) затрат, чем лечении.

В конечном итоге, наиболее рациональным методом организации медицинской помощи при ЗЧА и ЗЧД у детей является организация ранней диагностики (ОПТГ 6-7 лет ), медицинских и воспитательных воздействий на ребенка, а так же организации системы диспансерного наблюдения за данной группой пациентов. Надо сосредоточить внимание на предложениях по реорганизации работы школьных стоматологических кабинетов. Включить в список врача-стоматолога ортодонта, который вовремя определит аномалии прикуса и окажет соответствующую помощь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куракбаев К.К. Состояние стоматологической помощи населению республики и пути ее дальнейшего развития. Материалы IV съезда стоматологов Республики Казахстан. - Алматы: 2008. - С 8-13.

2. Авраамова О. Г. Проблемы и перспективы школьной стоматологии/ О. Г. Авраамова //Материалы XVI Всероссийской науч.-практ. конф., Тр. XI съезда СтАР и VIII съезда стоматологов России. - М.: 2006. - С 162-166.

3. Алдашева М.А. Организация профилактики стоматологических заболеваний у детей в современных условиях. Методические рекомендации. - Алматы: 2002. - С 3-9.

4. Авраменко В.И. Здоровье сберегающие подходы в стоматологической ситуации детского возраста /В.И. Авраменко, Т.А. Чудинова, Г.А. Аскаров //Материалы IX съезда педиатров России. - М.: 2001. - С 12-14.

С.К.ШАРИПОВА, К.С.КЫДРАЛИЕВА

МЕКТЕП ЖАСЫНДАЕЫ БАЛАЛАРЕАОРТОДОНТИЯЛЫ^ СГОМАТОЛОГИЯЛЫК; К9МЕК К9РСЕТУ.

ty^h: Мектеп жасындагы балаларга арналган а;ысыз стоматологиялы; кемек халы;ты элеуметпк ;оргаудыц кдоалы болып табылады. Сгоматологиялык; ауруларды алдын алуга арналган ба гдарламалардыц жо ;тыгы халы; арасында ауыз куысы гигиенасы туралы б^мнц темендпн жэне алдын алу шараларын журпзуге талпыныстын темендтн керсетедк Нэтижеанде эртYPлi жастагы балалардыц стоматологиялы; денсаулыгы темендiri бай;алады. ТYйiндiсездер: стоматологиялы; статус, ^йым, профилактика, мектептц стоматологиялы; кабинетi.

S.K.SHARIPOVA, K.S.KYDRALIEVA

DENTAL SCHOOL, PROVIDING FREE DENTAL CARE FOR CHILDREN, IS AN INSTRUMENT OF SOCIAL PROTECTION.

Resume: Lack of dental disases indikates a low level of rnowledgt among the population for oral health, lack of motovation for carrying out preventive measures and, consequently poor dental health in the majority of the representatives of various age groups.

Keywords: dental status, organization, prevention, dental office of school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.