Научная статья на тему 'Организация опытно-экспериментальной работы по применению методики формирования психической готовности к преодолению соревновательных препятствий и трудностей'

Организация опытно-экспериментальной работы по применению методики формирования психической готовности к преодолению соревновательных препятствий и трудностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ / ТРУДНОСТИ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / COMPETITIVE OBSTACLES / DIFFICULTIES / EXPERIMENTAL WORK / METHODOLOGY / PSYCHIC READINESS FORMATION / OVERCOMING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камалиева Г.А.

В свете меняющихся отношений в сфере физической культуры и спорта очень сложно противостоять трудностям и препятствиям, возникающим в процессе соревновательной деятельности спортсменов. Материал. В статье раскрыта сущность опытно-экспериментальной работы по применению методики, специально разработанной для данной ситуации. Акцент в работе сделан на экспериментальное обоснование методики преодоления трудностей и соревновательных препятствий, возникающих в спортивной деятельности волейболистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки, психодиагностика, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика формирования психической готовности волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей. Опытно-экспериментальная работа по проверке методики проводилась в три этапа на базе федерации волейбола города Альметьевск. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе методика применялась исходя из потребностей, выявленных в ходе опроса. В контрольной обучение проходило по стандартной форме. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что применение экспериментальной методики приводит к существенному повышению быстроты принятия тактических решений, оптимизации психоэмоционального состояния в условиях неожиданного возникновения соревновательных препятствий и трудностей, к повышению эффективности соревновательной деятельности. Заключение. Разработанная нами методика формирования психической готовности спортсменов способствует повышению уровня развития специальных знаний, умений, эмоциональной устойчивости к трудностям и интеллектуальных способностей спортсменов, таких как способность к восприятию, концентрация внимания, оперирование мыслительным'' материалом, память, логическое мышление, быстрота принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камалиева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ORGANIZATION ON THE METHODOLOGY USE OF PSYCHIC READINESS FORMATION TO OVERCOMING COMPETITIVE OBSTACLES AND DIFFICULTIES

In terms of the changing relations in the sphere of physical culture and sports it is very difficult to overcome difficulties and obstacles, which appear during sportsmen’s competitive activity. Material. The article reveals the essence of experimental work on the methodology use, specially created for this situation. Great attention is paid to experimental substantiation of competitive difficulties and obstacles overcoming methodology, which appear in sports activity of volleyball players. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical testing, judgemental method, psychodiagnostics, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The methodology is created of psychic readiness formation among volleyball players to overcome competitive obstacles and difficulties. Experimental work on the methodology check was held in three stages on the basis of volleyball federation of Almetyevsk (Russia). For this purpose the experimental group and the control group were created. In the experimental group methodology was used taking into consideration the needs, revealed during the survey. In the control group teaching was according to a standard form. Summarizing the results of the pedagogical experiment we can say, that the experimental methodology use leads to considerable quickness increase of making tactical decisions, psycho-emotional state optimization in terms of unexpected competitive obstacles and difficulties, effectiveness of competitive activity increase. Conclusion. Created by us methodology of psychic readiness formation among sportsmen provides the level of special knowledge, skills, affective tolerance to difficulties and intellectual abilities of sportsmen increase, such as the ability to percept, attention focusing, cogitative material operation, memory, logical thinking, quickness of making decisions.

Текст научной работы на тему «Организация опытно-экспериментальной работы по применению методики формирования психической готовности к преодолению соревновательных препятствий и трудностей»

DOI 10.14526/01_2017_193 УДК 796.797.798.799

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ

Г.А. Камалиева - кандидат педагогических наук, доцент ГБОУВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», ул. Ленина, дом 2, Альметьевск, Россия, 423450

Е-mail: kam gala@mail.ru

Аннотация. В свете меняющихся отношений в сфере физической культуры и спорта очень сложно противостоять трудностям и препятствиям, возникающим в процессе соревновательной деятельности спортсменов. Материал. В статье раскрыта сущность опытно-экспериментальной работы по применению методики, специально разработанной для данной ситуации. Акцент в работе сделан на экспериментальное обоснование методики преодоления трудностей и соревновательных препятствий, возникающих в спортивной деятельности волейболистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки, психодиагностика, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика формирования психической готовности волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей. Опытно-экспериментальная работа по проверке методики проводилась в три этапа на базе федерации волейбола города Альметьевск. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе методика применялась исходя из потребностей, выявленных в ходе опроса. В контрольной обучение проходило по стандартной форме. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что применение экспериментальной методики приводит к существенному повышению быстроты принятия тактических решений, оптимизации психоэмоционального состояния в условиях неожиданного возникновения соревновательных препятствий и трудностей, к повышению эффективности соревновательной деятельности. Заключение. Разработанная нами методика формирования психической готовности спортсменов способствует повышению уровня развития специальных знаний, умений, эмоциональной устойчивости к трудностям и интеллектуальных способностей спортсменов, таких как способность к восприятию, концентрация внимания, оперирование мыслительным' материалом, память, логическое мышление, быстрота принятия решений.

Ключевые слова: соревновательные препятствия, трудности, опытно-экспериментальная работа, методика, формирование психической готовности, преодоление.

EXPERIMENTAL WORK ORGANIZATION ON THE METHODOLOGY USE OF PSYCHIC READINESS FORMATION TO OVERCOMING COMPETITIVE OBSTACLES

AND DIFFICULTIES

Galina A. Kamalieva - candidate of pedagogical sciences, associate professor

The Almetyevsk State Oil Institute 2, Str. Lenina, Almetyevsk, 423450, Russia Е-mail: kam gala@mail.ru

Annotation. In terms of the changing relations in the sphere of physical culture and sports it is very difficult to overcome difficulties and obstacles, which appear during sportsmen's competitive activity. Material. The article reveals the essence of experimental work on the methodology use, specially created for this situation. Great attention is paid to experimental substantiation of competitive difficulties and obstacles overcoming methodology, which appear in sports activity of volleyball players. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical testing, judgemental method, psychodiagnostics, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The methodology is created of psychic readiness formation among volleyball players to overcome competitive obstacles and difficulties. Experimental work on the methodology check was held in three stages on the basis of volleyball federation of Almetyevsk (Russia). For this purpose the experimental group and the control group were created. In the experimental group methodology was used taking into consideration the needs, revealed during the survey. In the control group teaching was according to a standard form. Summarizing the results of the pedagogical experiment we can say, that the experimental methodology use leads to considerable quickness increase of making tactical decisions, psycho-emotional state optimization in terms of unexpected competitive obstacles and difficulties, effectiveness of competitive activity increase. Conclusion. Created by us methodology of psychic readiness formation among sportsmen provides the level of special knowledge, skills, affective tolerance to difficulties and intellectual abilities of sportsmen increase, such as the ability to percept, attention focusing, cogitative material operation, memory, logical thinking, quickness of making decisions.

Keywords: competitive obstacles, difficulties, experimental work, methodology, psychic readiness formation, overcoming.

Тенденции развития физической культуры и спорта актуализировали проблему психологического обеспечения спортивной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы сохранения психического здоровья, адаптации к экстремальным условиям тренировочной и соревновательной' деятельности спортсменов.

Соревновательная деятельность является главной формой, которая отражает достижения, мастерство спортсменов. Результат выступлений в соревнованиях -факт успеха. Это демонстрация возможностей спортсмена, его

потенциала, надежности. В

профессиональном спорте заработки, стоимость контракта, успешность того или иного спортсмена напрямую зависят от стабильности высоких спортивных результатов. Поэтому психическая готовность к преодолению неожиданно возникающих препятствий и трудностей в ходе соревновательной борьбы имеет особую ценность.

Разработанная нами методика имеет целью формирование готовности волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей. Достижение этой цели обеспечивается через решение следующих задач:

1) обучение знаниям о содержании экстремальных ситуаций соревновательного характера;

2) обучение способам преодоления этих ситуаций;

3) развитие интеллектуальных способностей;

4) формирование умений и навыков преодоления соревновательных препятствий и трудностей.

Педагогическое тестирование осуществлялось на основе моделирования препятствий и трудностей соревновательного характера" (ММПТ).

Для моделирования

соревновательных препятствий и трудностей нами были разработаны 48 интеллектуальных задач, в которых представлены варианты

соревновательных ситуаций в волейболе. Например:

1. Двое противников одновременно коснулись сетки, но по ошибке присвоили очко одному из них. Что необходимо предпринять? Ответ: капитану команды обратиться к судье с просьбой пересмотреть решение или объявить спорный мяч. При отрицательном ответе спокойно продолжать игру.

2. После приема мяч улетел далеко в аут. Все стоят, надеясь, что кто-то бросится за ним. Как быть в этой ситуации? Ответ: инициативу защитных действий должен брать на себя игрок-либеро, именно он и должен бежать за этим мячом, если предыдущее касание было не его.

Диагностические мероприятия

осуществлялись во время контрольных соревнований, которые были специально организованы в начале, в середине и

после завершения опытно-

экспериментальной работы.

Оценка психической готовности волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей осуществлялась на основе показателей: I) быстроты принятия решения; 2) эффективности

соревновательных действий.

Быстрота принятия решения определялась с помощью методики Е.Н. Гогунова [1]. Учитывалось время, затраченное на принятие решения в ответ на неожиданное возникшее препятствие. Отсчет времени начинался с момента его реального появления в ходе соревновательной деятельности и заканчивался в момент начала его практической реализации. Препятствия предъявлялись экспериментатором в произвольном порядке, неожиданном для спортсменов.

Таблица 1 - Динамика результатов быстроты принятия тактических решений в ходе' _педагогического эксперимента (X ± БХ) (с)_

Группы испытуемых Показатели быстроты принятия тактических решений, с

до эксперимента в середине года после эксперимента

Первый поток I

контрольная, п=12 2,45 ± 0,43 2,21 ±0,33 2,11 ±0,26

достоверность различий >0,05 >0,05 >0,05

кспериментальная, п=12 2,39 ±0,55 2,08 ± 0,41 1,43 ±0,32

достоверность различий <0,05 <0,05 <0,05

Второй поток

контрольная, зт=10 2,34 ±0,56 2,19 ±0,51 2,05 ± 0,37

достоверность различий >0,05 >0,05 <0,05

экспериментальная, н=П - 2,48 ± 0,27 2,03 ± 0,36 1/54 ± 0,25

достоверность различий <0,05 < 0,05 <0,05

Третий поток

контрольная, п=12 2,51 ±0,36 2,12 ±0,28 2,04 ± 0,38

достоверность различий <0,05 >0,05 < 0,05

экспериментальная, п=12 2,53 ± 0,40 2,09 ± 0,34 1,61 ±0,35

достоверность различий <0,05 <0,05 < 0,05

Четвертый поток »

контрольная, п=11 2,68 ±0,31 2,35 ± 0,41 2,16 ±0,27

достоверность различий <0,05 <0,05 <0.05

экспериментальная, п=11 2,60 ± 0,58 2,08 ± 0,55 1,68 ± 0,43

достоверность различий < 0,05 <0,05 < 0,05

Анализируя данные, мы пришли к выводу, что в начале годичного цикла тренировки (в течение которого проводился педагогический эксперимент) показатели быстроты принятия тактических решений у испытуемых обеих групп были относительно одинаковыми. Волейболисты ЭГ после завершения эксперимента отличались достоверно лучшими показателями (F < 0,001).

Экспертную оценку

результативности соревновательной деятельности спортсменов

использовали для определения

S

R = -----------

S

R - эффективность, S yen. -количество успешно выполненных технико- тактических приемов, S общ.

- общее количество выполненных технико- тактических приемов.

Успешными принято считать:

- в подаче - выигранные и вызвавшие затруднение у соперника мячи; ® в приеме - мячи, доведенные в зону

S

R = -------

S

R - эффективность, S в, - количество выигранных мячей, S п. - количество проигранных мячей, S общ. - общее количество атак.

Мы оценивали действия на площадке каждого игрока, определяли среднее арифметическое значение результативности соревновательной деятельности для всей команды.

В таблице 2 представлены экспериментальные данные

исследования эффективности

соревновательной деятельности

волейболистов в условиях

преодоления препятствий и трудностей, неожиданно

возникающих в' спортивной борьбе.

эффективности соревновательных действий. В роли экспертов выступали 5 тренеров по волейболу: Н.А. Куршина, A.M. Дешин, Г.А. Салихов, Р.Х. Нургашиева, О.В. Кохичко.

Основными показателями

соревновательной результативности в волейболе являются данные о качестве выполнения технико-тактических действий, таких как прием, блок, защита, подача [2].

Эффективность действий

оценивается по формуле:

yen. х we

----------, где

общ.

разыгрывающего игрока; ® в защите -поднятые мячи;

- в атаке имеют значение выигранные и проигранные мячи от общего количества атак.

Поэтому в случае, когда речь идет об эффективности f атакующих действий, используется несколько иная формула расчета: в. - S и. х 100

----------------, где

общ.

Таблица 2 - Эффективность соревновательной деятельности волейболистов в условиях преодоления препятствий и трудностей в ходе педагогического эксперимента (X ± SX) _(баллы)_

Группы испытуемых Показатели эффективности соревновательной деятельности, Баллы

до эксперимента в середине года после эксперимента

Первый ноток ?

контрольная, п=Г2 39,9 ± 0,67 40,7 ± 1,03 41,6:= 0,45

достоверность различий <0,05 >0,05 < 0,05

экспериментальная, п-12 40,5 ± 0,88 40,8 ± 0,96 45,1 :fc 0,42

достоверность различий <0,05 >0,05 < 0,05

Второй поток

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контрольная, п=10 41,3 ±0,45 41,8 ±0,87 43,2 ± 0,48

достоверность различий <0,05 >0,05 < 0,05

экспериментальная, п=11 1 40,6 ± 0,78 44,9 -- 0,44

достоверность различий <0,05 <0,05 <0,05

Третий поток

контрольная, п"~12 39,6 ±0,51 40,3 ± 1,07 41,8 0,98

достоверность различий <0,05 >0,05 > 0,05

Экспериментальная, п=12 39,9 ± 0,54 42,2 ± 0,58 45,3 . с 0,64

достоверность различий < 0,05 <0,05 < 0,05

Четвертый поток ?

контрольная, п=11 40,2 ± 0,48 41,0 ±0,97 42,4 :Ь 0,66

достоверность различий <0,05 >0,05 > (»,05 •

экспериментальная, п=11 39,8 ± 0,64 41,7 ±0,54 44,5-t 0,52

j достоверность различий <0,05 < 0,05 < 0,05

Согласно анализу этих данных, в начале годичного цикла тренировки (в течение которого проводился

педагогический эксперимент) показатели соревновательной эффективности у испытуемых обеих групп были относительно одинаковыми.

Волейболисты ЭГ после завершения эксперимента отличались достоверно лучшими показателями (Р < 0,001).Мы применяли методы психодиагностики для измерения показателей психического состояния спортсменов (ПСС) во время

теоретических и. практических занятий, в том числе методику Ю.А. Цагарелли [3], предусматривающую применение специального прибора «Активациометр». Показатели психоэмоционального

состояния получены в двух ситуациях: 1) при выполнении соревновательных действий без неожиданного

возникновения препятствий и

трудностей; 2) при возникновении соревновательных препятствий и трудностей (таблицы 3 и 4).

Таблицы 3 - Динамика результатов психоэмоционального состояния в ходе педагогического эксперимента при выполнении соревновательных действий без неожиданного возникновения препятствий и трудностей (X ± БХ) (усл.ед.)

Группы Показатели быстроты принятия тактических решений, с

испытуемых до эксперимента в середине года после эксперимента

Первый поток

контрольная, п=12 98,7 ± 0,25 96,4 ±0,41 93,8 ± 0,27

достоверность различий < 0,05 <0,05 <0,05

экспериментальная, п=12 99,6 ± 0,33 95,2 ± 0,56 91,5 ±0,45

достоверность различий < 0,05 <0,05 < 0,05

Второй поток

контрольная, п=10 98,1 ± 0,23 97,8 ± 0,68 95.2 ± 0,57

достоверность различий <0,05 <0,05 <0,05

экспериментальная, n=l 1 98,6 ± 0,41 95,9 ±0,55 92,4 ± 0,37

достоверность различии <0,05 < 0,05 <0,05

Третий поток

контрольная, п=12 99,5 ±0,44 . . 97,4 ± 0,56 96,3 ± 0,48

достоверность различий < 0,05 < 0,05 <0,05

экспериментальная, п=12 99,9 ±0,52 96,5 ± 0,53 92,8 ± 0,46

достоверность различий <0,05 <0,05 <0,05

Четвертый поток

контрольная, п= 11 100,2 ±0,27 98,6 ±0,38 97,2 ± 0,35

достоверность различий <0,05 < 0,05 <0,05

экспериментальная, п=11 100,4 ±0,30 97,3 ±0,34 93,6 ± 0,41

| достоверность различий <0,05 < 0,05 <0,05

Для всех испытуемых

волейболистов было свойственно снижение значений

психоэмоционального состояния: в случаях, когда возникали

соревновательные препятствия и трудности.

Анализ этих данных показывает, что в начале годичного цикла тренировки (в течение которого проводился

педагогический эксперимент) показатели психоэмоционального состояния у испытуемых обеих групп были относительно одинаковыми. После завершения эксперимента волейболисты

ЭГ отличались достоверно лучшими показателями (Р < 0,001).

Обобщая результаты

педагогического эксперимента, можно заключить, что применение

экспериментальной методики

формирования психической готовности к преодолению соревновательных

препятствий и трудностей приводит к существенному повышению быстроты принятия тактических решений, оптимизации психоэмоционального

состояния в условиях неожиданного возникновения соревновательных

препятствий и трудностей, к повышению эффективности соревновательной

деятельности.

Таблица 4 - Динамика показателей психоэмоционального состояния в ходе педагогического эксперимента при выполнении соревновательных действий в условиях неожиданного возникновения препятствий и трудностей (X ± БХ) (усл.ед.)

Группы испытуемых Показатели быстроты принятия тактических решений, с

до эксперимента в середине года после эксперимента

Первый поток

контрольная, п=12 119,3 ± 0,44 115,5 ±0,38 108,4 ±0,47

достоверность различии < 0,05 < 0,05 <0,05

экспериментальная, п=12 120,0 ± 0,67 116,1 ±0,58 103,5 ± 0,32

достоверность различии < 0,05 < 0,05 <0,05

Второй поток

контрольная, п=10 118,2 ±0,55 116,4 ±0,65 110,0 ±0,58

достоверность различии < 0,05 <0,05 <0,05

экспериментальная, п=11 119,4 ±0,60 115,8 ±0,46 102,7 ±0,43

достоверность различий < 0,05 <0,05 <0,05

Третий поток

контрольная, п=12 122,4 ±0,67 119,4 ±0,67 112,3 ±0,64

достоверность различии <0,05 < 0,05 <0,05

экспериментальная, п=!2 123,9 ±0,51 117,1 ±0,45 104,3 ±0,37

достоверность различии <0,05 <0,05 < 0,05

Четвертый поток

контрольная, №=11 120,5 ± 0,58 118,5 ±0,60 114,1 ±0,49

достоверность различии <0,05 <0,05 <0,05

экспериментальная, п=11 120,6 ±0,56 116,5 ±0,43 103,7 ±0,38

достоверность различии < 0,05 < 0,05 < 0,05

Литература

1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 № 2. - С. 2838. Режим доступа: http://journal-

science. org/ru/article/157. html._DOI

10.14526/01 1111 04.

2. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. - М. : Физкультура и спорта, 1981. - 112 с.

3. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 2 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1994. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 576 с.

4. Тинюков, А. Б. Управление движениями волейболисток 17-20 лет / А. Б. Тинюков, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 № 3. - С. 159167. Режим доступа: http://journal-

science .org/ru/article/236. html. DOI 10.14526/01 1111 42.

5. Цагарелли, Ю. А. Системная психологическая диагностика на приборе «Активациометр» : учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - Казань : Изд-во ИЭУиП, 2004. - 196 с.

References

1. Aftimichuk, O. E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2015, vol.10, no. 2, pp. 28-38. Available at: http://iournal-science.org/ru/article/157.html. DOI 10.14526/01_1111_04.

2. Vyatkin B. A. Upravlenie psikhicheskim stressom v sportivnykh sorevnovaniyakh [Psychic stress control in sports competitions]. Moscow, Physical culture and sport, 1981, 112 p. (in Russian).

3. Nemov R. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, VLADOS, 1994, 576 p. (in Russian).

4. Tinykov A. B., Nazarenko L.D. The volleyball players of 17-20 years movements control. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of

Physical Culture and Sports], 2015, vol.10, no. 3, pp. 159-167. Available at: http://journal-

science .org/ru/article/236. html. DOI

10.14526/01_1111_42.

5. Tsagarelli Y. A. Sistemnaya psikhologicheskaya diagnostika na pribore

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Aktivatsiometr» [System psychological diagnostics using "Aktivatsiometr" device]. Kazan, publishing house Institute of Economy, Management and Law, 2004, 196 p. (in Russian).

Подано: 23.01.2017г. Принято: 26.01.2017г.

Камалиева Галина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», ул. Ленина, дом 2, Альметьевск, Россия, 423450, Е-mail: kam gala@mail.ru

Для цитирования: Камалиева Г.А. Организация опытно-экспериментальной работы по применению методики формирования психической готовности к преодолению соревновательных препятствий и трудностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 138-145. DOI 10.14526/01 2017 193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.