Научная статья на тему 'Организация оперативного доступа к образовательным ресурсам и услугам в беспроводных локальных вычислительных сетях вузов'

Организация оперативного доступа к образовательным ресурсам и услугам в беспроводных локальных вычислительных сетях вузов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
596
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Курылёв Александр Сергеевич, Куликов Максим Олегович

В настоящее время беспроводные технологии построения сетей с пакетной передачей данных (так называемых IP-сетей) позволяют реализовать полный спектр информационно-образовательных услуг: обмен данными, доступ в Интернет, получение и передачу аудиовизуальной информации, их применение является одним из средств реализации единой информационно-образовательной среды. Коммуникации, сотрудничество и обучение фундаментальные элементы высшего образования. Дистанционное и электронное обучение позволяет учреждениям предоставлять более наглядный контент как студентам-очникам, так и обучающимся дистанционно. Совместное применение сетевых технологий стандартов IEEE 802.11 (Wi-Fi) и IEEE 802.1.15 (Bluetooth) позволяет в предельно короткие сроки развернуть беспроводную зону доступа к электронным образовательным ресурсам как внутри вуза, так и в непосредственной близости от зданий студенческого городка. Это делает возможным распространение преимуществ интегрированной информационно-образовательной среды на таких потребителей образовательных услуг, как владельцы сравнительно нового класса мобильных устройств (коммуникаторы, смартфоны, карманные компьютеры), которые имеют на борту средства радиодоступа хотя бы одного из стандартов беспроводных сетей. Библиогр. 8. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDOOR WIRELESS LOCAL NETWORK TECHNOLOGIES IS AN EFFICIENT METHOD IN EDUCATIONAL RESOURCES DISTRIBUTION

Nowadays wireless packet networks (IP-networks) are able to provide the whole range of informational and educational facilities: data exchange, global networks access, receiving and transmitting of audio and video data; applying wireless network technologies is the tool of informational and educational sphere design. Communications, cooperation and studying are basic elements of higher education. Distant education methods allows universities to provide visual content for both internal and distant students. Combination of IEEE 802.11 (Wi-Fi) and IEEE 802.1.15 (Bluetooth) network technologies gives an opportunity to deploy wireless hotzone within or without a campus fast. This makes the extension of educational sphere advantages possible not only for students who have notebooks, but for those who use modern personal portable assistants (communicators, smart phones and pocket PCs), equipped with Wi-Fi or/and Bluetooth radio modules.

Текст научной работы на тему «Организация оперативного доступа к образовательным ресурсам и услугам в беспроводных локальных вычислительных сетях вузов»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 004.7

А. С. Курылёв, М. О. Куликов Астраханский государственный технический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И УСЛУГАМ В БЕСПРОВОДНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ ВУЗОВ

Внедрение дистанционных технологий обучения в образовательный процесс предполагает создание новых видов образовательного контента, дополняющего или заменяющего традиционные учебные материалы, и организацию новых способов доставки этого контента потребителям образовательных услуг [1]. Распространение локальных и глобальных вычислительных сетей обеспечивает широкую доступность и удобство пользования электронными образовательными ресурсами. Это новый этап на пути повсеместного распространения дистанционных образовательных технологий с применением вычислительных сетей.

Внедрение беспроводных локальных вычислительных сетей (БЛВС) в учебных заведениях и общественных местах - это новый этап повсеместного распространения дистанционных образовательных технологий.

Рынок коммуникаций широкополосного доступа постоянно развивается и предлагает новые виды обслуживания, что обещает большие выгоды сегодняшним потребителям, представителям бизнеса и провайдерам.

Аналитические и консалтинговые агентства высказывают единое мнение, что рынок мобильных беспроводных устройств в ближайшие несколько лет ждет бурное развитие. Наблюдается как лавинообразное увеличение количества используемых устройств, так и расширение их технических возможностей.

Согласно прогнозам бюллетеня «Analysys», число пользователей мобильных устройств к 2007 г. превысит 490 млн человек. В настоящее время для доступа к беспроводным сетям 66 % абонентов пользуются мобильными ПК, 24 % - карманными ПК, 21 % - мобильными телефонными аппаратами. К 2007 г. ежегодный объем платежей, осуществляемых с помощью мобильных устройств, по прогнозам компании Frost & Sullivan, достигнет 25 млрд дол. и составит примерно 15 % общего объема продаж товаров широкого потребления на «электронном» рынке.

Еще одно важное направление - повсеместное проникновение беспроводных локальных сетей (WLAN) семейства стандартов 802.11. Их популярность стремительно растет: число точек и зон доступа в Европе, по данным компании Dataquest, увеличится с 73 в 2001 г. до 34.840 к 2007 г. Наиболее быстрый рост числа точек доступа - до 12.250 к 2007 г. - прогнозируется в Европе в жилых микрорайонах. При этом число регулярных пользователей WLAN в Европе вырастет со 154 тыс. в 2002 г. до 11 млн в 2007 г. Лидерами в этой области являются Германия (2,408 млн пользователей к 2007 г.) и Великобритания (2,299 млн).

Обзор современных технологий создания БЛВС позволяет определить новые условия взаимодействия потребителей образовательных услуг с сетями вузов по радиоканалу. Накоплен первичный опыт применения этих технологий в образовательном процессе института дистанционного образования Астраханского государственного технического университета (АГТУ).

Классифицируем беспроводные системы передачи данных в зависимости от радиуса действия радиоэлектронных средств. На рисунке выделены четыре различных вида беспроводных коммуникаций. Внутренний круг - персональные радиосети или пикосети (Personal Area

Network - PAN), имеющие дальность действия от 1 до 10 м. Технологические решения представлены устройствами Bluetooth (стандарт IEEE 802.1.15).

Пространство цифровых беспроводных коммуникаций

Следующий круг - пространство локальных сетей связи (Wireless Local Area Network -WLAN) имеет дальность действия от 30 до 5 000 м в зависимости от ландшафта, условий приёма и наличия дополнительных антенно-фидерных устройств. Этот сегмент беспроводных коммуникаций занят наиболее распространенными на сегодняшний день устройствами Wi-Fi (стандарты IEEE 802.11a/b/g), ставшими основой для построения современных БЛВС. Третий круг -сети доступа (Access, «последняя миля»), четвертый круг относится к сетям распределения (Distribution), имеющими дальность действия до 35 км (MMDS) [2].

Долгое время технологии беспроводных локальных сетей находились в тени сотовой связи и воспринимались как второстепенные и вспомогательные, т. к. использовались в том случае, когда прокладка кабельной инфраструктуры была экономически нецелесообразна либо невозможна. Уровень развития современных технологий БЛВС позволяет говорить о новом этапе в развитии радиосвязи, сопоставимом с появлением сетей подвижной сотовой связи. Г ораздо более серьёзным аргументом в пользу жизнеспособности систем радиодоступа к сетевым ресурсам является постоянное увеличение пропускной способности, доступной абоненту. Так, за короткий период (1989-2007 гг.) увеличение составило сотни раз - от 1 до 300 Мбит/с и более. Удобство и высокое качество услуг связи, предоставляемых оборудованием БЛВС, позволяют успешно конкурировать с традиционными проводными коммуникациями. Фактором, способствующим масштабному внедрению беспроводных систем передачи данных, является широкая полоса частот (2,4...2,483; 5,15...5,350; 5,65.,.5,85;5,9...6,4 ГГц), доступная для применения в гражданских целях как в России, так и во всем мире.

Реализация проекта для каждого конкретного случая установки средств внутриофисных БЛВС требует учёта множества условий - архитектурных, финансовых, частотных и др. Это задаёт ограничения на доступный перечень оборудования и требует осознанного выбора аппаратных и программных средств, их размещения и конфигурации. Появление унифицированных технических решений на базе наборов базовой логики позволяет резко сократить стоимость устройств и схем, реализующих возможность работы в БЛВС, а небольшие размеры позволяют оснастить ими даже портативные устройства, габариты которых не превышают аналогичные у абонентских радиоблоков подвижной сотовой связи. Это позволяет превратить портативные вычислительные средства в высокотехнологичные многостандартные абонентские станции (АС), использование средств коммуникаций в составе которых значительно упрощается [3].

В настоящее время беспроводные технологии построения сетей с пакетной передачей данных (так называемых IP-сетей) позволяет реализовать полный спектр информационнообразовательных услуг: обмен данными, доступ к глобальным компьютерным сетям (Интернет), получение и передачу аудиовизуальной информации [4]. Беспроводные сетевые технологии до-

полняют и расширяют возможности традиционных кабельных систем, дают свободу передвижения, позволяют оперативно организовать массовые подключения мобильных пользователей на короткий или длительный период времени. Применение технологий беспроводных компьютерных сетей является одним из средств реализации единой информационно-образовательной среды.

Преимущества беспроводной связи, проявляющиеся в отсутствии проводов между входящим в сеть абонентским оборудованием и коммутатором и гибкости расположения в офисе, делают незаменимыми средства радиодоступа к вычислительным сетям в проектах интеллектуального дома, офиса, виртуализации образовательных процессов, повышении мобильности потребителей образовательных услуг и профессорско-преподавательского состава.

Средства беспроводных коммуникаций в соответствии с развиваемыми проектами информационно-образовательных сред обеспечивают нахождение потребителя в удобном и индивидуально приспособленном пространстве вуза, не лишая его возможности социальной коммуникации с другими участниками образовательного процесса.

Мощные механизмы обработки и хранения данных, реализующие многофункциональные программные комплексы, осуществляющие хранение и обработку образовательных ресурсов, а также обеспечение или поддержку учебного процесса по дистанционной технологии, стали основой для создания информационно-образовательных средств, повсеместно применяемых в России и за рубежом. Задача доставки образовательного контента и организации тесного оперативного взаимодействия между участниками образовательного процесса является одной из основных при проектировании и эксплуатации современных информационно-образовательных систем.

Коммуникации, сотрудничество и обучение - фундаментальные элементы высшего образования. Студенты ожидают, что получат возможность использовать новейшие технологии, и многие предпочитают динамичный онлайн-контент статичным печатным материалам. Дистанционное и электронное обучение позволяет учреждениям предоставлять более наглядный контент как студентам-очникам, так и обучающимся дистанционно. Это создает новый, потенциально значительный источник прибыли.

Применение в обучении видео- и мультимедийных элементов позволяет:

— предоставить постоянный и повсеместный доступ к средствам обучения, которыми обычно не могут пользоваться все студенты;

— предложить лучший способ представления абстрактных идей, что облегчит их понимание;

— снять временные, пространственные и ресурсные барьеры;

— позволить преподавателям, персоналу и студентам в разных частях света взаимодействовать так, как если бы они находились в одном помещении.

Для крупномасштабных беспроводных сетей, так же как и для проводных сетей такого же масштаба, необходимо централизованное автоматизированное конфигурирование и управление. Менеджерам сетей необходима возможность такого же простого масштабирования и управления сетями БЛВС, как и ЛВС. С этой целью компании уже перешли от одиночных интеллектуальных точек доступа к централизованным контроллерам сетей БЛВС, что значительно упрощает конфигурирование, управление и эксплуатацию.

Одновременно беспроводные сети должны соответствовать по масштабу, надёжности и безопасности проводным сетям корпоративного класса. Именно поэтому предприятия переходят к интеграции беспроводных систем в уровни 2 и 3 коммутационной инфраструктуры проводных сетей.

Наиболее привлекательными для создания беспроводных внутривузовских сетей оперативного доступа к образовательным ресурсам являются технологии семейства стандартов IEEE

802.1.15 (Bluetooth) и IEEE 802.11 a/b/g (Wi-Fi).

Сегодня институт дистанционного образования АГТУ имеет возможность не только предоставлять оперативно обновляемую справочную информацию о ходе учебного процесса в ИДО, но и доступ к электронным учебно-методическим комплексам по наиболее популярным курсам и образовательным программам ИДО.

Первый из описываемых сервисов предоставляется студентам на бесплатной основе с использованием собственной информационно-технической инфраструктуры ИДО АГТУ и предполагает доступ к сведениям о расписании и новостям о ходе учебного процесса при помощи

мобильного телефона со встроенным HTML-браузером (клиентом). Такой возможностью обладает большинство сотовых телефонов стандартов GSM, выпущенных за последние 3 года.

Доступ к электронным образовательным ресурсам возможен при помощи таких более современных устройств и их комбинаций, как коммуникатор; смартфон; карманный (наладонный) компьютер + GSM/GPRS-телефон.

Описанные выше категории мобильных устройств ориентированы на организацию доступа к информационным и образовательным ресурсам ИДО АГТУ через Интернет по каналам операторов мобильной (сотовой) связи при помощи технологий HSCSD/GPRS/EDGE. В данном случае студент дополнительно производит оплату трафика оператору сотовой связи, предоставляющему доступ в Интернет. Информация о тарифах и необходимые настройки абонентских терминалов (сотовых телефонов) располагаются на Интернет-сайтах ведущих национальных операторов сотовой связи.

Второй способ предполагает доступ к образовательным и информационным сервисам ИДО АГТУ в непосредственной близости от офиса ИДО при помощи технологий, описываемых группой стандартов IEEE 802.11 (Wi-Fi). Стандарты регламентируют работу БЛВС. Одним из основных требований к техническому обеспечению абонентских терминалов студентов является поддержка этими устройствами любого из стандартов БЛВС 802.11 a/b/g. Функция может быть реализована как при помощи встроенного в устройство контроллера, так и факультативно (при помощи адаптера, приобретаемого дополнительно). Более подробная информация о технических возможностях устройств подобного типа приводится в инструкции по эксплуатации либо на Интернет-сайте компании-производителя. Использование данного метода доставки образовательного контента не требует оплаты трафика третьим фирмам, т. к. информационный обмен реализуется в рамках корпоративной БЛВС ИДО АГТУ.

На сегодняшний день беспроводный сегмент ЛВС ИДО АГТУ состоит из трехстандартной точки доступа 3Com 3CRWE454A72 WL-526. Эта точка доступа 3Com OfficeConnect Wireless 11a/b/g Access Point может одновременно функционировать в беспроводных сетях стандартов 11a, 11b и 11g, обеспечивая полную гибкость подключения клиентских устройств. Соединение на скорости до 54 Мбит/с открывает пользователям доступ к сетевым ресурсам, Интернет и электронной почте и обеспечивает идеальные условии для работы мультимедийных приложений. Поддержка нескольких беспроводных стандартов позволяет не только защитить инвестиции в существующее оборудование, но и использовать преимущества самых современных технологий. Для защиты беспроводных соединений в точке доступа используется механизм шифрования данных WPA с 256-разрядным ключом, обеспечивающий высокий уровень безопасности. Точка доступа также поддерживает шифрование WEP с 40/64-разрядным и 128-разрядным ключами для совместимости с устаревшим клиентским оборудованием.

Точка доступа 3Com OfficeConnect Wireless 11a/b/g Access Point, обладая широким диапазоном возможностей обеспечения безопасности и удобства эксплуатации, является оптимальным выбором для первоначального создания беспроводной сети небольшого масштаба. Сетевое устройство поддерживает до 128 пользователей проводных и беспроводных соединений и предоставляет значительные возможности для расширения сети.

Таким образом, наличие в системе сбалансированного высокопроизводительного сетевого устройства такого типа позволяет обеспечить стабильный и безопасный доступ к ресурсам сервера Виртуального университета рыболовства [5] независимо от третьих фирм (Интернет-провайдеров), что позволяет гибко контролировать механизмы распределения образовательного трафика и отказаться от оплаты Интернет-трафика на участке «провайдер-потребитель».

В составе комплекса технических средств присутствует беспроводная видеофотокамера D-Link DCS-3220G. Камера оборудована высококачественным 1/4-дюймовым CCD сенсором CCD, имеет широкие коммуникационные возможности, легко интегрируется в проводные и беспроводные IP-сети. Камера предназначена для трансляции лекционных занятий широкой аудитории потребителей образовательных услуг (в том числе и через Интернет), удалённого наблюдения за изучаемыми объектами и онлайн-консалтинга. Средства детекции движения позволяют осуществлять визуальный мониторинг элементов наблюдаемого объекта, а применение общепризнанных стандартов связи и сетевых технологий делает аудиторию наблюдателей практически неограниченной, что позволяет оперативно вырабатывать решение в критической си-

туации и обеспечивать обучающихся практическими сведениями о функционировании современных аппаратов и оборудования в реальных условиях. Применение этих технологий, кроме того, позволит расширить диапазон услуг, предоставляемых потребителям (видеолекции высокого разрешения, видеоконференции с преподавателем, оперативная передача контента и т. д.). Эта возможность будет обеспечиваться за счёт увеличения пропускной способности сети, скорости передачи данных.

Первоначально стандарт Bluetooth не создавался для построения беспроводных сетей в традиционном понимании. Его задачей ставилось почти автоматическое объединение нескольких устройств без создания формальной сетевой инфраструктуры. Преимуществами Bluetooth, в сравнении с другими технологиями беспроводных сетей, является его меньшее энергопотребление и простота настройки. Среди недостатков можно выделить низкую пропускная способность -721 кбит/с и до 2,1 Мбит/с для Bluetooth 2.0 Enhanced Data Rate (EDR).

Bluetooth использует метод Frequency-Hopping Spread-Spectrum (FHSS) и работает в том же диапазоне частот - 2,4 ГГц, что и оборудование 802.11b/g. FHSS - схема модуляции, использующая узкополосную несущую, частота которой постоянно изменяется по алгоритму, известному и приёмнику, и передатчику. Оборудование 802.11b/g не может работать с сигналами Bluetooth, и наоборот.

Для Bluetooth не существует каких-либо технологий увеличения скорости работы, но вышли пять версий стандарта (1.0, 1.0B, 1.1, 1.2 и 2.0) и три класса (уровня мощности). Большинство устройств относятся к первому классу (Class 1) - 100 мВт или ко второму (Class 2) -2,5 мВт, третий класс устройств имеет мощность 1 мВт и используется преимущественно в картах SD или встраивается в мобильные устройства.

Основой, регламентирующей процесс обмена информацией между устройствами-узлами Bluetooth-сети, являются профили Bluetooth (profiles) [6, 7].

К основным из них относятся:

— Dial-up Networking Profile (DUN);

— File Transfer Profile;

— Generic Access Profile (GAP);

— Human Interface Device Profile (HID);

— Personal Area Networking Profile (PAN).

Профиль Personal Area Networking Profile (PAN) позволяет использовать протокол Bluetooth Network Encapsulation в качестве транспорта через Bluetooth-соединение.

Для организации беспроводных подключений абонентских устройств потребителей образовательных услуг, оборудованных радиомодулем Bluetooth (карманные компьютеры, смартфоны) к точке доступа Bluetooth-to-LAN (например, D-Link DBT-900AP), необходима поддержка этими устройствами профиля PAN. Данный профиль позволяет организовывать сети передачи данных на базе стека протоколов TCP/IP. В настоящее время уже возможно построение Bluetooth хот-спотов с одновременной работой до 256 пользователей.

Группа стандартов IEEE 802.11x стала первым стандартом для продуктов БЛВС от независимой международной организации, разрабатывающей большинство стандартов для проводных сетей. Совместимость продуктов различных производителей гарантируется независимой организацией, которая называется Wireless Ethernet Compatibility Alliance (WECA). Эта организация была создана лидерами индустрии беспроводной связи в 1999 г.

Как и все стандарты IEEE 802, 802.11 работает на нижних двух уровнях модели ISO/OSI -физическом и канальном. Любое сетевое приложение, сетевая операционная система или протокол (например, TCP/IP) будут так же эффективно функционировать в сети 802.11, как и в сети Ethernet.

Стандарты 802.11 определяют два типа оборудования: клиент, который обычно представляет собой настольный или портативный компьютер, укомплектованный беспроводной сетевой интерфейсной картой (Network Interface Card, NIC); точка доступа (Access point, AP), которая выполняет роль моста между беспроводной и проводной сетями. Точка доступа обычно содержит в себе приёмопередатчик, интерфейс проводной сети (802.3), а также программное обеспечение для обработки и маршрутизации данных. В качестве беспроводной станции может выступать ISA-, PCI- или PC Card-сетевая карта в стандарте 802.11 либо интегрированные решения.

Стандарт IEEE 802.11 определяет два режима работы сети - режим "Ad-hoc" и клиент/сервер (или режим инфраструктуры - infrastructure mode). В режиме клиент/сервер беспроводная сеть состоит как минимум из одной точки доступа, подключенной к проводной сети, и некоторого набора беспроводных оконечных станций. Такая конфигурация носит название базового набора служб (Basic Service Set, BSS). Два или более BSS, образующих единую подсеть, формируют расширенный набор служб (Extended Service Set, ESS). Так как большинству беспроводных станций требуется получать доступ к файловым серверам, принтерам, Интернет, доступным в проводной локальной сети, они будут работать в режиме клиент/сервер.

Режим "Ad-hoc" (называемый также «точка-точка» или независимый базовый набор служб, IBSS) - это простая сеть, в которой связь между многочисленными станциями устанавливается напрямую, без использования специальной точки доступа. Такой режим полезен в том случае, если инфраструктура беспроводной сети не сформирована (например, отель, выставочный зал, аэропорт) либо по каким-то причинам не может быть сформирована.

На физическом уровне определены два широкополосных радиочастотных метода передачи и один - в инфракрасном диапазоне. Радиочастотные методы работают в ISM диапазоне 2,4 ГГц и обычно используют полосу 83 МГц от 2,400 до 2,483 ГГц. Технологии широкополосного сигнала, используемые в радиочастотных методах, увеличивают надёжность, пропускную способность, позволяют многим несвязанным друг с другом устройствам разделять одну полосу частот с минимальными помехами друг для друга.

Стандарт 802.11 использует метод прямой последовательности (Direct Sequence Spread Spectrum, DSSS) и метод частотных скачков (Frequency Hopping Spread Spectrum, FHSS). Эти методы кардинально отличаются и несовместимы друг с другом.

Для модуляции сигнала FHSS использует технологию Frequency Shift Keying (FSK). При работе на скорости 1 Mбит/сек используется FSK модуляция по Гауссу второго уровня, а при работе на скорости 2 Mбит/сек - четвёртого уровня.

Метод DSSS использует технологию модуляции Phase Shift Keying (PSK). При этом на скорости 1 Mбит/сек используется дифференциальная двоичная PSK, а на скорости 2 Mбит/сек -дифференциальная квадратичная PSK модуляция.

Заголовки физического уровня всегда передаются на скорости 1 Mбит/сек, в то время как данные могут передаваться со скоростями 1 и 2 Mбит/сек.

При использовании метода частотных скачков полоса 2,4 ГГц делится на 79 каналов по 1 МГц. Отправитель и получатель согласовывают схему переключения каналов (на выбор имеется 22 таких схемы), и данные посылаются последовательно по различным каналам с использованием этой схемы. Каждая передача данных в сети 802.11 происходит по разным схемам переключения, а сами схемы разработаны таким образом, чтобы минимизировать шансы того, что два отправителя будут использовать один и тот же канал одновременно.

Метод FHSS позволяет использовать очень простую схему приёмопередатчика, однако он ограничен максимальной скоростью 2 Mбит/сек. Это ограничение вызвано тем, что под один канал выделяется ровно 1 МГц, что вынуждает FHSS системы использовать весь диапазон 2,4 ГГц. Это означает, что должно происходить частое переключение каналов, приводящее к увеличению накладных расходов.

Метод DSSS делит диапазон 2,4 ГГц на 14 частично перекрывающихся каналов. Для того чтобы несколько каналов могли использоваться одновременно в одном и том же месте, необходимо, чтобы они отстояли друг от друга на 25 МГц (не перекрывались) для исключения взаимных помех. Таким образом, в одном месте может одновременно использоваться максимум 3 канала. Данные пересылаются с использованием одного из этих каналов без переключения на другие каналы. Чтобы компенсировать посторонние шумы, используется 11-битная последовательность Баркера, когда каждый бит данных пользователя преобразуется в 11 бит передаваемых данных. Такая высокая избыточность для каждого бита позволяет существенно повысить надёжность передачи, значительно снизив мощность передаваемого сигнала. Даже если часть сигнала будет утеряна, он в большинстве случаев всё равно будет восстановлен. Тем самым минимизируется число повторных передач данных [8].

Совместное применение сетевых технологий стандартов IEEE 802.11 (Wi-Fi) и IEEE

802.1.15 (Bluetooth) позволяет в предельно короткие сроки развернуть беспроводную зону дос-

тупа к электронным образовательным ресурсам как внутри вуза, так и в непосредственной близости от зданий студенческого городка. Это делает возможным распространение преимуществ интегрированной информационно-образовательной среды не только на потребителей образовательных услуг, имеющих в распоряжении традиционные переносные ПК, но и на владельцев сравнительно нового класса мобильных устройств (коммуникаторы, смартфоны, карманные компьютеры), содержащих на борту средства радиодоступа хотя бы одного из стандартов беспроводных сетей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Курылев А. С., Петрякова Е. Е. / Мониторинг среды дистанционного образования, ориентированного на потребителя // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. - 2006. - № 4. - С. 317-323.

2. Canopy HotZone Brochure, Connecting Communities to High-Speed Growt, Motorola Ltd.

3. Григорьев В. А., Лагутенко О. И., Распаев Ю. А. Сети и системы радиодоступа. - М.: Эко-Трендз, 2005. - 384 с.

4. Куликов М. О., Курылев А. С. Анализ методов передачи аудиовизуальной информации при проведении лекционных занятий в рамках сетевого научно-образовательного информационного комплекса // Современные информационные технологии в образовании: ЮФО: Материалы конф., Ростов-на-Дону, 19-22 апреля 2006 г. - Ростов н/Д.: РГУ, 2006. - С. 151-153.

5. Курылев А. С. Отраслевая информационно-образовательная среда - Виртуальный университет рыболовства // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. - 2006. - № 3. - С. 328-334.

6. http://www.palowireless.com/infotooth/tutorial/profiles.asp.

7. http://neuromedia.spb.ru.

8. Педжман Р., Лиэри Д., Основы построения беспроводных локальных сетей стандарта 802.11 / Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. - 304 с.

Получено 6.02.2007

INDOOR WIRELESS LOCAL NETWORK TECHNOLOGIES IS AN EFFICIENT METHOD IN EDUCATIONAL RESOURCES DISTRIBUTION

А. S. Kurilev, M. О. Kulikov

Nowadays wireless packet networks (IP-networks) are able to provide the whole range of informational and educational facilities: data exchange, global networks access, receiving and transmitting of audio and video data; applying wireless network technologies is the tool of informational and educational sphere design. Communications, cooperation and studying are basic elements of higher education. Distant education methods allows universities to provide visual content for both internal and distant students. Combination of IEEE 802.11 (Wi-Fi) and IEEE 802.1.15 (Bluetooth) network technologies gives an opportunity to deploy wireless hotzone within or without a campus fast. This makes the extension of educational sphere advantages possible not only for students who have notebooks, but for those who use modern personal portable assistants (communicators, smart phones and pocket PCs), equipped with Wi-Fi or/and Bluetooth radio modules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.