Научная статья на тему 'Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с применением информационной системы для паспортизации травматологических центров Московской области'

Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с применением информационной системы для паспортизации травматологических центров Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / PROGRAM COMPLEX / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATIONAL SYSTEM / ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / TRAUMATOLOGICAL CENTER / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD ACCIDENT / ПОКАЗАТЕЛЬ QALY / QALY INDICATOR / ПРЕДОТВРАЩЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / PREVENTED ECONOMICAL LOSS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марков Д.С., Лившиц С.А., Гуров Александр Николаевич

В рамках Единой медицинской информационно-аналитической системы Московской области разработана информационная система для паспортизации травматологических центров, которая позволяет осуществлять статистический и экономический анализ с целою проведения финансового моделирования работы травматологических центров в интересах обеспечения высокого качества лечения, предотвращения экономических потерь и снижения летальности после дорожно-транспортных происшествий в медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марков Д.С., Лившиц С.А., Гуров Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF SPECIALIZED MEDICAL CARE SUPPORT TO VICTIMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS USING THE INFORMATIONAL SYSTEM FOR ISSUING PASSPORTS OF TRAUMATOLOGICAL CENTERS OF THE MOSCOW OBLAST

Within the framework of the Moscow Oblast Integrated Medical Informational Analytical System an informational system of issuing passports of traumatological centers was developed. This system permits to implement statistical and economic analysis with the purpose of applying financial modeling of functioning of traumatological centers for the benefit of supporting high quality treatment, prevention of economic losses and decreasing of lethality after road accidents in medical organizations.

Текст научной работы на тему «Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с применением информационной системы для паспортизации травматологических центров Московской области»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-2-83-86 83

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2018 УДК 614.2:616-24

Марков Д.С.1, Лившиц С.А.2, Гуров А.М.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство здравоохранения Московской области, 143400, г. Красногорск; 2ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», 129110, г. Москва

В рамках Единой медицинской информационно-аналитической системы Московской области разработана информационная система для паспортизации травматологических центров, которая позволяет осуществлять статистический и экономический анализ с целою проведения финансового моделирования работы травматологических центров в интересах обеспечения высокого качества лечения, предотвращения экономических потерь и снижения летальности после дорожно-транспортных происшествий в медицинских организациях.

Ключевые слова: Программный комплекс; информационная система; травматологический центр;

дорожно-транспортное происшествие; показатель QALY; предотвращенный экономический ущерб.

Для цитирования: Марков Д.С., Лившиц С.А., Гуров А.Н. Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях с применением информационной системы для паспортизации травматологических центров Московской области. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(2): 83-86. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-2-83-86

Для корреспонденции: Гуров Александр Николаевич, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья МОНИКИ, E-mail: angurov1@mail.ru

Markov D.S.1, Livshits S.A.2, GurovAM.2 THE ORGANIZATION OF SPECIALIZED MEDICAL CARE SUPPORT TO VICTIMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS USING THE INFORMATIONAL SYSTEM FOR ISSUING PASSPORTS OF TRAUMATOLOGICAL CENTERS OF THE MOSCOW OBLAST

1The Health Care Ministry of the Moscow Oblast, 143400, Krasnogorsk, Russia;

2The State Budget Institution of Health Care of the Moscow Oblast «The M.F. Vladimirsky Moscow Oblast Research Clinical Institute», 129110, Moscow, Russia Within the framework of the Moscow Oblast Integrated Medical Informational Analytical System an informational system of issuing passports of traumatological centers was developed. This system permits to implement .statistical and economic analysis with the purpose of applying financial modeling of functioning of traumatological centers for the benefit of supporting high quality treatment, prevention of economic losses and decreasing of lethality after road accidents in medical organizations.

Keywords: program complex; informational system; traumatological center; road accident; QALY indicator; prevented economical loss.

For citation: Markov D.S., Livshits S.A., Gurov A.M. The organization of specialized medical care support to victims of road traffic accidents using the informational system for issuing passports of traumatological centers of the Moscow oblast. Problemy sotsialnoy gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018; 26(2): 83-86. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-2-83-86

For correspondence: Gurov A.M. doctor of medical sciences, professor, the head of the Chair of health care organization and public health of the State Budget Institution of Health Care of the Moscow Oblast «The M.F. Vladimirsky Moscow Oblast Research Clinical Institute», E-mail: angurov1@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 29.06.2017 Accepted 10.10.2017

В здравоохранении Московской области происходит совершенствование Регионального сегмента (Рс) Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), реализуемой в рамках Государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2017-2021 гг.» (Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 г. № 781/39, подпрограмма «Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области») [1].

Особую актуальность приобретает создание программных комплексов информационных систем для оперативного мониторинга, паспортизации травматологических центров (ТЦ) и контроля качества ле-

чения пациентов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Материалы и методы

Проанализированы материалы статистической отчётности, характеризующие летальность в медицинских организациях пострадавших в ДТП, (форма № 12, 14, материалы службы государственной статистики по Московской области (Росстат), отражающие смертность пострадавших в ДТП), данные оперативного мониторинга о работе ТЦ в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 20.02.2017 № 18-Р «Об организации медицинской помощи пострадавшим при

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(2) 84 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-2-83-86

Health and society

дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области».

Результаты исследования

Одним из важнейших показателей, направленных на снижение смертности от внешних причин, является показатель, характеризующий смертность в результате ДТП. В Московской области (МО) в последние годы он колеблется с тенденцией к снижению: в 2014 г. - 9,6, в 2015 г. - 9,3, в 2016 г. - 10,2 случая на 100 тыс. населения (в плане на 2018 г., определенном Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 - 8,6 случая в расчёте на 100 тыс. населения). В 2016 г. по данному показателю МО занимала в Российской Федерации 10-е место, в Центральном Федеральном округе - 4-е, т. е. успехи в этой работе очевидны, несмотря на плотность дорожной сети.

Травмы, полученные в результате ДТП, в ряде случаев не являются смертельными, а пострадавшие часто погибают от осложнений, которых можно было бы избежать при раннем начале оказания первичной специализированной медицинской помощи. Лишь 20% летальных исходов до прибытия в лечебное учреждение связаны с получением травм, не совместимых с жизнью, а 80% - с несовершенством организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП.

Одной из предотвратимых причин летальности вследствие ДТП является своевременное оказание медицинской помощи на месте происшествия или по пути в медицинскую организацию. В течение первого часа после ДТП погибает около 60% пострадавших с крайне тяжёлой травмой, а среди доставленных в стационар таких пациентов 75% умирают в первые сутки.

Важным фактором, влияющим на уровень смертности вследствие ДТП, является организация оказания медицинской помощи пострадавшим на стационарном этапе: уровень летальности при лечении в специализированных ТЦ (отделениях) вдвое ниже у взрослых и втрое ниже у детей по сравнению с таковым в случае лечения в общехирургических отделениях.

Медицинская помощь пострадавшим при ДТП на территории МО оказывается в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 927н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанны-ми, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком», от 12 ноября 2012 г. № 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия"», приказом Министерства здравоохранения Московской области от 13 мая 2016 г. № 995 «Об организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области», а также на основе клинических руководств и стандартов медицинской помощи [2].

В медицинских организациях (МедО) МО, расположенных вдоль основных автодорожных трасс, соз-

дана система ТЦ. Всего ТЦ насчитывается 48, из них 6 1-го уровня, 27 2-го уровня и 15 3-го уровня. Общее число стационарных коек в ТЦ МедО в 2016 г. выросло по сравнению с 2015 г. на 42,3% за счёт дополнительного создания на базе травматологических отделений ТЦ 1-го уровня в 4, ТЦ 2-го уровня в 13 и ТЦ 3-го уровня в 12 МедО.

Для совершенствования работы ТЦ при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП созданный нами программный комплекс позволяет осуществлять анализ показателей независимой оценки качества оказания услуг, определённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

Анкеты заполняются на Интернет-сайтах https:// www.rosminzdrav.ru, Министерства здравоохранения МО и МедО, затем выгружаются в созданный нами программный комплекс. При этом анализировались показатели, которые содержали критерии, характеризующие:

♦ открытость и доступность информации о ТЦ;

♦ комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения;

♦ время ожидания предоставления услуг;

♦ доброжелательность, вежливость, компетентность работников ТЦ;

♦ удовлетворённость качеством оказания услуг;

♦ наличие обоснованных жалоб на работу сотрудников ТЦ.

С использованием имеющихся программных средств был разработан механизм математической, алгоритмической и статистической обработки данных с применением компьютерных технологий.

Результаты изучения анкет, заполненных на интернет-сайтах, позволяют заключить, что открытостью и доступностью информации о ТЦ удовлетворены на 70% в ТЦ 3-го уровня, на 75% - в ТЦ 2-го уровня и на 80% - в ТЦ 1-го уровня.

Комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения удовлетворяет пациентов на 70% в ТЦ 3-го и 2-го уровня и на 90% - в ТЦ 1-го уровня. Причина неудовлетворенности - отсутствие ремонта в помещениях, старая мебель и неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние.

Время ожидания предоставления услуг удовлетворяет пациентов на 75% в ТЦ 3-го на, 85% - в ТЦ 2-го и на 90% - в ТЦ 1-го уровня.

Доброжелательность, вежливость, компетентность работников ТЦ удовлетворяет пациентов на 60% в ТЦ 3-го уровня, на 70% - в ТЦ 2-го и на 85% -в ТЦ 1-го уровня.

Качество оказания услуг полностью устраивает пациентов ТЦ 3-го и 2-го уровня в 75% случаев, а в ТЦ 1-го - в 80%.

В ТЦ организуется круглосуточное оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим при ДТП, в том числе с сочетанными, множествен-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-2-83-86 85

Здоровье и общество

ными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, их осложнениями и последствиями.

В ТЦ 1-го и 2-го уровней преимущественно организуется оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП с сочетанной черепно-мозговой и черепно-лицевой травмой, сочетанной травмой позвоночника и спинного мозга, с сочетанной травмой груди, с сочетанной травмой живота, таза и органов забрюшинного пространства, с сочетанной и множественной травмой конечностей, сочетанной травмой с двумя и более тяжёлыми (доминирующими) повреждениями, с тяжёлой изолированной травмой груди, живота и таза, с тяжёлой травмой сосудов, а также при этапном хирургическом лечении последствий травм, полученных при ДТП.

В ТЦ 3-го уровня преимущественно организуется круглосуточное оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП с изолированными травмами, не сопровождающимися шоком.

При поступлении в МедО, не являющиеся ТЦ, и в ТЦ 2-го или 3-го уровней пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи в условиях ТЦ 1-го или 2-го уровней, организуется их оперативная медицинская эвакуация бригадами скорой медицинской помощи реанимационного профиля или бригадами экстренной медицинской помощи ГКУЗ МО «Территориальный центр медицины катастроф».

Практически во всех ТЦ МедО МО в 2016 г. заметно уменьшилась летальность, пострадавших в ДТП. На основе полученных таким образом данных рассчитывается показатель QALY - количество приобретённых в результате оказанной медицинской помощи в ТЦ лет качественной жизни за счёт спасения жизни и улучшения её качества травмированных в ДТП пациентов.

Основные положения концепции QALY: показатель QALY соответствует значениям в диапазоне от 1 до 0, один год здоровой жизни или абсолютного здоровья оценивается как 1, год, прожитый с нарушениями в состоянии здоровья, оценивается ниже 1 [3].

Несмотря на то что показатель QALY содержит ряд допущений, они равны у людей, получивших травму в разном возрасте (подростки и пожилые), разного пола и разных профессий. Хотя с экономической точки зрения 1 год качественной жизни трудоспособного мужчины и пожилого или инвалида не равны, значение небольшой прибавки лет качественной жизни для большого количества людей и большой прибавки качественных лет жизни для небольшого числа больных равнозначны. В 2016 г. из-за спасенных жизней после ДТП в Подольской ГКБ (ТЦ-1) было получено 50 единиц QALY, из которых на долю мужчин приходится 73,4% (37 QALY), на долю женщин - 26,6% (13 QALY). Наибольшие абсолютные приобретения QALY для обоих полов пришлись на возрастную группу 30-40 лет.

Принимая во внимание, что единица QALY соответствует 1 году здоровой жизни или абсолютного здоровья после оказанной качественной медицинской помощи в ТЦ МО, можно оценить предотвращённые потери валового регионального продукта

МО от предотвращённой смертности, которая могла бы наступить в результате ДТП в соответствии с Методологией расчёта экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения (приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минфина РФ и Федеральной службы государственной статистики от 10 апреля 2012 г. № 192/323н). При этом возрастом окончания экономической активности человека считали 72 года.

В 2016 г. за счёт сохранения жизни пострадавших в ДТП в процессе работы ТЦ МедО МО, получен экономический эффект в размере 344 777 тыс. руб., что больше, чем в 2015 г., на 47,8%. В 2016 г. наибольший суммарный предотвращенный экономический ущерб в результате качественной работы ТЦ 1-го и 2-го уровней превысил показатель 2015 г. на 47 и 52% соответственно.

Руководители МедО, в структуре которых созданы ТЦ, обеспечивают:

♦ контроль за организацией и качеством оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в соответствии с Порядком и стандартами медицинской помощи;

♦ укомплектованность учреждений медицинскими кадрами и материально-техническое оснащение в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

♦ организацию профессиональной подготовки и своевременной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

♦ проведение клинического разбора каждого случая смерти пострадавшего при ДТП, наступившего в период его нахождения в МедО, на врачебной комиссии МедО в течение 10 рабочих дней после получения заключения судебно-медицинской экспертизы.

В ходе проведённого нами исследования по сбору информации об обоснованных жалобах на оказание медицинской помощи в МедО, имеющих ТЦ, выявлено, что в 2016 г. уменьшилось общее количество неудовлетворённости пациентов работой ТЦ на 31%, значительно сократились число незаконного взимания денежных средств и необходимость приобретения лекарства за свой счёт, наблюдается тенденция к искоренению других негативных явлений, приводящих к жалобам.

Заключение

Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП с применением информационной системы для паспортизации ТЦ МО позволяет осуществлять статистический и экономический анализ для проведения финансового моделирования работы ТЦ в интересах обеспечения высокого качества лечения и предотвращения экономических потерь общества в результате сохранения жизни и здоровья пострадавших в ДТП.

Информационная система предназначена для формирования, расчётов, корректировки и хранения

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(2) 86 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-2-83-86

Health and society

информации о показателях деятельности ТЦ МедО. Она обеспечивает справочно-информационную поддержку принятия управленческих и врачебных решений на основе оперативного доступа к достоверной статистической информации и диагностическим исследованиям, с функцией ведения электронной истории болезни. Программа содержит справочники экономических данных (нормативы из порядков оказания помощи и цены на основные виды оборудования и расходных материалов) и встроенный алгоритм расчёта стоимостных показателей.

Информационная система используется для ведения регистра пациентов, пострадавших при ДТП, формирования оптимальной системы маршрутизации пациентов, контроля в онлайн-режиме качества лечения, а также осуществления закупок расходных материалов и оборудования.

В целом, проводимая с использованием информационной системы для паспортизации ТЦ и контроля качества лечения пациентов работа позволит улучшить качество лечения и снизить летальность пострадавших после ДТП в ТЦ медицинских организаций.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги работы системы здравоохранения Московской области в 2015 г. и задачи на 2016 г. Д.С. Маркова (ред.). Красногорск; 2017.

2. Травматология. Национальное руководство. Котельников Г.П., Миронов С.П. (ред.). М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

3. Ермаков С.П., Царьков А.О., Антонюк В.В. Оценка тенденций и общая характеристика показателей глобального бремени болезней российского населения за 1965-2002 гг. М.: Минздравсоц-развития Российской Федерации, 2004.

Поступила 29.06.2017 Принята в печать 10.10.2017

REFERENCES

1. Total working results of the health care system of Moscow Region in 2015 and the tasks for 2016. [Itogi ravoti sistemi zdravoohraneniya Moskovskoi oblasti v 2015 g. i zadachi na 2016 g.] D.S. Markov (ed.). Krasnogorsk: 2017. (in Russian)

2. Traumatology, national guidance. G.P. [Travmatologiya: nacionalnoe rukovodstvo] Kotelnikov G.P., Mironov S.P. (eds.). Мoscow: GEОТАR-Мedia; 2008.

3. Ermakov S.P., Tsarkov А.О., Antonyuk V.V. Assessment of the trends and general characteristic of the indices of the global morbidity burden of Russian people in 1965-2002. [Otsenka tendencii i obchaj harakteristika pokasatelei globalnogo bremeni boleznei rossieskogo naselenij za 1965-2002 gg.]. Мoscow: Ministry of people health care and social development in Russian Federation; 2004. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.