ОРГАНИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ НА БАЗЕ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
© И. Г. Долгова1, Т. Н. Малишевская1, О. И. Малишевская2
1 ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер», г. Тюмень;
2 Тюменская государственная медицинская академия
О Формирование здорового образа жизни населения является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения. Важным шагом в решении данного вопроса является создание Центров здоровья, призванных пропагандировать здоровый образ жизни, вести борьбу с факторами риска развития заболеваний, предотвращать социально-значимые болезни. На сегодняшний день заболеваемость органа зрения возрастает. Такие заболевания как глаукома и катаракта все чаще выявляются у лиц молодого возраста. Актуальным, при сохранении зрения, является именно профилактическое направление — раннее выявление факторов риска развития заболевания с последующим комплексным обследованием и адекватным лечением. Создание офтальмологических кабинетов в Центрах здоровья позволит решить данную проблему и будет способствовать своевременному оказанию медицинской и лекарственной помощи больным с патологией органа зрения.
О Ключевые слова: центры здоровья; формирование здорового образа жизни; офтальмологические кабинеты.
УДК 617.7 ГРНТИ 76.29.56 ВАК 14.01.07
Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения — одно из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации. Меры по развитию профилактического направления должны быть современными, доступными и действенными и быть нацелены на формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья как среди особо уязвимых контингентов населения, так и в обществе в целом [2, 3]. Формирование у населения здорового образа жизни и подходов ответственного отношения к собственному здоровью является очень важной задачей совершенствования здоровья современного человека. Основная цель организации Центров здоровья (ЦЗ) состоит в том, чтобы помочь человеку осознать важность этого и сделать его верным союзником здравоохранения и государства в решении проблемы личного здоровья, как основы собственного благополучия и сильной нации [11]. Создание в ЦЗ офтальмологических кабинетов обеспечит раннюю диагностику офтальмологических заболеваний и позволит начать своевременное адекватное лечение пациентов, вследствие чего показатели слепоты, слабовидения и инвалидности от патологии органа зрения должны значительно снизиться.
Главный офтальмолог Минздравсоцразвития РФ В. В. Нероев на IX съезде офтальмологов России в своем докладе «Основные пути развития офтальмологической службы Российской Федерации» определил основную задачу Профильной комиссии
на ближайшие годы: необходимость комплексного подхода к улучшению качества и повышению доступности офтальмологической помощи населению РФ, предусматривающего оптимизацию функционирования всех звеньев отечественной офтальмологической науки и практики при приоритетном совершенствовании амбулаторно-поликлинической службы. Важным шагом в этом направлении является разработка Федеральной целевой программы «Профилактика слепоты и слабовидения в Российской Федерации на 2011—2015 гг.». Ключевыми позициями данной программы будут комплексное совершенствование мер по профилактике заболеваний, повышение обращаемости пациентов за офтальмологической помощью, приближение доступной офтальмологической помощи ко всем слоям населения [4].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Разработка организационных мероприятий по открытию и функционированию офтальмологических кабинетов в Центрах здоровья Тюменской области.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Организационная и методическая работа была проведена на базе ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер» под руководством Департамента здравоохранения Тюменской области. Материалом послужили нормативно-правовые до-
кументы Минздравсоцразвития Российской федерации по организации Центров здоровья, приказы Департамента здравоохранения Тюменской области и Департамента здравоохранения Администрации г. Тюмени, законодательные и нормативные акты органов исполнительной власти тюменской области.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Приказом Минздравсоцразвития России № 302 н от 10.07.2009 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» утверждены: перечень оборудования ЦЗ, перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров, требования к организации деятельности ЦЗ [5, 6]. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 г. № 597 н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» ЦЗ создаются на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и учреждениях здравоохранения муниципальных образований [9].
На территории Тюменской области деятельность ЦЗ регламентирована Приказом Департамента здравоохранения Тюменской области и Департамента здравоохранения Администрации г. Тюмени № 142 а/480 от 09.09.2010 г. «Об организации деятельности Центров здоровья в Тюменской области» [7]. В настоящее время в Тюменской области открыто 13 Центров для взрослых жителей региона и 3 — для детского населения. Для удобства жителей сельской местности и отдаленных территорий в Тюмени, Тобольске и Ишиме работают мобильные ЦЗ [1, 12].
В целях совершенствования реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения РФ были утверждены изменения в приказе Минздравсоцразвития РФ от 19.09.2009 г. № 597 н приказами Минздравсоцразвития РФ № 430 н от 08.06.2010 г., № 328 н от 19.04.2011 г., № 1074 н от 26.09.2011 г. Согласно этим нормативным документам ЦЗ должны быть оснащены офтальмологическими кабинетами, основными направлениями деятельности которых являются проведение скрининговых методов обследования населения РФ, выявление факторов риска развития изменений зрительного анализато-
ра и, соответственно, их ранняя профилактика. Полученная пациентом информация об отклонениях в остроте зрения, рефракции, цифрах внутриглазного давления позволит ему своевременно обратиться к врачу-офтальмологу для полного диагностического обследования и лечения. Внедрение в регионах РФ подобных офтальмологических кабинетов шаговой доступности, на базе которых возможно проведение минимального первичного обследования силами подготовленного среднего медицинского персонала, позволит значительно улучшить качество проведения профилактических мероприятий. Кроме того, обеспечит доступность и возможность обращения работающего населения в ЦЗ и существенно уменьшит поток неоправданных очередей и консультаций в перегруженном амбулаторно-поликлиническом звене.
В целях своевременного открытия офтальмологических кабинетов в ЦЗ для взрослого населения Тюменской области в Департаменте здравоохранения перед главным внештатным офтальмологом была поставлена задача разработки алгоритма проведения организационных мероприятий по созданию офтальмологических кабинетов в ЦЗ с учетом уровневой организационной значимости структурных управленческих звеньев. Совместно с Департаментом здравоохранения Тюменской области был разработан и исполнен алгоритм проведения организационных мероприятий по созданию офтальмологических кабинетов в ЦЗ (см. рисунок 1).
Данный алгоритм четко отражает основные задачи, поставленные перед Департаментом здравоохранения Тюменской области и внештатным офтальмологом Департамента при создании офтальмологических кабинетов в ЦЗ Тюменской области. Обеспечение координации на всех уровнях и взаимодействие с такими субъектами как Тюменская государственная медицинская академия, главные врачи поликлиник города и т. п. приведет к своевременному выполнению поставленных задач.
За период сентябрь-октябрь 2011 г. все этапы организационно-методической работы, курируемые Главным внештатным офтальмологом департамента здравоохранения ТО, проведены в полном объеме. Результат нашел отражение в совместном приказе Департамента здравоохранения Тюменской области и Департамента здравоохранения администрации г. Тюмени от 23.12.2011 г. № 596 ос/26—34 — 623 «Об организации деятельности Центров здоровья в Тюменской области» [8]. Модель регионального стандарта «Офтальмологическое обследование в ЦЗ» и алгоритм осмотра в офтальмологическом кабинете ЦЗ представлен на рисунке 2.
Рис. 1. Алгоритм проведения организационных мероприятий по созданию офтальмологических кабинетов в ЦЗ Тюменской области.
Модель пациента: 8. Категория возрастная: взрослые. Нозологическая форма: профилактический осмотр в офтальмологическом кабинете Центра здоровья. Код по МКБ-10: Z 01.0.
Условие и уровень оказания: Центр здоровья для взрослых. Средний срок оказания медицинской помощи: 1 день.
i ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ И УСЛУГ, ГАРАНТИРОВАННЫХ ГРАЖДАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
№ п/п Наименование медицинской услуги Частота предоставления* Среднее количество*
А 01.26.001 Сбор анамнеза и жалоб при патологии глаз 100 1
А 01.26.002 Визуальное исследование глаз 100 1
А 01.26.003 Пальпация при патологии глаз 100 1
А 02.26.004 Визометрия 100 1
* — на 100 случаев; ** — на весь срок оказания медицинской помощи.
N ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ И УСЛУГ, ГАРАНТИРОВАННЫМ ГРАЖДАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ НОРМЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ)
№ п/п Наименование диагностического метода Частота предоставления* Среднее количество** Показания
А 03.26.008 Рефрактометрия 80 1 1. Результат визометрии ниже 1,0. 2. Наличие в анамнезе аметропии
А 02.26.013 Определение рефракции с помощью набора пробных линз 5 1 Отсутствие возможности проведения рефрактометрии
А 23.26.001 Подбор очковой коррекции 50 1 1. Результат визометрии ниже 1,0. 2. Наличие в анамнезе аметропии
А 02.26.015 Тонометрия (бесконтактная)*** 60 1 1. Возраст пациента 40 лет и старше. 2. Возраст 35 лет при наличии факторов риска: а) миопия более 3 Диоптр; б) сахарный диабет; в) артериальная гипертония; г) наличие глаукомы у близких родственников
А 02.26.024 Определение характера зрения, гетерофории 20 1 При снижении остроты зрения до 0,4 и ниже
* — на 100 случаев; ** — на весь срок оказания медицинской помощи; *** — при выездной форме работы Центра здоровья тонометрия по Маклакову
Ш ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТ И УСЛУГ, ГАРАНТИРОВАННЫМ ГРАЖДАНАМ, ПРОШЕДШИМ КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
Наименование медицинской услуги Частота предоставления* Среднее количество**
Рекомендации по профилактике заболеваний глаз, связанных с чрезмерными зрительными нагрузками (соблюдению правильного режима нагрузки и отдыха) 100 1
Рекомендации по назначению спектральных защитных очков при работе за компьютером для профилактики компьютерного зрительного синдрома 100 1
Обучение пациентов глазодвигательной гимнастике 100 1
Оформление документации 100 1
* — на 100 случаев; ** — на весь срок оказания медицинской помощи.
Ш ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТ И УСЛУГ, ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ГРАЖДАН, ПРОШЕДШИХ КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
№ п/п (код) Наименование медицинских услуг Частота назначения* Среднее количество** Показания
Обучение пациентов закапыванию капель, закладыванию мази, туалету век 50 1 Начальные проявления синдрома сухого глаза
А 25.26.001 Рекомендации по лекарственной терапии при заболеваниях органа зрения (препараты искусственной слезы) 50 1 При наличии заболевания органа зрения (из анамнеза), сопутствующей соматической патологии
А 25.26.002 Рекомендации по диетической терапии при заболеваниях органа зрения 50 1
А 25.26.003 Рекомендации по лечебно-оздоровительному режиму при заболеваниях органа зрения 50 1
Направление к врачу-офтальмологу 50 1
* — на 100 случаев; ** — на весь срок оказания медицинской помощи
V ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ БОЛЬНОМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
Фармакотера-певтическая группа МНН* Форма применения* Частота назначения** ООД** ЭКД***
Антисептики Спирт этиловый р-р 70 % 100 мл Наружное 100 1 мл 3 мл
Антисептик для рук, 1 л Раствор 100 3 мл 6 мл
* — международное непатентованное название; ** — ориентировочная дневная доза; *** — эквивалентная курсовая доза
Рис. 2. Модель регионального стандарта «Офтальмологическое обследование в Центре здоровья» и алгоритм осмотра в офтальмологическом кабинете ЦЗ
Vi ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ БОЛЬНОМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ НОРМЫ
Группы препаратов Частота назначения* ООД** ЭКД*** Показания
Вода стерильная — 400мл 50 0,7 мл 0,7 мл Обучение пациентов закапыванию капель, закладыванию мази, туалету век
* — международное непатентованное название; ** — ориентировочная дневная доза; *** — эквивалентная курсовая доза
Vii РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
Состояние по результатам комплексного обследования в Центре здоровья Частота развития Этапность медицинской помощи
Здоров 25 % Выдача рекомендаций по режиму зрительной нагрузки
Выявление факторов риска развития заболевания 25 % Выдача индивидуальных рекомендаций Направление на динамическое наблюдение в Центре здоровья
Выявленные признаки заболевания 50 % Направление на осмотр к врачу-офтальмологу в поликлинику по месту жительства
Рис. 2 (продолжение). Модель регионального стандарта «Офтальмологическое обследование в Центре здоровья» и алгоритм осмотра в офтальмологическом кабинете ЦЗ
№ п/п Наименование обследования Норма Результат обследования
Дата
OD OS
1 Визометрия
2 Рефрактометрия
3 Тонометрия (бесконтактная)
4 Определение рефракции с помощью набора пробных линз
5 Подбор очковой коррекции
6 Определение характера зрения, гетерофории
Итоговая оценка офтальмологического статуса Здоров
Имеет функциональные отклонения (какие)
Факторы риска заболевания (какие)
Рекомендации, назначение индивидуальных планов
Выполнение рекомендаций
Подпись
Рис. 3. Карта офтальмологического статуса (результат обследования в Центре здоровья).
Результаты проведенного офтальмологического обследования заносятся медицинской сестрой офтальмологического кабинета ЦЗ в разработанную нами «Карту офтальмологического статуса» (см. рисунок 3).
Разработанная нами схема маршрутизации пациентов, обратившихся в офтальмологический кабинет ЦЗ, представлена на рисунке 4.
Схема маршрутизации пациентов отражает движение потока пациентов от начальной точки — обращения в ЦЗ — до конечного звена в зависимости от результатов обследования и состояния человека. При выявлении факторов риска офтальмологического заболевания или наличия патологии больной направляется в ЛПУ по месту жительства, также немаловажным является направление пациентов в Школы здоровья и составление индивидуальных программ по ведению здорового образа жизни.
Организация методической работы и взаимодействия офтальмологических кабинетов Центров здо-
ровья ЛПУ и ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер» представлена на рисунке 5.
Офтальмологический диспансер в данном случае представляет собой связующее звено, выполняющее функции организации, контроля, координации при работе офтальмологических кабинетов в ЦЗ Тюменской области.
За восемь месяцев работы офтальмологические кабинеты Центров здоровья в Тюменской области посетили 43243 пациента, из них у 43 % (18399 человек) выявлены факторы риска развития офтальмологических заболеваний. Всем обратившимся были проведены мероприятия, направленные на дальнейшее обследование и последующее адекватное лечение в соответствии с разработанными алгоритмами.
В соответствии с планом мероприятий главного внештатного офтальмолога департамента здравоохранения по взаимодействию с Центрами здоровья для взрослого населения в 2012 году внедрены анке-
Офтальмологический кабинет центра здоровья
Заполнение карты офтальмологического статуса в соответствии с результатами обследования
Рис. 4. Маршрутизация пациентов, обратившихся в офтальмологический кабинет Центра здоровья
ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер
шшшш шшшш
Организация работы офтальмологических кабинетов ЦЗ в ЛПУ ТО МУЗ «Городская поликлиника» (г. Тобольск) ГБУЗ ТО«ОБ № 3» (г. Тобольск) ГБУЗ ТО«ОБ № 4» (г. Ишим) ГБУЗ ТО«ОБ № 11» (г. Голышманово) ГБУЗ ТО«ОБ № 312» (г. Заводоуковск) ГБУЗ ТО«ОБ № 19» (г. Тюмень) ГБУЗ ТО«ОБ № 23» (г. Ялуторовск)
Организация работы офтальмологических кабинетов ЦЗ для приема взрослых в г. Тюмени МБУЗ «Городская поликлиника № 3» МБУЗ «Городская поликлиника № 4» МБУЗ «Городская поликлиника № 8» МБУЗ «Городская поликлиника № 12» ГБУЗ ТО«Перинатальный центр» (г. Тюмень) ГБУЗ ТО «ОКБ № 2»
Помощь в подготовке тематических школ для офтальмологических кабинетов ЦЗ
Рис. 5. Организация методической работы и взаимодействия офтальмологических кабинетов Центров здоровья ЛПУ и ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер»
ты для выявления факторов риска в офтальмологических кабинетах Центров здоровья по трем основным направлениям (заболеваниям): ВМД, глаукомы, компьютерного зрительного синдрома и разработка алгоритма маршрутизации пациентов средними медицинскими работниками офтальмологических кабинетов при выявлении факторов риска.
В качестве критериев эффективности работы офтальмологических кабинетов ЦЗ используются: количество граждан, обратившихся в офтальмологический кабинет ЦЗ, количество граждан, у которых были выявлены факторы риска, количество граждан, имеющих факторы риска по определенным направлениям (глаукома, ВМД, компьютерный зрительный синдром и синдром сухого глаза), количество граждан, имеющих факторы риска, повторно посетивших ЦЗ, количество граждан с выявленными заболеваниями, направленных на консультацию к офтальмологу поликлиники, на базе которой базируется ЦЗ, процент обоснованности направления к офтальмологу поликлиники (заполняется офтальмологом поликлиники, на базе которой функционирует ЦЗ), количество граждан, посетивших школы здоровья по профильным направлениям (по данным ЦЗ и данным интернет-регистрации при посещении Школы здоровья на сайте учреждения).
Ежеквартально осуществляется анализ полученных результатов в соответствии с критериями эффективности. На основании полученных результатов оценивается качество работы офтальмологических кабинетов ЦЗ, и в соответствии с результатами принимаются своевременные управленческие решения по повышению качества работы офтальмологических кабинетов ЦЗ. Внедрены в практику работы офтальмологических кабинетов ЦЗ три тематические школы по профилактике глаукомы, ВМД и КЗС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание офтальмологических кабинетов в Центрах здоровья — важный шаг в совершенствовании офтальмологической помощи в целом и реализации одного из главных направлений сохранения здоровья глаз — профилактического. Проводимая работа и достигнутые результаты свидетельствуют о комплексном подходе и государственном видении всех структурных управленческих звеньев в реализации задач, поставленных перед здравоохранением Тюменской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Департамент здравоохранения Тюменской области / Новости пресс-центра / Тюменские «Центры здоровья» пользу-
ются большим спросом // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dzto.ru/55/501.
2. Здравоохранение / Формирование здорового образа жизни / Министр Татьяна Голикова: Центры здоровья будут служить инфраструктурой для ведения здорового образа жизни // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. minzdravsoc.ru/health/zozh/5.
3. Коротков Ю. А, Слугин А. А., Сковердяк Л. А. Организация и функционирование современных центров здоровья // Главврач. — 2010. — № 11. — С. 25-33.
4. Нероев В. В. Главный внештатный специалист // Здравоохранение. — 2010. — № 4.
5. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»: приказ Минздравсоцразвития России от 10 июня 2009 г. №302н.
6. О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака: постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 413.
7. Об организации деятельности Центров здоровья в Тюменской области: приказом Департамента здравоохранения Тюменской области и Департамента здравоохранения Администрации г. Тюмени от 09 сентября 2010 г. № 142а/480.
8. Об организации деятельности Центров здоровья в Тюменской области: приказ Департамента здравоохранения Тюменской области и Департамента здравоохранения администрации г. Тюмени от 23 декабря 2011 г. № 596 ос/26-34-623.
9. Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака: приказ Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 г. № 597н.
10. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1237.
11. Российская газета + Вести-24: Центры здоровья // Электронный ресурс. — URL: http://www.rg.ru/2009/10/20/vesti-zdorovye.html.
12. Центры здоровья Тюмени // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nedugamnet.ru/content/tsientry-zdorov-ia-tiumieni-tiemy-adriesa-tsientrov-zdorov-ia-tieliefony-tsientrov-zdorov-ia.
THE ORGANIZATION OF OPHTHALMIC OFFICES IN HEALTH CENTERS IN THE TYUMEN REGION
Dolgova I. G, Malishevskaya T. N, Malishevskaya O. I.
G Summary. The promotion of a healthy lifestyle of the population is a priority in state policy in the field of public health. An important step in addressing this issue is establishing Health Centers designed to encourage a healthy lifestyle, to combat disease risk factors, and to prevent socially significant diseases. The incidence of eye pathologies is increasing. Diseases such as glaucoma and cataract are detected more and more often in young adults. In order to prevent vision loss in the general public, early screening for high risk diseases is necessary. Creation of ophthalmic offices in the Health Centers would facilitate the implementation of this plan.
G Key words: Health Centers; promotion of healthy lifestyle; ophthalmic offices.
Сведения об авторах:_
Долгова Ирина Генриховна — к. м. н., главный внештатный офтальмолог Департамента здравоохранения Тюменской области, доцент кафедры офтальмологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России, главный врач. ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер». 625048, Тюмень, ул. Холодильная 118, корпус 1. E-mail: [email protected].
Малишевская Татьяна Николаевна — к. м. н., заместитель главного врача ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер» по организационно-методической работе. 625048, Тюмень, ул. Холодильная, 118, корпус 1. E-mail: [email protected].
Малишевская Ольга Ивановна — аспирант кафедры Управления и экономики фармации. ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России. 625000, Тюмень, ул. Одесская 54. E-mail: [email protected].
Dolgova Irina Genrikhovna — candidate of medical sciences, chief ophthalmologist of the Department of Health the Tyumen region, assistant professor of ophthalmology Department in Tyumen Medical Academy, Chief physician. Regional ophthalmic dispensary. 625048, Tyumen, Kholodilnaya St., 118, building 1. E-mail: [email protected].
Malishevskaya Tatyana Nikolayevna — candidate of medical sciences, deputy chief physician. Regional ophthalmic dispensary on the organizational and methodical works. 625048, Tyumen, Kholodilnaya str., 118, building 1. E-mail: [email protected].
Malishevskaya Olga Ivanovna — graduate student of Department of Management and Economics of Pharmacy. Tyumen Medical Academy. 625000, Tyumen, Odesskaya str., 54. E-mail: [email protected].