Научная статья на тему 'Организация обучения в Центре языковой подготовки БГТУ и Актуальные направления его работы'

Организация обучения в Центре языковой подготовки БГТУ и Актуальные направления его работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЦЕНТР ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коженец Татьяна Станиславовна

В статье рассматривается проблема обеспечения эффективного обучения иностранному языку, которое является сегодня актуальной задачей высшей школы. Организация обучения студентов и преподавателей иностранному языку в Центре языковой подготовки направлена на повышение качества языкового образования в БГТУ. Автор статьи формулирует цели и задачи работы Центра языковой подготовки, а также подробно останавливается на главных аспектах перспективных направлений его деятельности. Автор аргументирует необходимость использования эффективных коммуникативных методик преподавания и активного внедрения инновационных технологий в процесс обучения, освещает подходы к оценке уровня иноязычной коммуникативной компетенции слушателей Центра. Отдельное внимание уделено содержанию программ обучения и вопросам расширения спектра предлагаемых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коженец Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обучения в Центре языковой подготовки БГТУ и Актуальные направления его работы»

УДК 37.091.64

Т. С. Коженец, преподаватель (БГТУ)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БГТУ И АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАБОТЫ

В статье рассматривается проблема обеспечения эффективного обучения иностранному языку, которое является сегодня актуальной задачей высшей школы. Организация обучения студентов и преподавателей иностранному языку в Центре языковой подготовки направлена на повышение качества языкового образования в БГТУ. Автор статьи формулирует цели и задачи работы Центра языковой подготовки, а также подробно останавливается на главных аспектах перспективных направлений его деятельности. Автор аргументирует необходимость использования эффективных коммуникативных методик преподавания и активного внедрения инновационных технологий в процесс обучения, освещает подходы к оценке уровня иноязычной коммуникативной компетенции слушателей Центра. Отдельное внимание уделено содержанию программ обучения и вопросам расширения спектра предлагаемых курсов.

The article touches upon the problem of providing effective teaching of foreign languages, which is an urgent task of higher education today. Organization of training of students and teachers of foreign languages in Language Training Center aims to improve the quality of language education in BSTU. The author of the article formulates the goals and objectives of the Centre of language training, as well as provides the details of the key aspects of perspective directions of its activity. The author explains the necessity of usage of effective communication techniques of teaching and active implementation of innovative technologies in the process of teaching, highlights approaches to assessing the level of foreign language communicative competence of students of the Centre. Special attention is paid to the content of training programs and how to increase the spectrum of courses offered.

Введение. В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни изучение иностранных языков представляется чрезвычайно актуальным. Иностранные языки стали одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом - к английскому. Теперь знание двух и более языков - это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком.

Однако обеспечение эффективного обучения иностранному языку продолжает оставаться актуальной задачей высшей школы. Все вузы нашей страны призваны обеспечить готовность своих выпускников использовать иностранный язык как средство делового и межличностного общения и всестороннего информационного обмена в сфере их профессиональной деятельно-

сти. Сегодня остро стоит вопрос о качественной языковой подготовке специалистов, профессионально владеющих иностранными языками в целях осуществления межъязыковой межкультурной коммуникации.

Основная часть. С целью повышения уровня владения иностранными языками преподавателями, сотрудниками и студентами нашего университета в 2010 году был создан Центр языковой подготовки. Работа Центра направлена на формирование в БГТУ специальной образовательной среды, основанной на интенсификации процесса обучения иностранным языкам с использованием современных активных форм и методов обучения.

Обучение в Центре языковой подготовки направлено на формирование умений пользоваться иностранным языком для повседневного общения и достижения профессиональных коммуникативных целей, совершенствование коммуникативных умений, обогащение словарного запаса и подготовку к межкультурному взаимодействию.

Перспективные направления нашей деятельности по совершенствованию качества языкового образования в БГТУ включают в себя:

— использование новейших эффективных коммуникативных методик преподавания;

— изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта;

— использование новейших учебных пособий издательств Oxford University Press, Cambridge University Press, Hueber, Langenscheidt;

172

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 5. История, философия, филология

— активное внедрение инновационных технологий в процесс обучения;

— интенсивное погружение в языковую среду;

— активное использование аудио-, видео- и интернет-ресурсов при проведении каждого занятия;

— усиление практико-ориентированной составляющей языковой подготовки слушателей;

— текущая и итоговая оценка уровня иноязычной коммуникативной компетенции слушателей Центра в виде многокомпонентного тестирования и устной беседы;

— мониторинг потребностей потенциальных слушателей и систематическое обновление содержания программ предлагаемых курсов;

— регулярное повышение квалификации и прохождение стажировок преподавателями Центра языковой подготовки;

— сотрудничество с другими языковыми школами и организациями с целью обмена опытом;

— участие слушателей и преподавателей Центра в различных семинарах, тренингах, мастер-классах с носителями языка.

В настоящее время подготовка слушателей осуществляется по следующим программам:

— общий разговорный курс «Современные иностранные языки» (английский, немецкий, французский, испанский).

Данный курс предназначен для слушателей, имеющих различный уровень знаний иностранного языка, от начального до высокого, и желающих его улучшить. Многоуровневая программа курса соответствует международным стандартам и общеевропейской компетенции владения иностранным языком;

— спецкурс «Иностранный язык для специальных целей», предполагающий изучение профессиональной лексики и овладение навыками перевода для специалистов в области химической технологии и техники, лесного хозяйства и лесной промышленности, экономики, полиграфии и издательского дела.

Преимуществом данного курса является то, что его содержание варьируется в зависимости от профиля подготовки конкретной группы и может быть узко специализированным. Курс обучения зависит от общего уровня владения иностранным языком и составляет от 2 до 4 семестров.

В связи с открытием в БГТУ в 2013/2014 учебном году новых специальностей, предполагающих преподавание всех предметов на иностранном языке, остро встал вопрос о языковой подготовке преподавателей, планирующих преподавание дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов на английском языке. Возникла необходимость разработки новых программ, включающих не только аспекты

повышения языковой компетентности, но и методики подготовки и проведения лекций, семинарских и практических занятий на английском языке, проведение мастер-классов и работу с презентациями. Поэтому программа спецкурса «Иностранный язык для специальных целей» была существенно расширена;

— «Деловой иностранный язык».

Данный курс предназначен для слушателей, целью которых является использование иностранного языка в деловой сфере: бизнес-контакты с зарубежными партнерами, ведение деловой переписки и переговоров, участие в конференциях и семинарах, подготовка и проведение презентаций на иностранном языке.

С целью расширения спектра программ обучения в 2013/2014 учебном году были разработаны и внедрены новые учебные курсы;

— «Курс практической грамматики».

Курс позволяет в короткие сроки овладеть практической грамматикой современного иностранного языка, усвоить основные грамматические правила и структуры, научиться грамматически правильно формулировать свои мысли;

— «Интенсивный курс для студентов-волонтеров, принимающих участие в сопровождении туристов во время Чемпионата мира по хоккею 2014».

Разговорный курс для специалистов сферы туризма и гостиничного дела. Курс направлен на подготовку студентов в сжатые сроки к общению с иностранными туристами по следующей тематике: «В городе», «Транспорт», «Спорт», «Экскурсии и достопримечательности», «В гостинице» и т. д.;

— «Летний коммуникативный интенсивный курс для путешествий»

Данный курс предназначен для тех, кто планирует деловые поездки за рубеж или встречи с иностранными партнерами, а также туристические поездки в отпуск.

Все учебные языковые программы соответствуют общеевропейской системе оценки знаний Common European Framework (CEF). Эта система применяется во всех европейских странах для курсов иностранных языков и оценки знаний студентов. Занятия проводятся в студенческих группах численностью 8-12 человек, в преподавательских - численностью 68 человек, что, несомненно, является преимуществом нашего Центра. Также следует отметить гибкую систему формирования цен по сравнению с другими языковыми школами города. Формирование групп производится на основе тестирования и собеседования, в ходе которых проверяется уровень владения языком. Кроме того, всем слушателям предоставляется бесплатное пробное занятие.

В 2012/2013 учебном году в Центре языковой подготовки проходили обучение по программе общего курса «Современные иностранные языки» (английский) 37 преподавателей и по программе спецкурса «Иностранный (английский) язык для специальных целей» - 22 преподавателя БГТУ из числа специалистов в области технологии деревообработки, в сфере экономики и менеджмента недвижимости, экономики, бухучета и маркетинга. Всего в 2012/2013 учебном году в Центре языковой подготовки обучалось 59 преподавателей и 83 студента и магистранта БГТУ.

Слушатели, успешно завершившие минимум двухгодичное обучение, получают соответствующий сертификат о прохождении курсов. В 2012/2013 учебном году такие сертификаты получили 18 слушателей Центра языковой подготовки.

В 2013/2014 учебном году на курсах обучалось 90 студентов и магистрантов и 42 преподавателя из числа профессорско-преподавательского состава БГТУ.

Одним из новых направлений работы Центра в текущем году является сотрудничество с базовыми отечественными предприятиями БГТУ по совершенствованию уровня владения их сотрудниками английским языком с целью повышения конкурентоспособности и престижности предприятий на зарубежном рынке.

В декабре 2013 года была подготовлена и распространена рекламная информация среди базовых отечественных организаций с целью их ознакомления с программами и условиями обучения, направлениями работы Центра и привлечения потенциальных слушателей. Было установлено взаимодействие с руководителями предприятий и осуществлен мониторинг потребностей данных организаций в повышении иноязычной и межкультурной компетенции их сотрудников.

В результате была набрана группа слушателей из числа сотрудников института микробио-

логии НАН в количестве 7 человек. На базе института было организовано проведение предварительного тестирования сотрудников и устного собеседования с целью определения актуального уровня владения английским языком. В настоящее время группа уже обучается на курсах английского языка.

В рамках дальнейшей работы Центр языковой подготовки ведет переговоры также с иногородними базовыми предприятиями для организации краткосрочных интенсивных курсов английского языка на базе БГТУ.

Заключение. При организации работы в Центре языковой подготовки мы опираемся на комплексный подход к обучению. Многоуровневые комплексные программы направлены на создание прочной базы знаний, приобретение устойчивых практических навыков, формирование позитивного отношения к изучению иностранного языка. Все это просто необходимо для свободного общения на иностранном языке на любые темы в реальных жизненных ситуациях. Сбалансированная структура занятий, современные учебные материалы и удобное расписание позволяют нашим слушателям достичь желаемого результата, работая в оптимальном для них режиме. Богатый ассортимент учебных программ имеет разную интенсивность, сложность и целевое назначение. Приоритетом нашего Центра является применение современных и эффективных методик: кроме привычных заданий и тестов, мы используем различные инновационные обучающие приемы. При обучении иностранным языкам используются только самые современные учебные пособия, созданные в странах изучаемых языков, аутентичные аудио- и видеоматериалы. В программу включено большое количество дополнительных материалов разной направленности, которые позволяют нашим слушателям получить более глубокую и всестороннюю языковую подготовку.

Поступила 15.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.