УДК 331.1
Шкред Екатерина Сергеевна,
аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство», Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС),
тел. (395)2369727, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА МЕТОДИКЕ СМК «ШЕСТЬ СИГМ» НА ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
E.S. Shkred
ORGANIZATION OF STAFF TRAINING METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM «SIX SIGMA» ON LINEAR ENTERPRISES
Аннотация. Показана важность обучения персонала линейных предприяийтий ОАО «РЖД» методике СМК «Шесть сигм». Рассмотрены варианты обучения, а также особенности его организации в российских условиях.
Ключевые слова: шесть сигм, обучение персонала, система менеджмента качества.
Abstract. This article shows importance of staff training methodology of quality management system «Six sigma» on linear enterprises of the public corporation «Russian Railways». This article focuses on versions of staff training and features of its organization in Russian context.
Keywords: six sigma, staff training, quality management system.
Обучение персонала методике «Шесть сигм» является важнейшим этапом в процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Зная теорию в совершенстве, сотрудники таких предприятий могут без труда применить метод настройки регулярных бизнес-процессов на практике. Однако чтобы добиться наилучших результатов, руководство должно подойти к обучению своих кадров технике «Шесть сигм» со всей ответственностью.
Основа концепции «Шесть сигм» - минимизация количества несоответствий (браков) на один миллион возможностей [4]. Высший уровень качества достигается на уровне «шести сигм» - 3 - 4 дефекта на 1 млн возможностей. При внедрении системы управления качеством в ОАО «РЖД» концепцию «Шесть сигм» необходимо рассматривать как философию управления, в которой основное внимание уделяется устранению брака [5] путем анализа результатов измерений и оптимизации на этой основе внутренних процессов ОАО «РЖД».
Совершенно очевидно, что существующего на российских предприятиях уровня знаний тех-
нического и управленческого персонала недостаточно для эффективной организации работ по совершенствованию процессов. При хорошей технической подготовке и большом опыте применения традиционных методов управления людьми наши специалисты, как правило, демонстрируют полное отсутствие понимания современных методик совершенствования процессов и организации проектной работы.
Детальный анализ теории и практические исследования показали, что классическую методику «Шесть сигм» нужно адаптировать для успешного применения в российских условиях [3]: наше производство, наши люди, наши традиции управления и решения задач не вписываются в американский стандарт. Если американским и европейским инженерам в основном приходится изучать только статистические инструменты, то нашим специалистам-путейцам в первую очередь необходимо научиться простой механике организации работ по совершенствованию процессов. Это особенно касается системы управления путевым комплексом в текущем содержании железнодорожного пути, который непрерывно и давно совершенствуется.
Обучение необходимо на всех уровнях управления. Правильное функционирование инфраструктуры внедрения предполагает, что все участники хорошо понимают свои роли и их значение для достижения требуемого результата в масштабах предприятия. Это в основном сводится [1]:
• к всесторонней поддержки проектов со стороны руководства;
• к созданию эффективных команд для решения проблем предприятия;
• к контролю и управлению со стороны руководства и кураторов;
• к правильному выбору и выполнению про-
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
ш
ектов совершенствования;
• к снижению количества ошибок и нерациональных затрат ресурсов;
• к уменьшению сопротивления внедрению инновациям со стороны путейского коллектива;
• к выработке в коллективе «нового взгляда» на качество и издержки.
В зависимости от уровня корпоративной и технологической культуры и существующих на предприятии управленческих традиций можно использовать три возможных варианта обучения [2]:
1. Массовое - обучение определенной части трудового коллектива для последующего выполнения большого количества проектов во всех основных подразделениях организации. Есть организации, в которых практически все сотрудники проходят курсы обучения по системе «Шесть сигм».
Этот вариант экономически обоснован при высоком уровне технологической и проектной культуры в организации. Нужно также учитывать, что массовое внедрение проектов требует создания специальных штабных структур, высокого качества коммуникаций на всех уровнях управления, мощной методологической поддержки.
Такой подход «масштабных инвестиций в развитие» успешно применяется крупными компаниями. В системе ведения путевого хозяйства этот вариант распространяется на командный состав служб и руководителей предприятий на линии. Можно с уверенностью сказать, что этот инвестиционный проект обладает высочайшими показателями доходности, низким уровнем рисков и исключительно привлекателен для инвестора.
2. Проектное - обучение группы специалистов в качестве ядра будущих преобразований. Усилия концентрируются на формировании одной или нескольких групп специалистов, способных проявлять инициативу и выполнять проекты на разных участках бизнес-процессов. Каждый из обученных на уровень «зеленый пояс Шесть сигм» сотрудников сможет возглавить и реализовать проект, конкретно в путевом хозяйстве — «зеленые пояса» монтеров пути и дорожных мастеров с группой «черных поясов».
Это универсальное управленческое решение, полезное в любой ситуации. На каждом предприятии есть, как минимум, текущие задачи развития, и их решение в формате проектов «Шесть сигм» будет осуществлено быстрее, эффективнее и с меньшими затратами всех типов ресурсов.
3. Техническое - обучение использованию отдельных методик и инструментов различных профильных специалистов: технологов, линейных руководителей, аналитиков. В этом случае не
строится структура поддержки и не инициируются проекты, а новые знания применяются в текущей профессиональной деятельности, - просто специалисты более эффективно выполняют свои постоянные обязанности. В путевом хозяйстве распространяется на лидеров и консультантов, подготовленных в верхних эшелонах власти. Польза от такого обучения существенная, но, естественно, меньше, чем в первых двух вариантах обучения.
Иногда применяются и другие методы группового обучения на рабочем месте. Например, семинарное обучение для отдельных специалистов, принятое конкретно в организации и по распоряжению службы пути.
Особенное внимание уделяется планированию учебного процесса, содержанию тематики семинаров на линейных предприятиях, в которых пытаются применить технологию «Шесть сигм» для решения своих проблем и нуждаются в практических советах на каждом этапе работ. Для разработки таких курсов обучения используются классические переведенные американские и европейские учебные материалы. При этом опыт практического применения и обучения показал, что и как следует изменить в процессе обучения для более эффективного использования методики в наших условиях. Во-первых, обучающемуся персоналу необходимо иметь пошаговые инструкции с подробными рекомендациями по всем основным действиям, начиная с исследования потерь и выбора проектов и заканчивая мероприятиями по долгосрочному закреплению результатов каждого проекта. Во-вторых, в традиционную технологию «Шесть сигм» необходимо вносить некоторые дополнения и изменения, в том числе существенно усилить «организационную» часть на всех этапах выбора и реализации проектов, добавить предпроектные этапы исследования потерь и постановки задач развития в масштабах предприятия, оптимизировать цикл «измерение/анализ» в целях экономии ресурсов [3]. Такое обучение должно уделять значительно больше внимания описанию организационных мероприятий на каждом этапе, детализировать пошаговые действия и содержать рекомендации по каждому элементу методики.
Приведем пример такого обучения в путевом хозяйстве: на такой дистанции пути, как Слю-дянская, в обучении методам СМК принимали участие все - от командиров до рядовых работников. Это тот случай, когда хорошие идеи, заложенные в системе менеджмента качества, что называется, «овладели массами». Результат такого обучения не заставил долго себя ждать: впоследствии на дистанции, являющейся пилотной по
иркутским государственный университет путей сообщения
внедрению СМК, были организованы кружки, которые определяют направление основных технологических процессов, были созданы методики пошагового порядка внедрения метода, сформирована балльная система оценки эффективности выполнения мероприятий и т. д. Итог качественной кропотливой работы - получение сертификата международного стандарта ИСО 9001:2008.
Наши люди в целом в меньшей степени склонны верить корпоративным лозунгам и менее дисциплинированны, чем работники в Японии, Америке и Европе [3]. Видимо, сказывается исторический опыт. Программы стимулирования и мотивации должны быть более адресными и приближенными к ментальным условиям производства и накопленного опыта.
И, наконец, исключительно настойчиво нужно развивать идею необходимости и неизбежности активного управления изменениями. Учитывая местный менталитет, а также малую грамотность персонала линейных предприятий ОАО «РЖД» в вопросах менеджмента, можно сказать, что люди не в достаточной степени оценивают всю полезность внедрений методов СМК. Также злую шутку играют с нашими руководителями непонимание обязательности постоянного развития и непонятный, ничем не обоснованный оптимизм, убеждающий, что все и так будет хорошо [3]. Следовательно, при внедрении системы «Шесть сигм» особое внимание нужно уделить экономической эффективности проектов и качеству коммуникации участников проектов и руководства предприятия. Стоит учесть эти особенно-
сти внедрения системы в наших условиях и выделить чуть больше времени и других ресурсов на обучение проектной работе и организацию эффективного взаимодействия специалистов.
В дальнейшем работа по формированию условий для целенаправленного обучения и саморазвития призвана стать одним из перспективных направлений долгосрочного развития работников дистанции пути, занимающихся комплексом текущего содержания пути.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брю Г. Шесть сигм для менеджеров / пер. с англ. В. Н. Егорова. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 272 с.
2. Ватсон Г. Методология «Шесть сигм» для лидеров, или Как достичь 3,4 дефекта на миллион возможностей / пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. Ю. П. Адлера. М. : РИА «Стандарты и качество», 2006. 224 с.
3. Казинцев А. В. Шесть Сигм в России. Методика снижения потерь, дефектов, издержек. М. : Ассоциация Шесть Сигм, 2009. 368 с.
4. Панде П., Холп Л., Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / пер. с англ. С.Турко. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. 158 с.
5. www.lean6sigma.org.ua [Электр. ресурс] : корпоративный блог. URL:
http://www.lean6sigma.org.ua (Дата обращения 05.03.2013).
УДК 628.5:656.2 Машуков Андрей Александрович,
к. т. н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89643503278, e-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
A.A. Mashukov
TECHNOLOGICAL APPROACH TO ORGANIZATION OF WASTE MANAGEMENT AT RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES
Аннотация. Рассматривается проблема утилизации отходов на железнодорожном транспорте, правовые основы технологического подхода к организации природоохранной деятельности с учетом опыта Европейского Союза и действующего законодательства России. Предложена структура стандарта по обращению с
отходами (на примере отработанных деревянных шпал).
Ключевые слова: отходы, наилучшая доступная технология, законодательство, обращение с отходами, сжигание отходов, жизненный цикл отходов, отработанные шпалы.
Abstract. The problem of waste on railway transport, the legal basis of the technological ap-